💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

Украинский Promin Aerospace хочет стать аналогом SpaceX для малых ракет-носителей и уже имеет предзаказ на $6,5 млн. Мы поговорили с его CEO

Миша Рудоминский — соучредитель украинского аэрокосмического стартапа Promin Aerospace. Он и его коллега, Виталий Емец, работают над созданием ракеты, которая сгорает постепенно на протяжении всего полета. Такой подход экономит средства, и им уже заинтересовались в Европе и мире. Мы связались с Мишей и поговорили о разработке ракеты, ее первом запуске, предзаказе на миллионы долларов и кем сегодня Илон Маск для космической отрасли.

Оставить комментарий
Украинский Promin Aerospace хочет стать аналогом SpaceX для малых ракет-носителей и уже имеет предзаказ на $6,5 млн. Мы поговорили с его CEO

Миша Рудоминский — соучредитель украинского аэрокосмического стартапа Promin Aerospace. Он и его коллега, Виталий Емец, работают над созданием ракеты, которая сгорает постепенно на протяжении всего полета. Такой подход экономит средства, и им уже заинтересовались в Европе и мире. Мы связались с Мишей и поговорили о разработке ракеты, ее первом запуске, предзаказе на миллионы долларов и кем сегодня Илон Маск для космической отрасли.

Об обучении в Украине и Канаде

Я закончил Киевский естественнонаучный лицей № 145. У нас был фокус на естественные науки — физика, математика, химия, биология и информатика. Два самых любимых предмета, это физика и математика. Моя специализация инженер-механик.

«Приблизительно с 8-го класса меня начали готовить к поступлению за границу: мать отправила на курс английского языка. В 9-м классе я начал сам понимать, что это то, что мне хотелось бы».

Фото — Миша Рудоминский

На мое решение влияла сумма причин: это и культура и образование, цена обучения. Также, наверное, повлияло то, что мой старший брат уже закончил университет в Канаде. Но поступив в университет Британской Колумбии в Ванкувере в Канаде, через полгода я понимал, что нужно перевестись в другой университет, потому что почувствовал, что я не там, где должен быть. После одного года обучения перешел в университет в Турине в Италии.

«А еще я три года пытался поступить в MIT (Масачусетский технологический институт — ред.) в США, но меня не приняли, в четвертый раз решил не пробовать (смеется)».

Также при выборе университета я отталкивался от его рейтингов. Университет Британской Колумбии входит в топ-25 в мире. Кроме образовательной программы это достаточно мощный исследовательский центр. Когда читаешь новости, часто определенные открытия делают ученые именно этого университета. То, что я изучал, называлось Инженерия. Это такая всеобщая специализация. Обучение там стоит примерно $30 000 в год. Однако, каждый студент получает грант в зависимости от своих заслуг и потребностей.

О Туринской политехнике и первом стартапе

Дальше я перевелся в Туринскую политехнику. Единственное, что мне не понравилось, что в Италии школа длится 13 лет, а не одиннадцать, как у нас. Они мне год обучения в Канаде засчитали как 12-й год школы, и я снова поступил на первый курс.

«Через полгода обучения в Италии основал первый стартап — Nect (специальный 4G-модем — ред.)».

Тогда у меня было много свободного времени, потому что не нужно было в первый год учиться. Я просил дать мне второй курс или другие предметы, потому что-то, что они преподавали, я учил в лицее. Мне сказали, что можно пойти еще год поучиться, а потом в Турине зачислят эти баллы. Я решил заниматься год, чем мне хочется. Так я основал Nect. Пока я вышел из операционной деятельности компании, но нахожусь в Совете директоров и все еще являюсь акционером. Стартап продолжает свое существование и развитие.

Фото — Миша Рудоминский

Я все еще студент, мне сейчас 23 года. Я сдаю каждую сессию — один-два экзамена. Очень медленно, но идет. Я себе думал, что у меня будет больше времени, но пока чем дальше, тем времени становится меньше, а деятельность интереснее. Система обучения в Европе кредитная, в отличие от украинской, где, когда ты не сдаешь предметы, то остаешься на еще один год. Здесь у тебя есть определенное количество кредитов, которые должен получить для окончания университета. И ты имеешь право их «растягивать» во времени, как захочешь.

О том, зачем создавать в Украине стартап во время полномасштабной войны

Мы начали раньше, не во время полномасштабной войны в Украине. Nect я начинал вместе с людьми которых знал прежде. Я еще в школе пробовал делать стартап — это был Bluetooth-трекер. Но мы даже прототип не сделали, это была большая идея без будущего.

«Я прошел инкубатор Sikorsky при КПИ. Там научился питчить и создавать бизнес-модель. Тогда я получил первую очень большую критику».

И понял, если ты что-нибудь придумал, это не значит, что это обязательно нужно делать. Нужно всегда иметь фидбек. Другой сооснователь Promin Aerospace, Виталий Емец, базируется в Днепре. Мы с ним познакомились на вот таких питчингах за год до основания совместного стартапа. Для меня это никогда не было какой-либо проблемой или вопросом. Я видел возможности, имел связи и умение общаться на международном рынке. Еще их набираю, конечно, но у меня достаточно хорошо это выходит.

Могу общаться очень легко с инвесторами, мы говорим на одном языке, не только в смысле, что на английском, а в смысле бизнеса. Имея инженерное образование, мне достаточно просто работать в этом направлении. При этом нужно понимать, что я не занимаюсь технической частью в Promin Aerospace. Аля я «свой» среди инженеров, и мне не нужно объяснять, что они имеют в виду. Я не пробовал ничего делать специально, типа вот за границей стартап, а вот в Украине. Иду по зову сердца.

О команде Promin Aerospace

Сейчас наша команда постоянно растет и меняется. Мы только строим свою ее, а потому ищем «своих» людей. С полномасштабным вторжением неразглашение имен стартапа стало еще более рациональным, поскольку мы работаем над ракетными двигателями. Именно поэтому мы не раскрываем конкретные локации и подрядчиков.

«Сейчас в команде 10 специалистов, из них 7 — инженеры».

С Виталием мы познакомились в конце 2019 года на одном из ивентов. Он назывался Space Nights. Там представили украинских ученых и инженеров в космической сфере. Меня пригласили на это событие. Я с 12 лет занимался астрономией, астрофизикой, работал с проектами в аэрокосмической сфере в университете, писал работу для Малой Академии Наук. Космос — это то, что меня очень притягивало. Если посмотреть на мою историю, то Nect — это больше аномалия в том, что я делал.

Фото — Миша Рудоминский и Виталий Емец

«Я послушал выступление Виталия по ракетам и подумал, что это какой-то bullshit».

И хотя он был авторитетом в этой области, я подошел к нему во время нетворкинга и начал задавать вопросы выступления. Технология, о которой он рассказывал, стала основополагающей для Promin Aerospace. Она достаточно другая от того, что классически существует в данной сфере. И когда мы приглашаем людей в команду, мы должны объяснить, почему это делаем, почему так, а не по-другому. Людям нужно время, чтобы перерестроиться.

«У нас часто бывает, что старшие ученые, когда общаются с тобой, и если ты младше, то смотрят „свысока“. У Виталия такого не было».

Он был открыт: честно отвечал на мои вопросы. А где не знал, говорил, что это интересный вопрос, который нужно изучить. После этого мы примерно год общались в разных форматах, обменивались сообщениями. Затем решили, что будет рационально основать вместе компанию, которой стала Promin Aerospace. Виталий отвечает за техническую составляющую, а я за все то, что не являюсь ею.

О технологии компании

Все орбитальные ракеты в основном имеют две, три или четыре ступени. Это необходимо для того, чтоб отбрасывать пассивную массу в тот момент, когда она не нужна. Неся ее, ты будешь тратить много топлива. Мы эту идею берем в абсолют. Мы во время полета сжигаем нашу ракету. Таким образом, по факту, у вас, если брать математическую аналогию, бесконечно много бесконечно малых степеней.

У нас как раз одноступенчатая ракета. Первый двигатель, начинающий с тобой еще на поверхности земли, он с тобой заканчивает и уже на орбите. Это происходит продолжительно во времени. Есть механическая система внутри, которая позволяет нам это движение в нижнем блоке. Имеются газификационная камера, камера сгорания, система управления и другие подсистемы.

Фото — Promin Aerospace

Оно продолжаемо двигается вдоль твердотопливного ствола. Таким образом, мы увеличиваем эффективность ракеты тем, что не несем пассивную массу дольше, чем нужно. С другой стороны, у нас есть автофажный процесс, который позволяет сжигать ракету во время полета. Это наша особенность и то, что мы исследуем. Мы видим, что, используя эту технологию как в гражданском направлении, так и потенциально в оборонном, сможем увеличить эффективность ракет.

«Наша главная экспертиза касается построения ракетных двигателей, у нас есть собственная технология. Мы уже подали принятые патентные заявки, поэтому ждем окончательного ответа относительно утверждения».

О том, на каком этапе сейчас находится разработка и запуск ракеты

Если говорить на научно-инженерном языке, описывающем готовность технологии, то мы на 5-м уровне (TRL 5). Это означает, что продукт испытан и доказан его пригодность в лабораторных условиях.

«Сейчас мы в процессе сборки большей версии, более мощной примерно в 5–7 раз. Будем ее в ближайшие месяцы тестировать».

Далее — испытания в реальных условиях, то есть мы имеем на основе этого дугуна уже собрать ракету и испытать ее на малых суборбитальных полетах.

Фото — Promin Aerospace

Что касается запуска, то точная дата зависит от многих факторов. В конце 2022 года мы называли первую половину 2023 года. Но много причин пошли против нас, которые не позволили это сделать. Поэтому я более осторожно сейчас обращаюсь с датами. Когда мы будем четче знать с точки зрения технологий и финансирования, тогда уже будем анонсировать запуск.

«Первые летные испытания мы надеемся провести в Украине, но более долгосрочно — на 40 км и 100 км, это уже будет за границей».

Мы достаточно плотно заселенная страна, у нас нет выходов в океаны или пустой части страны, где никто не живет. Потому это и до полномасштабной войны мы планировали. Сейчас у нас есть договоренности с Шотландией и Португалией о запуске.

Фото — Promin Aerospace

Что касается цены запуска, то затрудняюсь ответить точно. Что мы в нее включаем? Мы считаем транспорт или все исследования? У нас сейчас все деньги, которые мы получаем, уходят на research and development. То есть можно сказать, что мы на сегодняшний день получили более $450 000 с помощью грантов и частных инвестиций. Сколько запуск будет стоить? Можно счесть, но оно не несет смысла как такового, потому что это еще не цена коммерческого запуска.

«Мы планируем, что орбитальные запуски будем проводить в рамках сотен тысяч долларов за запуск».

Мы будем дополнять цену на наноспутники. Но у нас есть в планах и побольше ракеты. Мы говорим о тысяче килограммах полезной нагрузки, а в которых цена уже будет в миллионах.

Об инвестициях

В 2021 году мы привлекли $350 000 от инвестфонда QPDigital, а в 2022-м было $100 000 долларов от Google. Пока других инвестиций пока не было. Сейчас проходят переговоры с иностранными фондами. Пока мы больше ориентируемся за границу. Используем больше наш доступ для работы с оборонной сферой, поскольку это направление стало намного интереснее для инвесторов.

«Недавно мы отправились к американскому бизнес-инкубатору Y Combinator. До конца мая должны получить ответ, приглашены ли мы на интервью».

Мы с Promin Aerospace не подавались на прошлые программы, потому что всегда видели, по разным причинам, которые более близки к Европе и будет странно брать деньги в Кремниевой Долине. Но за последний год это видение изменилось. Поэтому мы ежемесячно прилагаем усилия для развития сети контактов именно в США.

О рынке аэрокосмической индустрии

Сейчас у рынка аэрокосмической индустрии есть одна проблема. SpaceX сделал на нем хорошую цену: его услуги уже опробованы и относительно не дороги. Ты как компания должна теперь создавать либо «национальную» ракету, либо иметь принципиально другие характеристики, которые позволят цене конкурировать, либо уникальными типами орбит и иногда до запуска. При этом американцы не хотят зависеть только от SpaceX, поэтому они будут покупать даже если дороже, у других компаний. Это необходимо, чтобы иметь выбор и не зависеть от одной структуры. Если мы говорим о чистом open market, то ты в основном должен давать либо выгодную цену, либо скорость запуска, либо частные запуски.

Приблизительная цена запуска одного килограмма на Falcon 9 — это $5 000 за килограмм, не считая многих дополнительных сервисов. Такая ракета от новозеландско-американской Rocket Lab имеет цену груза в $30 000 за килограмм. У Falcon 9 полезная нагрузка примерно 17–20 тонн за запуск в зависимости от орбиты, а у Rocket Lab — 250 кг. При этом большинство спутников, запускаемых на орбиту, имеют средний вес между 100 кг и 300 кг.

Фото — Миша Рудоминский

Но настолько дешевле иметь дело с Falcon 9, что компании запускают по 50–100 спутников за раз, это уже давно нормальный подход к делу. Малые ракеты просто не могут конкурировать с этим процессом. Однако все равно у других компаний есть клиенты, потому что кому важно запускаться на уникальные орбиты или быстро запускаться и не ждать, пока спутники на твоей ракете будут интегрированы друг с другом.

«Мы можем и хотим стать неким SpaceX для малых ракет-носителей, потому что наши технологии позволят предоставлять цену за килограмм схожую по цене за килограмм больших ракет».

При этом иметь все плюсы того, что это частные запуски, то есть один груз за один запуск. Это быстрые запуски с подготовкой за несколько месяцев, а в экстренных ситуациях — за несколько недель. Это почти невозможно с большими ракетами-носителями, потому что они работают иначе.

О предзаказе на $6,5 млн

Это клиенты, которым интересно используют нашу технологию. Они готовы будут пользоваться ею, когда она будет готова. Мы еще тестируем свою разработку. Поэтому это не контракт и не выполнение запусков. Это когда одна компания говорит, что нам интересен ваш продукт. И когда он будет работать, как это описано, то мы готовы на такую сумму у вас заказать его.

«Ты понимаешь, что никто не даст предоплату на 5–10 лет вперед. Поэтому есть такой концепт, когда компания проявляет интерес».

Заинтересованные в основном частные компании из Европы — это Италия, есть один университет в Британии. И есть еще один частный центр в Африке.

О взаимодействии с государством

Мы с прошлым руководителем (Владимиром Тафтаем — ред.) Государственного космического агентства несколько раз встречались.

«Бывший глава Космического агентства выражал готовность поддерживать нас. При этом в нашей космической сфере нет людей и ресурса поддерживать. То есть, хотим, но пока не знаем, как мы это можем сделать».

Во время военного положения не сильно общались, потому что у каждого своего направления работы. Космическое агентство стало больше работать над военным делом. Мы через них помогали коммуницировать с компаниями, в основном американскими или европейскими, которые занимаются съемкой данных со спутников. Помогали налаживать контакты с такими компаниями, чтобы Украина могла при необходимости покупать снимки.

Фото — Миша Рудоминский и экс-глава Государственного космического агентства Владимир Тафтай

У нас есть договор по сотрудничеству с Космическим агентством. Я не люблю тратить время, если не вижу, что из этого может быть польза. Мы сейчас двигаемся по своему пути. У нас есть на разных уровнях сотрудничества с государственными предприятиями. Периодически общаемся с представителями разных министерств Украины.

«Но чтобы мы что-то для государства делали, например заказ, такого нет. Денег между нами тоже не ходит (смеется)».

Об Илоне Маске, какой-то гений, или уже безумный

Здесь вопрос гением чего именно его считали. Не он строил ракеты. Вот я разбираюсь в том, что делает моя инженерная команда, но без нее я бы никогда этого ничего не построил. Маск все еще гений с точки зрения маркетинга. Возможно, он немного сейчас «поехал» головой, хотя мы не знаем, что там будет дальше.

«В чем Маск был гением исторически, так это в том, чтобы все о нем говорили и это генерировало ему возможность финансировать собственные проекты».

Это все продолжается, но Twitter на это пока оказывает негативное влияние. Хотя SpaceX и дальше постоянно поднимает новые раунды инвестиций. Каждый несколько месяцев SpaceX «подбирает» сотни миллионов долларов на будущее развитие. Маск делает что-то, что пока я не готов анализировать. Мне досадно за Twitter, потому что это была моя самая любимая соцсеть. И все еще ею остается. В Twitter есть плюрализм мнений. Хотя некоторые радикальные мнения получают преференцию, и это проблема. Но по сравнению с другими соцсетями, где представлено только одно мнение, Twitter все еще работает хорошо.

Украинский стартап Promin Aerospace (разрабатывают ракету) получил первые предзаказы на $65 млн
Украинский стартап Promin Aerospace (разрабатывают ракету) получил первые предзаказы на $6,5 млн
По теме
Украинский стартап Promin Aerospace (разрабатывают ракету) получил первые предзаказы на $6,5 млн
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
Божество, звездолет, обломок планеты: что человечество знает о Луне и как собирается туда возвращаться
Божество, звездолет, обломок планеты: что человечество знает о Луне и как собирается туда возвращаться
Божество, звездолет, обломок планеты: что человечество знает о Луне и как собирается туда возвращаться
16 ноября 2022 года NASA успешно запустила миссию Artemis 1 к Луне. Ракета Space Launch System (SLS) и корабль Orion стартовали в 8:47 по Киеву из космического центра Кеннеди на мысе Канаверал. Задача корабля Orion — покрутиться вокруг спутника Земли шесть дней и вернуться на Землю, после чего можно запускать людей. Если все пройдет успешно, через несколько лет мы увидим грандиозный камбек и реюньон человечества на спутник Земли. Что мы знаем о Луне, почему так долго ее игнорировали и как будем возвращаться в обновленном благодаря успешному старту (наконец-то!) суперэксплейнере от dev.ua от 29 августа 2022 года.
«Жизнь — это больше, чем просто решение одной проблемы за другой». Илон Маск написал колонку в китайском медиа. Какие планы техногения на ближайшее будущее?
«Жизнь — это больше, чем просто решение одной проблемы за другой». Илон Маск написал колонку в китайском медиа. Какие планы техногения на ближайшее будущее?
«Жизнь — это больше, чем просто решение одной проблемы за другой». Илон Маск написал колонку в китайском медиа. Какие планы техногения на ближайшее будущее?
Бизнесмен Илон Маск написал колонку об устойчивой энергетике, мозговых имплантах и исследованиях космоса в китайском издании, принадлежащем национальному агентству по контролю за интернетом и цензурой. На английский текст перевел журналист китайского госиздания «Синьхуа» Янь Лю. Мы адаптировали сообщение.
1 комментарий
Агентство NASA договорилось с рф: ракеты SpaceX будут летать с российскими космонавтами на МКС
Агентство NASA договорилось с рф: ракеты SpaceX будут летать с российскими космонавтами на МКС
Агентство NASA договорилось с рф: ракеты SpaceX будут летать с российскими космонавтами на МКС
2 комментария
Сколько зарабатывают айтишники Маска. Рейтинг зарплат в Tesla, SpaceX и Neuralink
Сколько зарабатывают айтишники Маска. Рейтинг зарплат в Tesla, SpaceX и Neuralink
Сколько зарабатывают айтишники Маска. Рейтинг зарплат в Tesla, SpaceX и Neuralink

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.