Илья Кенигштейн в трех частях. История основателя Creative States
Мажоритарный акционер ООО «Креативна країна» Илья Кенигштейн открыл три бизнес-пространства в Киеве (в БЦ Gulliver, БЦ Senator в реставрированном Арсенале) и одно в Днепре.
Мажоритарный акционер ООО «Креативна країна» Илья Кенигштейн открыл три бизнес-пространства в Киеве (в БЦ Gulliver, БЦ Senator в реставрированном Арсенале) и одно в Днепре.
Еще три локации у него в процессе стройки. Одна из них — Арсенал-2 (вторая очередь Creative State of Arsenal). И еще две — «небольшой сюрприз» от Ильи. Скоро он о них расскажет.
Редакция dev.ua решила детально расспросить предпринимателя о его бизнесе. Не менее интересно было узнать, с чего и как, в каких условиях Илья начинал. Еще более познавательно — какие у Ильи планы.
Поэтому лонгрид — из трех частей. В финале — суть бизнеса Ильи Кенигштейна.
Отец Ильи Кенигштейна родился в Оренбурге (Россия), а мать — из Первоуральска. Но деда, который в свое время бежал от нацистов из еврейского гетто в Польше во Львов, тянуло на родину. На Урал его сослала советская власть. Прожив там около 20 лет, он все-таки нашел возможность и вернулся на Запад, перетянув с собой всю семью. Поэтому Илья уже родился во Львове. Вырос он там же. Но в 1991 году пришлось переехать в Израиль.
Илья: «Я уехал туда жить, тогда была такая тенденция, это было тяжёлое время». Советский союз заканчивался. Когда уезжал, меня лишили гражданства, отобрали паспорт и я ещё и заплатил за это штраф — «за изменника Родины».
Начинал всё с нуля, первая профессия — доил коров.
Потом учился в Иерусалимском университете, служил в армии.
Был и довольно тяжёлый период — работал на стройке: строил гостиницу в Эйлате.
«Потом приехал в эту гостиницу, кстати, взяли с женой самый лучший номер», — Илья.
В 1999 году Илья начал работать в израильской русскоязычной газете «Вести». Продавал рекламу. Потом перешёл на телеканал НТВ International.
Потом его пригласила на работу компания MSN, дочка Microsoft. Он создавал интернет-портал для русскоязычных израильтян zahav.ru. В распоряжении Ильи был на тот момент один программист и один дизайнер. А через три месяца портал стал № 1 в Израиле. И до сих пор остается в лидерах русскоязычного рынка.
В 2007 году Илье внезапно сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Он переехал в Киев, возглавил местный украинский интернет медиа холдинг. А через год Илья открыл свою IT-компанию Infojet. У нее было два проекта. Один из них — интернет-портал Most.ua. Оказался фейлом.
Второй проект, который компания Ильи делала в 2010 году, «буквально за две недели на коленках», называется Pokupon. Он взлетел на волне моды на сервисы коллективных скидок, наподобие американского Groupon. После этого было несколько лет затишья. Илья делал разные проекты, искал себя. Пытался создать венчурный фонд (Hybrid Capital), который даже зафоловил две сделки: «Но в конечном счёте я понял, что всё это не моё».
Илья: «Мы с женой жили на две страны: тёплое время года в Украине, остальное время в Израиле. И в 2013 году мы вернулись с зимовки. Я пошёл в „Часопис“. Буквально за две недели познакомился с сотней людей».
Для Ильи это было невероятным вдохновением. Буквально через месяц после этого он задумал создать огромный хаб, в котором всё идентично Часопису, только в 10 раз больше. «С тех пор я с этой идеей не расстаюсь», — вспоминает Илья.
Все работающие локации прибыльные. В среднем рентабельность — 30% EBITDA margin в год. Окупаемость при таком показателе наступает за 3-4 года.
В некоторых случаях управляющая компания Creative State может упасть до 27-28%. Если по каким-то обстоятельствам это не выходит, то она лучше выйдет из игры: продаст проект.
На данный момент Creative States временно прекратила продажи мест в киевских локациях. Все занято. Не осталось ни одного свободного офиса.
«Мы не продаём 100%. 92% — это наш золотой потолок, выше которого невозможно прыгнуть» — говорит Илья. Небольшой зазор сохраняется для растущих резидентов.
У Ильи есть два потенциальных объяснения.
«Мы сейчас наблюдаем то, что происходило в своё время в Китае, когда у них закончилась первая фаза пандемии. В том же Ухане, который был полностью закрыт. Как только всё открылось — магазины, супермаркеты, магазины одежды, автомобильные дилеры — пошел невероятный поток покупателей. Разметали абсолютно всё, что только можно».
«У нас самый крутой продукт на рынке, поэтому к нам приходят в первую очередь, а после этого идут к остальным».
«Ни в коем случае. „Коворкинг“ и „премиум“ — это понятия несовместимые».
Илья: «Чем больше локация, тем меньше тратишь в проекции на один метр, потому что в конечном счёте размазываешь все расходы».
Кроме того, начальную инвестицию в реновацию здания цеха Арсенала производила A Development. Сумма большая, но она не разглашается.
На одном этаже дешевле, чем, например, на трёх.
«Нам часто предлагают объекты размерами в 300 квадратных метров/этаж, в 500 метров, и говорят: „Возьмите сразу же 10 этажей“. Мы понимаем что будем тратить на ремонт и обслуживание этого объекта гораздо больше денег, чем если бы всё было на одном этаже», — объясняет Илья.
Это застройщики или лэндлорды. Как в «Арсенале» A Development, например. «Как сказал один из очень известных девелоперов, „мы десятилетиями создавали понятийную отрасль, а ты пришёл и одномоментно превратил это в Диснейленд“. Я это воспринял как комплимент, потому как Диснейленд — это очень крутой бизнес».
В самой компании «Креативна країна» миноритарным партнером Ильи является Юрий Голик. В 2019 году стал советником экс-премьер-министра Украины Алексея Гончарука. Юрий владеет рекламным агенством ООО «Сучасні Медіа Технології».
Он не исключает, что для реализации проектов использует в том числе и заемный капитал. Илья: «У меня своих денег в проектах на самом деле не так уж и много. Я — небогатый человек. Я неплохо зарабатываю, но для этого я, в первую очередь, работаю».
Многие резиденты, которые ведут клубную жизнь вне пандемии, используют площадки Creative States как preparty клубы. Каждую пятницу в коворкингах работают бармены и угощают коктейлями на традиционных happy hours.
У Creative States более 2000 резидентов. В расчете на каждого их них пятничные ивенты/угощения обходятся по $5-7 в месяц.
Выходит, $10 000-14 000 на барменов и коктейли.
В Creative States можно оставить вещи без присмотра и никто на них не позарится. А были ли случаи воровства?
Илья: «Я хочу верить что забывают, люди бывают разные». Одного айтишника таки поймали. Камеры показали, что он регулярно брал еду и ел бесплатно.
«Если говорить о сегодняшнем дне, то мы уже ведем переговоры не с украинскими компаниями, а с западными и иностранными, потому что мы занимаемся экспансией. Сейчас потихоньку фокус смещается в сторону других стран», — рассказывает Илья Кенигштейн.
Илья смотрит на Средний Восток, на Азию и на некоторые островки в Европе:
Но сейчас видение изменилось. Илья с партнерами пришли к выводу, что делать ставку нужно, в первую очередь, на города, в которых есть рост.
Илья: «Я считаю, что ориентироваться на страны, государства — это уже вчерашний день, нужно ориентироваться на города. Потому что города на сегодняшний день оттягивают на себя внимание, забирают на себя привилегии». Появляются такие сумасшедше крупные города как Дубаи, Гонконг или Сингапур.
Илья: «Пока не могу сказать, сейчас выбираем, анализируем. Гонконг мы рассматриваем однозначно, потому что это невероятный мегаполис».
Сначала бизнесмен предполагал, что для создания там такой же локации как здесь, но сохранить премиальность, нужно её сделать в пять раз круче. Там ведь и цены другие, и строительство…
А потом Илья понял, что это всё бессмысленно. И если можно просто взять «Арсенал», или «Гулливер», или «Сенатор», или локацию в Днепре и, как конструктор Lego, перенести ее и приземлить где-нибудь в хорошем месте в Гонконге, она взлетит.
Илья: «Человек так устроен, что он любит комфорт. Ему лучше работается в комфортной среде. А если у тебя лакшери ремонт, но при этом абсолютно мёртвая атмосфера, то к тебе не придут.
Точнее придут и уйдут. Потому что главным предложением на рынке, где мы работаем, является эмоция. Мы как бы не офисы сдаём, а даем доступ в другой мир».