💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
15 февраля 2022, 15:02
2022-02-15
Самолет без топлива. Авиаконструктор провел испытания первого украинского электросамолета. Чем закончился полет, и когда модель выйдет в серийное производство
6 февраля произошло историческое событие в авиации Украины — впервые провели испытания электросамолета Aeroprakt 20e. Это первый украинский электрический самолет, который сконструировал Юрий Владимирович Яковлев, украинский самолетостроитель, авиаконструктор и основатель компании Aeroprakt. Plane Ukraine снял репортаж с места событий.
dev.ua выбрал интересные факты о том, что это за самолет, как прошли испытания и когда будет массовое производство украинских электросамолетов.
Юрий Владимирович Яковлев, украинский авиаконструктор российского происхождения, сам был за штурвалом во время испытания первого украинского электросамолета его собственной конструкции.
На данный момент в мире существует всего лишь один серийный электросамолет, который разрабатывает словенская компания Pipistrel. Он используется как учебно-тренировочный, и сертификацию прошел в июне 2020 года. Запас полета у него около 50 минут.
В 1991 году первый раз полетел самолет этой модели Aeroprakt 20. На тот момент там был установлен двухтактный двигатель ROTAX. И это был первый серийный самолет Aeroprakt.
Aeroprakt 20e — та же модель, только электрическая. Двигатель ROTAX заменили на электроустановку. Перед этим эта же установка стояла на Aeroprakt-8 Quickie, первом самолете, созданном в 1984 году Юрием Яковлевым, и который впоследствии конструктор хотел сделать электрическим. Одноместный Quickie с расположением крыльев тандем и привел авиаконструктора в 1985 году в Киев. В 2015 году удалось приаезти из России останки этого самолета, где его хотели порезать на сечения для создания образца в один из вузов. Авиаконструктор рассказывает, что впоследствие его получилось восстановить до летного состояния, получить на эту модель документы и даже сделать несколько подлетов. А Aeroprakt 20 был создан уже в Киеве.
«Но потом я решил, что экспериментировать стоит на машине, которая имеет меньшую полетную скорость (Aeroprakt 20e). Если будет вынужденная посадка, будет гораздо проще. Мало того, даже если самолет будет поврежден при вынужденной посадке, то его не так трудно восстановить, потому что мы имеем все для этого на фирме. А Aeroprakt-8 — очень дорогой, и не дай Бог его повредить», — говорит Яковлев.
Как выглядит Aeroprakt 20e
Aeroprakt 20e — сверхлегкий самолет со стеклопластиковым корпусом. У этой модели нестандартная, как для самолетов Aeroprakt, тандемная посадка, когда один человек сидит следом за другим, а не рядом. Это уменьшает сопротивление воздуха и расход энергии. Сейчас в этой модели на месте второго человека находятся аккумуляторные батареи. Самолет с хвостовой опорой и толкающим винтом.
Среди прочих особенностей — очень большая, как для такого самолета, площадь крыла, и флапероны, который выполняют функцию закрылков и элеронов. Флапероны идут во всю длину крыла, это повышает эффективность управления.
У самолета Т-образная конструкция хвостового оперения, когда горизонтальный стабилизатор находится в верхней части вертикального. В этом случае набегающий поток воздуха от толкающего винта попадает сразу на вертикальный, а, соответственно, и на горизонтальный стабилизатор, и это увеличивает эффективность управления.
Сердце самолета
В машине установлен немецкий двигатель, имеющий около 27-30 сантиметров в диаметре, контроллеры и аккумуляторные батареи, все одной фирмы «Гейгер электроникс». Бесщеточный двигатель выглядит как вращающийся цилиндр с магнитами и катушками внутри, Он вращает винт, который к нему крепится. По словам механика Aeroprakt, так выгоднее и максимально эффективно с точки зрения расположения внутренних частей и охлаждения.
Авиаконструктор заменил софт на электроприборах, чтобы увеличить мощность двигателя и убрать некоторые ограничения.
На пассажирском месте, сзади пилота, располагаются большие аккумуляторы по 15 кг и по 8 кг, и вся электросистема достаточно тяжелая.
Десятикиловаттные электробатареи немецкий производитель декларирует на 45 минут полета, если не превышать мощность в 10 кВт.
На взлете самолет выдает мощность в 32 кВт, это около 45 лошадиных сил, но такая мощность может быть использована около 1 минуты. Режим 1 минута на полной мощности и 44 минуты на мощности в 10 кВт означает, что аккумуляторы не нагреются до предельной температуры свыше 65 градусов. В противном случае автоматика отключит двигатель, то же самое произойдет, если перегреется сам двигатель или контроллеры, иначе литий-ионный аккумулятор взорвется.
Испытательный полет
Во время испытательного полета Яковлев набрал 200 метров высоты, снизил мощность и сделал несколько кругов. Потом снизил высоту до 100 метров, и попробовал взлетный режим, зашел на посадку с касанием и опять взлетел и набрал высоту. Дальше уже снизился и посадил самолет.
Все это заняло 29 минут. По итогам полета, у самолета осталось 36% заряда аккумулятора, но за это время его температура поднялась до 54 градусов Цельсия из 59 предельных. На это повлияли два набора высоты, которые совершал пилот, а это поднимает мощность и, соответственно, температуру аккумулятора. Сразу после взлета температура аккумулятора составляла 25-27 градусов.
По итогам испытания уже понятно, что самолету не хватает системы охлаждения для аккумуляторов и мощности двигателя. Тем более, что, прежде, чем заряжать аккумуляторы, их необходимо охладить. В Aeroprakt 20e пока дополнительное охлаждение не предусмотрено. Это может быть или продувочные каналы в корпусе, или водяная система охлаждения.
Будущее электросамолетов
Яковлев сказал, что еще будет проводить подробный анализ итогов испытательного полета. Все доработки, как он говорит: «Поставим, наверное, на модель Aeroprakt 32, тогда это может быть машина для продаж». Но он уточнил, что ориентировочно это будет через несколько лет.
Кроме того он считает, что сейчас модели электросамолетов — это все-таки эксперименты, не считая модели компании Pipistrel.
«Электрика в авиации будет тогда, когда большинство автомобилей на дорогах будут электрические», — вот мнение Яковлева.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Успехов в благом деле.