Що під капотом в Uklon? Слухай TechPower Podcast 🎧
Стас ЮрасовТакая жизнь
30 сентября 2021, 09:40
2021-09-30
Два капитана. Как два айтишника променяли хорошую зарплату на морские просторы и не жалеют об этом
Два друга, Александр Шкрымбал и Александр Бурцев, проработав по 10 лет в IT, решили сменить вид деятельности на более романтичное занятие. Тезки познакомились на подготовительных курсах перед своим первым яхтингом в 2010 году. Уже 11 лет, как они ушли из IT.
Выпускник столичного Политеха Александр Шкрымбал после первой же практики понял, что инженером-теплоэнергетиком в госсекторе за те деньги, которые там платили, он работать не будет.
«На четвертом курсе я устроился работать веб-дизайнером и уже через два месяца получал столько же, сколько инженер через 10 лет работы. Это давалось легко даже параллельно с учебой. Начинал с обычной верстки, а 10 лет назад уходил с позиции арт-директора стартапа по визуальной части», — рассказывает он.
Детали проекта Александр Шкрымбал не раскрывает — стартап умер практически сразу после того, как он оттуда ушел. Однако говорит, что вначале работать было интересно, а затем они, освоив за два года $5 млн от инвесторов, сделали около 10 версий программного продукта, из которых в жизнь так ни одна и не ушла.
Именно тогда он осознал, что яхтинг — его будущее. «Я съездил на яхтинг в Хорватию на две недели и там понял, что это совершенно другой мир, которому все равно, сколько у тебя денег и какой у тебя статус. Ветру все равно кого прижимать», — рассказывает Шкрымбал.
История второго героя более прозаична. Александр Бурцев тоже закончил КПИ, но сразу стал программистом, затем работал проджект-менеджером и бизнес-аналитиком. «10 лет назад, когда я познакомился с яхтингом, мы с другом развивали свой бизнес — прокат горных велосипедов в Крыму и Карпатах. Параллельно я работал бизнес-аналитиком и увлекался керамикой», — рассказывает он. По словам Александра, он вскоре понял, что заниматься всем сразу невозможно. И сделал ставку на яхтинг.
Так два выпускника КПИ отказались от зарплаты в несколько тысяч долларов в пользу морей и эмоций.
Другая жизнь
Бурцев признается, что дискомфорта в IT не испытывал. Однако коллеги к его решению отнеслись скептически. «Это было новое увлечение, которое оказалось настолько ярким, что отодвинуло IT на второй план. Это было эмоциональное решение. Я шел за желанием увидеть мир», — рассказывает он.
Вместо денег и постоянной занятости он выбрал другую крайность — познавать мир и знакомиться с уникальными людьми.
Александр Шкрымбал говорит, что именно в тот момент, когда решил уйти из IT, узнал, что среди коллег-айтишников много яхтсменов. «Некоторые занимались этим с детства. И они понимали, куда я иду. Люди, которые хоть чуть-чуть были знакомы с этим миром, меня всячески поддерживали. Завидовали, не без этого. Они понимали, что я ухожу в совершенно иной мир», — говорит он.
Шкрымбал говорит, что среди программистов очень много людей, которые не знают, что такое экстрим или жизнь вне офиса. «Вот они искренне не понимали, как я могу бросить офис ради неизвестности, ради „ничего“. А я прекрасно знал, будучи в море или сидя за штурвалом, что в это же время я мог бы сидеть в офисе 8 часов в сутки. И что в итоге — тут полная неопределенность, а там — полная определенность», — говорит он.
Шкрымбал признаётся, что в деньгах друзья точно потеряли. Но приобрели в другом. «Я понимал, что иду в открытое море, где много возможностей, но и утонуть шансов немало. Я понимал, что рискую», — говорит он.
Бурцев соглашается с однокашником.
Переходите на темную сторону
Тащить в новую сферу айтишников ни Бурцев, ни Шкрымбал не намерены. «Если человек сам не пришел к этому, то сколько его не тащи, не подсказывай, это бессмысленно. Единственное, что мы можем своим примером показать, что и так можно», — говорит Шкрымбал.
Александр Бурцев же добавляет, что со стороны айтишников есть запросы на то, как получить сертификат капитана и обучиться мастерству управления яхтами.
Шкрымбал любит свою нынешнюю работу еще и за то, что она позволяет показать новый мир возможностей. «И ты видишь эту трансформацию. В этом наша социальная нагрузка», — говорит он.
Сколько зарабатывают капитаны с IT-опытом
Александр Бурцев говорит, что ставки капитанов в сравнении со ставками айтишников в недельном исчислении примерно равны.
Именно поэтом переход в яхтинг он считает занятием для души.
При этом партнеры рассматривают яхтинг как бизнес. Со своими рисками и возможностями.
«Саша говорит правильные вещи: одно дело быть капитаном, а другое — организатором яхтенных поездок. Это расширяет твои возможности. Ты идешь не только туда, куда тебя пригласили в качестве капитана, а сам выбираешь страны и организовываешь поездки», — рассказывает Шкрымбал.
Например, в 2014 году Бурцев был идейным вдохновителем проекта «Большое греческое лето». «Мы взяли одну яхту на 11 недель, и все это время мы ходили по островам Греции вдоль и поперек. Команды постоянно менялись. 11 разных экипажей — это возможность общаться с совершенно разными людьми, от студентов до топов. Ты общаешься с людьми, видишь их с разных сторон, понимаешь, как они добились успеха, и у них учишься. То есть яхтинг дает очень много возможностей, и только от тебя зависит, как ты ими воспользуешься», — рассказывает Шкрымбал.
По словам Шкрымбала, в своей работе партнеры могу подобрать яхту на любой вкус и кошелек. Бурцев же говорит, что помимо достатка имеют ценности каждого экипажа.
Яхтинг VS IT
Шкрымбал уверяет, что заработать столько, сколько айтишники, на яхтинге можно, если построить системный бизнес. «Будучи только капитаном — нет, нельзя. А в эффективно работающем, системном бизнесе цифры будут приближаться к IT. Не скажу, что они будут такими же, но отличаться они будут не на порядок, а на проценты», — говорит он.
Партнеры основали свое агентство с индивидуальным подходом к людям. Бурцев говорит: для того, чтоб сделать успешный бизнес, капитанов мало, нужна команда. «У нас есть люди, которые занимаются организацией, дизайнер, клиент-менеджер», — добавляет Шкрымбал.
Компания партнеров работает уже давно, и спрос на услуги яхтсменов растет. «На прошлой неделе было 4 путешествия, столько же будет на следующей. У нас есть комьюнити постоянных клиентов, которые ходят с нами не первый год», — говорит Бурцев. Количество капитанов растет, признается он. Отдельная каста клиентов — желающие научиться.
Сейчас партнеры проводят туры разных направлений: комфортний яхтинг, йога-туры и гастротуры, экзотические путешествия. «Но самый яркий, пожалуй, детский яхтинг. Дети с 5 до 12 лет едут с родителями. Это не детский лагерь, где сдал ребенка и забыл. Родители едут с детьми, отвечают за них и получают совместные семейные яркие воспоминания. Но при этом дети много времени проводят друг с другом, а в это время родители могут отдохнуть», — рассказывает Бурцев.
Особый вид путешествий — виски-туры. «Виски — отличный напиток, а виски-туры позволяют его дегустировать именно там, где он зародился. И одновременно насладиться отличной природой „холодных тропиков“, как называют вечнозеленую Шотландию. Когда мы организовывали такую поездку в первый раз, я думал, что это будет мужской тур, а распределение оказалось близким к 50 на 50», — говорит Бурцев. Также партнеры организовывают литературные вояжи.
Шкрымбал говорит, что пассажиров и тематику путешествия стараются подбирать так, чтобы им самим было интересно. «Нам часто задают вопрос, а бывают ли неудобные и неприятные экипажи? И вот с таким подходом у нас за 10 лет было считанное количество „не тех“ людей. Есть люди, которые у нас на яхте познакомились, есть те, у кого уже второй ребенок появился, и вот мы даже брачную церемонию на Сардинии организовывали. Я вижу, как растут чужие дети», — с упоением заключает Шкрымбал.
Камбека не будет?
Возвращаться в IT коллеги не торопятся. «Уже буквально через два года после того, как ушел из профессии, я понял, что безнадежно отстал. И если я захочу вернуться, будет очень-очень сложно это сделать. Тяги вернуться не было», — говорит Шкрымбал.
Бурцев признается, что время от времени задумывается о том, чтобы попробовать какие-то новые направления бизнеса.
Пока он доволен тем, что с ним происходит и в ближайшие годы отказываться от нынешнего образа жизни не намерен.
Шкрымбал говорит, что яхтинг вполне можно использовать, как трамплин для будущего. «Это не только связи и люди, но и понимание того, как работает туристический бизнес в разных странах мира, какие бизнесы в каких регионах могут выстрелить, а какие нет. Если видишь, что этот бизнес в Европе работает, а, допустим, на Карибах его нет, ты понимаешь, что рано или поздно он там появится, и для тебя это возможность его запустить. Потому что мир очень разный, и яхта позволяет увидеть его с разных сторон», — говорит он.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).