К Земле приближается один из наибольших астероидов в истории, он будет рядом уже завтра. Между тем, вероятность столкновения Земли с астероидом Судного дня выросла втрое: что это значит

В эти выходные между Землей и орбитой Луны пролетит немалый астероид, способный уничтожить целый город. Новостями при этом пестрят полосы иностранной прессы. dev.ua рассказывает самое главное о небесном госте и последствиях его движения в небе, а также о других аспектах космического движения, которые могут угрожать даже земной цивилизации.

К Земле приближается один из наибольших астероидов в истории, он будет рядом  уже завтра. Между тем, вероятность столкновения Земли с астероидом Судного дня выросла втрое: что это значит

Небесный гигант

В субботу, 25 марта, в 175 029 км от центра нашей планеты пролетит недавно открытый астероид, который называется 2023 DZ2.

Массивный астероид размером почти с культовую лондонскую часовую башню Биг-Бен и нью-йоркскую статую Свободы в субботу приблизится к Земле на расстояние 107 500 миль (173 000 км), что вдвое ближе, чем Луна, что оборачивается по 8 орбит 855 миль 400 км (384 400 км, пишет Daily Mail).

Как сообщает The Watchers, этот астероид впервые наблюдался в обсерватории Ла-Пальма, Испания, 27 февраля 2023 года. Его предполагаемый диаметр составляет от 43 до 95 метров. Он входит в группу астероидов Аполлона. «Это самый большой астероид, который пролетит мимо Земли с сентября 2021 года, и 21-й по величине околоземный объект, который пролетит мимо нас за всю историю наблюдений», — подчеркнули авторы статьи.

Угрожает ли что-то Земле

2023 г. DZ2 приблизится к Земле в субботу 25 марта в 21:50 по киевскому времени на скорости 17 426 миль/час (28 044 км/час). НАСА утверждает, что объект такого размера проходит так близко от Земли всего раз в десятилетие.

«Астрономы из Международной сети предупреждения об астероидах используют это близкое сближение, чтобы узнать как можно больше о 2023 DZ2 за короткий промежуток времени. Это хорошая практика для #PlanetaryDefense в будущем, если когда-либо будет обнаружена потенциальная астероидная угроза», — сообщили в группе наблюдения за астероидами космического агентства США.

Астероид обнаружили 27 февраля этого года ученые, работающие в рамках европейского проекта по исследованию околоземных астероидов. Они наблюдали за ним с помощью телескопа Исаака Ньютона в обсерватории Роке-де-лос-Мучачос в Ла-Пальме на Канарских островах.

В списке рисков НАСА вероятность столкновения с Землей 27 марта 2026 г. в 2023 году DZ2 составляла один к 430, однако с тех пор эта вероятность была снижена до нуля.

Как пишет Associated Press, никакого вреда он не нанесет, говорят ученые, ведь минует оба небесных тела. В то же время это даст астрономам возможность изучить космическую скалу с расстояния не более 100 000 миль (168 000 километров). Это меньше половины расстояния от Земли до Луны, так что увидеть астероид можно будет в бинокле и маленьких телескопах. Виртуальный телескоп обеспечит прямую трансляцию сближения.

Хотя пролеты астероидов являются обычным явлением, в NASA говорят, что астероиды такого размера приближаются к Земле нечасто примерно раз в десять лет. Ученые оценивают его размер где-то между 130 и 300 футами (40 и 90 метров).

Обнаруженный месяц назад астероид, известный как 2023 DZ2, пролетит в пределах 320 000 миль (515 000 километров) от Луны в субботу, а через несколько часов пролетит над Индийским океаном со скоростью около 17 500 миль в час (28 000 км/ч).

«Нет никакого шанса, что этот „убийца городов“ поразит Землю, однако его близкое приближение дает отличную возможность для наблюдений», — говорит руководитель планетарной защиты Европейского космического агентства Ричард Мойсл.

Астрономы утверждают, что астероид не вернется к 2026 году. Сначала ученые предполагали незначительную возможность того, что он может столкнуться с Землей, но впоследствии исключили ее.

А если столкнется?

Астрономы предположили худший сценарий, когда астероид может столкнуться с обитаемой территорией. По их словам, последствия этого могут включать в себя взрывную волну, тепловое излучение и выброс обломков и выбросов в атмосферу. Размер ударного кратера зависит от скорости и состава астероида, а также от природы поверхности удара.

Астероид такого размера может создать кратер диаметром примерно 160–500 м.

Однако ученые отмечают, что это приблизительная оценка, и фактический размер ударного кратера может значительно отличаться в зависимости от ряда факторов. 2023 DZ2 примерно в четыре раза больше челябинского астероида 15 февраля 2013 года.

Обеспокоены в NASA и астероид судного дня

Между тем, ученые NASA обнаружили, что Земля может быть подвергнута большему риску столкновения с астероидом Судного дня, чем считалось ранее, пишет The Daily Mail. То есть речь идет о небесном теле, которое потенциально может угрожать существованию человеческой цивилизации и нашей планеты.

Резкое предупреждение поступило от Джеймса Гарвина, главного научного сотрудника Центра космических полетов имени Годдарда, определившего четыре астероида, достаточно сильные, чтобы сдуть часть пострадавшей в течение миллиона лет атмосферы.

Предполагается, что такие крупные космические камни сталкиваются только раз в 600 000–7 000 000 лет.

Гарвин и его команда проанализировали данные из нескольких спутников наблюдения за Землей, чтобы исследовать четыре ударных кратера и обнаружили большие кольца вокруг мест, определив, что предыдущие исследования неправильно прочли их выводы.

Если новые данные верны, удары будут приравниваться к взрыву в 10 раз мощнее, чем самая большая ядерная бомба в истории, что приведет к массовому вымиранию.

Команда провела исследование в рамках исследования защиты планеты, но обнаружила больше, чем они могли себе представить. Используя новые изображения четырех кратеров с высоким разрешением, сделанные за последний миллион лет, Гэвин мог нанести их на карту в 3D.

Места включали Пантасму в Никарагуа, Босумтве в Гане, Итурральде в Боливии и Жаманштн в Казахстане.

«Мы сосредоточили внимание на четырех сложных ударных кратерах, охватывающих последний ~1,0 млн лет истории Земли, преимущественно в тропических регионах, с разными характеристиками целевых пород», — говорится в презентации.

В документах описывается анализ Пантасмы, которая была задокументирована как кратер шириной в девять миль, оставленный астероидом около 800 000 лет назад, и он производил эквивалент 660 000 мегатонн, когда упал на Землю.

Повторный анализ Гевина утверждает, что ширина кратера составляет 21 миль, а сила удара была эквивалентна 727 000 мегатоннам, чего достаточно, чтобы «сдуть часть земной атмосферы и распространить ударные стекла по всему миру».

Документы описывают анализ Пантасмы, которая была документирована как кратер девять миль в ширину, оставленный астероидом около 800 000 лет назад, и он производил эквивалент 660 000 мегатонн, когда упал на Землю.

«Повторный анализ рельефа Босумтви (Гана) с использованием метода RPS показывает, что внешний край имеет протяженность 26,8 км с внутренним пиковым кольцом (с глубокой полостью внутри) шесть миль», — написали Гэвин и его команда.

«Возможно более причудливая зона столкновения Жаманшина в Казахстане показывает предполагаемый внешний край на расстоянии 18 миль», — написала команда, отметив, что ранее было задокументировано всего семь миль.

Последнее место, Итурральде в Боливии, было отмечено как шесть миль в ширину, но новые данные показывают, что оно составляет 18 миль.

Однако не все согласны с выводами Гевина. Билл Боттке, планетарный исследователь из Юго-Западного научно-исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо, сказал Science.org: «Я скептически настроен. Я хочу увидеть гораздо больше, прежде чем поверить в это».

Данные предполагают, что астероид или комета шириной 3280 или более сталкивается с Землей каждые 600 000–700 000 лет, и если новое исследование верно, это означает, что только за последние миллионы лет на нашу планету врезались четыре астероида.

Анна Лосяк, исследовательница кратеров из Польской академии наук, сказала Science.org, что она не уверена, что недавно найденные «обода» являются частью места падения. «Это было бы очень страшно, потому что это означало бы, что мы вообще не понимаем, что происходит, и что есть много космических камней, которые могут прилететь и создать беспорядок», — сказала она.

Космический стартап AstroForge планирует две миссии по добыче полезных ископаемых на астероиде в 2023 году