💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаCтартап
20 апреля 2023, 09:16
2023-04-20
Украинский Promin Aerospace хочет стать аналогом SpaceX для малых ракет-носителей и уже имеет предзаказ на $6,5 млн. Мы поговорили с его CEO
Миша Рудоминский — соучредитель украинского аэрокосмического стартапа Promin Aerospace. Он и его коллега, Виталий Емец, работают над созданием ракеты, которая сгорает постепенно на протяжении всего полета. Такой подход экономит средства, и им уже заинтересовались в Европе и мире. Мы связались с Мишей и поговорили о разработке ракеты, ее первом запуске, предзаказе на миллионы долларов и кем сегодня Илон Маск для космической отрасли.
Я закончил Киевский естественнонаучный лицей № 145. У нас был фокус на естественные науки — физика, математика, химия, биология и информатика. Два самых любимых предмета, это физика и математика. Моя специализация инженер-механик.
На мое решение влияла сумма причин: это и культура и образование, цена обучения. Также, наверное, повлияло то, что мой старший брат уже закончил университет в Канаде. Но поступив в университет Британской Колумбии в Ванкувере в Канаде, через полгода я понимал, что нужно перевестись в другой университет, потому что почувствовал, что я не там, где должен быть. После одного года обучения перешел в университет в Турине в Италии.
Также при выборе университета я отталкивался от его рейтингов. Университет Британской Колумбии входит в топ-25 в мире. Кроме образовательной программы это достаточно мощный исследовательский центр. Когда читаешь новости, часто определенные открытия делают ученые именно этого университета. То, что я изучал, называлось Инженерия. Это такая всеобщая специализация. Обучение там стоит примерно $30 000 в год. Однако, каждый студент получает грант в зависимости от своих заслуг и потребностей.
О Туринской политехнике и первом стартапе
Дальше я перевелся в Туринскую политехнику. Единственное, что мне не понравилось, что в Италии школа длится 13 лет, а не одиннадцать, как у нас. Они мне год обучения в Канаде засчитали как 12-й год школы, и я снова поступил на первый курс.
Тогда у меня было много свободного времени, потому что не нужно было в первый год учиться. Я просил дать мне второй курс или другие предметы, потому что-то, что они преподавали, я учил в лицее. Мне сказали, что можно пойти еще год поучиться, а потом в Турине зачислят эти баллы. Я решил заниматься год, чем мне хочется. Так я основал Nect. Пока я вышел из операционной деятельности компании, но нахожусь в Совете директоров и все еще являюсь акционером. Стартап продолжает свое существование и развитие.
Я все еще студент, мне сейчас 23 года. Я сдаю каждую сессию — один-два экзамена. Очень медленно, но идет. Я себе думал, что у меня будет больше времени, но пока чем дальше, тем времени становится меньше, а деятельность интереснее. Система обучения в Европе кредитная, в отличие от украинской, где, когда ты не сдаешь предметы, то остаешься на еще один год. Здесь у тебя есть определенное количество кредитов, которые должен получить для окончания университета. И ты имеешь право их «растягивать» во времени, как захочешь.
О том, зачем создавать в Украине стартап во время полномасштабной войны
Мы начали раньше, не во время полномасштабной войны в Украине. Nect я начинал вместе с людьми которых знал прежде. Я еще в школе пробовал делать стартап — это был Bluetooth-трекер. Но мы даже прототип не сделали, это была большая идея без будущего.
И понял, если ты что-нибудь придумал, это не значит, что это обязательно нужно делать. Нужно всегда иметь фидбек. Другой сооснователь Promin Aerospace, Виталий Емец, базируется в Днепре. Мы с ним познакомились на вот таких питчингах за год до основания совместного стартапа. Для меня это никогда не было какой-либо проблемой или вопросом. Я видел возможности, имел связи и умение общаться на международном рынке. Еще их набираю, конечно, но у меня достаточно хорошо это выходит.
Могу общаться очень легко с инвесторами, мы говорим на одном языке, не только в смысле, что на английском, а в смысле бизнеса. Имея инженерное образование, мне достаточно просто работать в этом направлении. При этом нужно понимать, что я не занимаюсь технической частью в Promin Aerospace. Аля я «свой» среди инженеров, и мне не нужно объяснять, что они имеют в виду. Я не пробовал ничего делать специально, типа вот за границей стартап, а вот в Украине. Иду по зову сердца.
О команде Promin Aerospace
Сейчас наша команда постоянно растет и меняется. Мы только строим свою ее, а потому ищем «своих» людей. С полномасштабным вторжением неразглашение имен стартапа стало еще более рациональным, поскольку мы работаем над ракетными двигателями. Именно поэтому мы не раскрываем конкретные локации и подрядчиков.
С Виталием мы познакомились в конце 2019 года на одном из ивентов. Он назывался Space Nights. Там представили украинских ученых и инженеров в космической сфере. Меня пригласили на это событие. Я с 12 лет занимался астрономией, астрофизикой, работал с проектами в аэрокосмической сфере в университете, писал работу для Малой Академии Наук. Космос — это то, что меня очень притягивало. Если посмотреть на мою историю, то Nect — это больше аномалия в том, что я делал.
И хотя он был авторитетом в этой области, я подошел к нему во время нетворкинга и начал задавать вопросы выступления. Технология, о которой он рассказывал, стала основополагающей для Promin Aerospace. Она достаточно другая от того, что классически существует в данной сфере. И когда мы приглашаем людей в команду, мы должны объяснить, почему это делаем, почему так, а не по-другому. Людям нужно время, чтобы перерестроиться.
Он был открыт: честно отвечал на мои вопросы. А где не знал, говорил, что это интересный вопрос, который нужно изучить. После этого мы примерно год общались в разных форматах, обменивались сообщениями. Затем решили, что будет рационально основать вместе компанию, которой стала Promin Aerospace. Виталий отвечает за техническую составляющую, а я за все то, что не являюсь ею.
О технологии компании
Все орбитальные ракеты в основном имеют две, три или четыре ступени. Это необходимо для того, чтоб отбрасывать пассивную массу в тот момент, когда она не нужна. Неся ее, ты будешь тратить много топлива. Мы эту идею берем в абсолют. Мы во время полета сжигаем нашу ракету. Таким образом, по факту, у вас, если брать математическую аналогию, бесконечно много бесконечно малых степеней.
У нас как раз одноступенчатая ракета. Первый двигатель, начинающий с тобой еще на поверхности земли, он с тобой заканчивает и уже на орбите. Это происходит продолжительно во времени. Есть механическая система внутри, которая позволяет нам это движение в нижнем блоке. Имеются газификационная камера, камера сгорания, система управления и другие подсистемы.
Оно продолжаемо двигается вдоль твердотопливного ствола. Таким образом, мы увеличиваем эффективность ракеты тем, что не несем пассивную массу дольше, чем нужно. С другой стороны, у нас есть автофажный процесс, который позволяет сжигать ракету во время полета. Это наша особенность и то, что мы исследуем. Мы видим, что, используя эту технологию как в гражданском направлении, так и потенциально в оборонном, сможем увеличить эффективность ракет.
О том, на каком этапе сейчас находится разработка и запуск ракеты
Если говорить на научно-инженерном языке, описывающем готовность технологии, то мы на 5-м уровне (TRL 5). Это означает, что продукт испытан и доказан его пригодность в лабораторных условиях.
Далее — испытания в реальных условиях, то есть мы имеем на основе этого дугуна уже собрать ракету и испытать ее на малых суборбитальных полетах.
Что касается запуска, то точная дата зависит от многих факторов. В конце 2022 года мы называли первую половину 2023 года. Но много причин пошли против нас, которые не позволили это сделать. Поэтому я более осторожно сейчас обращаюсь с датами. Когда мы будем четче знать с точки зрения технологий и финансирования, тогда уже будем анонсировать запуск.
Мы достаточно плотно заселенная страна, у нас нет выходов в океаны или пустой части страны, где никто не живет. Потому это и до полномасштабной войны мы планировали. Сейчас у нас есть договоренности с Шотландией и Португалией о запуске.
Что касается цены запуска, то затрудняюсь ответить точно. Что мы в нее включаем? Мы считаем транспорт или все исследования? У нас сейчас все деньги, которые мы получаем, уходят на research and development. То есть можно сказать, что мы на сегодняшний день получили более $450 000 с помощью грантов и частных инвестиций. Сколько запуск будет стоить? Можно счесть, но оно не несет смысла как такового, потому что это еще не цена коммерческого запуска.
Мы будем дополнять цену на наноспутники. Но у нас есть в планах и побольше ракеты. Мы говорим о тысяче килограммах полезной нагрузки, а в которых цена уже будет в миллионах.
Об инвестициях
В 2021 году мы привлекли $350 000 от инвестфонда QPDigital, а в 2022-м было $100 000 долларов от Google. Пока других инвестиций пока не было. Сейчас проходят переговоры с иностранными фондами. Пока мы больше ориентируемся за границу. Используем больше наш доступ для работы с оборонной сферой, поскольку это направление стало намного интереснее для инвесторов.
Мы с Promin Aerospace не подавались на прошлые программы, потому что всегда видели, по разным причинам, которые более близки к Европе и будет странно брать деньги в Кремниевой Долине. Но за последний год это видение изменилось. Поэтому мы ежемесячно прилагаем усилия для развития сети контактов именно в США.
О рынке аэрокосмической индустрии
Сейчас у рынка аэрокосмической индустрии есть одна проблема. SpaceX сделал на нем хорошую цену: его услуги уже опробованы и относительно не дороги. Ты как компания должна теперь создавать либо «национальную» ракету, либо иметь принципиально другие характеристики, которые позволят цене конкурировать, либо уникальными типами орбит и иногда до запуска. При этом американцы не хотят зависеть только от SpaceX, поэтому они будут покупать даже если дороже, у других компаний. Это необходимо, чтобы иметь выбор и не зависеть от одной структуры. Если мы говорим о чистом open market, то ты в основном должен давать либо выгодную цену, либо скорость запуска, либо частные запуски.
Приблизительная цена запуска одного килограмма на Falcon 9 — это $5 000 за килограмм, не считая многих дополнительных сервисов. Такая ракета от новозеландско-американской Rocket Lab имеет цену груза в $30 000 за килограмм. У Falcon 9 полезная нагрузка примерно 17–20 тонн за запуск в зависимости от орбиты, а у Rocket Lab — 250 кг. При этом большинство спутников, запускаемых на орбиту, имеют средний вес между 100 кг и 300 кг.
Но настолько дешевле иметь дело с Falcon 9, что компании запускают по 50–100 спутников за раз, это уже давно нормальный подход к делу. Малые ракеты просто не могут конкурировать с этим процессом. Однако все равно у других компаний есть клиенты, потому что кому важно запускаться на уникальные орбиты или быстро запускаться и не ждать, пока спутники на твоей ракете будут интегрированы друг с другом.
При этом иметь все плюсы того, что это частные запуски, то есть один груз за один запуск. Это быстрые запуски с подготовкой за несколько месяцев, а в экстренных ситуациях — за несколько недель. Это почти невозможно с большими ракетами-носителями, потому что они работают иначе.
О предзаказе на $6,5 млн
Это клиенты, которым интересно используют нашу технологию. Они готовы будут пользоваться ею, когда она будет готова. Мы еще тестируем свою разработку. Поэтому это не контракт и не выполнение запусков. Это когда одна компания говорит, что нам интересен ваш продукт. И когда он будет работать, как это описано, то мы готовы на такую сумму у вас заказать его.
Заинтересованные в основном частные компании из Европы — это Италия, есть один университет в Британии. И есть еще один частный центр в Африке.
О взаимодействии с государством
Мы с прошлым руководителем (Владимиром Тафтаем — ред.) Государственного космического агентства несколько раз встречались.
Во время военного положения не сильно общались, потому что у каждого своего направления работы. Космическое агентство стало больше работать над военным делом. Мы через них помогали коммуницировать с компаниями, в основном американскими или европейскими, которые занимаются съемкой данных со спутников. Помогали налаживать контакты с такими компаниями, чтобы Украина могла при необходимости покупать снимки.
У нас есть договор по сотрудничеству с Космическим агентством. Я не люблю тратить время, если не вижу, что из этого может быть польза. Мы сейчас двигаемся по своему пути. У нас есть на разных уровнях сотрудничества с государственными предприятиями. Периодически общаемся с представителями разных министерств Украины.
Об Илоне Маске, какой-то гений, или уже безумный
Здесь вопрос гением чего именно его считали. Не он строил ракеты. Вот я разбираюсь в том, что делает моя инженерная команда, но без нее я бы никогда этого ничего не построил. Маск все еще гений с точки зрения маркетинга. Возможно, он немного сейчас «поехал» головой, хотя мы не знаем, что там будет дальше.
Это все продолжается, но Twitter на это пока оказывает негативное влияние. Хотя SpaceX и дальше постоянно поднимает новые раунды инвестиций. Каждый несколько месяцев SpaceX «подбирает» сотни миллионов долларов на будущее развитие. Маск делает что-то, что пока я не готов анализировать. Мне досадно за Twitter, потому что это была моя самая любимая соцсеть. И все еще ею остается. В Twitter есть плюрализм мнений. Хотя некоторые радикальные мнения получают преференцию, и это проблема. Но по сравнению с другими соцсетями, где представлено только одно мнение, Twitter все еще работает хорошо.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Божество, звездолет, обломок планеты: что человечество знает о Луне и как собирается туда возвращаться
16 ноября 2022 года NASA успешно запустила миссию Artemis 1 к Луне. Ракета Space Launch System (SLS) и корабль Orion стартовали в 8:47 по Киеву из космического центра Кеннеди на мысе Канаверал. Задача корабля Orion — покрутиться вокруг спутника Земли шесть дней и вернуться на Землю, после чего можно запускать людей. Если все пройдет успешно, через несколько лет мы увидим грандиозный камбек и реюньон человечества на спутник Земли. Что мы знаем о Луне, почему так долго ее игнорировали и как будем возвращаться в обновленном благодаря успешному старту (наконец-то!) суперэксплейнере от dev.ua от 29 августа 2022 года.
«Жизнь — это больше, чем просто решение одной проблемы за другой». Илон Маск написал колонку в китайском медиа. Какие планы техногения на ближайшее будущее?
Бизнесмен Илон Маск написал колонку об устойчивой энергетике, мозговых имплантах и исследованиях космоса в китайском издании, принадлежащем национальному агентству по контролю за интернетом и цензурой. На английский текст перевел журналист китайского госиздания «Синьхуа» Янь Лю. Мы адаптировали сообщение.