💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаТакая жизнь
15 ноября 2021, 08:00
2021-11-15
Cybertruck по-криворожски. Украинец разработал электрогрузовик: его цена – 16 новых iPhone. Вот как он собирается покорять Европу
Украинская компания Coolon разработала легкий коммерческий электрогрузовик. Он сможет перевозить груз от 1,5 до 2,5 тонн при запасе хода в 200–300 километров. Мы поговорили с основателем компании Виталием Брызгаловым о том, сколько денег он вложил в проект, почему Львов — выгодная локация для первой очереди производства, и за счет чего Coolon собирается стать европейским холдингом.
«Выходили на инженеров Маска, чтобы узнать как устроена первая Tesla»
Виталий Брызгалов родился в пгт Смолино Кировоградской области. Вспоминает, что этот населенный пункт знаменит своей урановой шахтой, едва ли не единственной в Украине. Однако перспективы в том, чтобы работать на объекте, срок годности которого конечный, наш герой не видел.
Говорит, что Смолино исторически было связано с городом Желтые Воды, где был горнообогатительный комбинат. Когда начались проблемы с атомной энергетикой, и «Росатом» начал «вставлять палки в колеса», поселок начал практически умирать, говорит Брызгалов. Люди переезжали — кто в те же Желтые Воды, а кто дальше — в Днепропетровскую область. Виталий окончил Кировоградский сельскохозяйственный университет, а в 2000 году переехал в Кривой Рог, где были большие перспективы.
Ему всегда была интересна робототехника. Сочетание интереса и практических навыков заказов позволяют сегодня строить собственные станки. Говорит, что сейчас в Украине есть проблема с кадрами: когда на предприятии есть новейшая техника, но отсутствуют специалисты, которые могут запрограммировать и работать с ней.
До появления интернета, Виталий имел кипы журналов, в которых описывались проекты переработки обычных авто в электрические. Идея с изготовлением собственного электромобиля появилась у нашего героя в 2008 году, когда вышла Tesla Roadster.
Брызгалов добавляет, что экологическая составляющая также важна, но технологический уровень значительно интереснее. На время выхода первой Теслы Виталий работал системным администратором при бизнес–центре. Тогда он распечатал всю информацию об электрокаре и показал ее своему начальнику, который любил новые машины. Тот сказал, что это классно, но было чем-то невероятным.
Наш герой собрал единомышленников, которые изучали конструкцию новой Tesla. Однако быстро стало понятно, что повторить нечто подобное пока невозможно. Виталий говорит, что вместе с единомышленниками выходил на инженеров Илона Маска, чтобы подробнее узнать специфику их разработки. А когда в Украину начали завозить первые электрокары, то криворожане выходили на их владельцев, чтобы исследовать, как устроены такие электромобили.
«Когда поняли, что не можем летать, то поставили самолетный двигатель в автобус»
Когда в 2014 году началась война на Востоке Украины, Виталий с единомышленниками стали волонтерами, чтобы помогать украинской армии.
С дронами пришлось быстро закончить историю. Но инженеры сделали свой двигатель, используя наработки предыдущих проектов. Это было инвалидное кресло с электроприводом и без магнитов, вспоминает Виталий. Идею не успели полностью реализовать, потому что заказчики были из России и отказались от сотрудничества с началом войны. Криворожане решили сделать силовой привод на основе двигателя.
Виталий вспоминает, что их двигатель к электронному дрону был супернадежным: даже когда оставалась «живой» ¼ мотора, он позволял работать. Это было важно для воздуха. В 2016 году разработкой заинтересовались энтузиасты из малой авиации Украины. Тогда возникли попытки сделать электронный самолет, пусть даже с ограниченными характеристиками.
5 лет назад батареи позволяли летать 20 минут, сегодня это максимум 30-40 минут, говорит исследователь. Инженеры не были настроены делать из этого проекта стартап, потому что поняли, что разрешение на взлет выдают, когда у самолета есть 40 минут полета уже после посадки. А Виталий с конструкторами не имели этого времени даже на взлете.
Возникла проблема с батареями, поэтому команда разработала полноценный самолетный двигатель, и сегодня общается с производителями для его тестирования. Однако существуют ограничения не в двигателях, а в батареях, говорит Брызгалов. Сегодня эта разработка пока что стала на паузу.
Была старая маршрутка, которая 10 лет отработала на рейсах, говорит Виталий. Перевозчикам были интересны эксперименты инженера, и они подарили ее Брызгалову. Он с командой вложили деньги, чтобы восстановить маршрутку и оптимизировать под нее двигатель самолета.
В транспорте максимальная мощность нужна от начала движения, а уже дальше можно идти на спад, в самолете — наоборот, объясняет изобретатель. Проведя эксперименты, наш герой выяснил, что в готовую машину нужно вложить больше средств, чем в ту, которую делаешь с нуля.
Виталий обнаружил, что им это неинтересно, и проще покупать дорогие компоненты для установки и использования. Заводы не хотели рисковать и вкладываться в новые технологии. Разработка новой машины стоит $2 млрд, говорит наш герой. Есть смысл что-то делать, если ты производишь 40 000 автомобилей в год, если меньше — ты не окупишь проект. продолжает он. На переговоры и понимание этого Брызгалов потратил один год.
«Мы хотим стать новым Volkswagen»
Криворожанин с командой взялись самостоятельно делать новый электрокар, не рассчитывая на «старую школу инженеров». Весь 2020 год он привлекал специалистов, которые учились конструировать электромобиль. В настоящее время конструкторы самостоятельно освоили минимальные технологии, чтобы построить электромобили: строительство кабин, материалы, типы соединения, и тому подобное. Они изучали патенты, общались со специалистами по обслуживанию, выявляли проблемные места в уже существующих моделях и т. п.
На сегодня Coolon не привлекал средств. Виталий говорит, что один из членов команды сначала интересовался електросамолетом. Он же имеет стабильный бизнес, доход от которого позволяет поддерживать проект «на плаву». Изобретатель добавляет, что его команде удается экономить время за счет собственного освоения технологий. А также свою роль играет город — Кривой Рог, находиться в котором дешевле, чем, например, в Киеве.
В ближайших планах — реализация seed-стадии — привлечение первичных инвестиций. Виталий говорит, что за 5 лет, на pre–seed этапе, потратили на проект $250 000 собственных средств. Добавляет, что если смотреть на освоенные технологии за этот период, то это небольшая сумма. К тому же изобретатель с командой работали все это время как волонтеры, не получая зарплаты. А если бы получали, то это было бы еще $250 000, поэтому вместе эта сумма составляет $500 000.
Для глобального проекта Coolon хочет стать новым Volkswagen, говорит Брызгалов. Инженер утверждает, что взаимодействие с политиками довольно токсично. Говорит, что когда на определенном этапе это будет приносить пользу, то компания не против получить от них помощь. Однако надеяться лишь на это — не их вариант. На уровне законодателей Виталий чувствует поддержку и говорит, что периодически общается с депутатами и комитетами.
Виталий отмечает, что во Львове уже есть предложения по строительству индустриального парка. Криворожанин встречался с мэром города — Андреем Садовым, который подтвердил свою заинтересованность в развитии проекта Coolon. Львовские власти говорят, что готовы предоставить землю в индустриальном парке и развивать свой автостроительный кластер.
Сегодня в команде изобретателя 6 человек. Это те энтузиасты, которые начинали с Виталием с самого начала. Брызгалов говорит, что это специалисты по металлообработке, электронике и просто «золотые руки». Со временем к компании присоединились ученые, которые «добавили сложной математики». А когда поняли, что одним «железом» не обойтись, присоединился экономист, построивший бизнес–модель компании.
Также компания привлекла специалистов, которые ранее руководили крупным производством в области машиностроения: «ЛАЗом», «Богданом». Эти люди знакомы с отладкой и проблемами отрасли. Виталий говорит, что сегодня этим людям негде приложить свои знания в Украине.
«Изначально строим европейскую компанию с производством в Украине»
Наш герой говорит, что его приглашали открыть производство разные страны: Польша, Чехия, Литва и даже Россия.
Виталий утверждает, что идти на такие производства нет смысла, поскольку его компания имеет специфические технологии, и нужно все строить с нуля. По его мнению, получить какие-то преференции за рубежом невозможно. «В Чехии социалка нас просто съест», — говорит украинский инженер. Добавляет, что в Украине несколько проще выйти на сертификацию продукта.
Изобретатель отмечает, что рынок Украины сегодня составляет около 10 700 автомобилей класса «импорт» в год. Это большая страна, которая не боится электромобилей, говорит Виталий. Перспектива тестового рынка у нас — самая большая, стоимость входа на рынок — самая маленькая, делится мнениями собеседник.
Два года назад делали 3-месячную тестовую эксплуатацию других автомобилей на «Укрпочте» и считали стоимость эксплуатации, рассказал Виталий. Там машины не такие, как наша, но похожи, так называемые «пирожки», которые стоят от 35 000 евро до 42 000 евро за единицу, плюс обслуживание, зарядка и тому подобное. Тогда мы вычислили, что она значительно дороже, чем бензиновая или дизельная машины.
Виталий с экономистами вычислили стоимость электроавто, которая будет приемлема для компаний, с учетом покупки в лизинг или в кредит. Оказалось, что для украинского рынка стоимость свыше $16 000 неинтересна. Это сумма за базовое шасси, без того, что у электрогрузовика стоит сзади, уточняет конструктор. Там могут быть фургон, кузов, тент и т. п.
Цена в $16 000 интересна потребителям, рассказал Брызгалов. Она позволяет на прямой экономии топлива выплачивать лизинговые платежи. Разница между электропогрузкой Coolon и дизельной машиной в месяц составляет $380, что является тем самым лизинговым платежом.
Получается, что машина будто бесплатная, говорит Виталий. Он приводит статистику: в Украине 40 000 автомобилей в эксплуатации, со средним сроком в 18 лет. Изобретатель говорит, что их владельцы вкладываются в ремонт, но не имеют шанса их заменить. Эту проблему может решить електрогрузовик Coolon.
«Минимальный вход для инвестора — $100 000»
Криворожанин рассказал, что компания готовится к seed–раунду. Это будут средства частных инвесторов и сумма в $5 млн. Виталий считает, что это небольшие средства для такого проекта, и уже имеет имена спонсоров, однако не называет их. Брызгалов стремится привлечь «умные средства» — не только деньги, но и партнеров. Предпочтение отдает тем, кто является потребителем продукта и понимает этот рынок. Минимальный вход для инвестора — $100 000, говорит Виталий.
Аудитория Coolon — это логистика: сервисные службы, ФЛП, ритейл, доставка грузов и тому подобное. Это не будут дальние поездки из-за ограниченности электротранспорта: 200 км запаса хода перекрывают 90% городского запроса, отмечает собеседник. Говорит, что обычно доставка по городу — это не более 80 км за день. Даже будет car sharing, когда человеку раз в месяц нужно будет привезти диван домой, рассказал инженер.
По компонентам локализация Coolon составляет 80%, говорит Виталий. Это украинская работа по составу: наш металл, среди компонентов — элементы подвески, стекло, фурнитура дверей. Даже диски изготавливаются в Украине. Предприниматель говорит, что был бы рад, если бы в стране появился его конкурент, потому что двигаться самостоятельно довольно трудно, и не на кого посмотреть. Он добавляет, что большинство разработчиков и инженеров не хотят масштабироваться, их устраивает личная зарплата, а не большие проекты.
Брызгалов делится планами на будущее. За полгода — перепроектировать электрогрузовик под конкретные нормы безопасности, рассказал Виталий. Параллельно технологи проектируют производство, сегодня уже есть ее цифровая модель. За это время появятся контракты с поставщиками на некоторые элементы электрогрузовика — например, тормозная система, оптика, которые пока невозможно локализовать.
Инженер поделился планами на ближайшие 2 года. Так, через 9 месяцев состоится начало тестовой сборки и сертификация. Через 1 год — производство серийных образцов со скоростью производства 300 единиц в год. К концу 2022 года хотят выйти на скорость производства 600 единиц в год. Затем запланирован этап модернизации производства. На 2023 год хотят выйти на 2000 единиц в год.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
«В США тестировщик может получать $100 000 и даже $500 000 в год». История релокейта днепровского IT-семейства, где муж работает в EPAM, а жена устроилась в Tesla
Марк и Виктория Терещенко — IT-супруги. Он работает на позиции Lead Test Automation Engineer в компании EPAM, она — Software QA Engineer в Tesla. В августе 2021 года пара вместе с 1-летним сыном совершила релокейт в США по L визе. Мы связались с украинской семьей и поговорили о сложностях переезда, зарплате в Америке и специфике работы в компании Илона Маска.
«Жизнь — это больше, чем просто решение одной проблемы за другой». Илон Маск написал колонку в китайском медиа. Какие планы техногения на ближайшее будущее?
Бизнесмен Илон Маск написал колонку об устойчивой энергетике, мозговых имплантах и исследованиях космоса в китайском издании, принадлежащем национальному агентству по контролю за интернетом и цензурой. На английский текст перевел журналист китайского госиздания «Синьхуа» Янь Лю. Мы адаптировали сообщение.
Украинка стала Software QA Engineer в Tesla. Как проходило собеседование и какие условия работы
Украинка Виктория Терещенко стала Software QA Engineer в Tesla. В блоге на DOU она рассказала, как проходила собеседование и каковы условия работы в американской компании.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале