💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Марія БровінськаВойна
22 марта 2023, 11:19
2023-03-22
Волынский географ и программисты создали комплекс Сова для определения точных координат русской арты. Идею изобретения сгенерировал в окопе: как это работает
Артиллерийский разведчик Юрий Моклица облегчил жизнь коллегам, разработав вместе с командой программное обеспечение для определения месторасположения враждебных целей.
Комплекс получил название «Сова» и производится за средства благотворителей.
В ряды ВСУ Юрий Моклица — депутат Луцкого городского совета — стал в первые дни полномасштабного вторжения, не имея никакого отношения к армии, даже срочную службу не проходил. Однако гражданские знания и навыки позволили ему быть полезным как артиллерийский разведчик.
«Я никогда не хотел и не планировал воевать, и участие в войне — это самый плохой сценарий, который для меня возможен, но если уж так случилось, что россия напала, то нужно было спасать себя, семью, страну», — рассказал «Телеграфу» Юрий.
В военкомат мужчина пришел в последние дни февраля 2022 года, а 1 марта уже был в 184-м учебном центре в Старичах. Не имея военного опыта, Юрия готовили на старшину роты — он должен был отвечать только за дисциплину и внутренний порядок в подразделении, заботиться о надлежащем использовании имущества роты, состоянии пожарной безопасности. Но он хотел попасть на передовую.
«Я стремился попасть в разведку, это было намного интереснее для меня с точки зрения личностного развития и полезности для ВСУ, потому что именно в этом для меня заключалась основная мотивация приобщиться к армии», — отмечает Юрий.
По образованию он географ, имеет значительный опыт в спортивном ориентировании, участвовал в многочисленных соревнованиях, разбирается в топографии, геодезии. «То, что я в конце концов попал в артиллерийскую разведку — это случайность, потому что на момент распределения я еще не различал ее разновидности, где была вакансия, туда меня и поставили», — говорит мужчина.
Юрий вспоминает, что как только узнал, где будет служить дальше, а он попал в состав 4-й отдельной танковой бригады, проконсультировался с коллегами-географами и специалистами в ориентировании, накачал себе карт на телефон, чтобы иметь хоть какую-то базу на первое время.
«Еще в начале я как-то общался с одним молодым лейтенантом, выпускником академии и говорю ему: «Компас, карта, буссоли — это все очень хорошо, но при чем они сейчас, когда есть столько новых технологий». А он мне объяснил: «Да, их существует множество, но представь себе, что работает враждебный РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы), глушащий буквально все. Ты даже свое местоположение не сможешь определить, потому что без сигнала спутника не будет работать та же система GPS. И в такой момент как раз пригодится компас, карта, бинокль, и ты сможешь продолжать либо вести разведку, либо перемещаться, ища более выгодную позицию», — рассказывает разведчик.
«Однажды мы скооперировались с пехотой, которая держала переднюю линию, мы стояли за ними. Их разведка обнаружила огневую точку — миномет — в Изюмском лесу, они показали на бумажной карте, где она находится, — вспоминает Юрий один из первых случаев удачной работы. — Эти данные я перевел в координаты, понятные артиллеристам, они отработали, а пехотинцы очень радовались, что минометчика накрыли. Был у нас случай и классического контрбатарейного сражения. По нашим позициям били кацапы, мы обнаружили, где находится противник, передали координаты нашим ребятам, они выпустили восемь снарядов и россияне „умолкли“. Конечно, у нас нет стопроцентного подтверждения попадания, этим могут похвастаться только дроны. И даже если враждебная артиллерия прекратила работать, потому что ее раскрыли, это все равно возможность для наших ребят перегруппироваться или окопаться, то есть для прикрытия пехоты это важный момент».
Как работает «Сова»
Артразведчик отмечает, что уже в первый месяц на передовой понял, как можно повысить эффективность работы. Впервые разговор с командованием на этот счет он имел в конце прошлого мая.
«Концепцию будущей „приблуды“ написал, что символично, в окопе, — уточняет Юрий. — Она заключалась в том, чтобы данные, полученные во время наблюдения за врагом, были превращены в координаты, по которым могла бы работать артиллерия. Потому что на самом деле можно увидеть что угодно, для этого есть современные камеры с суперзумом и т. д., но вопрос, как потом объяснить, где это находится».
К примеру, боец замечает, что на позиции едет танк, надо передать информацию по рации. И здесь начинается самое интересное. Кто-то скажет: «Идет прямо на меня». Это самый плохой случай. Кто-то может назвать квадрат, кто-то — азимут или указать направление, ориентируясь на циферблат часов. Вариантов много, но все они не точны.
«А комплекс „Сова“ существенно помогает в этом плане, он представляет собой программный продукт, позволяющий определять местонахождение целей на основе данных с видеокамер. В результате мы получаем координаты с точностью до нескольких десятков метров, а это уже совсем другая история. Для программирования я привлекал посторонних людей, быстро понявших, о чем идет речь и уже через два месяца мы проводили первые тесты», — говорит Юрий.
Сейчас уже около сотни таких комплексов применяется на линии фронта и есть уже заказы заранее. И это смотрится уже как более масштабная и системная работа. «По факту наша „Сова“ — нечто среднее между базой в виде бинокля, буссолями и высокотехнологичными устройствами, такими как радиолокационные станции или крутые беспилотники. И следует понимать, что все это должно работать в комплексе — упомянутые БПЛА и РЛС, и артиллерийский звукометрический комплекс, и наша „Сова“. То есть, мы со своим комплексом попали в такой узкий сегмент визуальной разведки, где нет явных альтернатив. Мы дополнили средства очень удачно, эффективно и главное, что очень дешево», — говорит Юрий.
Сколько стоит «Сова»
Себестоимость одной «Совы», по словам Юрия, не превышает $2000. Первые несколько десятков комплексов были изготовлены за счет одной компании из родного для военного Луцка и переданы в армию. В первые дни марта было принято решение о создании очередной партии комплексов и также на средства благотворителей.
«Пока мы еще не исчерпали тот ресурс, который имели, но сейчас уже есть организации, которые предлагают целевое финансирование „Совы“, заказывая для конкретной бригады, — говорит Юрий. — Мы делаем, передаем и учим, как пользоваться. Также с нами сейчас работают благотворительные фонды, которые оценили нашу разработку и присоединились к сбору. То есть у комплекса не будет государственного финансирования, но думаю, что необходимый минимум для линии фронта достаточно быстро сможем обеспечить», — говорит изобретатель.
Пока упор на артиллерию, потому что им понятнее все те вещи, с которыми работает «Сова». Но в идеале у комплекса может быть гораздо более широкий спектр использования. По сути, этой штукой смогут пользоваться все, в поле зрения которых находятся враждебные потенциальные цели. Но надо понимать, что есть определенные ограничения, которые нужно учитывать на месте, например, рельеф или наличие застройки.
Юрий добавил, что из-за активной вовлеченности в боевые действия на передовой пока нет времени позаботиться о патентовании своей разработки, это планы на будущее.
«День рождения выпал на самую жесть на передовой». История айтишника, рассказанная в паузе между боями с рф
Алекс Бочков — украинский айтишник, основатель стартапов Noplag и LabiOffice. Со второго дня полномасштабной войны против рф, он записался в ТРО, а после этого перевелся в ЗСУ. Сейчас парень воюет на самом «передке» на востоке Украины. Он дал нам это интервью в небольшой паузе между боями с русскими оккупантами. Вот его история.
Аммиак, белый фосфор, зарин, новичок и другие. Большой гайд по химическому оружию, которое РФ может применить в войне с Украиной
Ввечері 11 квітня російські окупаційні війська ймовірно використали проти українських військових та цивільних осіб в місті Маріуполь отруюючу речовину невідомого походження, яку було скинуто з ворожого БПЛА. Про це повідомили бійці полку «Азов».
У постражалих спостерігається дихальна недостатність, вестибуло-атактичний синдром. Наслідки використання невідомої речовини уточнюються.
25 березня ми повідомляли, що за даними Центру протидії дезінформації, росія готується застосовувати отруту та інші речовини проти українців.
Волонтери-аналітики InformNapalm тоді мали свідчення, що російським військовим почали видавати антидоти від певних видів отрути, зокрема нервово-паралітичної речовини зарин. 20 березня командному складу окупаційних військ РФ нібито видали ампули з атропіном, антидотом при хімічних отруєннях.
Ми вирішили підняти важливий текст про те, якими бувають хімічні атака та що робити при хімічній атаці (текст від 25 березня).
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале