💳 Кожен. Повинен. Мати. Trustee Plus: криптогаманець і європейська платіжна картка з лімітом 50к євро 👉

Два айтишника планируют превратить Луцк в креативную столицу Украины. Какие у них планы и будет ли там место волынскому IT?

Украинские IT-предприниматели Адам Харлампович, когда-то организовавший первые на Волыни серверы для чемпионатов Counter-Strike, и его партнер, основатель IT компании Ideil Вадим Махомед задумали невероятное — превратить едва ли не самый маленький украинский облцентр Луцк в креативную столицу Украины.

dev.ua пообщался с Адамом о планах такой трансформации волынской столицы и месте IT в новом креативном хабе.

Оставить комментарий
Два айтишника планируют превратить Луцк в креативную столицу Украины. Какие у них планы и будет ли там место волынскому IT?

Украинские IT-предприниматели Адам Харлампович, когда-то организовавший первые на Волыни серверы для чемпионатов Counter-Strike, и его партнер, основатель IT компании Ideil Вадим Махомед задумали невероятное — превратить едва ли не самый маленький украинский облцентр Луцк в креативную столицу Украины.

dev.ua пообщался с Адамом о планах такой трансформации волынской столицы и месте IT в новом креативном хабе.

Кто такой Адам Харлампович

Адам Харлампович — украинский предприниматель родом из маленького города Рожище Волынской области. «В детстве меня загружали по максимуму. И отдых надо было заслужить. Мне не давали шансов. Надо было бороться. Поэтому я одновременно был и участником олимпиад по 8 дисциплинам, и капитаном баскетбольной команды, и учился на кружке программирования, и занимался брейк-дансом, и писал научные работы в МАН, и защищал собственный криптографический софт на конкурсе от Intel. И даже прислуживал в церкви в 9 класс», — рассказывает мужчина.

Активность и инициативность ушли еще оттуда — у Адама было приглашение на поступление без экзаменов в топовые вузы Украины. Однако учился мужчина в Волынском национальном университете по специальности «Учет и аудит», хотя никогда не работал по специальности.

Зато рано научился кодить и организовал первые в области серверы для чемпионатов Counter-Strike.

В 2005 году Адам основал свой бизнес: компьютерные клубы с доступом к интернету. А уже через год создал компанию по продажам компьютерной техники, которая позже имела офисы в 6 областных и районных центрах.

«В 2008 году во время мирового кризиса бизнес обанкротился, я был в долгах на 100 000 долларов, от меня ушел близкий человек и это был сложный период в жизни. Все долги вернул и на ошибках научился», — вспоминает Адам.

Адам Харлампович

Так вернулся к программированию — через перерыв пришлось изучать новые технологии. Он одним из первых начал разрабатывать платежные модули для интернет-магазинов. Впоследствии к этому добавилось продвижение сайтов в поисковых сетях. В частности, платформ по доставке пищи. По сотрудничеству с этой нишей разработчик органично приобщился к малоизвестной тогда сфере affiliate-маркетинга. «Ведь процесс был настроен таким образом, что по каждому чеку начислялась комиссия посредника. Это была плата за приведенный трафик и заказ еды», — объясняет он.

Сейчас Адам имеет команду из 66 специалистов и владеет несколькими бизнесами в сферах киберспорта, тревела, одежды, финансов, онлайн-медиа и affiliate-маркетинга. Также он софинансирует социальные проекты в Луцке и регионе, соучредил «Алгоритм Действий». Это общественная организация, которая объединяет бизнес, технологическое и креативное сообщество Луцка и позволяет обеспечивать устойчивое и инновационное развитие региона.

Об идее креативного хаба

Креативный хаб — это создание мощной и целостной экосистемы для развития креативных индустрий в городе, говорит Адам. «Немножко банальная фраза, но говорят, что ХХ век — это время нефти, а вот ХХІ — время интеллектуального потенциала и креативности. И я уверен, что Украина — идеальное место для развития последней», — объясняет мужчина.

Креативность, по его мнению, это искусство, которое приносит деньги. Процесс, когда творчество превращается в предпринимательство.

Адам приводит статистику: Кабмин отмечает, что в 2020 году креативные индустрии сгенерировали 4,2% добавленной стоимости украинской экономики. «По миру в среднем это 6%. И по стратегиям, которые сейчас публикуются Минцифрой, Минкультом, Минстратом и другими, наблюдаем, что и государственная политика направлена ​​на развитие креатива. А для этого нужна производительная синергия бизнеса, общественности, власти, пространства и идей. И вот мы в Луцке захотели создать это место синергии, чтобы лучане не уезжали, а наоборот, привлекали приезжать к нам из соседних городов», — говорит Харлампович.

Когда взялись реализовывать идею креативных хабов в Луцке, идейные вдохновители проекта поняли, что прежде всего важно больше понять внутренний контекст города, разобраться, сколько есть предпринимателей, представителей креативной индустрии, что кому важно и кто на чем специализируется.

«Сейчас мы проводим первое в городе комплексное урбанистическое исследование, параллельно ездим и консультируемся с людьми, у кого удалось качественно это сделать. В том числе общались с Василием Хмельницким об опыте Unit.City, наладили партнерство с франковским Промприбором, посетили BeCentral в Брюсселе», — рассказывает Адам.

Такие проекты, говорит он, нуждаются в определенной жертвенности на старте, выдержке на дистанции, но, как правило, оказывают эффект с хорошим мультипликатором по результату.

Почему именно Луцк

«Почему мы выбрали Луцк? Потому что мы любим и точно знаем, что в рейтинге украинских городов Луцк оправданно стоит на лидерских позициях по комфорту. У нас уже в пешей доступности много необходимого», — говорит предприниматель.

Однако предприниматели намерены улучшить городское пространство по принципам современных урбанистов и архитекторов, чтобы оно было построено так называемыми кластерами, где на расстоянии 15 минут есть доступ ко всей инфраструктуре.

Для Адама важны два тезиса:

  1. Сделать в городе такие проекты, которые позволят больше лучан оставаться здесь. Находить новые смыслы и усиливать их: о чем Луцк? Что он дает и может давать Украине? Что здесь делать? Радует, что существующая и успешная «диаспора», которая сейчас живет в мегаполисах и других странах, занимается этими вопросами тоже и активно помогает.
  2. В начале полномасштабного вторжения мы провели опрос в компании: кто и при каких условиях поедет жить заграницу? Три человека из 66 уволились и уехали в семьи. Еще пять месяцев жили в другой стране, но вернулись.

Это для меня показатель того, что людям уютно и комфортно в Киеве. К тому же в городе сейчас хорошие предпосылки для развития.

Адам объясняет: во-первых, у местных предпринимателей есть финансовый капитал, который они готовы вкладывать. В то же время, нет таких проектов, где люди могут соинвестировать. Поэтому наш замысел должен привлечь и объединить местных инвесторов вокруг общей идеи.

Во-вторых, Луцк имеет много ниш, что незаполненны и конкуренция незначительна. То есть это отличная среда для развития и роста.

«И, на мой взгляд, еще один весомый фактор — это приближенность к границе. Это означает, что большинство довольно часто путешествовали и имеют насмотренность и понимание качественного уровня жизни в Европе, многообразие услуг, решений, продуктов. Так что спрос и заинтересованность есть, но предпринимателям часто не хватает смелости реализовывать концептуальные проекты», — говорит Харлампович.

А еще, по прогнозам футурологов, у городов, в которых не будут созданы экосистемы, нет шансов на успешное будущее, добавляет предприниматель.

«Потому кто как не мы? Мы любим Луцк. Мы здесь живем. Мы готовы улучшать город своими усилиями. Мы постоянно учимся и привлекаем к проектам лучших в своих областях специалистов», — отмечает инноватор.

Что такое креативный хаб

Самая приоритетная задача организаторов сейчас — это урбанистическое исследование Луцка, чтобы понять, в каком масштабе реализовать то, что они задумали. «Чтобы потом не получилось, что действительно нужен другой формат, чем мы запланировали. И чтобы не повредить городу. Такие глобальные проекты следует делать с умом и используя реальные данные. Именно поэтому и начали Urban Vision Lutsk», — говорит Адам.

Он добавляет, что для реализации этого начинания привлекли не только ведущее урбан агентство Украины, но и недавно ездили на встречу с американцами orgpermod.com в Бельгию, где рассказывали о международных примерах создания экосистем.

«В частности, говорили о создании большого физического хаба, где будет тусить креативное сообщество. К примеру, наши коллеги из Нью-Йорка рассказывали, что в бостонском коворкинге CIC все продумано таким образом, чтобы люди как можно чаще сталкивались. Да, на каждом этаже есть кухня и зона для кофе-брейка. Но количество кофейных аппаратов всегда таково, чтобы люди стояли в очереди, общались, обменивались идеями», — делится наработкой Харлампович.

По своему опыту Адам знает, насколько это важно: «По наблюдениям за эволюцией моих компаний и компаний друзей: мы начинали в маленькой комнате, потом переехали в большую. Потом снимали большой подвал, потому что количество людей росло, но средств на аренду достойного пространства не хватало. В конце концов, где-то на 7-й итерации мы перебазировались в хорошо оборудованный офис. Эта эволюция заставляет задуматься: как сделать так, чтобы на очередном шаге не пришлось менять очередное неприспособленное помещение».

А еще, говорит Адам, экосистема — это крутое решение, потому что в ней может сосуществовать 2–3 крупных компании — якорные арендаторы — и большое количество компаний среднего и малого размера.

«Принцип состоит в том, чтобы делить определенные пространства между всеми. Переехать с этажа на этаж или в соседнюю комнату проще, а вся инфраструктура остается понятной для сотрудников. При этом, пространство функционально. То есть, сегодня в конкретном уголке может быть переговорная комната, а завтра ее запросто объединяешь в коворкинг. В таком направлении движется сейчас мир», — объясняет креатор. Такой формат, по словам Адама, помогает не просто сосуществовать, а начинать кооперации и совместные проекты.

Источник: https://clivewilkinson.com/the-12-building-blocks-of-the-new-workplace/

Проекты в работе

Среди проектов, реализуемых в рамках перевоплощения центра Волыни, предприниматели уже привезли крупнейший артпроект года МОТ (Модуль временности) в Луцк. Пространство было только в Киеве, Днепре, Луцке и сейчас во Львове. «Это масштабный проект, который не только привлек международное внимание к Украине, но и сгенерировал 9 млн гривен на восстановление пострадавшей от войны артинституции», — рассказывает Адам.

Организаторы предстоящего креативного хаба уже присоединились к глобальному проекту временного жилья и реабилитации для внутренних переселенцев — RE:Ukraine Housing в Луцке. Там тоже предприниматели будут создавать экосистему, где люди смогут реабилитироваться, интегрироваться в общество и продлить свою жизнь в нашем городе.

Сейчас предприниматели ищут возможности для качественного образования в Луцке: привозят в город экспертов из разных уголков. Мероприятия для предпринимателей посетило уже более 3500 человек за 6 месяцев. В планах приглашать экспертов из Могилянки или Украинского католического университета, помогать местным художникам. «Работа с предпринимателями — приоритетное направление. Работаем над созданием бизнес-акселератора и двух инвестиционных фондов: для развития локального бизнеса и инвестирования в проекты. Потому что их очень много», — говорит Адам.

О команде

Сейчас уже создана команда общественной организации, от имени которой предприниматели реализуют проекты. Это два человека в отделе по работе с международными донорами и партнерами, инвестиционный менеджер, который делает пичдеки, упаковывает смелые идеи в понятную инвесторам форму и готовит финмодели, проектные менеджеры, коммуникационный отдел, а также соучредители-предприниматели, являющиеся первыми инвесторами проекта.

О деньгах

«Сначала мы всегда вкладываем собственные средства на участие в профильных мероприятиях, разработку моделей и концепций проекта, финансирование команды», — признается Адам.

Однако по подсчетам, будущее городское пространство будет занимать примерно 40 000 м², а это примерно $40 млн долларов. Поэтому предприниматели планируют привлекать дополнительные ресурсы из разных источников. «Для социальных функций — средства международных партнеров, для бизнес-это будут средства других локальных инвесторов, и, конечно, украинских инвесторов и зарубежных фондов», — объясняет Харлампович.

В разрезе 10 лет, по прогнозам Адама, сумма инвестиций составит более 150 млн долларов в инфраструктурные проекты», — говорит он.

В целом по финансированию ответ прост: если репутационно и математически хаб и его элементы будут понятны инвесторам, населению, власти и будут действовать прозрачно, то проект будет работать, и в него будут охотно вкладывать, уверяет Адам.

Цели и дедлайны

Реалистичный и лучше прогнозируемый бизнес-план будет основываться на городском исследовании, говорит предприниматель. «В первом черновике финмодели было 250 строк в табличке, а сейчас она растет, потому что понимаем гораздо более четко вызовы, риски, функционал и интересы потенциальных стейкхолдеров, — признается Адам. — Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы люди оставались в городе и переезжали сюда. Для этого Луцк должен стать более открытым, принимать и создавать больше событий и инициатив, быть интересным бизнесу и инвесторам».

Среди KPIs предпринимателей:

  • запуск местного инвестиционного фонда, который впоследствии привлечет большие фонды избирать нас локальным партнером;
  • рост числа предпринимателей в городе (думаем о росте не менее трех раз);
  • а также рост активных общественных организаций, ведь как раз они будут отвечать за social impact в Луцке, в частности, будут работать с грантами.

«Подводя итог, в перспективе Луцк должен быть комфортным перспективным городом для представителей креативных индустрий и прогрессивных людей, вдохновлять их на развитие и жизнь здесь. А бизнес-план должен иметь пессимистический, реалистичный и оптимистический сценарии и корректироваться под суперволатильный мир вокруг», — говорит Харлампович.

Будет ли волынское IT

«В перспективе, конечно, то, что мы называем полноценной экосистемой — инвестиционный фонд с акселератором и инкубаторами в большом пространстве типа Unit.City или „Промприбора“. Сейчас после посещения ИТ Арены понимаем, что в приоритете все, что связано с технологиями, в том числе defence tech, agritech направления», — рассказывает Адам.

Также, предприниматели работают над развитием открытой базы данных и удобной работой с ними. Все исследования, проводимые инициаторами создания хаба, планируют разместить в удобном формате онлайн для дальнейшего использования и ознакомления всеми, кто заинтересован и неравнодушен.

«У города сейчас нет таких выборок как, например, портрет жителей определенного района. Это усложняет маркетологам и предпринимателям принятие качественных решений. Опять же результаты работы центра — дашборды с открытыми данными. В этом случае мы еще подключаем создание аналитического центра, который, в том числе, будет проводить качественные соцопросы и постоянные исследования», — говорит Адам.

Еще предприниматели планируют упаковать результаты урбанистического исследования в Smart-приложение с сервисами города, маршрутами и полезными контактами.

Почему креативщики должны выбрать Луцк

Мы попросили Адама назвать пять причин, почему креативщики, диджилальщики и айтишники должны кооперироваться именно в Луцке. Вот что он ответил.

  1. Они уже сотрудничают, а мы лишь усиливаем этот тренд определенными инструментами, финансами и профессиональной командой. А совсем через чуть-чуть — качественными, продуманными до деталей и функциональными пространствами.
  2. Вайб городов вроде Луцка понимаешь, когда прожил здесь хотя бы несколько недель. Местные ценят пешеходную доступность, много зелени, реки и умеренную скорость. Во время ковида это особенно заценили.
  3. Наш город умеет удивлять. Например, здесь находится самый большой в Украине музей современного искусства, самый длинный в мире дом, самая древняя в Украине лавра. Наше урбан-исследование помогает найти и подсветить новые и уже существующие смыслы. Открытий будет еще больше и мы намерены их качественно упаковать маркетингом.
  4. Близость к Европе, большое количество пунктов пропуска и относительно более высокая безопасность.
  5. Проактивные и трудолюбивые люди, которые открыты к новому и готовы к переменам, являются основой любого бизнеса. Это, по моему мнению, самый ценный и одновременно недооцененный сегодня ресурс Луцка.
«Нет айтишного Рамштайна». СЕО Львовского IT Кластера Степан Веселовский - о деньгах обучения и работе бронирования и выезд за границу
«Нет айтишного Рамштайна». СЕО Львовского IT Кластера Степан Веселовский — о деньгах, обучении и работе, бронировании и выезде за границу
По теме
«Нет айтишного Рамштайна». СЕО Львовского IT Кластера Степан Веселовский — о деньгах, обучении и работе, бронировании и выезде за границу
«Есть опасения, что после подачи списков на бронирование специалисты получат повестку». Топы Киевского IT-кластера о ресторане организации и проблемах столичных айтовцев
«Есть опасения, что после подачи списков на бронирование специалисты получат повестку». Топы Киевского IT-кластера о ресторане организации и проблемах столичных айтовцев
По теме
«Есть опасения, что после подачи списков на бронирование специалисты получат повестку». Топы Киевского IT-кластера о ресторане организации и проблемах столичных айтишников
«Выбор между ФЛПами гиг-контрактами и штатным наймом часто становится еще одной болью». В Харьковском IT-кластере рассказали о болях и сложностях айтовцев
«Выбор между ФЛПами, гиг-контрактами и штатным наймом часто становится еще одной болью». В Харьковском IT-кластере рассказали о болях и сложностях айтовцев
По теме
«Выбор между ФЛПами, гиг-контрактами и штатным наймом часто становится еще одной болью». В Харьковском IT-кластере рассказали о болях и сложностях айтишников
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.