💛 Термінова новина! Trustee Plus — найкраща точка входа в крипту 👉

«Я вложил более $60 000 в собственный проект, который может никогда не запуститься». Айтишник уже 10 лет запускает пет-проекты, и его health-tech стартап сейчас корректирует война

Олег Мороз, Head of Gambling Business Development в Parimatch Tech, уже 10 лет запускает пет-проекты, и за это время успел запустить и закрыть пять приложений и сервисов разного масштаба.

Его последний и одновременно крупнейший проект на сегодня — платформа для занятий спортом lazii. После двух лет разработки и десятков тысяч собственных инвестиций будущее туманно — но, по словам предпринимателя, он не пожалеет, даже если ему придется закрыть сервис.

Оставить комментарий
«Я вложил более $60 000 в собственный проект, который может никогда не запуститься». Айтишник уже 10 лет запускает пет-проекты, и его health-tech стартап сейчас корректирует война

Олег Мороз, Head of Gambling Business Development в Parimatch Tech, уже 10 лет запускает пет-проекты, и за это время успел запустить и закрыть пять приложений и сервисов разного масштаба.

Его последний и одновременно крупнейший проект на сегодня — платформа для занятий спортом lazii. После двух лет разработки и десятков тысяч собственных инвестиций будущее туманно — но, по словам предпринимателя, он не пожалеет, даже если ему придется закрыть сервис.

Идея и первый MVP

Я люблю создавать проекты. Начинал собственную карьеру дизайнером, потом стал менеджером, но на протяжении всего этого пути всегда делал что-то дополнительно самостоятельно для развития и получения нового опыта. Вместе с друзьями, партнерами или самостоятельно я сделал (и закрыл) пять проектов разного масштаба, которые привели меня к моему крайнему творению — сервису lazii.

Все началось с простого вопроса — как заставить людей вести здоровый образ жизни, когда у тебя есть все, чтобы не напрягаться: доставка, самокаты, Netflix, вкусный фастфуд?

Как поощрить человека сделать в буквальном смысле первый шаг, а потом привить ему любовь к физической активности?

В первом MVP фокус был сделан на командной работе и взаимодействии. Идея заключалась в том, чтобы пользователи имели единое место с задачами, трекингом собственной активности и активности «коллег», а также разных тасков и взаимодействия с тренером.

Я расписал логику и архитектуру, создал прототип дизайна менее чем за неделю и пригласил разработчика Native React для бэкенд-части — чтобы сервис был доступен на многих платформах, а сама разработка стала дешевле.

Дальнейшая разработка и добавление фич

Впрочем, как это часто бывает со стартапом, пока мы создавали первый MVP, появилось еще много идей, которые бы круто имплементировать в сервис. И тут понеслось.

  1. Мы добавили интеграцию всех фитнес-устройств на базе API: Garmin, Polar, Apple Watch. Это был сложный процесс, требовавший сделать универсальный сервис для всех возможных платформ. Я брал устройства у друзей, проводил с ними каждый тип тренировки, а затем вместе с разработчиками корректировал разногласия показателей на уровне кода.
  2. Добавили возможности для соревнований: кто пройдет больше шагов за определенный промежуток времени, больше сожжет калорий и т. д. В конце концов, вышел настоящий сэндбокс, где пользователь может создавать соревнования любой продолжительности и сложности и конкурировать с друзьями.
  3. Пока развивали приложение, делали параллельно customer research и активно (часто слишком активно) реагировали на идеи пользователей: добавляли, тестировали, перерабатывали, добавляли снова.
  4. За шесть месяцев существования сервиса поняли, что игрокам становится скучно, даже на тестовых фокус-группах ретеншен сильно падал. Поэтому мы сделали логику и дизайн еще одного направления приложения — геймификацию. За каждую активность стали начислять пользователям баллы Силы, Скорости, Выносливости в соответствии с активностью, выполненной человеком.
  5. В конце концов, мы расширили доступные инструменты и аудиторию приложения из одной категории — группы людей — до нескольких: от индивидуального пользователя до тренировки полу и профессионалов в любой точке мира.

Конечно, у большинства из вас возникнет вопрос: зачем так много функций для MVP? И я отвечу: да, это была одна из ключевых ошибок. Но об этом чуть позже.

Война. Доработка беты и планы

2022 мы встречали с амбициозными планами: закончить бета-версию приложения и сделать первый масштабный релиз. Но потом началась война, и все планы улетели в трубу. Наш главный разработчик «выпал» из рабочего процесса на несколько месяцев, и мне лично было не до проекта этой весной.

Снова собраться нам удалось летом. С тех пор мы продолжаем работать над бета-версией и планируем выпустить ее в ноябре–декабре.

Это будет сервис, объединяющий наши главные наработки этих лет: приложение для разных типов пользователей, как индивидуальных, так и групповых, с акцентом на механики геймификации, взаимодействия в команде и мониторинге активности. Его главная цель — помочь людям «втянуться» в спорт и физические нагрузки любым желаемым для них способом — зарабатыванием баллов, соревнованием с друзьями или работой в команде.

После запуска беты у меня есть несколько вариантов, которым будет будущее lazii:

  • продолжу развитие сервиса, но теперь буду фокусироваться на привлечении инвестиций;
  • продам часть кода командам, развивающим подобные сервисы;
  • закрою проект.

Бесценный опыт

В общей сложности за эти два года работы над lazii я инвестировал в проект более $60 000 и много собственного времени — были периоды, когда выделял на сервис по 7 часов в день, сочетая с основной работой. И так после всего этого есть большой шанс, что он банально не доживет до полноценной версии.

Но… я ни о чем не жалею. Эти два года сами по себе были невероятным приключением, которое научило меня многим вещам и подарило неоценимый опыт.

Я прокачался в менеджменте, бизнес-аналитике, понял, что такое управление проектами в кризисных условиях, познакомился с самыми крутыми украинскими предпринимателями и инвесторами. По моим ощущениям, на обычной работе такого развития я достиг лет за шесть, не меньше.

Учиться на ошибках

Самое главное — теперь я понимаю, как поступил бы иначе в этом проекте, если бы имел аналогичный опыт и знания два года назад. А именно:

Сфокусировался бы на главном. Я бы выбрал одну ключевую ценность, которую дает сервис пользователям, и сфокусировался на ней. В конце концов, потратил бы на ее разработку и запуск в четыре раза меньше времени и денег, а результат был бы аналогичным — вышедший в полноценный релиз проект помогает людям и имеет простор для дальнейшего развития.

Рассматривал бы MVP как тест, а не полноценный продукт. Мы правда сделали слишком много для первых версий сервиса — это отняло у нас немало времени и ресурсов.

Например, одна только интеграция с Apple Watch стоила до $7000, если перечислить время разработки в деньги — а в конце концов наш сервис так и не появился на этой платформе, потому что Apple закрыли интеграцию для компаний, не являющихся ее партнерами.

Делал бы исследование перед разработкой. Сделать что-то, а потом спрашивать пользователей, вообще ли это нужно, — очевидно, плохая идея. Рисерч должен предшествовать разработке, потому что начальная цель — как можно точнее выявить проблему человека и идти ее решать.

Слушал бы аудиторию, но не реагировал бы на любое предложение. В предпринимательской сфере есть такая установка, что пользователь не знает, чего он хочет, и задача предпринимателя — выяснить, как решать его запрос. И это во многих случаях действительно так.

Мы в lazii бежали добавлять почти каждую новую идею, о которой нам рассказывали спортсмены, тренеры, наши друзья и знакомые. И, наконец, теряли фокус, а соответственно, время и ресурсы.

Определился бы, зачем это все. Пэт-проекты для меня — это дорогие курсы: я верю, что лучшее обучение — это практика, и, для того чтобы создавать крутые продукты, нужно брать и, собственно, их создавать. lazii не был исключением — с самого начала я понимал, что для меня это очередной этап развития, где результатом станут новые знания и опыт. Ведь здесь все за свой счет, и каждая ошибка — это потерянные деньги и время. Такой подход стимулирует более взвешенные и эффективные решения и быстро учиться.

Поэтому мой совет людям, запускающим пет-проекты: определитесь, зачем вы это делаете. Собственные продукты можно создавать для развития или построить успешный бизнес.

И это две совершенно разные истории: в первом случае можно более или менее спокойно реализовывать идеи, проваливаться и учиться. А во втором сценарии ставки гораздо больше — нужно искать инвестиции, брать на себя много ответственности, привлекать других людей, работать десятки часов в неделю и в то же время стараться не уехать в больницу.

Может быть, мой следующий проект будет именно таким. Но я уже буду подготовлен ко многим вызовам и проблемам, потому что перед этим «завалил» несколько проектов на десятки тысяч долларов. И пошел дальше.

Вышел на Kiskstarter по $10 000 и получил в 50 раз больше. Мастер-класс от украинского программиста изобрел сверхнужный автогаджет Carsifi
Вышел на Kiskstarter по $10 000 и получил в 50 раз больше. Мастер-класс от украинского программиста, изобретший сверхнужный автогаджет Carsifi
По теме
Вышел на Kiskstarter по $10 000 и получил в 50 раз больше. Мастер-класс от украинского программиста, изобретший сверхнужный автогаджет Carsifi
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Устройство от украинских стартаперов может побороть комаров навсегда. Что такое Mosqitter и как он работает
Устройство от украинских стартаперов может побороть комаров навсегда. Что такое Mosqitter и как он работает
Устройство от украинских стартаперов может побороть комаров навсегда. Что такое Mosqitter и как он работает
Как заметил недавно один военный, который пожелал остаться неизвестным, орки, может, и не попадут, а комары точно съедят. И от них страдают сейчас многие украинцы. Избавиться от комаров навсегда эффективно и экологически поможет гаджет Mosqitter. Этот стартап основали две украинки Анастасия Романова и Ольга Дьячук. Мы решили напомнить, что может Mosqitter, о принципах его работы и особенностях на злобу дня. (текст от 21 октября 2021 года)
1 комментарий
Германия передаст Украине 14 наземных беспилотников THeMIS. Что это за машины и как они работают
Германия передаст Украине 14 наземных беспилотников THeMIS. Что это за машины и как они работают
Германия передаст Украине 14 наземных беспилотников THeMIS. Что это за машины и как они работают
Німеччина передасть Україні 14 наземних безпілотників THeMIS. Імовірно, 7 таких транспортних засобів прибудуть до України до кінця цього року, вони призначені для евакуації поранених. Інші очікуються у 2023 році — їх будуть використовувати для очищення доріг. Нагадуємо, що це за зброя і що вона вміє.
Атлас оружия: Германия передает защитникам очередные MARS II. Какие еще РСЗО получила Украина от западных партнеров и как они работают
Атлас оружия: Германия передает защитникам очередные MARS II. Какие еще РСЗО получила Украина от западных партнеров и как они работают
Атлас оружия: Германия передает защитникам очередные MARS II. Какие еще РСЗО получила Украина от западных партнеров и как они работают
Федеральное министерство обороны Германии сообщило в Twitter, что в ближайшие несколько недель Украине будут переданы очередные системы залпового огня MARS II. Ранее мы рассказывали о том, какие РСЗО партнеры прислали на помощь украинским воинам. Напоминаем об этом снова. (Текст от 26 июля 2022) 
На украинский ударный дрон PUNISHER собрали более 1,3 млн грн. Что может гроза командных центров врага
На украинский ударный дрон PUNISHER собрали более 1,3 млн грн. Что может гроза командных центров врага
На украинский ударный дрон PUNISHER собрали более 1,3 млн грн. Что может гроза командных центров врага
Дмитрий Томчук сообщил, что самые легкие и самые маленькие ударные дроны PUNISHER, не имеющие аналогов в мире, теперь стоят $70 000. Производитель добавил в комплекс еще одного беспилотника, и теперь их там два. Дмитрий пишет, что Юлия Черешня и Павел Харузов собрали на комплекс уже более 1,3 млн грн. Ранее он рассказал журналисту dev.ua, что умеют эти «птички», и почему именно они могут переломить ход войны в пользу Украины. (текст от 1 июня 2022 года)

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.