💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

Самолет без топлива. Авиаконструктор провел испытания первого украинского электросамолета. Чем закончился полет, и когда модель выйдет в серийное производство

6 февраля произошло историческое событие в авиации Украины — впервые провели испытания электросамолета Aeroprakt 20e. Это первый украинский электрический самолет, который сконструировал Юрий Владимирович Яковлев, украинский самолетостроитель, авиаконструктор и основатель компании Aeroprakt. Plane Ukraine снял репортаж с места событий.

dev.ua выбрал интересные факты о том, что это за самолет, как прошли испытания и когда будет массовое производство украинских электросамолетов.

1 комментарий
Самолет без топлива. Авиаконструктор провел испытания первого украинского электросамолета. Чем закончился полет, и когда модель выйдет в серийное производство

6 февраля произошло историческое событие в авиации Украины — впервые провели испытания электросамолета Aeroprakt 20e. Это первый украинский электрический самолет, который сконструировал Юрий Владимирович Яковлев, украинский самолетостроитель, авиаконструктор и основатель компании Aeroprakt. Plane Ukraine снял репортаж с места событий.

dev.ua выбрал интересные факты о том, что это за самолет, как прошли испытания и когда будет массовое производство украинских электросамолетов.

История модели

Юрий Владимирович Яковлев, украинский авиаконструктор российского происхождения, сам был за штурвалом во время испытания первого украинского электросамолета его собственной конструкции.

Юрий Владимирович Яковлев, авиаконструктор, создатель самолета Aeroprakt 20e, основатель компании Aeroprakt (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

На данный момент в мире существует всего лишь один серийный электросамолет, который разрабатывает словенская компания Pipistrel. Он используется как учебно-тренировочный, и сертификацию прошел в июне 2020 года. Запас полета у него около 50 минут.

В 1991 году первый раз полетел самолет этой модели Aeroprakt 20. На тот момент там был установлен двухтактный двигатель ROTAX. И это был первый серийный самолет Aeroprakt.

Aeroprakt 20e — та же модель, только электрическая. Двигатель ROTAX заменили на электроустановку. Перед этим эта же установка стояла на Aeroprakt-8 Quickie, первом самолете, созданном в 1984 году Юрием Яковлевым, и который впоследствии конструктор хотел сделать электрическим. Одноместный Quickie с расположением крыльев тандем и привел авиаконструктора в 1985 году в Киев. В 2015 году удалось приаезти из России останки этого самолета, где его хотели порезать на сечения для создания образца в один из вузов. Авиаконструктор рассказывает, что впоследствие его получилось восстановить до летного состояния, получить на эту модель документы и даже сделать несколько подлетов. А Aeroprakt 20 был создан уже в Киеве.

Aeroprakt-8e Quickie на VI KharkivAviaFest в Коротичах в августе 2021 года (Фото aeroclub.net.ua)

«Но потом я решил, что экспериментировать стоит на машине, которая имеет меньшую полетную скорость (Aeroprakt 20e). Если будет вынужденная посадка, будет гораздо проще. Мало того, даже если самолет будет поврежден при вынужденной посадке, то его не так трудно восстановить, потому что мы имеем все для этого на фирме. А Aeroprakt-8 — очень дорогой, и не дай Бог его повредить», — говорит Яковлев.

Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена – 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу
Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена — 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу
По теме
Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена — 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу

Как выглядит Aeroprakt 20e

Aeroprakt 20e — сверхлегкий самолет со стеклопластиковым корпусом. У этой модели нестандартная, как для самолетов Aeroprakt, тандемная посадка, когда один человек сидит следом за другим, а не рядом. Это уменьшает сопротивление воздуха и расход энергии. Сейчас в этой модели на месте второго человека находятся аккумуляторные батареи. Самолет с хвостовой опорой и толкающим винтом.

Aeroprakt 20e (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

Среди прочих особенностей — очень большая, как для такого самолета, площадь крыла, и флапероны, который выполняют функцию закрылков и элеронов. Флапероны идут во всю длину крыла, это повышает эффективность управления.

Крыло Aeroprakt 20e  (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

У самолета Т-образная конструкция хвостового оперения, когда горизонтальный стабилизатор находится в верхней части вертикального. В этом случае набегающий поток воздуха от толкающего винта попадает сразу на вертикальный, а, соответственно, и на горизонтальный стабилизатор, и это увеличивает эффективность управления. 

Aeroprakt 20e  (Скрин из репортажа Plane Ukraine)
Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль который будет работать на органических отходах
Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль, который будет работать на органических отходах
По теме
Изобретатели из КПИ запатентовали гибридный электромобиль, который будет работать на органических отходах

Сердце самолета

В машине установлен немецкий двигатель, имеющий около 27-30 сантиметров в диаметре, контроллеры и аккумуляторные батареи, все одной фирмы «Гейгер электроникс». Бесщеточный двигатель выглядит как вращающийся цилиндр с магнитами и катушками внутри, Он вращает винт, который к нему крепится. По словам механика Aeroprakt, так выгоднее и максимально эффективно с точки зрения расположения внутренних частей и охлаждения.

Двигатель Aeroprakt 20e  (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

Авиаконструктор заменил софт на электроприборах, чтобы увеличить мощность двигателя и убрать некоторые ограничения.

На пассажирском месте, сзади пилота, располагаются большие аккумуляторы по 15 кг и по 8 кг, и вся электросистема достаточно тяжелая. 

Аккумуляторные батареи на пассажирском сидении Aeroprakt 20e  (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

Десятикиловаттные электробатареи немецкий производитель декларирует на 45 минут полета, если не превышать мощность в 10 кВт.

Юрий Яковлев (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

На взлете самолет выдает мощность в 32 кВт, это около 45 лошадиных сил, но такая мощность может быть использована около 1 минуты. Режим 1 минута на полной мощности и 44 минуты на мощности в 10 кВт означает, что аккумуляторы не нагреются до предельной температуры свыше 65 градусов. В противном случае автоматика отключит двигатель, то же самое произойдет, если перегреется сам двигатель или контроллеры, иначе литий-ионный аккумулятор взорвется.

Создатели метавселенных: какие навыки нужны и где обучиться
Создатели метавселенных: какие навыки нужны и где обучиться
По теме
Создатели метавселенных: какие навыки нужны и где обучиться
Украинские грузовые электрокары будут собирать во Львове уже в следующем году. Стоимость авто - $16 000. Принимаются предзаказы
Украинские грузовые электрокары будут собирать во Львове уже в следующем году. Стоимость авто — $16 000. Принимаются предзаказы
По теме
Украинские грузовые электрокары будут собирать во Львове уже в следующем году. Стоимость авто — $16 000. Принимаются предзаказы

Испытательный полет

Во время испытательного полета Яковлев набрал 200 метров высоты, снизил мощность и сделал несколько кругов. Потом снизил высоту до 100 метров, и попробовал взлетный режим, зашел на посадку с касанием и опять взлетел и набрал высоту. Дальше уже снизился и посадил самолет.

Юрий Яковлев за штурвалом Aeroprakt 20e, испытательный полет  (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

Все это заняло 29 минут. По итогам полета, у самолета осталось 36% заряда аккумулятора, но за это время его температура поднялась до 54 градусов Цельсия из 59 предельных. На это повлияли два набора высоты, которые совершал пилот, а это поднимает мощность и, соответственно, температуру аккумулятора. Сразу после взлета температура аккумулятора составляла 25-27 градусов.

Юрий Яковлев за штурвалом Aeroprakt 20e, испытательный полет (Скрин из репортажа Plane Ukraine)

По итогам испытания уже понятно, что самолету не хватает системы охлаждения для аккумуляторов и мощности двигателя. Тем более, что, прежде, чем заряжать аккумуляторы, их необходимо охладить. В Aeroprakt 20e пока дополнительное охлаждение не предусмотрено. Это может быть или продувочные каналы в корпусе, или водяная система охлаждения.

Юрий Яковлев за штурвалом Aeroprakt 20e, испытательный полет (Скрин из репортажа Plane Ukraine)
Электрические Таврия и Славута. Днепровские инженеры создали несколько вариантов украинских электрокаров
Электрические Таврия и Славута. Днепровские инженеры создали несколько вариантов украинских электрокаров
По теме
Электрические Таврия и Славута. Днепровские инженеры создали несколько вариантов украинских электрокаров

Будущее электросамолетов

«Если кто-то из пилотов захочет купить такой самолет, пока мы не готовы им ничего предложить», — говорит Юрий Владимирович. 

Яковлев сказал, что еще будет проводить подробный анализ итогов испытательного полета. Все доработки, как он говорит: «Поставим, наверное, на модель Aeroprakt 32, тогда это может быть машина для продаж». Но он уточнил, что ориентировочно это будет через несколько лет.

«Философия нашей фирмы — не быть первыми, а быть практичными. Мы успеем», — уверен авиаконструктор.

Кроме того он считает, что сейчас модели электросамолетов — это все-таки эксперименты, не считая модели компании Pipistrel.

«Электрика в авиации будет тогда, когда большинство автомобилей на дорогах будут электрические», — вот мнение Яковлева. 

Математика для программистов-самоучек: собрали лайфхаки книги и курсы
Математика для программистов-самоучек: собрали лайфхаки, книги и курсы
По теме
Математика для программистов-самоучек: собрали лайфхаки, книги и курсы
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные IТ-новости страны в нашем телеграме
Украинский электробайк Delfast попал в число лучших на выставке CES–2022
Украинский электробайк Delfast попал в число лучших на выставке CES–2022
По теме
Украинский электробайк Delfast попал в число лучших на выставке CES–2022
Киевские инженеры создают зарядки для электромобилей. Их новый инвестор – BMW
Киевские инженеры создают зарядки для электромобилей. Их новый инвестор — BMW
По теме
Киевские инженеры создают зарядки для электромобилей. Их новый инвестор — BMW
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
0

Успехов в благом деле.