Скандал с «виртуальным» космодромом в Украине и «машина времени» на орбите. Дайджест SpaceTech

На этой неделе о разборках вокруг тестового космодрома в Днепре, программе Copernicus и участии в ней Украины. А также о плюсах и минусах для развития космической отрасли здесь и сейчас. Приходите в наш космический чат, чтобы читать больше новостей по теме и обсуждать их.

Оставить комментарий
Скандал с «виртуальным» космодромом в Украине и «машина времени» на орбите. Дайджест SpaceTech

На этой неделе о разборках вокруг тестового космодрома в Днепре, программе Copernicus и участии в ней Украины. А также о плюсах и минусах для развития космической отрасли здесь и сейчас. Приходите в наш космический чат, чтобы читать больше новостей по теме и обсуждать их.

Реликтовый блеск Alcantara

На этот раз обзор мы начинаем не с разбора космических полетов, а финансовых недолетов и перелетов. В сентябре Верховная Рада создала Временную следственную комиссию для изучения причин не состоявшихся проектов запусков РН «Циклон-4» в Бразилии и телекоммуникационного спутника «Либідь».

Первый украинский спутник связи планировали вывести на орбиту к Чемпионату Европы по футболу 2012 года, а создание на экваторе космодрома для украинских ракет планировалось на 2013–2014 гг. Но оба проекта так и не были реализованы и принесли стране немало убытков. Теперь депутаты под руководством Сергея Таруты ищут виновных, а помогают им в этом ГКАУ и военная прокуратура.

В Днепре в связи с этим обострились судебные тяжбы вокруг тестового космодрома, который для бразильского проекта построили на территории одного из крупнейших машиностроительных заводов — ПАО «Днепротяжмаш»  

В первой половине прошлого десятилетия испытательный космодром был одним из космических символов Днепра

Заводской испытательный комплекс (ЗИК), площадью 0,36 га представлял собой полную копию стартовой площадки с подъездными путями, пусковым столом и подъемно-инсталляционным агрегатом.  

Проектированием занимался институт «Днепротяжмаша», а строительство взяла на исебя управляющая компания «Днепротехсервис» бизнесмена Алексея Зиновьева. Выходец из КБ «Южное» в то время был активным участником космического проекта.

Владелец группы «Днепротехсервис» Алексей Зиновьев имел большие планы на космос

Теперь ему это вышло боком. КБ «Южное» в одностороннем порядке расторгло контракт на строительство ЗИК, подписанный еще в 2006 году, а военная прокуратура и ГКАУ пытаются взыскать с предприятия в общей сложности 50 млн. грн.

Сигналы, которые подаются в таких случаях, понятны без перевода. Мол, строители закопали на космодроме гораздо больше денег, чем полагалось. Однако, на фоне общих убытков, которые якобы понесло государство от не реализованного проекта Alcantara, — а цифры назывались и $500 млн., и $800 млн., — хотелось бы узнать и о результатах других «раскопок». Особенно бразильских.

Достаточно давно говорят о том, что после денонсации соглашения о создании СП AlcantaraCycloneSpace, представители Украины по каким-то причинам не подали претензии в ликвидационную комиссию в полном объеме. А в самой Бразилии во время расторжения соглашения, среди причин назывались злоупотребления во время строительства космодрома компаний, принадлежащих местным олигархам. Какую роль при этом играли украинские участники проекта, не уточняется.

Запуск «Січ-2-30» еще раз перенесли

После запуска украинский спутник будет работать в координации с европейскими КА Sentinel созвездия Copernicus

Украинский спутник «Січ-2-30» еще раз напомнил о себе еще до запуска. На этой неделе КБ «Южное» и оператор миссии Transporter 3 — нидерландская компания ISILAUNCH подписали протокол завершения интеграции КА с РН Falcon 9. Из документа стало известно, что миссия назначена не на 10 января, как сообщалось раньше, а на 13 января.

Как сообщил ранее глава ГКАУ Владимир Тафтай, после вывода на орбиту Січ-2-30 должен быть интегрирован в систему ДЗЗ Copernicus Европейского космического агентства (ESA). И это очень хорошо, поскольку программа Copernicus сейчас испытывает финансовые проблемы, связанные с Brexit.

После выхода Великобритании из ЕС в бюджете программы зияет финансовая дыра в €750 млн. И это ставит под угрозу 6 миссий программы, по которым ESA уже заключила контракты с исполнителями.  

Глава агентства Йозеф Ашбахер все еще верит в возможность возврата в проект Великобритании и считает этот вариант самым предпочтительным. Однако, мы полагаем, что Украина может использовать эту ситуацию для более тесной интеграции с ESA.  

Стать полноценной заменой Великобритании с финансированием на уровне более 9% общего бюджета организации Украина вряд ли может себе позволить. Но если мы взглянем на бюджет ESA-2021, то окажется, что за исключением платежей Франции, Германии, Италии и Испании, он складывается из небольших взносов размером до €50 млн., которые были бы вполне посильны украинскому бюджету.

Большинство участников Европейского космического агентства платят вполне посильные взносы 

Электрический ток: плюсы и минусы для развития космической отрасли.

Несмотря на обширные международные связи, украинский New Space, все же, слабо представлен на мировой арене. Отрасль варится в собственном соку и развивается на отдельном «острове». Где-то на недосягаемой для простых смертных высоте кружатся ГКАУ и ее сателлиты, а молодые стартапы пробивают себе дорогу, зачастую не имея базовых знаний и технической поддержки профессионалов.

Молодые компании проигрывают конкурентам из-за плохого инвестиционного климата и неспособности государства защитить правовой статус их разработок. Самые настойчивые — уезжают в США и Европу, где присоединяются к таким же космическим фанатам или создают собственные компании. Об этом 21 декабря говорили участники вебинара «Украинский космос. Люди и идеи», организованного отраслевой ассоциацией «Космос».

Директору ассоциации Сергею Яцкову удалось привлечь к диалогу интересных собеседников, среди которых были главный инженер по разработке пневмогидравлических систем в немецкой компании ISAR Aerospace — Роман Михальчишин, генеральный конструктор ракетных комплексов Science&Space LLC Александр Левенко, СЕО Promin Aerospace Миша Рудоминский, основатель стартапа Elliscope Labs из Одессы — Алексей Белоченко, а также некоторые другие известные специалисты и эксперты.

Каждый из них рассказал о своем пути в SpaceTech, проектах и попытался осветить минусы и плюсы нынешней ситуации для космической отрасли Украины.  

Сергей Яцков, директор ассоциации «Космос»
Космической индустрии необходим постоянный приток специалистов и мозгов. На это в прежние годы работала вся система образования —  как школьная, так и внешкольная. Работали не только специализированные физмат-классы или школы, но и станции юных техников, центры научно-технического образования. Сейчас мы видим только их осколки

По мнению эксперта, потенциал отрасли сейчас заключается не в ракетах, а в научных знаниях, которые плохо хранятся и не системно распространяются. А спасение отрасли необходимо начинать с системы образования и интеллектуальной собственности.

Необходимо налаживать связи между космическими мэтрами — ветеранами госпредприятий и стартаперами, и напоминать молодежи, что космическая индустрия нуждается в людях разной квалификации — экономистах, юристах по космическому праву, промышленных дизайнерах, в котором мы проигрываем, и пробивных менеджерах, способных привлекать капитал для проектов.

Следите за нашим космическим чатом, в котором регулярно появляются объявления о вебинарах и хакатонах. Участники онлайн-конференций рассказывают немало интересного о практической стороне своей работы и возможностях участия в международных грантовых программах, которые будут способствовать вашему профессиональному росту.  

«Машина времени» на орбите

Ну и наконец о главном мировом космическом событии недели — запуске телескопа-обсерватории — Джеймс Уэбб (JWST). В субботу в 14.20 по киевскому времени РН Ariane 5 выведет на орбиту телескоп нового поколения, задачей которого станет поиск первых космических объектов Вселенной, образовавшихся 13,5 млрд. лет назад.

Телескоп будет фиксировать в инфракрасном спектре реликтовое излучение звезд и других космических объектов, и передавать его на Землю. За это специалисты назвали небесную обсерваторию — «машиной времени».

Есть надежда, что благодаря обсерватории, названной в честь бывшего руководителя NASA, ученые получат ответы на многие вопросы, связанные с историей Вселенной, природой черных дыр и смогут найти новые экзопланеты. Но прежде чем телескоп с главным зеркалом массой более 700 кг и 6,5 метров в диаметре начнет работать, ему предстоит проделать немалый путь.

Запуск обсерватории стоимостью $10 млрд. и ее размещение на гало-орбите в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля на расстоянии в 1,5 млн. км от нашей планеты станет одной из самых сложных технических миссий.  

Еще до выхода на орбиту аппарат должен будет выполнить множество последовательных операций развертывания оборудования, о сложности которых говорит тот факт, что один только солнцезащитный экран телескопа включает 140 спусковых механизмов, 70 шарнирных узлов, восемь двигателей развертывания, около 400 шкивов и 90 тросов, общая длина которых составляет 400 метров.

Прежде чем JWST начнет выполнять свою миссии пройдет примерно полгода. За это время будут проведены операции по выравниванию зеркал телескопа и пуско-наладке инструментов по мере их постепенного охлаждения до рабочих температур.

Еще до запуска конструкторы продумали возможные действия на случай отказа отдельных элементов, включая, повторную отправку команд и проверку телеметрии на наличие ошибочных сигналов.

Более сложные операции включают «шимми», когда космический корабль раскачивают вперед и назад, или «вращение» на одной оси, чтобы высвободить застрявший элемент. Можно также провести переориентацию КА — «огонь и лед», чтобы солнечный свет попадал в определенные области для нагрева компонентов. В общем, команда JWST подошла к запуску во всеоружии.

Пожелаем им успеха, а вашему вниманию предлагаем небольшое видео о космической обсерватории. Сам запуск будет доступен на страничке NASA в Youtube.

«Машины отца тестировал Высоцкий также он разрабатывал теплоизоляцию для «Бурана». История взлетов и падений уникального украинского изобретателя
«Машины отца тестировал Высоцкий, также он разрабатывал теплоизоляцию для «Бурана». История взлетов и падений уникального украинского изобретателя
По теме
«Машины отца тестировал Высоцкий, также он разрабатывал теплоизоляцию для «Бурана». История взлетов и падений уникального украинского изобретателя
Скелеты в шкафу Alcantara. Украинское космическое агентство подало в суд на строителя днепровского «виртуального» космодрома
Скелеты в шкафу Alcantara. Украинское космическое агентство подало в суд на строителя днепровского «виртуального» космодрома
По теме
Скелеты в шкафу Alcantara. Украинское космическое агентство подало в суд на строителя днепровского «виртуального» космодрома

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Обсуждение

Комментариев пока нет.