Тарас КозаковРабота
17 января 2024, 10:00
2024-01-17
«Цель нашего бизнеса — подарить игрокам яркие эмоции. Эмоции делают нас живыми, и не обязательно только положительные». Интервью с креативным директором Slots City
Креативщик Slots City — о работе в индустрии развлечений, этике и эстетике игры, красных флажках и открытых вакансиях.
Как казино, каждый раз завлекающие в игру яркими вижуалами и очень дорогими дизайнерскими решениями, создают свои креативы? Почему креативы у операторов азартных игр так часто меняются и есть ли красные флаги для дизайнеров, работающих в казино? Возможно ли попасть в креативную команду индустрии развлечений?
Ответ на эти вопросы dev.ua искал в разговоре с Виктором Коноваловым, который более трех лет является креативным директором компании Slots City, призывающей ловить свой шанс везде: как в работе, так и в отдыхе. Фактически с самого начала создания одного из первых принципиально и полностью легальных и лицензионных игровых брендов в Украине он погружен во все процессы по созданию креативов в компании. При участии Виктора сайт Slots City вырос в платформу, которой пользуются тысячи украинцев.
В подчинении Коновалова ― дизайн-команды, арт-дирекшн, копирайтеры, креативный продакшн. Благодаря многолетнему опыту работы в ведущих украинских и международных креативных агентствах Коновалов точно знает, какое слово, изображение или анимация не оставят пользователей равнодушными. Ведь привлечь внимание пользователя сайта и удержать его — важнейшая задача креатива.
В интервью dev.ua Виктор рассказал о том, как легальные казино создают креативы, зачем Slots City собственное инхаус рекламное агентство, какие красные линии никогда не переходят креативщики индустрии развлечений и для каких задач привлекают специалистов извне.
― Виктор, сколько людей в целом занимаются созданием креативов в компании?
Внутренняя команда насчитывает сейчас около 20 человек. С коллегами, которых мы на проекты привлекаем извне, будет еще больше. Но мы постоянно активно расширяемся, растем как количественно, так и качественно. Есть две команды копирайтеров, три дизайн-команды, большой отдел SMM-специалистов и инфлюенс-маркетинга.
― Расскажите, как происходит процесс создания креатива и генерируются идеи, которые затем покоряют пользователей интернета и ложатся в основу успешных кампаний?
Здесь немного стоит объяснить. Есть креатив глобальный, то есть разработка условно платформы «Life of the City» в год. И это может занять несколько месяцев, можем продумывать, изменять, утверждать. А вообще у нас есть такое требование: ключевые вещи, ключевые креативы, ключевые разработки подавать по крайней мере в трех, лучше в пяти вариантах, среди которых мы в конце концов можем выбирать.
Конечно, опыт рекламных агентств дает о себе знать, поэтому здесь проходят и обычные брейнштормы, и работа в командах. Это может быть последовательно. Сначала мы брейнштормим и определяем какие-то направления, в которых команда должна работать. Например, если мы работаем над глобальным обновлением бренда, стиля, мы сначала продумываем идеи в микрокомандах, а потом всей маркетинг-командой решаем, в какую сторону визуально и в какой эстетике нам двигаться.
Затем отдаем в разработку несколько направлений. Результаты работы презентуются, выберется шорт-лист, а затем — тот самый единственный вариант, который будет запускаться в работу.
— Однако ваши вижуалы в рамках большой кампании меняются постоянно, очень часто.
Мы казино, а это очень интенсивная история, поэтому есть текущие креативы, которые меняются почти каждый день. У нас много продуктовых акций, много партнерских акций с провайдерами, которые мы размещаем на платформе. И потому на эти вещи вообще тратится от четырех часов до одного дня.
Обычно мы просто по наработанной технологии, по креативной схеме работы прогоняем с командами этот процесс. К примеру, у нас публикуется новый релиз новой игры. Мы как лицензионные партнеры имеем материалы маркетинга, которые можем использовать в своих креативах. Мы берем какую-то часть этих материалов, интегрируем в нашу креативную идею и визуальную стилистику, из этого делается финальный вижуал, который в конце дня уже висит на сайте. Такой процесс может продолжаться с самого утра до вечера. И обычно в таких вещах оперативность очень важна.
Если же в работу входит более масштабная маркетинговая активность, то процесс несколько длиннее, конечно. Но работаем мы по той же схеме: сначала разрабатываем именно идею, потом имеем три варианта ее воплощения в команде, выбираем одну и двигаемся с ней уже на финализацию.
― А существуют ли в вашей сфере в гемблинге какие-то красные флаги для вижуалов, через которые вы не переступаете? Я имею в виду, что часто в рекламах казино есть полуобнаженные тела женщин и подобные провокационные вещи. Как вы ищете этот предел?
― Конечно, этот предел культурный существует. Есть два ключевых момента. Во-первых, мы сразу создавались на определенных жестких этических принципах. Мы себя сами создавали как официальное, «белое» и лицензионное казино, подающее гемблинг именно как развлечение, причем развлечение именно на легальных и нравственных принципах. Это мы закладывали в бренд с самого начала, ведь у компании не было серого прошлого или черного.
Мы, собственно, хотели с принятием закона об игорном бизнесе выйти с правильной, красивой коммуникацией, красивым, правильным, нравственным брендом. Поэтому, во-первых, у нас есть эти белые флаги, которые мы сами поставили. Мы должны следовать нашей ответственной позиции, с которой мы вошли в этот бизнес.
Во-вторых, существуют красные флаги, они одинаковы для всего цивилизованного игорного бизнеса в мире. С одной стороны, встречаются элементы несколько откровенных персонажей. Но это не элементы шоу.
Мы не хотим и не любим это делать. Потому и не делаем.
Есть глобальное восприятие мира казино — это развлечение, это бурлеск. Как правило, бурлеск несколько маргинальный, но все же это больше шоу, развлечение, чем какой-нибудь сексуальный или несексуальный мотив. Поэтому мы эту эстетику очень жестко выдерживаем.
― А чего еще, кроме сексуальной объективации, не будет никогда при вашем руководстве визуальным стилем Slot City?
― Есть те вещи, которые могут нести оскорбление или провокацию. Провокацию не креативную или творческую, а провокацию общественную, личную или нравственно-этическую.
Мы не используем оружие, пропаганду насилия, войны, оскорбления личности. Это то, чего в принципе не должно быть.
В наше время этот вопрос достаточно сложен. Мы живем во время войны. И мы не можем делать вид, что это не так. У нас есть отдельная для этого коммуникация и собственный фонд, целенаправленно занимающийся помощью благодаря средствам компании. Мы не собираем деньги. Мы финансами из бизнеса нашей компании, наших партнеров сами организовываем, закупаем, разрабатываем и доставляем очень много помощи и армии, и пострадавшим от войны украинцам. Slots City Foundation имеет свой гайдлайн и свою визуальную айдентику. И здесь мы, конечно, можем использовать военные мотивы.
― Давайте объясним еще один момент. Зачастую операторы азартных игр со своих площадок поощряют пользователей к игре. При этом все легальные участники рынка исповедуют принципы ответственной игры. Как вижуалы и словесная коммуникация решают эти задачи?
― Мы выходим с коммуникацией о том, что казино ― это прежде всего игра, развлечение, эмоция. Мы никогда не коммуницируем мотивы заработка, выгоды, выигрышей. Это и законодательством запрещено ― коммуницировать игру как способ выиграть, получить какое-то вознаграждение или что-то подобное. Поэтому мы последовательно и в визуальной коммуникации, и в месседжах, и в платформе бренда подчеркиваем, что казино и игра — это прежде всего развлечение.
Наша цель, цель нашего бизнеса — это подарить игрокам яркие эмоции, адреналин.
Поэтому у нас была долгое время коммуникация «игра во всей красе». Да. Мы ее расшифровывали именно в разных каналах об эмоциях. Сейчас у нас коммуникация эмоций, настроение. Новогодний посыл — о настроении, о получении эмоций от игры.
Конечно, мы иногда общаемся как официальное, лицензионное, нравственное, «белое» казино. Мы одними из первых подключали верификацию через сервис «Дія». И это момент доверия и опять же этики обращения с игроками и их средствами. Мы старались привлекать максимально быстро и максимально много таких верифицированных и легальных инструментов. Это рецепт, вызывающий доверие. Мы сознательно, и это не самый дешевый для бизнеса способ ведения бизнес-коммуникаций, шли на такие затратные и непростые шаги. Но это приносит свои плоды.
― Учитывая вашу нравственную позицию, вы должны и ограничивать доступ к игре лудоманам. Как это происходит?
― В коммуникации с игроками мы используем те же принципы. И да, мы заносим игроков в черные списки, в частности, по их желанию. Если игрок просит закрыть для него доступ к игре, мы это делаем. Если мы видим, что человек очень много и неоправданно проводит время за игрой, то мы его сами вносим в такие списки. Мы рекомендуем игрозависимым людям или тем, кто к этой зависимости приближается, специалистов, психологов по зависимости. Потому что это нормально, мы — взрослый бизнес. Мы не заинтересованы в том, чтобы люди впадали в какие-либо зависимости.
― А есть какие-то метрики, по которым вы определяете эффективность той или иной креативной кампании?
― Мы уже выросли до тех объемов, когда просто заказываем рыночные исследования. Но здесь трудно разделять эффективность с точки зрения вижуала и коммуникации. Мы все-таки игра на деньги, поэтому здесь имеет место материальный мотив. Люди ставят деньги, они выигрывают или проигрывают. Мы проводим исследования, как люди воспринимают нашу активность и посилы. Исходя из результатов планируем следующие кампании.
― Какие коммуникации Slots City вы считаете наиболее удачными и почему?
― Понимаете, есть вещи, в которые вложили много средств. И крупнобюджетные ролики, соответственно, и смотрятся хайпово, офигенно, классно, все довольны. А когда за небольшие средства делают классные, прикольные, креативные вещи — это отдельный повод для гордости. Таким был наш мультик-коммуникация к Новому году 2023, к созданию которого мы привлекли интересных личностей, мультипликаторов, художников, имеющих собственное видение и стиль. Такие ходы себя всегда оправдывают.
В конце 2022-го у нас возник вопрос, как коммуницировать Новый год. Ведь времена сложные, настроение непраздничное. Делать прямую казиношную коммуникацию было рискованно, провокационно. Впрочем, мы нашли художника-мультипликатора, который как раз начал заниматься разработкой мультяшных персонажей и экспериментировал на этом поле. Вместе с ним мы создали коммуникацию «Держи Новый год». И тема «Держимся», «Держим строй», «Держим друг друга» очень зашла.
Замысел был такой: сделать аналогию с американскими солдатами времен Второй мировой, которые устанавливали флаг на горе Сурибати в ходе битвы за Иводзиму.
Очень известый образ. Мы взяли нашего Санту и этих «Трех королей», которые, кстати, чем-то похожи на героев из мультфильма о казаках, и так же, как и солдаты флаг, устанавливали елку.
Здесь мы очень осторожно вплели военный мотив, потому что это очень известная военная фотография. Индивидуальный стиль художника сыграл свое. Мы продолжаем с ним сотрудничать. Сейчас он создал новогодних дракончиков, которых мы активно привлекаем к коммуникации в наших акциях. В частности активно использует их SMM-команда.
Собственно, мы продолжаем тему непопсовых Сант и в этом году, создавая «бунтарские» Санта-коммуникации. На этот раз нас немного вдохновила «Матрица» и ее песонажи, которые тоже были в постоянной борьбе. Мы решили, что немного брутальности не помешает.
― Я правильно понимаю, что, по вашему мнению, иметь инхаус-команду креативщиков для бизнеса в сфере развлечений ― крайне важно? Может ли покрывать потребности бизнеса команда профессионалов на аутсорсе?
Да, это критически важно. Думаю, даже те, кто пробовал делать это полностью на аутсорсе, в конце концов пришли все равно к инхаусу. Потому что, как я говорил, это очень интенсивная работа. Не то чтобы мы сидим днями и ночами, но интенсивность создания креативов такова, что на аутсорсе это делать гораздо дольше и менее эффективно. Цепочка постановки задач, принятия решений, утверждения — длинная. И затраты времени у сервисной модели в десятки раз больше, чем когда ты работаешь самостоятельно.
Конечно, мы привлекаем для коммуникации команды на аутсорсе — специалистов по видеопродакшну, саундпродакшну. Потому что полностью продакшн внутри — это очень дорогое удовольствие. Ну и, конечно, для того, чтобы не замыливался глаз и мы не зацикливались, мы даже разработку дизайнов иногда отдаем наружу, чтобы иметь другое видение. Мы его можем не использовать, но будем видеть, что можно сделать так, а можно по-другому. Это нам помогает понять, что мы движемся в правильном направлении, или скорректировать вектор.
― Каким должен быть специалист, чтобы попасть в вашу креативную команду?
Это ответственность, прежде всего. Мы выросли из стартапа в немалый бизнес. И за это время могли тщательно отбирать себе кадры. Мы очень избирательно к этому относились — учитывали ценности, профессиональные качества, умение работать в команде. И команда у нас достаточно уникальная, где люди хотят работать подолгу.
Мы ищем людей в дизайн-отдел. Нам нужны талантливые, ответственные, творческие и командные специалисты уровня Middle. Обязательные требования ― наличие портфолио, которым кандидат может гордиться, опыт работы в гейминг/гемблинг-индустрии будет плюсом. Также всегда преимуществом будут навыки в моушн- и 3D-дизайне определенного уровня. Резюме можно отправлять прямо нашим HR по адресу [email protected].
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).