Доставка на основе искусственного интеллекта. Как семеро украинцев бросают вызов «Новой почте» с помощью IT

Вячеслав Левченко — соучредитель эстонско-украинской компании Vanongo. C помощью программных решений его сервис помогает бизнесу быстро и прозрачно получить собственную доставку. Во время войны с россией Vanongo открыл свою технологию, чтобы ускорить победу над оккупантами. Как устроена machine learning доставка, читайте в нашем материале.

Оставить комментарий
Доставка на основе искусственного интеллекта. Как семеро украинцев бросают вызов «Новой почте» с помощью IT

Вячеслав Левченко — соучредитель эстонско-украинской компании Vanongo. C помощью программных решений его сервис помогает бизнесу быстро и прозрачно получить собственную доставку. Во время войны с россией Vanongo открыл свою технологию, чтобы ускорить победу над оккупантами. Как устроена machine learning доставка, читайте в нашем материале.

Что такое Vanongo

Мы начали в 2019 году как группа кофаундеров, пытавшихся изменить опыт доставки. На тот момент сфера не была очень популярной, поскольку было доказательное время. Когда началась пандемия, рынок доставки действительно изменился. Если до бизнес-леда было достаточно просто быть онлайн, то пандемия показала, что в современном мире без качественной доставки нет конкурентного бизнеса.

«Компания экспериментировала с разными моделями — B2B и B2C и остановились на первой. Именно поэтому мы, возможно, не столь известный стартап (смеется). Работа с бизнесом — это обычно тихая ниша».

Фото — Facebook

В Украине у нас около 90% команды. Но главные клиенты находятся в Казахстане, Азербайджане и часть в Европе: это Германия и Польша. Также планировалось выходить на рынок Румынии. Последние 1-2 года мы активно развивались на украинском рынке. Работали с такими компаниями как Эльдорадо, Фора, Jysk.

«Vanongo — это программное обеспечение, позволяющее клиенту иметь собственную доставку. Если вы хотите продавать и не отправлять посылкы условной „Новой почтой“, а также контролировать процесс, то мы даем пакет программного обеспечения».

Компания полностью его интегрирует: подключает и учит клиента. Это позволяет бизнесу иметь свою доставку.

Эстонско-украинские корни

Пока у нас 7 кофаундеров. Все учредители компании — украинцы. Никто из нас не был специалистом по логистике. Первый год мы многое ошибались, но частично нам повезло и мы научились работать с бизнесом. Логистический бизнес довольно традиционный, но при этом он перспективный и активно развивается.

Каждому стартапу нужны деньги для развития. Большинство инвесторов находятся за границей: в основном это США, ЕС, ОАЭ и т. д. У любого инвестора есть определенные критерии для того, чтобы вкладывать деньги в стартап. Украина даже до войны была рискованным рынком. Поэтому многие стартапы, позиционируя себя как украинские, имеют юрисдикцию за рубежом.

Фото — Facebook

Эстония наверняка является лучшей страной для юридического оформления. Потому что у них этот процесс настолько легок и диджитализирован, что многие стартапы регистрируются там. Именно это главная причина, почему мы эстонского-украинская компания. Учредители украинцы, но эстонская юрисдикция.

За весь период существования мы вкладывали свои средства и привлекали ангельские инвестиции. Перед началом полномасштабной войны в Украине мы начали работать над подъемом инвестиций seed-раунда. Компания достаточно много вложила в технологию, она сложна, но уже есть первые успешные бизнес-результаты.

Сейчас мы начали поднимать средства первого раунда инвестиций. Это сумма до $1 000 000. Сколько мы вложили свои средства в компанию без согласия других фаундеров, я не могу сказать».

Если мы не будем привлекать инвестиции, будем медленно развиваться. Но мы хотим быть успешной компанией, чтобы получить более агрессивную экспансию на американском и европейском рынках. К примеру, в Казахстане мы уже стали почти прибыльными.

Рынок доставки «последней мили»

Vanongo работает на рынке доставки так называемой «последней мили». На нем есть много сегментов. Есть классические курьерские компании, которые имеют свою доставку — водителей, курьеров и т. д. Существуют компании, предоставляющие только диджитал-сопровождение, условно приложение, чтобы курьер работал не с бумажками.

«Мы не курьерская служба, у нас нет собственных автомобилей и курьеров. Vanongo — это платформа, соединяющая бизнесы, которым нужна доставка, с компаниями, желающими доставлять».

Фото — Facebook

Обе стороны предоставляют пакет программного обеспечения. Одни пользуются им для того, чтобы удовлетворить своих потребителей. С другой стороны, у нас есть условный автопарк с водителями, которых также обеспечиваем ПО.

Разработка собственного программного обеспечения с машинным обучением «внутри» любой компании слишком дорогостоящая, чтобы бизнес разработал ее у себя отдельно. Но для компаний это вопрос выживания, потому что с ПО они становятся более конкурентными.

Вторая важная вещь — это масштабирование. К примеру, у вас есть 10 «Спринтеров», которые осуществляют доставку в определенном городке. Вы решили расширяться и отправиться в другой регион или страну. Для этого и нужна разработка Vanongo, просто так ехать очень тяжело.

«Наша компания позволяет бизнесу, без инвестиций в разработку, получить современное ПО, делающее их более конкурентными».

Мы зарабатываем на принципе «платите, пока вы пользуетесь». Это определенная фиксированная оплата за доставку. К примеру, клиент продает смартфоны и холодильники. У нас по городу есть специальные зоны, радиусом в 5 км, 10 км, и т. д. Образуется так называемая «ценовая матрица», в зависимости от типа, зоны и скорости доставки — все это влияет на цену.

Фото — Facebook

«Это очень нравится клиентам, потому что работает «прозрачно. Нет никаких скрытых комиссий. И нет такого, что водитель простоял в пробке и нужно больше заплатить».

Наша технология позволяет строить эффективные маршруты и управлять спросом и предложением. Мы единожды согласовываем ценовую матрицу и клиент платит фиксированную плату за каждую доставку.

Vanongo полгода экспериментировал с B2C доставкой. Впоследствии поняли, что для нас это менее перспективный бизнес, потому что требует значительных маркетинговых инвестиций. В этом сегменте широкая аудитория должна узнать продукт и изменить свои потребительские привычки ради него. В B2B–сегменте проще выйти на рентабельность. Но B2C у нас остается в «дорожной карте» для дальнейшего развития.

Доставка и программное обеспечение

Мы работали с разными клиентами. Например, с Caspi в Казахстане, это самый большой e-commerce-игрок в Центральной Азии. Доставляли разные продукты: от смартфонов до холодильников и кроссовок.

«В Украине у нас был интересный опыт с Jysk. Это габаритные вещи, мебель. Плюс мы производили дополнительный сервис по сборке мебели, потому что для многих это проблема».

Также работали с Эльдорадой, доставка техники. И с Форой это доставка продуктов. В последнем случае была специальная модель. Существует доставка one to one, когда вы забрали из одной точки и привезли в другую, она неприбыльная.

Фото — Facebook

«Прибыльная та модель, где вы забираете в одной точке продукты и провозите их по многим адресам. Здесь можно произвести оптимизацию и правильно распределить доставку».

Компания начиналась с 10 человек. В настоящее время суммарно в компании работает около 60 специалистов. В R&D задействована примерно половина из них: это программисты с опытом, работавшие с автомот-разработками. Есть архитекторы, девопсы, фронтендеры, бекендеры.

В базе нашей системы лежат методы машинного обучения. Именно они просчитывают маршруты, анализируют трафик, считают соотношение спроса/предложения и т. д.

Фото — Vanongo

«Важно построить динамический алгоритм. Кто-то может перенести доставку, другой отменить, поэтому может происходить до 30% потерь прибыли. Наша разработка помогает этого избежать».

Далее следует ряд интерфейсов. Первый — админпанель, которая позволяет бизнесу и партнерам видеть все заказы, определять статус, понимать статистику, управлять процессом. Это то, что отличает нас от классического «black box», когда вы работаете с компанией по доставке, например, «Новой почтой», «Укрпочтой» или любой компанией. Вы им отдаете заказ, но ничего не контролируете.

«Вы не знаете, доволен был потребитель. Не нагрубил ли ему водитель или ту коробку куда-то не отфутболили. Для бизнеса это часто проблема».

Например, когда мне кто-то привозит помятую коробку, я недоволен и перевожу это на имидж бренда. А для бренда принципиально контролировать все, в том числе и доставку.

Также у нас есть 2 приложения. Один — для водителя, который получает все маршруты, подтверждение после доставки от клиента и т. д. Мы работали над тем, чтобы водителям было в нем удобно. Потому что довольный водитель — это ключ к успеху, он будет улыбаться потребителю и делать доставку лучше.

Фото — Vanongo

Второе — приложение для потребителя, позволяющее управлять доставкой.

«Вы можете отслеживать доставку или перенести ее, если у вас что-нибудь изменилось. Также можно оценивать доставку и пока вы ожидаете доставку, вам могут предложить сопутствующие товары. К примеру, если вы купили велосипед, мы предлагаем шлем к нему».

Вся система работает в режиме реального времени и держит связь со всеми участниками процесса. Если у водителя сломалось авто, мы получаем эту информацию и приедет другой водитель. Когда потребитель переносит доставку, водитель моментально видит это, а система перечисляет маршрут. Таким образом, качество и скорость доставки увеличивается.

Города и волонтерство во время войны

Мы начинали с B2C, потому шли в большие города. Это были Киев, Харьков и Одесса. Дальше мы планировали расширение. Также у нас был B2C в Таллинне — Эстония, и немецких Берлине и Мюнхене. Затем мы поставили «на паузу» это направление и перешли на B2B.

Так начались пилотные проекты с компаниями.

«Например, с Caspi. Они говорят: давайте попробуем в Алматы. Там доставка заработала отменно и им понравилось. Были месяцы, когда мы производили до 2 000 доставок в день. Так мы начали расширяться по городам Казахстана.

В Украине большинство клиентов запускали пилот в Киеве. А если требовалось, то думали о расширении. Сейчас многие клиенты, с которыми мы работали, перенесли головные офисы на запад страны и перестраиваются. Поэтому сегодня мы в переговорных процессах.

«Проблема инноваций в том, что в кризисных ситуациях они ставятся на паузу. Решаются основные проблемы, а затем все остальное».

Казахстан у нас почти автономный, потому мы сфокусировались на развитии в Европе. В Украине пока держим «руку на пульсе» и ждем стабилизацию бизнес-среды. Я не могу разглашать имена, но мы уже были на стадии подписания с международным ритейлом, фармацевтическим сегментом и т. д.

У нас есть команда, как мы ее называем, «внутренних волонтеров». Она решила, что большую часть времени будет работать именно над гуманитарной помощью в Украине. Мы продолжаем платить зарплату. Это косвенные инвестиции компании в волонтерское движение.

Фото — Facebook

«Для тех, кто хочет доставлять, мы сделали свою технологию бесплатной. Часто это частные лица. Команда, которая внутри нас занимается именно координацией».

Vanongo — это городская доставка, а гуманитарные грузы — это большие расстояния, для которых требуется много координации. Мы доставляли разные вещи: еду, медикаменты, военное оборудование. На сегодняшний день уже «перевалили» за 8 000 тонн. Бывали дни, когда доставлял до 1000 тонн в день.

Второе волонтерское направление — работа с Минцифрой. Наши разработчики помогают делать волонтерскую платформу, связанную с доставками. Третье направление — это компания по донатам у нас на сайте, мы сделали электронные кошельки, собрали около 200 000 гривен, чтобы заправлять водителей для доставки гуманитарной помощи.

Фото — Facebook

В этой деятельности помогла уже имеющаяся база. Единственное, что требовалось, это найти номера водителей для магистральных перевозок. Но все они знают друг друга, потому это не было проблемой. Через пару недель база выросла в десятки раз. Также держим связь с зарубежными компаниями: кто помогает складами, кто донатит, другие доставляют гуманитарку.

Однозначно, что мы будем развиваться в Украине. Мы поддерживаем наше государство и хотим, чтобы его экономика как можно скорее перезапустилась. На какие бы рынки ни выходили, все фаундеры — украинцы. Хотим, чтобы Украина была сильным государством, она всегда будет в нашем фокусе».

Сервис логистики Vanongo сделал свою технологию бесплатной, чтобы помочь с доставками по Украине. Как присоединиться
Сервис логистики Vanongo сделал свою технологию бесплатной, чтобы помочь с доставками по Украине. Как присоединиться
По теме
Сервис логистики Vanongo сделал свою технологию бесплатной, чтобы помочь с доставками по Украине. Как присоединиться
«Новая почта» возобновила курьерскую доставку и забор
«Новая почта» возобновила курьерскую доставку и забор
По теме
«Новая почта» возобновила курьерскую доставку и забор
«Укрпочта» будет доставлять посылки беженцам за границу с скидкой 70%
«Укрпочта» будет доставлять посылки беженцам за границу с скидкой 70%
По теме
«Укрпочта» будет доставлять посылки беженцам за границу с скидкой 70%
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
ТОП EVO Максим Мельник для dev.media розповів, що 24 лютого війну проспав. Та далі — волонтерство, українізація та праця.

Дивіться на каналі його розповідь та роздуми.

Читайте также
«Укрпошта» открыла новые вакансии. В частности, ищут SMM-специалиста и руководителя интернет-магазина компании.
«Укрпошта» открыла новые вакансии. В частности, ищут SMM-специалиста и руководителя интернет-магазина компании.
«Укрпошта» открыла новые вакансии. В частности, ищут SMM-специалиста и руководителя интернет-магазина компании.
Украинский бизнес и IT просят Зеленского уволить Гетманцева. Обращение уже подписали Ajax, MacPaw и Новая почта
Украинский бизнес и IT просят Зеленского уволить Гетманцева. Обращение уже подписали Ajax, MacPaw и Новая почта
Украинский бизнес и IT просят Зеленского уволить Гетманцева. Обращение уже подписали Ajax, MacPaw и Новая почта
Совладелец monobank за день собрал 3,6 млн грн на ВСУ, разыграв среди подписчиков в соцсетях 37 марок с российским кораблем
Совладелец monobank за день собрал 3,6 млн грн на ВСУ, разыграв среди подписчиков в соцсетях 37 марок с российским кораблем
Совладелец monobank за день собрал 3,6 млн грн на ВСУ, разыграв среди подписчиков в соцсетях 37 марок с российским кораблем
«Укрпошта» планирует выпустить марку с Kalush Orchestra
«Укрпошта» планирует выпустить марку с Kalush Orchestra
«Укрпошта» планирует выпустить марку с Kalush Orchestra

Хотите сообщить важную новость?
Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки
в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.