Как и зачем IT-сердце ПриватБанка перевезли в ЕС. Об этом рассказал главный операционный директор Мариуш Качмарек
ПриватБанк перенес свою IT-инфраструктуру в Евросоюз, опасаясь угрозы физического уничтожения дата-центров банка в Киеве и Днепре.
ПриватБанк перенес свою IT-инфраструктуру в Евросоюз, опасаясь угрозы физического уничтожения дата-центров банка в Киеве и Днепре.
ПриватБанк перенес свою IT-инфраструктуру в Евросоюз, опасаясь угрозы физического уничтожения дата-центров банка в Киеве и Днепре.
Как это было, рассказал в интервью DOU Мариуш Качмарек, главный операционный директор ПриватБанка.
Сначала напомним, что до начала войны законы не разрешали банкам и финансовым учреждениям обрабатывать данные вне Украины: в частном облаке или в физическом дата-центре за рубежом.
И когда россия напала на нас, возник вопрос — как обеспечить работу банков.
«Необходимо, чтобы в наших банкоматах были наличные деньги, чтобы люди могли снять деньги, делать переводы, платить за что-то, получать зарплату, пенсию», — говорит Мариуш Качмарек.
Если физические дата-центры ПриватБанка не будут функционировать, не будет работать и все остальное.
«Мы поняли, что оба наших дата-центра могут быть в зоне риска. Летят ракеты, наступают вражеские солдаты, можно быстро оказаться в ситуации, когда доступ к обоим дата-центрам потерян», — подчеркивает менеджер.
ПриватБанк — самый большой в Украине. Он обслуживает более 20 миллионов клиентов. Ему принадлежит 65% банкоматов в стране. 70% POS-терминалов, 50% расчетов между украинскими учреждениями происходит через Приват. До войны у банка было 1400 отделений.
«Люди зависят от нашей работы. Если выключить, уничтожить банк, бизнес и страна будут иметь огромные проблемы», — рассказывает СОО банка.
Поэтому первый вопрос был в Национальный банк Украины — что можно сделать? Как защитить данные?
В первые месяцы войны Нацбанк разрешил финансовым учреждениям хранить защищенные резервные копии физических систем в дата-центрах в облаке. Это был первый шаг.
«Сразу начались переговоры и о том, что резервной копии в облаке недостаточно. Если наши данные будут безопасно, но физические дата-центры будут уничтожены, мы не сможем восстановиться с резервной копии и запустить ее. Нам нужно найти где-то другой дата-центр, а на это нужно время», — рассказывает менеджер.
8 марта украинские власти разрешили финансовым учреждениям работать с облачными сервисами не только в Украине, но и за рубежом. А еще — работать с физическими дата-центрами в других странах, если это необходимо.
«Мы можем так работать во время военного положения и еще два года после окончания войны», — отмечает менеджер.
Приват решил не только развернуть резервные копии в облаке, но физически перенести услуги из локальных дата-центров в облако.
В ПриватБанке имеется около 500 различных систем. Из них для размещения за границей выбрали 330 критических. Всю работу сделали через 45 дней.
«Фактически все, чем пользуются клиенты, — Приват24, карточные платежи, системы авторизации, функции обслуживания, инфраструктура контакт-центров, подключение банкоматов, POS-терминалы. Все, с чем взаимодействует клиент, перенесено в облако и работает оттуда. Теперь банк абсолютно устойчив», — рассказывает менеджер.
И еще была проблема связи с Visa, Mastercard и SWIFT. Подключение к ним настроено из Украины. Наш банк связан с Нацбанком, далее — с Visa и Mastercard.
То есть облако работает с физической инфраструктурой, с платежными системами за границей.
«Даже в самом худшем случае, если вся электроэнергия будет выключена в дата-центрах, будет отключена телекоммуникационная система, у вас все равно останется Илон Маск. Люди в Украине, а также за ее пределами смогут пользоваться услугами банка», — рассказывает СОО.
Конечно, банкоматы не будут работать из-за отсутствия электричества. Но осуществление платежей, транзакций, начисления зарплаты и других выплат, даже международных, все будет запущено.
«Наша цель заключалась в том, чтобы банк работал в полном объеме, несмотря на угрозу уничтожения инфраструктуры в нашей стране», — говорит менеджер.