Марія БровінськаДеньги
31 октября 2023, 18:00
2023-10-31
Как спасти украинцев от безденежья во время войны? История проекта «Карточка Судного дня»
Полномасштабное вторжение стало катализатором перемен для украинского бизнеса. В феврале 2022 года всем без исключения нужно было ответить на вопрос, сможет ли бизнес работать в интересах клиента в форс-мажорных обстоятельствах. Чтобы найти верное решение, многим айтишникам компаний приходилось бодрствовать круглосуточно и искать креативные решения.
Украинский бизнес создавал инструменты, способные спасти миллионы клиентов. Как, например, так называемая «Карточка Судного дня» от Райффайзен Банка.
dev.ua пообщался с Сергеем Кратенко, руководителем по вопросам внедрения ИТ решений департамента развития платежных услуг Райфа, о том, как ИТ-команда финучреждения за считанные дни создала мегапродукт, способный сохранить платежеспособность клиентов, даже если бы произошел настоящий финансовый Армагеддон.
Как все начиналось
«За окнами взрывы, есть понимание, что в нескольких километрах от моего дома стоят наши ребята из терробороны и ВСУ, что прилететь сюда может в любую секунду», ― вспоминает Сергей события 24 февраля 2022 года.
Именно тогда, когда все вокруг пытались выехать из столицы, на подступах к которой шли боевые действия, команда айтишников Райфа решала, как помочь клиентам, если вдруг ранее находившиеся в Киеве серверы банка пострадают от действий врага. Главной задачей ИТ-команды стало обеспечение работы всех сервисов банка в режиме 24/7.
Три миллиона клиентов банка должны были иметь доступ к своим средствам при любых условиях, потому что для многих это стало вопросом выживания.
Ключевым решением для сохранения инфраструктуры, а значит, и работоспособности всех систем банка, был переезд в облако. Однако этот процесс потребовал времени, а на этот период потребовался резервный инструмент, чтобы обеспечить клиентам доступность их счетов.
И такое решение было найдено.
Инструмент для выживания
Айтишники создали инструмент, который пользователи могли бы активировать только при полной невозможности украинской банковской системы обслуживать их счета. Между собой новый продукт назвали неоптимистично ― «Карточка Судного дня». Это виртуальная карта, которая в случае необходимости активировалась через смс.
Работали над этим продуктом почти круглосуточно 15 айтишников.
Он вспоминает историю, как ведущий аналитик, сводивший статистику, заработался настолько, что разлил на ноутбук сладкий чай, а затем на велосипеде ездил по городу и нашел другую работоспособную технику, чтобы выполнить задачу.
«Это сейчас уже нам смешно, тогда было совсем невесело», ― говорит Кратенко.
Продукт задумывался по типу карты «е-Поддержка», однако из-за нехватки времени и неотложности решения его немного упростили. По словам Сергея, райфовцы смогли реализовать это решение за две недели, что явилось самым быстрым ответом на военные угрозы.
Еще столько же понадобилось команде банка для поиска партнера и решения всех формальностей с ним. В качестве партнера, якобы страхующего украинских клиентов Райфу, разъехавшихся из-за войны по всему миру, выступил словацкий Tatra bankа — дочерний банк Группы Raiffeisen и Raiffeisen Processing Center.
Если бы случилось худшее, например, банковская система Украины оказалась бы недееспособной или возник сплошной блекаут, то украинские клиенты Райфа автоматически получили бы сообщение со ссылкой на активацию виртуальной карты в Tatra banka с лимитом 150 евро ― примерно таким был средний остаток на счетах частных клиентов финучреждения. И примерно столько средств могло бы хватить, чтобы в течение пары первых суток можно было обеспечить себя продуктами, водой, оплатить транспорт и ночлег в местах релокации, в том числе за границей, пока банковская система восстанавливалась.
Впрочем, возможность получить резервные средства, по словам Сергея, предполагалась только для клиентов с положительным балансом счета. Клиенты, у которых на счету были нули, доступ к «Карте Судного дня» не получили бы.
Судный день не наступил
Но Армагеддона не произошло, поэтому «Карта Судного дня» не понадобилась — продукт так и не был активирован ни одним клиентом Райфа. Взамен ей специалисты Райфа создали другой продукт ― Emergency card. Эти карты открыли всем клиентам с плюсом на счету, использовав резервный дата-центр в Вене.
Выдохнуть команда банка смогла только в июне, когда всю инфраструктуру Райфа сверхбыстрыми темпами за три месяца перенесли в облако, а угрозу для уничтожения любых данных минимизировали.
Сергей признает, что два спасательных решения сейчас не востребованы и, вероятно, не будут использоваться в том виде, как были созданы, никогда.
«Мы в очередной раз убедились, что мы единая команда, которая работает для клиента, и можем создавать продукт, который несет ценность для клиента в кратчайшие сроки, как это требуют реалии банковского рынка», ― делится впечатлениями он.
Сейчас же, уверяет руководитель по внедрению ИТ-решений департамента развития платежных услуг Райффайзен Банка, счетам клиентов ничего не угрожает, потому что все данные и бизнес-процессы Райфа уже более полутора лет работают в «облаке».
Чтобы и отделения, и банкоматы были со светом и связью, Райф на базе своей сети создал ячейки Power Banking, которые помогли качественно обслуживать клиентов прошлой зимой и должны обеспечить непрерывность сервиса и в текущем сезоне. О том, как банк подготовился к отопительному сезону 2023/2024, расскажем в одном из следующих материалов.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
«День рождения выпал на самую жесть на передовой». История айтишника, рассказанная в паузе между боями с рф
Алекс Бочков — украинский айтишник, основатель стартапов Noplag и LabiOffice. Со второго дня полномасштабной войны против рф, он записался в ТРО, а после этого перевелся в ЗСУ. Сейчас парень воюет на самом «передке» на востоке Украины. Он дал нам это интервью в небольшой паузе между боями с русскими оккупантами. Вот его история.
Аммиак, белый фосфор, зарин, новичок и другие. Большой гайд по химическому оружию, которое РФ может применить в войне с Украиной
Ввечері 11 квітня російські окупаційні війська ймовірно використали проти українських військових та цивільних осіб в місті Маріуполь отруюючу речовину невідомого походження, яку було скинуто з ворожого БПЛА. Про це повідомили бійці полку «Азов».
У постражалих спостерігається дихальна недостатність, вестибуло-атактичний синдром. Наслідки використання невідомої речовини уточнюються.
25 березня ми повідомляли, що за даними Центру протидії дезінформації, росія готується застосовувати отруту та інші речовини проти українців.
Волонтери-аналітики InformNapalm тоді мали свідчення, що російським військовим почали видавати антидоти від певних видів отрути, зокрема нервово-паралітичної речовини зарин. 20 березня командному складу окупаційних військ РФ нібито видали ампули з атропіном, антидотом при хімічних отруєннях.
Ми вирішили підняти важливий текст про те, якими бувають хімічні атака та що робити при хімічній атаці (текст від 25 березня).
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале