Facebook инвестирует в метавселенную, которой еще нет, десятки миллиардов, жжет собственную рентабельность и пребывает в тупике основного бизнеса.
Уверен ли Марк в том, куда идет? А если уверен, то что это за путь?
Цифры говорят
Прибыль Meta (Facebook) в 2021 году составила $46,7 млрд. А могла бы быть на $10 млрд больше. Если бы не Reality Labs — направление, которое отвечает за развитие продуктов виртуальной реальности. Meta пришлось компенсировать десятимиллиардный убытки по этому направлению за счет доходов от рекламы. За три года Reality Labs съела $20 млрд. Пожалуй, это самый дорогой стартап в мире на сегодня.
Reality Labs — первая щупальца Марка Цукерберга, которая тянется к метавселенной. В 2021 году он сделал на нее большую ставку и мирится с гигантскими убытками от своих экспериментов.
Капитальные расходы (они же — инвестиции) Meta постоянно растут. И если в 2020 году они составляли $15,7 млрд, то в 2021 — уже $19,2 млрд. На VR/AR ушло больше половины.
И это еще цветочки. «Мы ожидаем, что капитальные затраты в 2022 году будут находиться в диапазоне $29-34 млрд, а общие расходы — в диапазоне $90-95 млрд», — пишет в годовом отчете Meta. Это означает, что инвестиции подрастут еще минимум на $10 млрд!
Сумасшедшие деньги идут в Metaverse. И она уже очень активно пожирает рентабельность бизнеса. В четвертом квартале маржа упала до 37%, скатившись с 46% за аналогичные 3 месяца в 2020 году.
Параллельная стагнация
А тем временем по главному направлению бизнеса — продаже рекламы — Facebook стагнирует, так как «рекламного инвентаря» больше не становится. Даже наоборот. Впервые сократилось количество активных пользователей соцсети (DAU). В третьем квартале было 1930 млн, а в четвертом стало 1929 млн.
Facebook объясняет, что его бизнес страдает от трех факторов:
Изменения в политике приватности iOS. Кстати, по оценке финансового директора, из-за изменений в трекинге пользователей iOS Meta недополучит в этом году $10 млрд выручки.
Макроэкономические изменения
Госрегулирование, которое сейчас не в пользу расширения Facebook.
К этому можно было бы еще добавить активную конкуренцию с Tiktok, который отъедает у Facebook молодежную аудиторию.
Инвесторы, разумеется, негативно отреагировали на все эти новости. Акции Facebook упали более чем на 20% на торгах в среду — капитализация потеряла $270 млрд.
Раздувает новые проекты
Но кажется, это не сильно беспокоит Цукерберга. Он уверен, что метавселенная, где люди получают опыт погружения за пределы двухмерных экранов, — это следующая эволюция социальных сетей.
И он продолжает двигаться в этом направлении, как будто знает что-то, чего не знает никто другой.
Первые проекты из этого нового направления выглядят, конечно интересно, но пока совсем не похожи на киллер-апликейшены. Так, например, в октябре Цукерберг представил Polar. Это приложение для iOS, которое позволит пользователям создавать собственные фильтры дополненной реальности для Facebook и Instagram.
Такая себе веселая игрушка.
Инсайдер dev.ua, работающий в британском офисе Polar, говорит, что над проектом в Лондоне уже работает 500 человек. «И Сиэтле/Пало-Альто еще пару сотен», — добавляет он. Как ранее заявляла Meta, в планах нанять в странах Европы 10 000 новых сотрудников, которые будут активно строить новую вселенную.
Чтобы продвигать свои новые AR/VR проекты, Meta даже якобы собирается открывать шоу-румы. Если это так, то своя розница обязательно откусит еще нехилый кусок рентабельности. Хотя что в них по факту можно будет показать и продать, кроме Oculus или недавно представленных умных очков Ray-Ban?
Масштабы первых проектов впечатляют. Но это пока все.
«В 2022 году мы также ожидаем, что темпы роста наших общих расходов по сравнению с прошлым годом могут значительно превысить темпы роста выручки в годовом исчислении, что отрицательно скажется на нашей операционной марже и прибыльности», — написано в отчете.
Иными словами, Meta как будто говорит инвесторам:
«Ребята, мы тратили много. И начнем тратить еще больше. И не ждите, что заработки от рекламы будут расти настолько же быстро».
А рисков очень много
В отчете за 2021 год Meta признает, что рисков в походе за метавселенной довольно много:
ограниченный опыт работы с гаджетами и технологии виртуальной и дополненной реальности, что может позволить другим компаниям конкурировать более эффективно, чем Facebook;
усилия Meta в метавселенной могут отвлекать ресурсы и внимание руководства от других областей бизнеса;
по мере развития нашей метавселенной Meta может попасть под действие множества существующих или новых законов и правил в Соединенных Штатах и международных юрисдикциях.
«В результате этих или других факторов наша метавселенная стратегия и инвестиции могут оказаться неэффективными в обозримом будущем или вообще, что может негативно сказаться на нашем бизнесе, репутации или финансовых результатах», — написано в отчете.
Иными словами, многомиллиардная компания, огромная махина, решила пойти ва-банк. Это то, чего не может себе позволить Apple, которая движется по накатанной траектории, постепенно добавляя технологий в существующие продукты.
Apple побила в начале 2022 года отметку капитализации в $3 триллиона долларов, став самой дорогой компанией в мире. Сможет ли Facebook отыграться?
Маркофинансы поют романсы
Планов у Цукерберга действительно много. Но на новые рынки пока не удается выйти легко.
Например, Meta пишет в отчете, что будет развивать цифровой кошелек Novi на блокчейне. «Наши будущие инициативы по поддержке торговли в метавселенной также могут использовать активы на основе блокчейна в цифровых платежах», — говорится в отчете.
Пилот уже работает в Гватемале, начиная с октября. Но сенаторы США уже успели написать письмо Цукербергу, что нельзя разрешать проекту управлять криптовалютой. После неудачи с первым криптопроектом Libra, который Цукерберг впоследствии переименовал в Diem, такие знаки внимания не выглядят многообещающими.
Продажи недвижимости в виртуальных мирах недавно достигли отметки в $500 млн. И рынок действительно выглядит перспективным. Но далеко не факт, что Марку разрешат дотянуться до этой груши.
Битва за разум. Как Facebook и Twitter остановили операцию США, направленную против российской пропаганды в соцсетях
Twitter, Facebook и Instagram удалили ряд аккаунтов, которые были направлены против российской пропаганды и боролись с ней в том числе и с помощью мемов. По словам исследователей, кампания длилась около 5 лет. Рассказываем главное из материала Vice.
Как работают новые соцсети BeReal, Locket Widget, Yubo и Poparazzi, потеснившие Facebook и конкурирующие с Instagram и TikTok за внимание зуммеров
Новая соцсеть BeReal получила вирусное распространение и вытеснила из чартов App Store в США Facebook Марка Цукерберга. Ее называют противоположностью Instagram и конкурентом Tik-Tok. Как работает новая платформа, привлекающая внимание зуммеров?
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале