🚀💳 Trustee Plus - більше ніж криптогаманець з європейською платіжною карткою. Спробуй 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
2 ноября 2023, 09:06
2023-11-02
«Сейчас страна с очень талантливыми людьми де-факто выжигает свой потенциал на розничные вещи, чтобы перебиваться финансовыми заплатами». Интервью с академдиректором Кибербезопасности KSE
В конце октября вице-премьер по инновациям, развитию образования, науки и технологий, министр цифровой трансформации Михаил Федоров анонсировал реформу IT-образования, с помощью которой студенты смогут самостоятельно выбирать до 50% учебных курсов и формировать образовательную траекторию. Кроме того, еще одним пунктом реформы стал трехлетний бакалавриат.
Мы решили пообщаться с представителем современной системы образования, Трофимом Бабичем, академическим директором бакалаврской программы Кибербезопасность в KSE University о состоянии, ключевых болях и вызовах IT-образования сейчас, а также векторах тех-образования, которыми следует заведение. Вот его ответы.
В конце октября вице-премьер по инновациям, развитию образования, науки и технологий, министр цифровой трансформации Михаил Федоров анонсировал реформу IT-образования, с помощью которой студенты смогут самостоятельно выбирать до 50% учебных курсов и формировать образовательную траекторию. Кроме того, еще одним пунктом реформы стал трехлетний бакалавриат.
Мы решили пообщаться с представителем современной системы образования, Трофимом Бабичем, академическим директором бакалаврской программы Кибербезопасность в KSE University о состоянии, ключевых болях и вызовах IT-образования сейчас, а также векторах тех-образования, которыми следует заведение. Вот его ответы.
Расскажите о KSE, как проходит обучение с начала полномасштабного вторжения? Что изменилось?
Kyiv School of Economics (KSE) University — новый виток Киевской школы экономики, которая многие годы, начиная с даты основания в 1996-м, была магистратурой по экономике. Теперь это полноценный университет, где есть и магистратура, и бакалавриат. В 2021 году в разгар пандемии мы запустили новые образовательные программы и добавили направления бакалаврского уровня по IT-образованию. Второй текущий курс программных инженеров в KSE пришелся на начало полномасштабной войны. До войны количество айтишников среди студентов составляло около 30%, в этом году речь идет уже о показателях на уровне 50%.
Как на нас повлияла полномасштабная война — сложно сказать, потому что мы фактически формировались в этих условиях, ведь хотя мы и запустились в 2021 году, первый год не является показателем для сравнения.
Трофим Бабич, академический директор бакалаврской программы Кибербезопасность (Фото предоставлено пресс-службой KSE)
Полномасштабное вторжение не остановило развитие заведения, но определенные сложности придает страх студентов и родителей за безопасность и будущее в Украине. Хотя в заведении построены качественные укрытия, обеспечивающие безопасный образовательный процесс. Также мы оказываем финансовую поддержку, жилье и помогаем с трудоустройством. Вообще, университет расширяется, это уже не только экономика, с которой начинали, не только IT, но и психология, право, искусственный интеллект, кибербезопасность и многие другие интересные и актуальные специальности.
Сопоставим ли диплом KSE с дипломами вузов в других странах?
Диплом KSE также признается и в Украине, и в других странах, формально — это такой же диплом. Однако вопрос диплома не всегда ограничивается лишь формальной составляющей, ЗВО выступает определенным гарантом качества предоставляемых знаний, а также тех смыслов и ценностей которыми наполняет своих студентов.
С какими вузами можно сравнить стоимость обучения в KSE?
Стоимость обучения, если сравнивать с другими ВУЗами, сопоставима с УКУ. Цены на обучение в KSE меняются раз в год. У нас есть количественные показатели, которыми мы оговариваем установленную цену.
За какие средства существует KSE, кто его финансирует?
Образование в целом дотацина, в частности, в Украине, и даже те суммы платы за обучение, которые кому-то могут казаться космическими, если начать считать прибыль полностью со всеми расходами, вызовут вопрос, почему так дешево. К тому же коммуналка для нас без скидки. Всех, кто приобщался к вкладам на работу нашего университета, на строительство его нового кампуса и т. д. можно увидеть на сайте и заходящие на первый этаж университета.
Как изменились учебные программы после полномасштабного вторжения?
Образовательные программы KSE просматривают дважды в год, чтобы адаптироваться к современным реалиям. Кроме того, я уверен, что необходима постоянная коммуникация со студентами. И искренне считаю, что второй учебный курс, пожалуй, самый сложный в большинстве специальностей. Со второго курса обучения в KSE продолжается по-английски и именно к нему студенты могут выйти на ватерлинию знания английского, от которого смогут оттолкнуться и двигаться дальше в изучении других дисциплин.
Всеукраинский турнир юных математиков в KSE (Фото из открытых источников)
Если говорить о разнице в учебных программах с государственными ВУЗами, то здесь есть два нюанса. Во-первых, есть ряд фундаментальных дисциплин для специалистов в направлении IT, обязательных, в частности, дискретная математика, линейная алгебра, алгоритмы и структуры данных и другие фундаментальные дисциплины. Во-вторых, реализация учебного процесса и здесь уже все зависит от стратегического видения и начинается разница.
Наша инженерия программного обеспечения — это программная инженерия, к которой добавляются аспекты ведения собственного бизнеса. Мы видим большой запрос не только специалистов с хорошими техническими навыками, но и готовых брать на себя лидерство и быть визионерами. Это поможет Украине из страны, поставляющей IT-ресурсы, стать источником IT-продуктов. Поэтому мы ставим целью обучать разработчиков, которые будут создавать собственные продукты.
Вы добавили в учебный курс новую учебную программу искусственного интеллекта, как его внедряли?
В этом году в KSE была введена новая учебная программа — бакалавриат «Искусственный интеллект», которой руководит академический директор Владислав Гамоля. Эта специальность появилась вокруг растущего запроса на искусственный интеллект, причем речь идет о широком значении AI. Программа предусматривает как необходимую для понимания работы с современными методами машинного и глубокого обучения математическую базу, так и практические навыки создания собственных инновационных продуктов.
Используют ли ChatGPT студенты и преподаватели, в каких случаях, как вы отслеживаете?
Будем честны, каждый разработчик так или иначе догуглирует какие-то куски кода, это естественно. Но в этой ситуации условный синьор отличается от джуна уровнем знаний, навыков, а также умением решения разной сложности проблем. Та же проблема существует, если они используют ChatGPT и просто копят все. Тогда у них нет знаний и, соответственно, они не будут понимать, как это работает.
Кроме того, есть нюанс, потому что ChatGPT очень умеренный в кибербезопасности, и здесь тоже присутствует проблема. В частности, из кода, генерируемого языковой моделью. В сообществе ходило много шуток, мол, пусть генерирует больше сайтов, больше будет работы для кибербезопасников.
Маргарита Нечитайло, студентка KSE, участник программы обмена в университет UMASS в США (Фото из открытых источников)
ChatGPT использует ряд типичных формулировок для ответов, по которым можно ловить случаи, когда работа студента сгенерирована с его помощью. Это касается и математических задач, участие нейросети можно увидеть, по ходу решения, или программы по ходу того, как она реализована.
Если преподавателю в KSE случаются работы, сгенерированные ChatGPT, он связывается со студентом, предлагает ему добровольно «сдаваться», потому что будет хуже. Общее правило у нас следующее: за одно списывание — не учитывается работа, за второе — исключение из дисциплины, а за третье — мы прощаемся со студентом из университета. Мы это делаем с тяжелым сердцем, но с холодным умом, потому что это очень важно. Таким образом, мы можем дополнительно мотивировать студентов ответственно относиться к обучению, а также гарантировать качество знаний полученных нашими студентами.
Сколько иностранцев работает в KSE? Расскажите о зарплатах и трудоустройстве?
В Киевской школе экономики преподают в основном специалисты Украины. Эта тенденция сохраняется и если говорить о бакалаврате и IT-специальностях, преподавателей-иностранцев в заведении примерно 5%, основная доля педагогов — местные. Преподаватели трудоустроены в штат, нам это важно. Сейчас зарубежным преподавателям преподавать в Украине стало модно и это обуславливает их повышенный интерес, однако, очевидно, риски связанные с полномасштабной эскалацией их останавливают от переезда в Украину.
Demine Ukraine Forum, государственная программа по очистке территории Украины от взрывоопасных предметов и минного загрязнения, оставленного в результате российской агрессии, проведенной в Киеве KSE вместе с Минэкономики (Фото из открытых источников)
Зарплаты у нас действительно несколько иные, чем в некоторых государственных учреждениях высшего образования. Я не скажу цифру, потому что это тайная тайна, но нормальная адекватная зарплата хороших IT-специалистов, сопоставима с рыночными. В частных университетах, особенно в молодых, иначе и быть не может, потому что мы должны быть конкурентными. Но если душа не лежит к преподаванию, то и зарплата вообще ничего не разрулит. Однако, если лежит, то очевидно он должен быть таким, чтобы человек не сидел и не подсчитывал убытки, которые получает, пока преподает, а мог полностью погружаться в образовательный процесс, и творить как со студентами, так и самих студентов.
Что вы можете сказать о важности академического IT-образования в Украине, в частности, о ситуациях, когда очень многие айтишники просто уходили из ВУЗа, потому что не видели для себя смысла учиться?
В Украине в какой-то момент времени появился промежуток между существующими крутыми технологиями и образованием, которое осталось в 90-х, на этапе «кибернетика». Поэтому некоторое время абитуриенты в университете на это все смотрели и на втором курсе принимали решение, что это ерунда, и уходили. Но второй курс — именно тот курс, когда ты только начинаешь учить что-то действительно связанное с разработкой. Как в третьем классе музыкальной школы по классу гитара, когда ты при поступлении ожидал, что будешь играть соло партию Guns N' Roses, а в итоге играешь какие-нибудь вариации. И как будто уже пути назад нет, но это совсем не то, чего ожидал. А если еще, не дай Бог, что-нибудь где-нибудь подучил, то вообще имеешь супер высокие ожидания, вроде тех, что сейчас здесь напишешь Google, Facebook и все подряд, а здесь оказывается, что тебя учат какой-нибудь математике. И все это потому, что ЗВО не общаются правильно со студентами. В итоге началась эра, так сказать, антипопулярности этого образования, когда студенты считали, что можно бросить обучение, начать делать сайты и зарабатывать большую кучу денег.
Глава международного академического совета KSE и лауреат Нобелевской премии по экономике Роджер Майерсон выступил на исследовательской конференции Европейского Центробанка по теме децентрализации и роли местного самоуправления в восстановлении Украины (Фото из открытых источников)
Но в какой-то момент, кажется с 2015–2016 года, такая тенденция начала меняться. Наши заведения высшего образования начали адаптироваться к новым вызовам, делать новые программы. И это начало определенным образом аукаться в глазах работодателей, потому что они с чудом для себя открыли, что оказывается, можно взять не только студента на втором курсе, которого нужно всему учить, а человека после бакалавра, которого тогда и доучать не нужно вообще, потому что, о боже, у него тогда есть образование.
Если попытаться сравнить государственные и частные ВУЗы, какое основное отличие вы видите? Кто конкурирует напрямую с KSE, в частности, в IT?
Если говорить об основных отличиях между частными и государственными учреждениями высшего образования, то я вижу основное в модели финансирования.
В нашем видении бакалавриата KSE не конкурирует никто из украинских вузов. Если говорить о направлении ИТ, я еще нигде не видел, чтобы искусственный интеллект так целенаправленно учили на бакалавре. В кибербезопасности мы, очевидно, конкурируем с ФТИ КПИ, с КНУ, КПИ, НАУ, ХНУРЭ. Но это условно, потому что эти учреждения высшего образования имеют свои определенные специфики. Аналогично и в направлениях программной инженерии и бизнес-анализа есть подобные программы в других ВУЗах, но нас не правильно сравнивать, у каждого ЗВО свое видение своих программ и это — волшебно.
Иногда, когда выбирают бесплатное обучение, то здесь предпочтение отдают государственным вузам, но гранты есть и у частных?
KSE имеет гранты и несколько программ, по которым мы набираем абитуриентов на бесплатное обучение, в частности, это финансовая помощь внутриперемещенным лицам, защитникам нашей страны и их детям, а также академические гранты за успехи в учебе и т. д. Кроме того, есть программа Comeback Home, позволяющая вернуться на грантовых условиях выехавшим после начала полномасштабной эскалации. Это тоже очень важно для Украины по одной простой причине, потому что сейчас идет так называемый эффект потери кадров. Беженцы как социальное явление это печально, но не менее больно еще и с точки зрения экономики. При том, какая бы нагрузка не упала на страны, которые поддерживают нас, за что я им очень благодарен, но вместе с тем к ним едут хорошие квалифицированные специалисты. Поэтому нам важно начать работать на будущий кадровый потенциал.
Что вы скажете по поводу дистанционного обучения и как подходят к выбору метода обучения в KSE?
По моему мнению, дистанционное образование — это однозначно плохо, потому что университет — это о чем-то большем, чем просто лекционный, практический и домашний материал, это в первую очередь об сообществе, проектной работе, поиске новых друзей и т. д. А всю эту ценность дистанционка убивает. Кроме того, здесь еще очевидно выступают множители коэффициента полезного действия, а онлайн-обучение — это потеря в качестве просто по самому формату. Когда преподаватель вживую смотрит в глаза студентов, то сразу видит контакт или они где-то там потерялись и может на это среагировать. А в онлайне перед тобой сложный, морально-нравственный выбор или выводить их из зоны комфорта, заставляя их всех включать камеру. А тем более как можно конкурировать с бутербродом и чаем, если ты в записи.
И следующий множитель — это непосредственная реализация и подготовленность. Потому что не всех пандемия подготовила, и я видел ужасные вещи дистанционки. Здесь и нежелание новых методологий с одной стороны и перенос офлайн-методов в онлайн, требующий несколько других подходов.
Образовательный форум «Восстановление Украины через синергию университетов и территориальных общин» в кампусе KSE (Фото из открытых источников)
В KSE очная форма обучения, в этом тоже наша ценность. Мы используем так называемый blended learning (смешанное обучение) — учебные материалы, домашние задания размещены на учебной платформе, чтобы студенты могли удобно зайти и посмотреть, но основой являются глазные пары.
Что вы можете сказать о состоянии IT-рынка в Украине?
Говоря об украинском IT-рынке, вспоминаю, как правильно сказал декан факультета информатики Могилянки, что рынок нуждается в медлях и мы на это реагируем так же. Потому что джуны — это не выпускники. Нормальный выпускник — это человек с определенным набором технических знаний и навыков, поэтому медли — цель KSE. Также имеет место Problem Solving — сейчас, к сожалению, у компаний нет бюджетов, и мало кому нужен специалист, на которого еще нужно что-то тратить.
Да, IT сейчас в Украине одна из тех отраслей, что выстояли, и свитчеры туда рванули, потому что всем показалось, что это окно возможностей. Рынок перенасытился джунами, их сейчас никто не нуждается, потому что играть в эксперименты вокруг того, сможет ли этот человек решать мои задачи или нет, нет ресурса, нужно собраться и работать.
Сделает ли KSE программы по трудоустройству? Какие перспективы у студентов заведения по трудоустройству в будущем? Может быть, есть примеры дуального образования?
Мы активно сотрудничаем с Genesis и другими партнерами по отправке наших студентов к ним на практику, чтобы они получили реальный практический опыт, а не сдавали нам произведения на 20 страниц «как я провел лето». С одной стороны, наши студенты получают непосредственный опыт работы, а с другой — компании получают себе студентов, которые в дальнейшем могут продолжить работу, потому что у студентов очень хрупкие и сакральные отношения с первой компанией.
У нас есть студенты, которые хорошо себя показали и компании делают им оферы. К сожалению, дуальное образование тяжело ложится в законодательство, ведь нужно официальное трудоустройство, на которое компании часто не готовы идти ради практики на несколько месяцев со студентами.
Расскажите о планах и перспективах развития украинской IT-индустрии?
Чтобы двигаться в направлении развития украинской тех-индустрии, важно поддерживать все, что изменит вектор развития Украины из аутсорсинговой сервисной компании в продуктовую. Это важно просто идеологически, потому что сейчас страна с талантливыми людьми де-факто выжигает свой потенциал на розничные вещи, чтобы перебиваться финансовыми заплатами. А продуктовая страна — это уже совсем другая история. Да, это не завтра, и даже не послезавтра, но это то, что очень критическое для будущего Украины.
На вопрос, сколько нужно времени украинскому IT, чтобы перейти от аутсорс к продуктам, сейчас нет точного ответа, я не владею достаточным количеством данных для этого.
Трехлетний бакалавриат и гибкость в выборе учебных программ. Федоров считает, что в результате реформы IT-образования увеличится количество квалифицированных айтишников
Незнание английского, цифровые навыки и контент. Заместитель министра образования по вопросам цифровизации назвал ключевые проблемы украинского образования и пути их решения
Про перехід від аутсорсингу до продукування це в яблучко.
...а чому "виші" пишите так, ніби це абревіатура? ВНЗ і ЗВО це абревіатури.