Почти биткоины: в IT-компаниях ходят виртуальные корпоративные валюты. На что тратят coins, смарты, TYPs, i-Coins

«Если вы еще раздумываете, стоит ли идти в IT,  — просто посмотрите на зарплаты», — сказал нам на днях один из разработчиков. Не секрет, что сейчас отрасль информационных технологий — едва ли не самая динамичная, а сотрудники в ней — самые дорогие. Но мало кто знает о том, что кроме долларов, в которых обычно проводится расчет в IT-компаниях, крупные работодатели имеют еще и другие, внутренние валюты — деньги, которые можно заработать и потратить только в пределах своего места работы на какие-то приятные бонусы на покупки.

dev.ua опросил работодателей и выяснил, что в офисах украинских компаний ходят типсы, смарты, поинты и обычные реферальные баллы или баллы лояльности. Рассказываем, как это работает.

Оставить комментарий
Почти биткоины: в IT-компаниях ходят виртуальные корпоративные валюты. На что тратят coins, смарты, TYPs, i-Coins

«Если вы еще раздумываете, стоит ли идти в IT,  — просто посмотрите на зарплаты», — сказал нам на днях один из разработчиков. Не секрет, что сейчас отрасль информационных технологий — едва ли не самая динамичная, а сотрудники в ней — самые дорогие. Но мало кто знает о том, что кроме долларов, в которых обычно проводится расчет в IT-компаниях, крупные работодатели имеют еще и другие, внутренние валюты — деньги, которые можно заработать и потратить только в пределах своего места работы на какие-то приятные бонусы на покупки.

dev.ua опросил работодателей и выяснил, что в офисах украинских компаний ходят типсы, смарты, поинты и обычные реферальные баллы или баллы лояльности. Рассказываем, как это работает.

Для чего нужна корпоративная валюта и как ее заработать

Внутренние «деньги» — дополнительная система мотивации сотрудников. Их поощряют быть более активными как внутри компании, так и рассказывать о работе снаружи — например, в отзывах на форумах и профильных сайтах.

Работает эта система в каждой компании по-разному.

Например, в компании DataArt внутреннюю валюту друг другу начисляют коллеги небольшими порциями — от 1 до 5. «Используется один из трех вариантов: 1 балл — thank you, 3 — thank you very much, или 5 — thank you very much indeed. Для этого они могут воспользоваться собственными баллами, полученными от других коллег или DataArt, а тот коллега, кому они начислены, обязательно увидит, кто его благодарит», — рассказывают в компании.

В профиле в корпоративной системе сохраняются все записи о полученных деньгах, эта информация доступна всем, и в определенном смысле говорит о репутации коллеги в DataArt.

Однако, никто не обязан зарабатывать внутренние деньги, это исключительно инициатива коллег.

«Мы считаем, что возможность начислить баллы другом важнее возможности получить их самому», — отмечают в DataArt.

Кроме этого, компания насчитывает внутренние деньги за выступления на конференциях, помощь в организации мероприятий, или написание статей для сайта или сторонних медиа.

«То есть за то, что сотрудник мог сделать по собственной инициативе и уж, во всяком случае, безусловно был не обязан делать», — объясняют в DataArt. Кроме того, любой новый коллега в DataArt получает на старте четыре  виртуальных денежных единицы, и по одной единице ежемесячно автоматически начисляется всем просто так.

В компании Intellias корпоративные деньги можно получить, например, по рекомендации кандидатов, заказчиков, по поводу годовщины работы в компании, по случаю дня рождения и за выступления на внутренних воркшопах и Tech Talks.

«Еще один способ собрать деньги — это получить от коллег благодарность за помощь, особые достижения, менторство в виде» кудосов», — рассказывает VP of Talent Management компании Intellias Роман Гапачило.

Ежемесячно, по его словам, каждый специалист компании получает определенное количество «кудосов», которые может подарить коллегам. При передаче «кудосы» конвертируются во внутреннюю валюту и добавляются к балансу специалиста, которому их прислали.

В компании Lohika/Capgemini Engineering внутреннюю виртуальную валюту можно получать за активности в рамках рекогнишн программы Accelerate the cosmic ride — от проведения технических интервью до выступлений за конференциях или внутренних митапах и тренингах.

«Это наш способ сказать „спасибо“ коллегам, которые делают немного больше, чем того требует его или ее работа. Сейчас категорий для получения баллов уже около 20, они покрывают различные активности и имеют разную номинальную стоимость в баллах», — рассказывает PR Lead Lohika / Capgemini Марьяна Лилык.

А в EPAM внутренними деньгами платят за рекомендации. Как рассказывает Екатерина Головинова, менеджер по маркетингу в EPAM, по рекомендации специалисты компании получают как финансовое вознаграждение, так и реферальные баллы — поинты.

«Каждый этап, который проходит рекомендованный кандидат, дает рекомендателю определенное количество баллов. Всего же за одну успешную рекомендацию можно получить до 50 поинтов», — говорит она. По словам Екатерины Головиновой из EPAM, специальные баллы и аксессуары, которые можно на них приобрести, — отличный способ разнообразить привычные реферальные кампании, отметить рекомендателей не только финансово, но и приятными и полезными мелочами.

В Luxoft такая система поощрений называется Loyalty Program и название валюты соответственно — баллы лояльности, говорит Employer Branding Manager Luxoft Леся Мандзевич. «Наши специалисты получают баллы за различные активности, например: выступление на конференции или вебинаре, написание статей, год с начала сотрудничества, или если специалист стал наставником или тренером», — приводит примеры Мандзевич.

Фото — Luxoft

Заработать внутренние деньги в Luxoft можно как на постоянной, так и на сезонной основе. «К сезонным относятся баллы, которые мы начисляем победителям за участие в конкурсах, например, посвященных Дню программиста», — говорит Employer Branding Manager Luxof. Постоянно внутренние деньги специалистам начисляются в рамках «Recognition program», где лучшие специалисты получают баллы, если отличились на проекте.

«Например, если за год специалист участвовал в нескольких внутренних активностях, стал бадьи и порекомендовал своего друга на вакансии в компании, то он может собрать несколько сотен баллов», — рассказывает Мандзевич.

Какие валюты сейчас в ходу

В DataArt ходят TYPs (Thank You Points) ходит с 2011 года. Валюту придумали как способ поблагодарить коллегу за помощь делать то, что выходит за пределы профессиональных обязанностей. «Мы пытались подчеркнуть, что это именно человеческое „спасибо“. Отсюда и название — Thank You Points, TYPs. Созвучие с „чаевыми“ говорит о том, что это не вместо компенсации и бонусов, а исключительно дополнение к ним», — объясняют в компании название валюты.

Валюта в Intellias — смарт. Роман Гапачило рассказывает, что внутренняя валюта компании появилась в январе 2018 года, когда в Intellias ввели корпоративную программу лояльности с элементами геймификации, предусматривающую вознаграждение специалистов виртуальной валютой.

В ЕПАМ внутренние деньги называют просто реферальными баллами.

В Lohika/Capgemini Engineering есть виртуальная внутренняя валюта под названием points.

В Luxoft ходят баллы лояльности.

И во многих компаниях только задумываются над внедрением собственной валюты. Так, например, сейчас над вопросом внедрения виртуальных корпоративных денег задумались в компаниях TemaBit Fozzy Group, Ciklum, Intetics и др.

«Протестировать оборот внутрикорпоративной валюты решили на летнем корпоративе в 2021 году. Для этого всем участникам во время летнего мероприятия на корпоративе было предоставлена возможность заработать специальные монеты i-Coin за участие в праздничных активностях», — рассказывают в Intetics.

Тест оказался удачным — сотрудники настолько включились в игру, что даже просили друг у друга помочь с i-Coins, так как им не хватало на тот или иной подарок.

Поэтому на второе полугодие 2021 года в Intetics запланирован старт новой программы по мотивации сотрудников с помощью запуска i-Coin. «Специальные фирменные монеты будут начисляться за выполнение различных профессиональных и образовательных активностей», — отмечают в компании.

На что тратят корпоративные деньги

Корпоративная валюта «ходит» только внутри компании — на эти деньги можно купить брендированные подарки или выиграть ценные призы.

Например, в DataArt есть три основные категории сувениров: основная коллекция (одинаковая для всех центров разработки), локальная коллекция и подарки из командировки. «Для поддержания целостности бренда мы создали единую коллекцию сувениров, оставив уникальные предметы в отдельных локациях только как дополнение», — объясняют в компании. Среди сувениров — бутылки и термосы, повербанки, рюкзаки, тревел-органайзеры и тому подобное.

Фото — DataArt

С началом пандемии в компании пересмотрели ассортимент магазина и немного изменили его, добавив электронные сертификаты в различные сетевые магазины в той или иной локации и товары для комфортной удаленной работы (кофеварки и увлажнители воздуха).

В корпоративном магазине компании Intellias можно приобрести брендированное снаряжение для спорта и путешествий, книги, посуду, одежду, рюкзаки и экосумки, электронику и велосипеды, самокаты, товары для детей.

«Дешевле всего в каталоге стоит брендированная наклейка на авто „Baby on Board“, а самое дорогое — мультиспортивные часы Garmin», — рассказывает Роман Гапачило.

Идея создания Lohika brand shop возникла из потребности предлагать коллегам ту брендированную продукцию, которая им действительно нужна и нравится. Согласитесь, получать 10-ю экосумку, чашку или бутылку для воды уже неприкольно. Даже если это подарок.

«Сейчас у нас в магазине около 40 различных айтемов — от кошельков, футболки или худи до электронных штопоров и play station. Самый дорогой подарок, заказанный на сегодня, — электросамокат. Таких у нас уже в этом году забрали три», — рассказывает Марьяна Лилык.

Фото — Lohika brand shop

Интересно, что во время карантина компания предпочла качественные украинске бренды перед такими же аналогами из Китая.

«Так у нас появились крутые гамаки львовского бренда Leleka, худи от тернопольских Bless, бананка и портфели от Harvest clothing из Ровно, носки от киевлян Dodo socks, кошельки от Shuflia с Франика, смарт чемоданы Have a Rest», — рассказывает Лилик.

Сейчас, говорит она, сложно найти только классные локальные гаджеты.

Для обмена в EPAM Shop доступны наборы наклеек, пледы, сумки и рюкзаки, худи, аксессуары для мобильных устройств, экопосуда и др.  «Популярностью пользуются практически все категории, однако в последнее время коллеги все чаще выбирают аксессуары для отдыха и досуга (пледы, спортивные бутылки и кружки, сумки для путешествий), экопосуду, шоперы», — говорит Екатерина Головинова.

Ежеквартально, по ее словам, специалист, набравший наибольшее количество поинтов, независимо от того, потратил он их в магазине или нет, получает ценный подарок — например, электросамокат, робот-пылесос, очиститель воздуха и другие ценные гаджеты.

Леся Мандзевич с Luxoft рассказывает, что палитра подарков в компании достаточно велика — от небольших полезных гаджетов или брендированных предметов одежды за несколько десятков баллов до флагманских смартфонов А-брендов. «За последние несколько месяцев самым дорогостоящим товаром, который приобрели в нашем магазине, был электроскутер, но обычно самыми дорогими подарками являются флагманские смартфоны A-брендов», — говорит она.

Фото — Luxoft

А работает ли мотивация?

Все опрошенные dev.ua компании, имеющие корпоративную валюту, довольны результатами работы такой системы. В частности, в Lohika/Capgemini Engineering вовлечено в программу более трети сотрудников.

В DataArt только в 2020 году коллеги во всех офисах DataArt получили около 185 000 типсов. «С каждым годом статистика увеличивается не только из-за роста количества работников в каждой локации, но и потому, что возможность сказать „спасибо“ через систему и заказать сувенир не теряет своей актуальности. Также наблюдаем увеличение кейсов поощрения типсами за различные достижения именно из-за популярности системы», — рассказывают в компании.

С момента внедрения системы в 2011-м и до 2020 года (по 2021-му еще не подводили итоги) типсами благодарили друг друга около 300 000 раз.

«Программа лояльности очень популярна среди наших коллег. Каждый в компании имел опыт пользования корпоративной валютой. Ежемесячно мы получаем около 150 запросов на обмен смартов на товары из нашего корпоративного магазина», — вторит коллегам и Роман Гапачило из Intellias.

«Мама сказала что я могу больше зарабатывать». 25 курьезных мини-историй от IT-рекрутеров
«Мама сказала, что я могу больше зарабатывать». 25 курьезных мини-историй от IT-рекрутеров
По теме
«Мама сказала, что я могу больше зарабатывать». 25 курьезных мини-историй от IT-рекрутеров
Айтишникам нужен воркейшн. 9 ярких историй которые это доказывают
Айтишникам нужен воркейшн. 9 ярких историй, которые это доказывают
По теме
Айтишникам нужен воркейшн. 9 ярких историй, которые это доказывают
Существует ли сексизм и харассмент в украинских IT-компаниях. Мини-опрос dev.ua
Существует ли сексизм и харассмент в украинских IT-компаниях. Мини-опрос dev.ua
По теме
Существует ли сексизм и харассмент в украинских IT-компаниях. Мини-опрос dev.ua

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua: IT України.

Читайте также

«Ужасно скучаю по армии, но не скучаю по зарплате в 14 000 грн». Бывший военный ВСУ вошел в IT и теперь работает в EPAM. Вот его история
«Ужасно скучаю по армии, но не скучаю по зарплате в 14 000 грн». Бывший военный ВСУ вошел в IT и теперь работает в EPAM. Вот его история
«Ужасно скучаю по армии, но не скучаю по зарплате в 14 000 грн». Бывший военный ВСУ вошел в IT и теперь работает в EPAM. Вот его история
Святославу Шунько было 36 лет, когда он, оставив жену и детей, ушел добровольцем на фронт в составе добровольческого батальона. Затем вступил в ряды кадровых военных, но три года назад принял решение вернуться на мирную землю, чтобы активнее участвовать в воспитании детей. Именно желание быть во всем примером своим трем сыновьям и сподвигла Святослава развернуть свою жизнь на 180 градусов — переквалифицироваться в айтишника. Ведь зарплаты в IT в разы выше, чем у военных. Уже три года он успешно работает тестировщиком, успел сменить три компании, и пока остановился на EPAM.  Как военный стал тестировщиком, и почему IT доступна каждому, в нашем материале. 
Микро-интервью с автором мема «Таке чувство, що Бог наказує нас за щось», который стал IT–рекрутером
Микро-интервью с автором мема «Таке чувство, що Бог наказує нас за щось», который стал IT–рекрутером
Микро-интервью с автором мема «Таке чувство, що Бог наказує нас за щось», который стал IT–рекрутером
2 комментария
Желаемое за действительное. Джуниоры часто выдают себя за миддлов. Почему так происходит и что с этим делать?
Желаемое за действительное. Джуниоры часто выдают себя за миддлов. Почему так происходит и что с этим делать?
Желаемое за действительное. Джуниоры часто выдают себя за миддлов. Почему так происходит и что с этим делать?
Сообщением о том, что кадровый рынок в IT-отрасли перегрет, уже никого не удивишь. Айтишники нужны всем, и чем матеровитее, тем лучше. И в этом случае молодые специалисты не упускают возможностей выдать желаемое за действительное, предлагая свою кандидатуру едва ли вошедшего в IT джуниор-специалиста вместо такого желаемого миддла. Простыми словами: кандидаты пытаются обмануть рекрутеров, выдавая свои скилы как более продвинутые и опытные.  Часто ли такое случается в компаниях? Полгода назад мы писали о том, что миддлы часто выдают себя за сеньоров. Но такая практика нередка и в начале карьеры айтишников.  dev.ua пообщался с украинскими IT-рекрутерами и HR-специалистами, и выяснил, что амбиций молодому поколению, только пополнившему армию айтишников, не занимать.
Миллионы в IT-образование и десятки учебных программ. Как EPAM, SoftServe, ELEKS, Intellias, Luxoft и другие заботятся о будущих сотрудниках
Миллионы в IT-образование и десятки учебных программ. Как EPAM, SoftServe, ELEKS, Intellias, Luxoft и другие заботятся о будущих сотрудниках
Миллионы в IT-образование и десятки учебных программ. Как EPAM, SoftServe, ELEKS, Intellias, Luxoft и другие заботятся о будущих сотрудниках
В середине октября громкая новость о том,что Ajax инвестировал в развитие КПИ 800 000 грн подтолкнула к мысли разобраться, много ли IT-компании инвестируют в образование для своих будущих сотрудников. Мы уже писали о том, как IT-компании конкурируют с университетами. Также рассказывали, как студенты выбирают вместо студенческой скамьи работу, потому что учиться им неинтересно.  Сегодня рассказываем о том, зачем и сколько денег крупные аутсорсеры инвестируют в IT-образование. Чтобы четко разграничить вклад в образование каждой отдельной компании, приводим их ответы цитатами ответственных за образовательное направление менеджеров. 

Обсуждение

Комментариев пока нет.