💳 Кожен. Повинен. Мати. Trustee Plus: криптогаманець і європейська платіжна картка з лімітом 50к євро 👉
Марія БровінськаИстории
4 октября 2023, 08:20
2023-10-04
Два айтишника планируют превратить Луцк в креативную столицу Украины. Какие у них планы и будет ли там место волынскому IT?
Украинские IT-предприниматели Адам Харлампович, когда-то организовавший первые на Волыни серверы для чемпионатов Counter-Strike, и его партнер, основатель IT компании Ideil Вадим Махомед задумали невероятное — превратить едва ли не самый маленький украинский облцентр Луцк в креативную столицу Украины.
dev.ua пообщался с Адамом о планах такой трансформации волынской столицы и месте IT в новом креативном хабе.
Адам Харлампович — украинский предприниматель родом из маленького города Рожище Волынской области. «В детстве меня загружали по максимуму. И отдых надо было заслужить. Мне не давали шансов. Надо было бороться. Поэтому я одновременно был и участником олимпиад по 8 дисциплинам, и капитаном баскетбольной команды, и учился на кружке программирования, и занимался брейк-дансом, и писал научные работы в МАН, и защищал собственный криптографический софт на конкурсе от Intel. И даже прислуживал в церкви в 9 класс», — рассказывает мужчина.
Активность и инициативность ушли еще оттуда — у Адама было приглашение на поступление без экзаменов в топовые вузы Украины. Однако учился мужчина в Волынском национальном университете по специальности «Учет и аудит», хотя никогда не работал по специальности.
В 2005 году Адам основал свой бизнес: компьютерные клубы с доступом к интернету. А уже через год создал компанию по продажам компьютерной техники, которая позже имела офисы в 6 областных и районных центрах.
«В 2008 году во время мирового кризиса бизнес обанкротился, я был в долгах на 100 000 долларов, от меня ушел близкий человек и это был сложный период в жизни. Все долги вернул и на ошибках научился», — вспоминает Адам.
Так вернулся к программированию — через перерыв пришлось изучать новые технологии. Он одним из первых начал разрабатывать платежные модули для интернет-магазинов. Впоследствии к этому добавилось продвижение сайтов в поисковых сетях. В частности, платформ по доставке пищи. По сотрудничеству с этой нишей разработчик органично приобщился к малоизвестной тогда сфере affiliate-маркетинга. «Ведь процесс был настроен таким образом, что по каждому чеку начислялась комиссия посредника. Это была плата за приведенный трафик и заказ еды», — объясняет он.
Сейчас Адам имеет команду из 66 специалистов и владеет несколькими бизнесами в сферах киберспорта, тревела, одежды, финансов, онлайн-медиа и affiliate-маркетинга. Также он софинансирует социальные проекты в Луцке и регионе, соучредил «Алгоритм Действий». Это общественная организация, которая объединяет бизнес, технологическое и креативное сообщество Луцка и позволяет обеспечивать устойчивое и инновационное развитие региона.
Об идее креативного хаба
Креативный хаб — это создание мощной и целостной экосистемы для развития креативных индустрий в городе, говорит Адам. «Немножко банальная фраза, но говорят, что ХХ век — это время нефти, а вот ХХІ — время интеллектуального потенциала и креативности. И я уверен, что Украина — идеальное место для развития последней», — объясняет мужчина.
Адам приводит статистику: Кабмин отмечает, что в 2020 году креативные индустрии сгенерировали 4,2% добавленной стоимости украинской экономики. «По миру в среднем это 6%. И по стратегиям, которые сейчас публикуются Минцифрой, Минкультом, Минстратом и другими, наблюдаем, что и государственная политика направлена на развитие креатива. А для этого нужна производительная синергия бизнеса, общественности, власти, пространства и идей. И вот мы в Луцке захотели создать это место синергии, чтобы лучане не уезжали, а наоборот, привлекали приезжать к нам из соседних городов», — говорит Харлампович.
Когда взялись реализовывать идею креативных хабов в Луцке, идейные вдохновители проекта поняли, что прежде всего важно больше понять внутренний контекст города, разобраться, сколько есть предпринимателей, представителей креативной индустрии, что кому важно и кто на чем специализируется.
«Сейчас мы проводим первое в городе комплексное урбанистическое исследование, параллельно ездим и консультируемся с людьми, у кого удалось качественно это сделать. В том числе общались с Василием Хмельницким об опыте Unit.City, наладили партнерство с франковским Промприбором, посетили BeCentral в Брюсселе», — рассказывает Адам.
Такие проекты, говорит он, нуждаются в определенной жертвенности на старте, выдержке на дистанции, но, как правило, оказывают эффект с хорошим мультипликатором по результату.
Почему именно Луцк
«Почему мы выбрали Луцк? Потому что мы любим и точно знаем, что в рейтинге украинских городов Луцк оправданно стоит на лидерских позициях по комфорту. У нас уже в пешей доступности много необходимого», — говорит предприниматель.
Однако предприниматели намерены улучшить городское пространство по принципам современных урбанистов и архитекторов, чтобы оно было построено так называемыми кластерами, где на расстоянии 15 минут есть доступ ко всей инфраструктуре.
Для Адама важны два тезиса:
Сделать в городе такие проекты, которые позволят больше лучан оставаться здесь. Находить новые смыслы и усиливать их: о чем Луцк? Что он дает и может давать Украине? Что здесь делать? Радует, что существующая и успешная «диаспора», которая сейчас живет в мегаполисах и других странах, занимается этими вопросами тоже и активно помогает.
В начале полномасштабного вторжения мы провели опрос в компании: кто и при каких условиях поедет жить заграницу? Три человека из 66 уволились и уехали в семьи. Еще пять месяцев жили в другой стране, но вернулись.
Адам объясняет: во-первых, у местных предпринимателей есть финансовый капитал, который они готовы вкладывать. В то же время, нет таких проектов, где люди могут соинвестировать. Поэтому наш замысел должен привлечь и объединить местных инвесторов вокруг общей идеи.
Во-вторых, Луцк имеет много ниш, что незаполненны и конкуренция незначительна. То есть это отличная среда для развития и роста.
«И, на мой взгляд, еще один весомый фактор — это приближенность к границе. Это означает, что большинство довольно часто путешествовали и имеют насмотренность и понимание качественного уровня жизни в Европе, многообразие услуг, решений, продуктов. Так что спрос и заинтересованность есть, но предпринимателям часто не хватает смелости реализовывать концептуальные проекты», — говорит Харлампович.
А еще, по прогнозам футурологов, у городов, в которых не будут созданы экосистемы, нет шансов на успешное будущее, добавляет предприниматель.
Что такое креативный хаб
Самая приоритетная задача организаторов сейчас — это урбанистическое исследование Луцка, чтобы понять, в каком масштабе реализовать то, что они задумали. «Чтобы потом не получилось, что действительно нужен другой формат, чем мы запланировали. И чтобы не повредить городу. Такие глобальные проекты следует делать с умом и используя реальные данные. Именно поэтому и начали Urban Vision Lutsk», — говорит Адам.
Он добавляет, что для реализации этого начинания привлекли не только ведущее урбан агентство Украины, но и недавно ездили на встречу с американцами orgpermod.com в Бельгию, где рассказывали о международных примерах создания экосистем.
«В частности, говорили о создании большого физического хаба, где будет тусить креативное сообщество. К примеру, наши коллеги из Нью-Йорка рассказывали, что в бостонском коворкинге CIC все продумано таким образом, чтобы люди как можно чаще сталкивались. Да, на каждом этаже есть кухня и зона для кофе-брейка. Но количество кофейных аппаратов всегда таково, чтобы люди стояли в очереди, общались, обменивались идеями», — делится наработкой Харлампович.
По своему опыту Адам знает, насколько это важно: «По наблюдениям за эволюцией моих компаний и компаний друзей: мы начинали в маленькой комнате, потом переехали в большую. Потом снимали большой подвал, потому что количество людей росло, но средств на аренду достойного пространства не хватало. В конце концов, где-то на 7-й итерации мы перебазировались в хорошо оборудованный офис. Эта эволюция заставляет задуматься: как сделать так, чтобы на очередном шаге не пришлось менять очередное неприспособленное помещение».
А еще, говорит Адам, экосистема — это крутое решение, потому что в ней может сосуществовать 2–3 крупных компании — якорные арендаторы — и большое количество компаний среднего и малого размера.
«Принцип состоит в том, чтобы делить определенные пространства между всеми. Переехать с этажа на этаж или в соседнюю комнату проще, а вся инфраструктура остается понятной для сотрудников. При этом, пространство функционально. То есть, сегодня в конкретном уголке может быть переговорная комната, а завтра ее запросто объединяешь в коворкинг. В таком направлении движется сейчас мир», — объясняет креатор. Такой формат, по словам Адама, помогает не просто сосуществовать, а начинать кооперации и совместные проекты.
Проекты в работе
Среди проектов, реализуемых в рамках перевоплощения центра Волыни, предприниматели уже привезли крупнейший артпроект года МОТ (Модуль временности) в Луцк. Пространство было только в Киеве, Днепре, Луцке и сейчас во Львове. «Это масштабный проект, который не только привлек международное внимание к Украине, но и сгенерировал 9 млн гривен на восстановление пострадавшей от войны артинституции», — рассказывает Адам.
Организаторы предстоящего креативного хаба уже присоединились к глобальному проекту временного жилья и реабилитации для внутренних переселенцев — RE:Ukraine Housing в Луцке. Там тоже предприниматели будут создавать экосистему, где люди смогут реабилитироваться, интегрироваться в общество и продлить свою жизнь в нашем городе.
Сейчас предприниматели ищут возможности для качественного образования в Луцке: привозят в город экспертов из разных уголков. Мероприятия для предпринимателей посетило уже более 3500 человек за 6 месяцев. В планах приглашать экспертов из Могилянки или Украинского католического университета, помогать местным художникам. «Работа с предпринимателями — приоритетное направление. Работаем над созданием бизнес-акселератора и двух инвестиционных фондов: для развития локального бизнеса и инвестирования в проекты. Потому что их очень много», — говорит Адам.
О команде
Сейчас уже создана команда общественной организации, от имени которой предприниматели реализуют проекты. Это два человека в отделе по работе с международными донорами и партнерами, инвестиционный менеджер, который делает пичдеки, упаковывает смелые идеи в понятную инвесторам форму и готовит финмодели, проектные менеджеры, коммуникационный отдел, а также соучредители-предприниматели, являющиеся первыми инвесторами проекта.
О деньгах
«Сначала мы всегда вкладываем собственные средства на участие в профильных мероприятиях, разработку моделей и концепций проекта, финансирование команды», — признается Адам.
Однако по подсчетам, будущее городское пространство будет занимать примерно 40 000 м², а это примерно $40 млн долларов. Поэтому предприниматели планируют привлекать дополнительные ресурсы из разных источников. «Для социальных функций — средства международных партнеров, для бизнес-это будут средства других локальных инвесторов, и, конечно, украинских инвесторов и зарубежных фондов», — объясняет Харлампович.
В разрезе 10 лет, по прогнозам Адама, сумма инвестиций составит более 150 млн долларов в инфраструктурные проекты», — говорит он.
В целом по финансированию ответ прост: если репутационно и математически хаб и его элементы будут понятны инвесторам, населению, власти и будут действовать прозрачно, то проект будет работать, и в него будут охотно вкладывать, уверяет Адам.
Цели и дедлайны
Реалистичный и лучше прогнозируемый бизнес-план будет основываться на городском исследовании, говорит предприниматель. «В первом черновике финмодели было 250 строк в табличке, а сейчас она растет, потому что понимаем гораздо более четко вызовы, риски, функционал и интересы потенциальных стейкхолдеров, — признается Адам. — Кроме того, мы стремимся к тому, чтобы люди оставались в городе и переезжали сюда. Для этого Луцк должен стать более открытым, принимать и создавать больше событий и инициатив, быть интересным бизнесу и инвесторам».
Среди KPIs предпринимателей:
запуск местного инвестиционного фонда, который впоследствии привлечет большие фонды избирать нас локальным партнером;
рост числа предпринимателей в городе (думаем о росте не менее трех раз);
а также рост активных общественных организаций, ведь как раз они будут отвечать за social impact в Луцке, в частности, будут работать с грантами.
«Подводя итог, в перспективе Луцк должен быть комфортным перспективным городом для представителей креативных индустрий и прогрессивных людей, вдохновлять их на развитие и жизнь здесь. А бизнес-план должен иметь пессимистический, реалистичный и оптимистический сценарии и корректироваться под суперволатильный мир вокруг», — говорит Харлампович.
Будет ли волынское IT
«В перспективе, конечно, то, что мы называем полноценной экосистемой — инвестиционный фонд с акселератором и инкубаторами в большом пространстве типа Unit.City или „Промприбора“. Сейчас после посещения ИТ Арены понимаем, что в приоритете все, что связано с технологиями, в том числе defence tech, agritech направления», — рассказывает Адам.
Также, предприниматели работают над развитием открытой базы данных и удобной работой с ними. Все исследования, проводимые инициаторами создания хаба, планируют разместить в удобном формате онлайн для дальнейшего использования и ознакомления всеми, кто заинтересован и неравнодушен.
«У города сейчас нет таких выборок как, например, портрет жителей определенного района. Это усложняет маркетологам и предпринимателям принятие качественных решений. Опять же результаты работы центра — дашборды с открытыми данными. В этом случае мы еще подключаем создание аналитического центра, который, в том числе, будет проводить качественные соцопросы и постоянные исследования», — говорит Адам.
Еще предприниматели планируют упаковать результаты урбанистического исследования в Smart-приложение с сервисами города, маршрутами и полезными контактами.
Почему креативщики должны выбрать Луцк
Мы попросили Адама назвать пять причин, почему креативщики, диджилальщики и айтишники должны кооперироваться именно в Луцке. Вот что он ответил.
Они уже сотрудничают, а мы лишь усиливаем этот тренд определенными инструментами, финансами и профессиональной командой. А совсем через чуть-чуть — качественными, продуманными до деталей и функциональными пространствами.
Вайб городов вроде Луцка понимаешь, когда прожил здесь хотя бы несколько недель. Местные ценят пешеходную доступность, много зелени, реки и умеренную скорость. Во время ковида это особенно заценили.
Наш город умеет удивлять. Например, здесь находится самый большой в Украине музей современного искусства, самый длинный в мире дом, самая древняя в Украине лавра. Наше урбан-исследование помогает найти и подсветить новые и уже существующие смыслы. Открытий будет еще больше и мы намерены их качественно упаковать маркетингом.
Близость к Европе, большое количество пунктов пропуска и относительно более высокая безопасность.
Проактивные и трудолюбивые люди, которые открыты к новому и готовы к переменам, являются основой любого бизнеса. Это, по моему мнению, самый ценный и одновременно недооцененный сегодня ресурс Луцка.