💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Вікторія ГорбікТакая жизнь
3 апреля 2023, 09:43
2023-04-03
Глава Минцифры теперь просвещенец. Мы спросили чиновников, преподавателей и айтишников, каким должно быть украинское образование. Вот, что нам ответили
Уже больше года идет полномасштабная война, развязанная россией на территории Украины. Это влияет на всех и на каждого. В частности, Хмельницкий национальный университет, по словам его проректора по научно-педагогической работе Лопатовского Виктора Григорьевича, подвергается оттоку иностранных студентов, которые были значительной частью притока средств в заведение.
Из-за военных действий на территории Украины учебные заведения вынуждены не только подстраивать график занятий под периодические воздушные тревоги и обстрелы, обустраивать укрытия и балансировать между онлайн-образованием, необходимыми офлайн-занятиями и дистанционкой, но и решать финансовые вопросы.
Назначение Оксена Лесного новым министром образования, а Михаила Федорова, министра цифровой трансформации, вице-премьер-министром по инновациям, развитию образования, науки и технологий и его планы цифровизировать систему образования и внедрить ряд инноваций, создали большой резонанс среди украинцев.
Мы попытались узнать подробнее о «болях», существующих сейчас в системе образования, о вариантах их решения и позиции вице-премьер-министра по этому поводу.
Среди основных проблем, которые увидели наши читатели, устаревшие знания и обучающая программа, когда образование отстает от современных трендов, некомпетентность и устаревшие знания преподавателей, их низкая заработная плата, отсутствие практики для студентов, отвечающей требованиям рынка, бюрократия и коррупция, а также даже недостаток знаний по философии.
Даже в частных заведениях, где, по словам айтишников, более современная информация и компактно представленный материал, есть проблемы у часто немотивированных учителей, которые не заинтересованы в развитии студентов, а работают, чтобы деньги платили.
Об учителях и образовательной программе
Проблемы обновления учебной программы и компетенции педагогов отмечают и руководители учебных заведений.
По словам Романа Шереметы, это, как и трудоустройство студентов, внутренние проблемы ВУЗов, и заведения должны прилагать собственные усилия, чтобы их решить. Вот что по этому поводу сказал руководитель одного из государственных учебных заведений.
О диджитализации
Как считает Роман Шеремета, диджитализация системы образования, это отдельный вопрос. Но когда-то, по словам Виктора Лопатовского, и к ВНО относились достаточно скептически, а на сегодняшний момент, как показывает практика, все вступление фактически цифровизировано. Вот что предлагают образовательное.
Было бы хорошо, если бы была реализована программа по типу единой государственной электронной базы образования, которая расширяла и позволяла использовать единый интерфейс системы для автоматизации этих процессов. Это требует значительных капиталовложений, чтобы учесть специфику подготовки разных специалистов, но вместе с тем, по-моему, это бы существенно уменьшило напряжение, которое возникает иногда в заведении, когда исчезают исполнители этих информационных систем, созданных по заказу заведений высшего образования, или меняется правило игры на уровне министерства в сфере высшего образования Нужно в каждой из систем университета проводить определенные работы для того, чтобы доказать ее под соответствующие изменения в действующие нормативно-исполнительной базы.
Трудоустройство
По словам Романа Шеремета, у учебных заведений должны быть такие программы, которые помогают студенту сразу с карьерой.
О сотрудничестве, которое уже проводятся с ведущими IT-компаниями, говорят и руководители некоторых государственных ВУЗов.
Миграции во время войны
По словам Владимира Бугрова, ректора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, война повлекла за собой существенные миграции не только в другие страны, но и в пределах Украины, изменила возрастной состав населения и т. д. Нужен существенный и объективный анализ всех факторов для выработки целесообразной политики.
О балансе и системе
Самая главная проблема, как считает Владимир Бугров, это разбалансированность, ведь система определенным образом потеряла характер системы. По его словам, нужен выход из одного уровня является входом на другой, например, выход из школы является входом в высшее образование или рынок труда. И именно это должно быть учтено при реформировании системы образования еще с 90-х годов прошлого века.
Финансовые проблемы
Как отметил Иван Примаченко, назрели серьезные вызовы, которые следует внедрять, чтобы получить сбалансированную систему финансирования. В частности, оптимизация школьной сети и финансирование по результатам деятельности.
Режимы обучения
Руководители ВУЗов склоняются к мнению, что наиболее рациональным будет смешанный режим обучения. Но офлайн-занятия очень нужны.
Как решать проблемы — советы министру
Александр Сушко, PhD, доцент кафедры радиоинженерии, радиотехнического факультета, КПИ им. Игоря Сикорского написал просто — начать решать. По его словам, среди проблематик системы образования и науки бюрократия, нехватка финансирования науки и непопулярность технических областей образования среди абитуриентов.
Представители Львовского национального университета имени Ивана Франко отметили, что считают не совсем корректным комментировать правительственные кадровые назначения. Но ректор и университетское сообщество университета готовы принять участие в реализации всех инициатив Михаила Федорова, направленных на развитие образовательной и научной среды Украины.
Владимир Толубко, ректор Государственного университета телекоммуникаций, отметил, что уже считает Михаила Федорова человеком, который является умным, высококвалифицированным, волевой и понимать стратегию развития государства по направлению его деятельности, то есть способного все воплотить.
Вот что советуют другие педагоги.
Что ответил Михаил Федоров
Мы обратились к Михаилу Федорову с вопросами о современных проблемах в системе образования, в частности, касающихся обучения специалистов в IT-сфере.
Министр отметил проблемы, которые видит в системе образования сейчас:
Основная проблема или вызов для образования — это полномасштабная война. из-за войны около 1 млн детей учатся за границей, 1,5 млн — учатся онлайн. Более 3 000 учебных заведений пострадали от бомбардировок и обстрелов, 370 из них разрушены полностью.
Дистанционное образование требует особого внимания и пересмотра процессов от дебюрократизации и перехода к системам управления обучения до изменений в методиках преподавания и подготовки учителей.
Дети, которые учатся за границей, нуждаются в решениях для того, чтобы оставаться на связи с нашей культурой, образованием, историей.
К тому же, по его словам, так же в цифровой трансформации нуждаются учреждения профессионального и высшего образования и образование и наука.
Главные проблемы — низкое качество образования как такового, устаревшие программы и инструменты и большая нехватка квалифицированных преподавателей. Многие важные задачи, описанные в дорожной карте реформы ИТ-образования, остаются актуальными и сейчас. Мы планируем работать над этими изменениями дальше. К примеру, публичность показателей эффективности ректоров, финансовая автономия ЗВО, интернационализация программ и привлечение иностранных преподавателей. Более того, это может быть актуальным для всей системы высшего образования.
IT Generation
Одним из первых масштабных шагов в 2022 году стал проект по обучению свитчеров в IT. Даже, несмотря на сложные военные реалии и значительное сокращение бюджета Минцифры, летом мы запустили IT Generation. Финансирование было найдено среди бизнеса и доноров. Проект по безвозмездному обучению украинцев ИТ-специальностей имел безумный спрос. IT-школы получили более 200 тысяч заявок от 50 тысяч украинцев. Это показало, что мы двигаемся в правильном направлении. Образовательные проекты в отрасли следует развивать и масштабировать дальше. Что мы и планируем делать в 2023 году.
Лекции, как искать работу в IT
В настоящее время 2200 студентов учатся в школах. 872 уже завершили обучение, а 56 — нашли работу. В рамках проекта вместе с рекрутинговой платформой BazaIT запустили серию лекций по поиску работы на ИТ-рынке. Все они в открытом доступе на ютуб-канале Минцифры. В феврале запустили еще один образовательный проект — бесплатное обучение криптограмотности на платформе Действие. Цифровое образование.
Re/start in cyber — основы кибербезопасности
В марте стартовал еще один образовательный проект Re/start in cyber по безвозмездному обучению теоретических и практических основ кибербезопасности. Это трехмесячная программа, реализуемая Минцифрой, международной компанией по кибербезопасности ISSP, канадским Toronto Metropolitan University и рекрутинговой платформой BazaIT. Основная цель — помочь талантливым украинцам получить качественные знания и практики по кибербезопасности, чтобы они могли реализовать себя в этой важной и перспективной сфере.
EU4DigitalUA — обновленная информатика
Также Минцифра вместе с МОН в рамках программы EU4DigitalUA, финансируемой Европейским Союзом, запустили в 50 школах обновленную информатику — IT-студию. Искусственный интеллект, Интернет вещей, виртуальная реальность, облачные вычисления, блокчейн, большие данные и робототехника — это наша новая реальность. Все начинается со школы, поэтому решено было переосмыслить школьный предмет и обновить содержание школьной информатики. С сентября 2023 года, после апробации и усовершенствования, обновленные образовательные ресурсы IT-студий будут в свободном доступе на osvita.diia.gov.ua и по ним будут учиться 4 млн. украинских школьников. На новых уроках информатики дети должны научиться учиться. Это один из главных навыков, который потом поможет в будущем.
О преподавателях
Необходимых преподавателей будем искать среди IT-специалистов. В январе 2022 года утвердили положение вместе с МОН, чтобы IT-специалисты без опыта преподавания смогли пройти интернатуру в школе под наблюдением опытного педагога. А после стажировки — получить возможность стать учителем школы.
Порядок признания неформального образования
В марте 2022 года МОН утвердил порядок признания неформального образования. Например, вы прошли курс или курсы в любой участвующей в IT Generation школе и хотите продолжить получать образование, но уже в ЗВО. Результаты обучения, полученные в неформальном образовании, могут быть отнесены как часть формального образования. Всего можно отнести до 35%. Это больше года. Так что обучение в университете может сократиться.
Бесплатные онлайн-курсы
В первые недели полномасштабной войны Coursera и Udemy бесплатно открыли 19 тысяч онлайн-курсов для наших колледжей и университетов. Их прошли 60 тысяч украинских студентов-пользователей. В топе спроса — продуктовое IT, программирование, проектный менеджмент, data science. То есть, мы видим реальный запрос молодежи на IT-образование.
Система мониторинга
В январе 2022 г. Верховная Рада утвердила изменения в Закон Украины «О высшем образовании». Теперь ректоры всех государственных украинских ЗВО должны отчитываться о результатах своей работы публично. Это поможет создать прозрачную и открытую систему мониторинга, улучшить уровень управления высшим образованием и обеспечить их открытость.
Об образовании взрослых
В январе 2023 года в первом чтении принят законопроект об образовании взрослых. Он регулирует и систематизирует отношения в системе образования взрослых, обеспечивает развитие этой составляющей образования на среднесрочную перспективу. Документ является евроинтеграционным.
Привлечение иностранцев
Также принят закон о занятости иностранцев, которым предоставлена возможность привлекать их без разрешения. Это упрощает процесс взаимодействия иностранных преподавателей с украинскими вузами.
Условия развития edtech-рынка
Кроме того, создаем выгодные условия для развития edtech-рынка в Украине. Во-первых, сам проект IT Generation — поддержка этой сферы. Также недавно IT-школы, являющиеся резидентами Дія.City, мы освободили от уплаты НДС. Это позволит учреждениям использовать сэкономленные ресурсы для масштабирования и развития.
Мы продолжаем работать над реформой IT образования. Украина — страна сильных талантливых людей. Уверен, что развитие IT-образования поможет увеличить количество профессионалов, которые будут производить новые идеи и создавать больше добавленной стоимости.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Хочешь стать 3D-художником в геймдеве и создавать героев, которые покорят сердца игроков? 5 курсов, которые помогут это осуществить
Мечтаете попасть в геймдев, чтобы оживлять героев и рисовать фантастические объемные образы, которые увлекали бы и детей, и взрослых? Тогда вам в 3D. Но этому придется поучиться. И dev.ua знает, где начать и как улучшить скилы уже умеющим художникам.
Пространство и время, герои греческих мифов и права женщин: подборка курсов для расширения кругозора + книги
Онлайн-школы и международные платформы предлагают различные курсы по программированию, дизайну, менеджменту и другим современным специальностям. Но где найти курсы, которые помогут разобраться в знаменитых греческих героях и прокачают ваши знания по философии и истории? Собрали для вас подборку бесплатных курсов, которые точно сделают вас самым эрудированным в компании.
О чем говорит глава Минцфиры Михаил Федоров: облака слов из разговоров чиновника
В последние недели министр цифровой трансформации Михаил Федоров был очень активен в медиапространстве. dev.ua составил облачка слов чиновника из его последних четырех интервью военного часа.
Для содержания выборки мы очистили текст от предлогов, союзов, некоторых неконкретных слов.
Вот что у нас вышло.