Звук за 16 000 евро. Одессит создал уникальную кокосовую колонку

Одессит Максим Чижов производит акустические системы из кокосового ореха. Его стартап Copra не имеет мировых аналогов. Кокос, в отличие от классических акустических систем, не позволяет звуку звенеть. Однако такой продукт дорогой и рассчитан на узкий сегмент состоятельных покупателей. Сегодня изобретатель присоединился к украинскому корпоративному акселератору ISE Group, чтобы «прокачать» скиллы в направлении стратегического развития. За счет чего парень планирует расширить необычный бизнес, читайте в нашем материале.

Звук за 16 000 евро. Одессит создал уникальную кокосовую колонку

Одессит Максим Чижов производит акустические системы из кокосового ореха. Его стартап Copra не имеет мировых аналогов. Кокос, в отличие от классических акустических систем, не позволяет звуку звенеть. Однако такой продукт дорогой и рассчитан на узкий сегмент состоятельных покупателей. Сегодня изобретатель присоединился к украинскому корпоративному акселератору ISE Group, чтобы «прокачать» скиллы в направлении стратегического развития. За счет чего парень планирует расширить необычный бизнес, читайте в нашем материале.

dev.ua — больше, чем просто СМИ. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, LinkedIn и Twitter

От ионов к кокосу

С шести лет Максиму нравились технологии. В детском возрасте он понял, что хочет создавать своими руками новые вещи. История продолжилась в школе, где парень участвовал в научных олимпиадах.

В 2003 году у школьника появились идеи двух проектов. Это — ионная акустика и колонка из кокоса.

«Далее я пошел на физический факультет Одесского университета им. Мечникова. Поступил по собеседованию», — вспоминает наш герой.

Фото — из личного архива Максима Чижова

Первую акустику из кокоса Максим сделал сам. Говорит, что это были необработанные орехи с динамиками. Парень купил кокосы просто в одесском магазине.

Показал изобретение инвестору, но тот просто не понял что с ним можно сделать.

«Макс, ну не показывай мне это», — вспоминает Чижов реакцию инвестора.

На время идею с кокосовой акустикой пришлось отложить. В то время Максим поступал в аспирантуру и вернулся к теме с ионной акустикой. Рассказал о ней научному руководителю, и тот пришел в восторг.

Парень занялся разработкой новой акустики, все шло гладко. Однако в какой-то момент выяснилось, что на электродах новой системы образуется микроскопическая пленка, которая работает как изолятор и выключает питание.

Макс работал над устранением этой проблемы последние три года. Для этого он привлек украинских экспертов с военной сферы. Вместе удалось найти решение. Проект по ионной акустике перезагрузился. Вполне вероятно, что через год о нем услышит массовый потребитель, подытожил изобретатель.

Фармак - инвестор, Добробут - клиент. История умных костылей из Днепра
Фармак — инвестор, Добробут — клиент. История умных костылей из Днепра
По теме
Фармак — инвестор, Добробут — клиент. История умных костылей из Днепра

Кокосовая колонка

Копра — это одно из названий мякоти кокоса. В ее честь Максим назвал свой стартап. Идея необычной колонки возникла в 2003 году. В 2014 году появился первый прототип. Разработка системы Hydra была сделана в 2017 году. А в 2019 парень основал компанию.

«Главная наша задача на ближайшие полгода — это не маркетинг, а увеличение количества производства систем до 100 штук в год», — делится планами Чижов.

Фото — ISE

Именно к этому решению Максим пришел в рамках акселератора ISE.

Для сравнения — за несколько лет существования стартап изготовил около 30 комплектов Hydra. Компания уже сделала первый шаг в масштабировании, расширив площадь производства с 116 кв м до 500 кв м. Сейчас на предприятии работает семь человек.

«В малых помещениях работать было настоящим адом. Обработка кокосов — это постоянная пыль. Полировка, работа с устройствами измерения — все это приходилось постоянно перезапускать. А теперь будем осуществлять каждый процесс одновременно», — говорит Максим.

Одна акустическая система Copra стоит 16000 евро. Крупнейшая партия заказа на сегодня — 13 штук. Ее заказала украинская компания, но какая именно, Максим не говорит.

Стартап ориентируется на состоятельных покупателей, которые могут себе позволить такой продукт. При этом Максим понимает, что для многих людей это значительная сумма.

«Сколько авто на дворе? Люди могут себе покупать автомобили. Для кого что важно. Вы закрываете вопрос на 15 лет, покупая нашу систему», — говорит предприниматель.

На изготовление одной системы идет 350 человекочасов. Даже при том, что процесс изготовления уже полностью отработан. Глобально Максим хочет «перевернуть игру» в мире акустических систем. Чтобы его устройство стало новым стандартом в данной области.

Фото — из личного архива Максима Чижова

«Недавно мы получили патент на слово „кокос“. В нашей сфере мы первооткрыватели по использованию этого материала. Недавно звонили немцы и просили дать разрешение на регистрацию фирмы „Coconut music“, но я не согласился», — рассказывает стартапер.

Украинец говорит, что сейчас Copra ведет территориальное расширение на Японию, Китай, Индию и Таиланд. Дальнейшие планы — расширить линейку продукции, говорит Чижов.

В том числе, чтобы появились и более доступные по цене системы, ориентировочно она составит 2000 евро. Но для этого нужно производство в сотни тысяч колонок. Пока компания не имеет таких денег для запуска, говорит парень. Сейчас стартап сформулировал патентный портфель.

Все производственные мощности находятся в Одессе, часть подрядчиков по мелким деталям работает в Броварах Киевской области.

Ни дня без беляша. Софт для БПШ и Salateira делают ребята из Чернигова
Ни дня без беляша. Софт для БПШ и Salateira делают ребята из Чернигова
По теме
Ни дня без беляша. Софт для БПШ и Salateira делают ребята из Чернигова

Как отбирают кокосы

Максим говорит, что первый отбор кокосов — это заказ из Индии. Но тогда компании «дали не то, что нужно». Второй раз он решил самостоятельно выбрать орехи и сам поехал за ними, получив контакты местных поставщиков. Затем туда на месяц поехал один из сотрудников Copra.

«Есть понятие эндемичных регионов. То есть тех, где встречаются только лучшие кокосы. Мы, скорее всего, сделаем их коммерческой тайной», — говорит Чижов.

Фото — из личного архива Максима Чижова

Стартапер добавляет, что система отбора кокосов состоит из пяти этапов. Первый из них — найти большой и симметричный орех. Максим отметил, что это проще и сложнее одновременно.

«Нам подходит 0,5% от всех кокосов эндемического региона. В штуках это примерно 1 на 500. Но еще есть брак. Орехи для наших акустик просто так нигде не купишь», — отмечает предприниматель.

Самая трудная задача — найти лучший регион, где есть кокосы нужной формы и толщины. Среди регионов, с которыми работает Максим —  Таиланд, Шри-Ланка, Индия.

Что об этом говорит звукоинженер

Сейчас набирают популярность совершенно разные технические и инженерные решения, которые частично продиктованы маркетинговыми соображениями, отмечает звукоинженер Иван Шульга в комментарии для dev.ua.

Профессионал не удивлен появлением на рынке акустики, корпусом которой является скорлупа кокосового ореха.

«У ценителей качественного звука всегда были в цене акустические системы, где корпус изготовлен не из синтетических, а именно из натуральных материалов. Несмотря на постоянное развитие технологий, натуральные материалы для домашних акустических систем hi-fi и hi-end класса, уверен, еще долго будут в приоритете у потребителей», — говорит Иван.

Фото — из личного архива Максима Чижова

Акустика такого класса дает возможность потребителю услышать композицию в том звуковом виде, в котором она была «доведена до ума» звукорежиссером сведения и мастеринга, объясняет эксперт.

Но добавляет, что сложно спрогнозировать, как такое решение повлияет на «фирменную» окраску трека, со всеми особенностями Copra.

В четырех кокосовых скорлупах расположены среднечастотные драйверы, какие именно — производитель не сообщает и это интригует, говорит Шульга.

«Вполне уместно в таком случае был подобран корпус из скорлупы ореха, как закрытая система из натурального материала, которая, по моему мнению, вполне способна раскрыть потенциал динамиков», — подытожил эксперт.

Кокосовая колонка, барахолка с мерчем, etc. В Киеве прошел музхакатон
Кокосовая колонка, барахолка с мерчем, etc. В Киеве прошел музхакатон
По теме
Кокосовая колонка, барахолка с мерчем, etc. В Киеве прошел музхакатон

Проблемы производства и перспективы

Глобально в Copra нет подрядчиков. Даже формы для литья Максим разработал самостоятельно. Электронику помог создать его коллега-инженер Александр Корзун.

«Иногда я сам хочу задать кому-то этот вопрос — как мы вообще это делаем?», — шутит Чижов.

Парень говорит, что сначала набрался экспертности в изготовлении акустических систем. Далее начал делить процесс на разные сферы. «Например, один человек у нас отвечает исключительно за кокосы. Другой — только за полировки бетона и т. д. Основа системы — это бочка из бетона, — объясняет Максим. — Ее изготавливают по 18 параметрам. Это вес, размеры сверху, размер снизу, полировка и тому подобное».

«Допуск погрешности — полмиллиметра. Если больше — это брак продукции. У нас за несколько лет 15 бракованных бочек», — делится производственной болью Чижов.

Пока его производство — это стартап. Максим говорит, что сейчас нет большого количества постоянных клиентов, поэтому компания еще находится в таком статусе.

«У нас инновационный процесс. Высокотехнологичный продукт, который можно масштабировать на экспорт. Думаю, что через полгода мы не будем стартапом», — говорит Максим.

Заказы приходят неожиданно, констатирует он. «Бывало, что кто-то звонит и говорит, что хочет заказать три системы. А это даже не после каких-то встреч по нетворкингу, — говорит изобретатель. — На сегодня есть заказ на два месяца вперед. Есть план увеличить количество сборки до 10 систем. Людям не всегда нужен звук. Иногда заказчикам интересные дизайн и технология наших колонок». 

Максим объяснил, чем его компания лучше конкурентов.

«У нас 4 диапазона на низкие частоты. Это как сабвуфер. С другой стороны — у нас установлен ленточный твитер. Он очень чувствителен. То есть мы объединяем несовместимое. Мы сделали это за счет того, что идеально „сшиваем“ систему на операционных усилителях. И звук максимально прямой», — углубляется в технические детали изобретатель.

Фото — из личного архива Максима Чижова

Парень говорит, что специально не хотел лезть в массмаркет. Потому что тогда бы его компанию просто «сожрали конкуренты». И он не успел бы даже оформить патент.

«Люди сейчас имеют все. У них есть звук. Людям нужна эксклюзивность. А проекту нужны деньги. Эти точки сходятся в эксклюзивном и дорогом продукте», — говорит Максим.

Чижов позиционирует свой продукт как украинский.

«Мы хотим олицетворять мировую уникальность. Потому что полимербетон в форме яйца — это патент. Акустика, которая физически меняется, — такого вообще не было. Кокос — уникальный патент. Дизайн, качество звука. И чтобы все это было в Украине», — подытожил изобретатель.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.