15% знижка до кінця березня! Рекламуйся в Telegram-каналі dev.ua 🧑💻
Марія БровінськаВойти в IT
20 мая 2022, 17:39
2022-05-20
«Война отобрала у моего поколения 10 лет жизни». Как мы будем учиться IT во время и после войны: выводы Максима Почебута
Сегодня, когда весь мир всколыхнула война в Украине, мы, украинцы не прекращаем свою борьбу за то, во что верим, мы продолжаем делать бизнес, мы продолжаем работать, мы продолжаем учиться. Какое влияние испытало образование, актуально ли обучение в ІТ, на чем сфокусированы тренинговые центры крупных компаний сегодня, рассказал dev.ua Максим Почебут, Chief Learning Officer в Sigma Software и вице-президент по образованию IТ Ассоциации Украины.
Сегодня, когда весь мир всколыхнула война в Украине, мы, украинцы не прекращаем свою борьбу за то, во что верим, мы продолжаем делать бизнес, мы продолжаем работать, мы продолжаем учиться. Какое влияние испытало образование, актуально ли обучение в ІТ, на чем сфокусированы тренинговые центры крупных компаний сегодня, рассказал dev.ua Максим Почебут, Chief Learning Officer в Sigma Software и вице-президент по образованию IТ Ассоциации Украины.
О влиянии войны на IТ-образование
Война — это даже не кризис, это трагедия, которая повлияла абсолютно на все аспекты нашей жизни, в том числе и на образование. Она отбросила образовательную реформу в Украине по определенным направлениям на пять-семь лет назад.
Это связано с тем, что большинство детей, абитуриентов, студентов уехало в Европу. Конечно, мы очень надеемся, что они со временем вернутся, но это сильный удар как по нашей системе образования, так и по нашему будущему в целом.
С другой стороны, и этому есть многочисленные исторические подтверждения, что Украина всегда находила выход и дополнительные возможности из самых сложных ситуаций. Даже сейчас мы не сидим сложа руки, многие образовательные программы возобновили свою работу. К сожалению, это совсем другой масштаб, ведь мы имеем дело с очень большим негативным влиянием на всю систему. И здесь речь идет не только об экономических показателях, но и психологическом и моральном состоянии, в котором учиться крайне тяжело.
До войны мы все были вовлечены в обсуждение реформы IТ-образования, которую драйвит Министерство цифровой трансформации и Министерство образования и науки Украины. Дорожная карта этой реформы была презентована еще в декабре, и уже в 2022 году планировалась активная фаза ее воплощения.
Максим Почебут
24 февраля у нас должна была состояться рабочая встреча с Минцифры, но, к сожалению, война ее отложила.
Но ненадолго, уже через три недели после начала боевых действий эта встреча с вице-премьером Федоровым все-таки состоялась в виртуальном формате. Там были представлены не только тренинговые центры крупных компаний, но и центры, чей бизнес ориентирован на студентов и свитчеров. Они уже начали давать обратную связь — что и как происходит сегодня, как отстраивается бизнес. В публичных сообщениях известных игроков IТ-рынка мы видим, что все постепенно возвращаются к активной тренинговой деятельности по подготовке молодых инженеров.
Вместе с тем появилось очень много социальных, волонтерских образовательных инициатив, которые направлены на помощь тем, кто потерял работу и хочет овладеть новой профессией.
Мы в Sigma Software University стартовали программу для друзей и родственников наших коллег, которая включает технические (.NET, JS, базы данных, тестирование ПО) и нетехнические (проектный менеджмент, бизнес анализ, HR и рекрутинг, английское) направления на базовом уровне, давая возможность людям из совершенно разных сфер стартовать в ІТ, разобраться в профессиях, их возможностях и овладеть важными знаниями и навыками для первых шагов в специальности.
Образовательные форматы и направления, пока прекратившие существование
Из нашей жизни исчез офлайн-формат, но я уверен, что это временно. Ковид научил нас, что можно многое делать удаленно, а война это еще раз подтвердила. Однако, в отличие от пандемии, у нее есть еще один существенный нюанс — доступ к интернету. Стабильно-безопасный — характеристики, которые во время войны стали почти невозможными, но люди привыкли и к этому. Сколько мы видели фото айтишников, работающих в бомбоубежищах и подвалах — везде, где есть wifi.
Офлайн формат слишком опасен во время войны, но я верю, что он вернется после ее завершения. Ведь с точки зрения эффективности смешанное обучение дает лучшие результаты. Как лектор, преподаватель университета и ментор, я не люблю ни ремоут работу, ни отдаленное преподавание, потому что нет 100% эффекта вовлеченности и присутствия.
К направлениям, которые стали менее востребованными, сегодня можно отнести программы для опытных специалистов. Такие программы раньше встречались в коммерческом сегменте, а теперь он не слишком активен.
Но несмотря на смещение фокуса, уверен, это не навсегда. Со временем все вернется и продолжит развитие.
О будущем ІТ-образования
Страна находится в стадии турбулентной перестройки, поэтому выводы делать рано. Также и ІТ-рынок, он реагирует на изменения, реагирует на войну, но он еще не трансформировался до конца. А это значит, что нет четкого понимания планов, реакции клиентов, внутренних процессов и т. д. Мы видим, какое влияние оказали компании, работавшие на внутренних клиентов, как им пришлось приспосабливаться, изменяться в режиме реального времени. К сожалению, есть и попавшие в действительно кризисную ситуацию.
Все это происходит под влиянием различных факторов, и мы не можем предусмотреть на 100% реакцию мира. Например, изменит ли мир отношение к какой-либо технологии, форматам, программам в результате действия определенных внешних факторов?
Компании, которые имеют свои тренинговые программы, понимают, что нужно поддерживать, инвестировать в качественную подготовку тренинг-команд, инструменты обучения, развитие форматов и т. д.
Я считаю, в ближайшие несколько месяцев нагрузка на центры профессионального образования и развития, тренинговые команды, менторов и коучей вырастет многократно. Из-за спроса на украинских специалистов, который, по моему мнению, будет очень большим.
Украина начнет восстанавливать экономику, вместе с тем будет расти спрос на обучение людей новым профессиям, а профессии в ІТ будут наиболее востребованы и будут играть важную роль в экономике страны.
Сценарии развития образовательных центров
Большинство тренинговых центров продолжают держаться на плаву и инвестировать в разработку своих образовательных программ. Есть два сценария их развития, согласно типу такой платформы.
Первые — это компании, которые разрабатывают свой образовательный продукт и продают свои услуги бизнесу. Этот сегмент быстро развивался и развивается в Украине. Знаю несколько таких классных, успешных стартапов.
Второй — программы корпоративного образования, созданные на базе крупных компаний. К нему относится и Sigma Software University.
Последний тип образовательных платформ поддерживается инвестициями изнутри компаний, им немного легче пережить кризис, потому что у них больше маневра, больше времени чтобы перестроить процессы или даже посмотреть со стороны на весь процесс.
Тренинговым компаниям из первого сегмента сложнее, потому что там есть определенная бизнес-модель. Однако сейчас очень много разнообразных мировых фондов, которые готовы помогать людям получать новое образование, стимулируя таким образом образовательные стартапы и тренинговые центры.
О ситуации в университетах
В условиях войны я не возьмусь давать прогнозы и оценки тому, как будут развиваться образовательные процессы в наших университетах, ведь были нанесены значительные разрушения, в том числе и объекты вузовской инфраструктуры.
Однако мы понимаем, что университеты — это, прежде всего, люди: преподаватели и студенты, именно они являются двигателем и мотивацией, духом каждого вуза. Сегодня, несмотря на боевые действия и сирены, большинство учебных заведений смогли возобновить работу в дистанционном режиме. Хорошо, что у нас уже есть опыт такой работы, приобретенный во времена пандемии. Поэтому сейчас каждый делает свое дело по мере возможностей, стараясь не подвергать себя опасности.
На мой взгляд, среди первоочередных шагов в системе высшего образования — быстрое снижение уровня бюрократизации, упрощение способов управления самой системой, активное внедрение электронного документооборота.
Сегодня многие компании готовы поделиться не только опытом внедрения тех или иных процессов, но и оказать всестороннюю консультационную поддержку университетам. Объединив усилия бизнеса и образования, мы сможем добиться того, о чем не мечтали до войны.
О перспективах IТ-образования в Украине
Мировой рынок ІТ-услуг ожидает перестройка. В большей степени из-за санкций, которые сейчас накладываются на россию. Спрос на ІТ-шников из Украины, на их качественные и нестандартные решения, я надеюсь, будет расти. Соответственно, этот рынок нужно чем-то «кормить». Учить еще больше ІТ-специалистов, развивать существующие кадры, формировать новые образовательные программы, отвечающие высоким требованиям рынка.
По прогнозам Кабмина, экономика нашей страны потеряет значительную часть ВВП.
Это означает, что большое количество дееспособного населения в настоящее время не задействовано в экономике, то есть потеряло работу в связи с инфраструктурными разрушениями и со всеми изменениями, которые коснутся государства.
Эти люди уже сейчас задумываются над тем, где зарабатывать деньги, какие отрасли выжили и более или менее стабильны, какой профессией овладеть, где лучше учиться и тому подобное. И понятно, что многие смотрят в сторону ІТ, где достаточно широкие перспективы, ведь и до войны наша сфера занимала ведущие позиции. А сегодня станет одним из ключевых секторов экономики.
Поэтому крупные компании уже начали подготовку своих образовательных центров, чтобы справиться с огромным спросом на ІТ-образование, которое мы предполагаем и ожидаем в ближайшее время.
Изменения в программах и подходах
Мы все должны понимать, что раньше, когда мы говорили о подготовке молодых специалистов, то говорили о студентах профильных специальностей и свитчеров (тех, кто менял профессию), которые имели определенную теоретическую основу. Сейчас мы будем иметь дело с людьми, которые просто понимают, что ІТ-отрасль — единственная, где можно зарабатывать деньги, получать стабильную прибыль.
Но несмотря на высокую мотивацию к обучению, эта аудитория очень непростая. Учитывая ее стартовый уровень, педагогам предстоит разрабатывать программы базового уровня.
И мы уже видим, что большинство компаний именно с этого и начинается. Это вызов, с которым мы справимся вместе.
Это интересная и челенджевая задача: научить этих новичков, как правильно построить эффективный образовательный трек, с их существующим уровнем английского, таким образом, чтобы найти себе достойное место в ІТ-компаниях.
Если раньше среди требований к начинающим кандидатам всегда фигурировало знание английского языка, то сейчас перед работодателями будет стоять задача, как мотивировать новичка быстро овладеть языком, а перед новичком — выучить английский, чтобы отвечать высоким требованиям к украинским инженерам. А ведь уровень наших сервисов всегда отличал украинские компании среди конкурентов на мировом рынке.
Это значит, что всем нам, вероятно, понадобится пересмотреть нагрузки, определенные роли и задачи на проектах, чтобы дать начинающим возможность профессионального роста и развития в ІТ.
Поэтому среди тенденций и задач образовательного направления в ІТ сегодня вижу:
Большую социальную направленность.
Широкий масштаб и востребованность.
Видение далеких перспектив, потому что бизнес смотрит гораздо шире текущих потребностей.
Фокус образовательных программ на базовый уровень, потому что рынок переполнен соискателями и кандидатами без понимания ІТ-отрасли и без фундаментальных знаний.
О выходе на европейский рынок IТ-образования
Сегодня мы видим, что многие компании открывают офисы в разных странах Европы и других регионах. Эта тенденция в украинском ІТ не новая. Однако война ускорила определенные решения, стала катализатором таких процессов.
Часто слышу вопрос — конкурентны ли украинские тренинговые центры в образовательном сегменте Европы и других стран? Я уверен, что да, и вот почему:
Команды педагогов, вовлеченных в учебные процессы, имеют достаточно высокий уровень владения английским языком. И здесь речь идет не только о тренинге менеджеров, но и о тренерах и менторе, которые могут свободно делиться своими знаниями и опытом со слушателями.
Украинцы очень проактивны, динамичны по сравнению с коллегами из других стран. Наши решения, в том числе и в образовательном сегменте, тоже более адаптивны к тому, к чему стремится заказчик.
Благодаря нашей скорости, качеству, способности брать на себя больше ответственности, инновационности, у нас очень большие преимущества.
Сейчас мы живем в условиях войны, у нас нет привычного режима work-life balance, потому что мы привержены своему делу 24\7. Это касается и просвещения.
Среди наших ключевых преимуществ я отделяю: адаптивность, быстрота, инновационность решений.
Война унесла у моего поколения 10 лет жизни: все мы, должно быть, состарились на эти 10 лет физически и морально. И чтобы наверстать, мы стараемся заложить в свой день, все, что потеряли, сделать больше и максимально качественно. И когда мы говорим об образовании, здесь то же самое. Мы стараемся взять эти 10 лет у себя и отдать их миру. Наши образовательные программы будут работать так же, потому что их разрабатываем мы — украинцы. Мы работаем с еще большей преданностью, ориентацией на качество и крутой результат, потому что мы хотим успеть отдать миру украденные у нас 10 лет.
Roosh запускает новую образовательную платформу AI HOUSE CLUB для ML/AI-специалистов и дата сайнтистов. Рассказываем, как подать заявку и чему будут учить
Мануал для джуна. Что нужно знать новичку в frontend-разработке перед собеседованием на проект мечты: вопросы на интервью и примеры тестовых
Создавать IТ-продукты можно на разных уровнях и совершенствовать их как изнутри, (backend), так и снаружи (frontend). Возьмем, к примеру, сайт. Специалист может работать с задачами под капотом, а может развивать интерфейс сайта, приложения или специальное программное обеспечение для бизнеса, чтобы они были удобными, понятными и функциональными.
Последним как раз занимается frontend-инженер. Что еще нужно знать джунам о frontend-разработке, что не стоит делать перед собеседованием и на какие вопросы ответить, чтобы быть готовым на 100% — Frontend Engineer в Levi9 Алексей Горбунов разложил все по полочкам в этом материале.
«Після випуску про IT-Generation хочеться зробити тред про те, як IT-школи вас най**ують». Відомий IT-блогер Діма Малєєв розповів, що думає про IT-освіту
За проханням автора публікуємо текст тільки українською.
Відомий IT-блогер Діма Малєєв розповів своє ставлення до IT-курсів, які наразі продукуються в Україні. «Після сьогоднішнього випуску про IT-Generation, хочеться зробити невеликий тред про те, як IT-школи вас най**ують, продаючи курси, які вам ніяк не допоможуть. І навіть якщо ви виграєте грант від програми — ви просто згаєте час», — написав він у Twitter.
Публікуємо його допис із частковою цензурою.
50 вопросов и ответов по программированию для подготовки к техническому интервью
Готовясь к собеседованию, многие начинающие программисты понятия не имеют, каких вопросов ожидать от интервьеюров — будь то собеседование в стартап или технологический гигант вроде Amazon, Microsoft или Google. В статье на Hacker Noon разработчик Джавин Пол собрал вопросы, которые любят задавать на таких интервью, а также ответы на них и дополнительные ресурсы для подготовки.