«Машины отца тестировал Высоцкий, также он разрабатывал теплоизоляцию для «Бурана». История взлетов и падений уникального украинского изобретателя

Николай Иванович Парафенко — украинский конструктор, родом из Луганщины. В 50–е годы он начал самостоятельно собирать автомобили, в 60–х его совместно разработанный с коллегами микроавтобус «Старт» сняли в фильме «Кавказская пленница», а в 70–е авто ученого тестировал актер Владимир Высоцкий.

dev.ua рассказывает историю жизни гениального конструктора со слов его сына-Николая Парафенко-младшего. Кроме автомобильной отрасли, говорим о том, как изобретатель попал в космическую сферу, строил собственный бизнес в начале 90–х и чем занимался в годы независимой Украины.

Оставить комментарий
«Машины отца тестировал Высоцкий, также он разрабатывал теплоизоляцию для «Бурана». История взлетов и падений уникального украинского изобретателя

Николай Иванович Парафенко — украинский конструктор, родом из Луганщины. В 50–е годы он начал самостоятельно собирать автомобили, в 60–х его совместно разработанный с коллегами микроавтобус «Старт» сняли в фильме «Кавказская пленница», а в 70–е авто ученого тестировал актер Владимир Высоцкий.

dev.ua рассказывает историю жизни гениального конструктора со слов его сына-Николая Парафенко-младшего. Кроме автомобильной отрасли, говорим о том, как изобретатель попал в космическую сферу, строил собственный бизнес в начале 90–х и чем занимался в годы независимой Украины.

«Он был сыном „врага народа“: здесь или ты первый во всем, или тебя просто уничтожат…»

Николай Иванович Парафенко родился в городе Сватово, Луганской области, в 1935–м году. Имел двух братьев, один из которых умер во время Голодомора 1932-33 годов, рассказывает Николай Парафенко–младший.

«В начале войны моего деда Ивана репрессировали, объявив „врагом народа“. Отец долго искал его могилу и узнал, что его отец трагически погиб в 1941 году от рук своих же».

Будущий изобретатель не отрекся от отца, несмотря на его клеймо. Поэтому он никогда не был ни в пионерах, ни в комсомольцах, ни в партии. Ты должен быть либо первым во всем, либо тебя уничтожат, рассказал сын. Его отец выбрал первый вариант. 

Семья жила в немецкой оккупации. А когда советская власть выгнала нацистов, наш герой пошел в ремесленное училище в Сватово. В 6 лет парень самостоятельно сделал макет действующей электростанции: турбину, лопасти и лампочку, которая светилась. В послевоенные сутки было распространенной практикой, когда в школах и училищах преподавали пленные немцы. Так было и в заведении, где учился Парафенко–старший.

Фото — Николай Парафенко

«Отец, очевидно, многое у него перенял, ту же немецкую точность и внимание к деталям».

Как-то ждали, когда придет преподаватель-немец, которого еще не знали. Один из мальчишек сел на стол. Заходит немец. Показывает пальцем на того ученика и говорит: «Вы, выйдите. Если бы вы сели на мой обеденный стол, я бы простил, но вы сели на мое рабочее место». К концу обучения в группе из 10 человек остались лишь наш герой и еще 1 парень. Остальных немец вычислил.

«У отца в аттестате всегда были одни пятерки. Но это не спасало от того, что его били, как сына «врага народа».

После училища наш герой работает кузнецом и трактористом. При этом интересуется техникой, в первую очередь — автомобилями. Первый из них он собрал во второй половине 50–х, в собственноручно построенном сарае по тогдашней улице Кирова. Это было просто шасси, на котором парень гонял по Сватово и окрестностям.

Дальше было еще несколько собранных моделей. Но настоящей точкой отсчета стало 12 апреля 1962 года: в тот день, когда первый человек полетел в космос, первый автомобиль, сделанный моими руками выехал из гаража, передает слова отца сын.

Фото — Николай Парафенко

Николай переехал в город Рубежное, также в Луганской области. Там наш герой женился дважды: с первой женой развелся, от второй у него появилось двое сыновей. У старшего — Андрея, диагностировали ДЦП 2-й группы инвалидности. 

Николай Иванович стал первым в СССР, кто начал делать корпус авто из стеклопластика.

«Чтобы как-то вытащить брата, отец раз в год создавал автомобиль, регистрировал его и продавал, ему тогда разрешали. На заработанные деньги возил нас на несколько месяцев на юг для оздоровления».

На изготовление одной машины шел 1-1,5 года, всего Николай Иванович создал 7 авто. В 1963 году он участвовал в создании микроавтобуса «Старт», который затем снялся в кино фильме «Кавказская пленница». Таких машин было выпущено всего 150.

Фото — К/ф «Кавказская пленница»

В то время журнал «За рулем» устраивал автопробеги. Машина изобретателя была главной на одном из них. В том первенстве участвовал актер Владимир Высоцкий, который тестировал разработку украинца. Николай Иванович был знаком с популярным бардом и периодически переписывался с ним.

Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена – 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу
Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена — 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу
По теме
Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена — 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу

«Отец разрабатывал теплоизоляцию для космического корабля «Буран»

Конец 60-х. На одной из автомобильных выставок на Луганщине, к нашему герою подошел высокий мужчина, похожий на Филеаса Фогга из жюльверновского «Вокруг света за 80 дней». Он спросил Это работа Парафенко. Тот утвердительно ответил. Оказалось, что это был главный инженер крупного местного завода «Заря» Михаил Розкин. 

На предприятии произошел взрыв и главный инженер вынужден был уволиться. Он перевелся в Институт химических технологий, позвал с собой нашего героя. Под руководством Розкина, Парафенко защитил кандидатскую работу.

«Розкин — ученик академика Фабриканта, тот, в свою очередь — ученик академика Семенова, а последний — учился у Абрама Иоффе — „отца советской физики“. Розкин шутил, что научный род моего отца, как у породистого пса».

Фото — Николай Парафенко

Во время учебы в институте, Парафенко занялся изучением различных химических сред, проще говоря «мешалками». Некоторые из его разработок, например, могли смешивать несмешиваемые жидкости в однородную массу. Кроме этого, он участвовал в разработке пороха для зенитного ракетно–пушечного комплекса «Тунгуска», имея командировку на военные заводы.

«Отец начал понимать, что можно смешивать не только жидкости. А что эти мешалки подойдут для изготовления микроволокон».

Розкин и Парафенко покинули Рубежное. Первый переехал в Днепропетровск, второй-в город Буча, под Киев. В 1982–83 годах он устроился в институт стекловолокна, где начал изучать этот материал на микроуровне. Сын говорит, что отец имел целую кипу различных патентов, примерно 50 штук. 

Фото — Николай Парафенко

Институт в Буче был связан с космическим институтом российского города Зеленоград, что под Москвой. Направление специализации ученого несколько изменилось и он начал заниматься теплоизоляцией.

«Все знают военный космический корабль „Буран“. Он летает в том числе и благодаря материалу, который не сгорает во время вхождения в плотные слои атмосферы. Должно быть теплоизоляционное покрытие, которое выдерживает температуру в 1200 градусов. При этом изоляция должна быть легкой и прочной».

Фото — Буран

Именно линию производства такой теплоизоляционной плитки разработал украинец. Николай Николаевич говорит, что у него до сих пор хранятся документы отца с грифом «Совершенно секретно» и подписью Николая Рыжкова, который тогда отвечал за промышленность в Союзе. Вся документация по разработке составляет около 20-ти ящиков.

Однажды какое-то предприятие занялось оборудованием для создания такой же плитки. И захотело все делать самостоятельно. Тестируют, тестируют — ничего не получается. Так прошло несколько месяцев. Начали просить Николая Ивановича наладить процессы. Приехал к ним только с одним чемоданчиком инструментов. Выгнав всех, он с помощью 2 разводных ключей наладил линию производства, потому что знал на каком уровне нужно расположить элементы.

Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль который будет работать на органических отходах
Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль, который будет работать на органических отходах
По теме
Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль, который будет работать на органических отходах

«Шесть лет разрабатывал электрогрузовик. Была такая идея, чтобы аккумуляторы секционно доставались»

Когда семья жила в Рубежном, Николай Иванович получал зарплату доцента, это около 200 рублей на то время. Мама работала лаборанткой в Институте химии, вспоминает собеседник. Добавляет, что жили немного. В Буче, с 1982 по 1987 год, дела шли не очень хорошо: мама не могла устроиться нигде на работу и нужно было ухаживать за братом Андреем. 

«До сих пор не могу есть кислый творог, которым меня тогда кормили каждый день. Был такой советский, что не хочется вспоминать».

Для переезда под Киев, семья влезла в долги. 

Когда сорвался Чернобыль, 26 апреля 1986 года, ученому каким-то образом удалось прорваться на местное радио и сказать, что детей желательно держать дома и делать им сеточки из йода. Николай вспоминает, что сам просидел 2 недели дома в то время. А его отца пытались обвинить в сеянии паники. Дома Николай Иванович сделал несколько измерителей радиации, а через несколько месяцев снял лопатой слой земли на огороде и вывез его, чтобы предотвратить попадание радионуклидов в продукты с огорода.

Фото — Николай Парафенко

Началась «Перестройка». Гражданам Союза разрешили заниматься частной деятельностью. В 1987 году Николай Иванович создает собственный научно–технический центр «технологии волокнистых и огнеупорных материалов». Это было популярное дело в те времена.

«Отца приглашали на работу с переездом в США, Японию и Швейцарию. Брату обещали пенсию по инвалидности, мне — учебу в любом университете. Но он не захотел уезжать».

Наш герой сосредоточился на развитии своего дела. Он доказал, что использование его композитных материалов в двигателях повышает на 30% КПД. За счет того, что машина не нагревает атмосферу. Эти несколько лет он хорошо зарабатывал. Но в 1990 году вышло постановление, которое задним числом вводило налог и вгоняло ученых–предпринимателей в долговое рабство. 

Фото — Николай Парафенко

«Он остался ни с чем. Линию производства огнеупорной плитки порезали на металл. Осталась лишь техническая документация».

Николай Иванович впал в глубокую депрессию. Сын говорит, что она продлилась до конца жизни отца. Чтобы как-то тянуть семью, он начал в гараже ремонтировать чужие машины, это и зарплата матери стали основным источником дохода. Он больше не хотел заниматься инновациями. Это был 1991 год.

В 2000–х Парафенко–старший увлекся разработкой электромобилей. Для этого изучал зарубежный опыт. Экспериментировал с типами кузова, шасси, подвески. Регистрируется союз «Экомобиль», где ученый был председателем. 

Фото — Николай Парафенко

«Шесть лет разрабатывал микроавтобус с кузовом, который мог отсоединяться. Такой же автомобиль-трансформер. Была такая идея, чтобы аккумуляторы секционно доставались. У нас во дворе стояла его заготовка, на 8 человек, компактная».

Наш герой прогнозировал, что скоро мир откажется от традиционных валют и вместо них будут, как он говорил, «единицы условного топлива». Корпус электромобиля создал самостоятельно, хотя уже был в летах. Сын говорит, что отец всегда был с характером и не отступал от своего. 

В 2014 году у Николая Ивановича диагностировали рак. Сын заботился о нем до последних дней жизни. 

«В 2014–м году к отцу обращались с Южмашу. У них был проект по сотрудничеству с Западной Европой и им нужны были „мешалки“. Однако он уже был летах и не смог бы заняться этим делом».

Николай Иванович всегда работал. Но при этом уделял внимание семье. Любил с сыном плавать на лодке по Днепру. А однажды, вспоминает Парафенко–младший, во время поездки на теплый Восток, они нарубили бамбук, привезли его в Украину, а потом использовали как палку, чтобы срывать яблоки. 

Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Інвестор-невидимка титанова житниця і людина року. Дайджест Space Tech
Инвестор-невидимка, титановая житница и человек года. Дайджест Space Tech
По теме
Инвестор-невидимка, титановая житница и человек года. Дайджест Space Tech

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Обсуждение

Комментариев пока нет.