🚀 Trustee Plus - ваш криптогаманець з вбудованою платіжною карткою тут 👉

Божество, звездолет, обломок планеты: что человечество знает о Луне и как собирается туда возвращаться

16 ноября 2022 года NASA успешно запустила миссию Artemis 1 к Луне. Ракета Space Launch System (SLS) и корабль Orion стартовали в 8:47 по Киеву из космического центра Кеннеди на мысе Канаверал. Задача корабля Orion — покрутиться вокруг спутника Земли шесть дней и вернуться на Землю, после чего можно запускать людей. Если все пройдет успешно, через несколько лет мы увидим грандиозный камбек и реюньон человечества на спутник Земли. Что мы знаем о Луне, почему так долго ее игнорировали и как будем возвращаться в обновленном благодаря успешному старту (наконец-то!) суперэксплейнере от dev.ua от 29 августа 2022 года.

Он живой! Живой!

Люди сразу заметили, что ночью на небе светится странная штука, причем эта штука меняется, иногда вообще исчезает, а иногда появляется днем.

Незначительная часть человечества пошли искать ответы на вопрос «Почему так происходит» — подобные им вы знаете как «астрономы». Большинство нашли утешение в рассказах шаманов и жрецов о том, что Луна — живая.

Бюст Артемиды

Папуи называли его Бимбао. В городе Урук поклонялись Нику и Билкису-Илумку. В городе Ур существовал Наннар, а в Эреке — Нану.

Австралийское племя аранда верило, что человек тотема опоссума умерла и была похоронена, но вскоре вышла из могилы в виде постоянно умирающего и воскресающего на небе мальчика.

Сибирские народы пересказывают, что Луна спускается на землю, где ее хватает злая ктоническая ведьма Хоседем или Илентой-котой. Солнце идет на помощь, но колдунья держит крепко, и Луна разрывается пополам.

У греков через месяц сначала отвечала титанида Селена, а затем ее с братом Гелиосом, бывшим Солнцем, подвинули божественные дети Зевса — Артемида с Аполлоном.

Это не все божества, так или иначе связанные с Луной, но основную сущность вы поняли. Луна — это нечто божественное (или кусок чего-то божественного), ибо как иначе оно могло попасть на небо?

Любое зеркальце, скажи…

Пока массы играли в выдумки, Анаксагор за полсотни лет до нашей эры выдвигает смелую и отчасти неверную гипотезу, что Солнце и Луна — это гигантские камни (как понимаете, не совсем правда), и Луна отражает Солнце (а вот как раз угадал).

Вавилоняне фиксируют 18-летний цикл лунных затмений, как и китайский астроном Ши Шен, объяснявший, как предвидеть солнечные и лунные затмения.

Архимед проецирует планетарий, который может рассчитать движение Луны. Селевк из Селевкии выдвигает блестящую теорию, что приливы и отливы связаны с Луной. Птолемей уточняет вычисление Аристарха и указывает более-менее правильное расстояние от Земли до спутника — это уже наша эпоха. А потом, уже в 17 веке, Галилео Галилей увидел в телескоп лунные кратеры и опубликовал эти изображения рисунками в книге Sidereus Nuncius.

Скетчи Галилео Галилея

После Галилея астрономы спорили, откуда на Луне взялись кратеры: через вулканы или метеориты (если вы ставили на метеориты, поздравляю). Серьезно задумывались о существовании селенитов. Затем обнаружили, что на спутнике Земли нет атмосферы и внешних признаков жизни. И параллельно думали, откуда он вообще взялся.

Кто-кто в перчатке живет?

Основная гипотеза была такова: Земля летала в космосе самая-самая, а потом где-то нашла себе небольшую планетку и затянула к себе на орбиту.

А вот откуда и когда она могла его затащить? В общем, поскольку в докосмические времена люди не знали, когда и откуда на самом деле появилась Луна, она, в зависимости от верований, могла отвечать и за Великий потоп, и за чудо Моисея, и за гибель цивилизации майя, и за затопление Атлантиды.

И даже за пришельцев.

Как Роберт Говард создал рептилоидов в одном из рассказов о Кулле, так Герберт Уэллс в «Первых людях на Луне» сделал Луну пустой и понеслось: если она пуста, то что внутри, а вдруг там кто-то живет, а вдруг этот кто-то прилетел сюда из другой Галактики, вот почему Луна имеет темную сторону и полностью заслоняет Солнце во время затемнения, это же неестественно (реальный аргумент, разбивающийся о тот факт, что спутник Сатурна Прометей, если смотреть из Сатурна, тоже имеет угловой размер Солнца).

Земля и Луна с расстояния

Что интересно, в 70-е годы к «гипотезе Полой Луны» присоединился СССР: Михаил Васин и Александр Щербаков из Академии наук СССР всерьез доказывали, что Луна — это космический корабль. Развенчитель мифов Дэвид Колавито допустил позже, что так атеистический Союз пытался поддерживать теории сговора о палеоконтакте и древних астронавтах, чтобы ударить по религии.

Почему не стоит давать детям авто без присмотра

В 18 веке немецкие астрономы Иоганн Даниэль Тиций и Иоганн Элерт Боде предположили, что расстояние между планетами в гравитационной системе, где есть центр масс и тела вокруг него, типа звездной или планетарной, можно вычислить по формуле и каждая следующая от Солнца планета должна быть вдвое дальше, чем предыдущая Эту гипотезу уточняли и переуточняли несколько раз, она правильно предусмотрела орбиты Цереры и Урана, но промахнулась с Нептуном. Лишь в 1913 году оксфордская астрономка Мэри Блегг вычислила новую формулу и коэффициент, равный скорее 1,7275, чем 2. Сегодня закон Тиция-Боде считается скорее правилом, возможным математическим совпадением.

Однако оставим астрономов самих разбираться в собственных законах: он здесь лишь для того, чтобы объяснить, откуда появился Фаэтон.

Возможно, вы слышали подобную гипотезу: будто бы существовала планета между Землей и Марсом, потом она каким-то образом распалась на кучу обломков, которая стала Поясом астероидов и Луной.

Эта гипотеза возникла именно из-за правила Тиция-Боде. Если у тебя есть формула для поиска новых планет, ты ее используешь. Поэтому астрономы в начале 19 века начали искать пятую планету, которая должна была бы там быть. И нашли. В 1801 году Джузеппе Пиацци открывает Цереру, все успокоились — планета на месте.

Проблемы начались, когда в 1802 году Генрих Ольберс на той же орбите находит еще один объект — астероид Паллада. И выдвигает гипотезу: это все — сломавшаяся часть планеты. Затем, в 1804 году, Карл Людвиг Гардинг открывает Юнону, а в 1807 году сам Ольберс добавляет в свой список Весту. Что только придает вес его идее.

В 1823 году учитель на пенсии Иоганн Готтлиб Радлоф называет разрушенную планету Ольберса Фаэтона.

Фаэтон — сын титана Гелиоса, который попросил у отца колесницу-Солнце и не удержал управление: сначала звезда улетела далеко от Земли и все замерзло, а потом начала падать на планету, почему вовремя помешал Зевс и его молния.

Спустя сто лет после того, как Радлоф назвал планету Ольберса Фаэтоном, немецкий химик и священник-иезуит Франц Ксавер Куглер пишет книгу под названием «Битва звезд Сибиллины и Фаэтона в виде естественной истории», в которой рассказывает, что миф о Фаэтоне был основан на реальной события: будто в 1500 году до нашей эры в небе что-то взорвалось — планета между Марсом и Юпитером как раз прекрасно вписывалась в эту историю — а Землю засыпал поток метеоритов.

Первая фотка «темной стороны Луны»

Гипотеза была достаточно популярна. Довольно долгое время — до второй половины 20 века, а для конспирологов и поныне — Фаэтон был вполне приличным объяснением появления астероидов и части спутников. В 70-х британско-канадский астроном Майкл Овенден даже предлагал назвать его Криптоном — в честь разрушенной родной планеты Супермена.

В 1953 году советский астроном Иван Путилин предположил, что Фаэтон был чуть больше Марса, а уничтожили его центробежные силы. В 1955 г. одессит Константин Савченко предположил, что Церера, Палада, Юнона и Веста — это не части Фаэтона, а его спутники, и был еще пятый, который и разломал планету на части.

Когда в следующий раз подумаете, что делаете что-то бессмысленное, вспомните этих ученых, которые производили вычисления для мифической планеты.

Нельзя просто так взять и высадиться на Луну

Да, Фаэтон, как и герой мифов, вряд ли существовал в реальности: сейчас считается, что пояс астероидов — это часть протопланетного диска, из которого сформировались все остальные планеты, а слепиться во что-то побольше астероидам помешала гравитация Юпитера.

Да и не прилетала Луна ниоткуда. С точки зрения Луны, которая, согласно самой распространенной гипотезе, появилась спустя сто миллионов лет после появления Земли, это люди где-то взялись. Потому что Луна существовала всю человеческую историю, более того, она видел (если бы мог видеть), как на планете зарождалась жизнь.

И все эти знания нам дала космическая эпоха.

Не следует думать, что они дались человечеству легко. Советский Союз трижды промахнулся мимо спутника Земли в 1958 году, пока наконец 4 января 1959 г. не удалось пульнуть зонд достаточно рядом, чтобы назвать его «Луна-1». Предшественники так и остались безымянными. Вообще-то «Луна-1» должен столкнуться с Луной, но об этом удачно забыли и за него это сделала «Луна-2». Затем «Луна-3» сфоткала обратную сторону Луны. И, наконец, в 1966 году «Луна-9» садится на поверхность спутника и фотографирует ее.

Первая фотка лунной поверхности

В США дела обстояли хуже: после восьми неудачных попыток в 1959 году «Пионер-4» таки смог пролететь мимо Луны. Поэтому уже в 61 Джон Ф. Кеннеди говорит в Конгрессе свое историческое «эта нация должна взять на себя обязательство достичь цели до окончания этого десятилетия — взорвать человека на Луну и безопасно вернуть его на Землю», Вернер фон Браун строит ему ракету «Сатурн «, а 20 июля 1969 г. Нил Армстронг делает маленький шаг для человека и большой шаг для человечества.

Между 1969 и 1972 годами на Луне в рамках программы «Аполлон» побывали двенадцать человек, в последний раз Юджин Сернан. В 1976 году сворачивается советская лунная программа. На 24 года о спутнике Земли все забывают. Лишь в 1990 году туда вернется японская миссия «Хитен-Хагоморо»: двойной зонд, один вышел на лунную орбиту и перестал отвечать, другой гонял между Землей и Луной, пока его умышленно не разбили о поверхность Луны.

Нет никакой ложки, Нео

В этом четвертьстолетнем уюте принято обвинять инопланетян с темной стороны Луны, и реальные причины несколько прозаичнее. Во-первых, экономика. Гонять здоровенные ракеты типа SuperHeavy Илона Маска, чтобы катать американских астронавтов на земной спутник — дело дорогое. Союз взорвал первого работа, США — первых людей. Как писал Джереми Кларксон, «доказали друг другу, чьи нацистские ученые лучше».

Вторая причина — политика. Смотрите, в чем здесь проблема. Космическое пространство в целом и Луна в частности — очень удобное место, чтобы навешать там кучу оружия и властвовать над миром. Это не шутка, подобные программы действительно разрабатывались в конце 50-х в начале 60-х годов как в СССР, так и в США. Поэтому еще в 1963 г. Генассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, запрещающую использовать космос для размещения оружия массового уничтожения.

Земля с Луны

В 1967 г. уже появился Договор о принципах деятельности государств в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, подписанный в том числе и Украиной. В частности, документ прямо запрещает строить на Луне военные базы, размещать ракеты и пробовать новое оружие.

Как только отгремел Карибский кризис. Холодная война стала чуть теплее. Союз остался позади в лунной гонке, но в общем-то летать туда далеко, дорого и может навредить: вряд ли удастся развернуть что-то достаточно большое незамеченными даже на обратной стороне. Извлекать там ресурсы — сомнительно. И любая база на Луне мгновенно превратится в военную, когда включится пропаганда.

Артемида открывает Лунные ворота

В целом мы могли бы еще столетие не смотреть вверх, если бы не агрессивная рекламная кампания завоевания Марса, которая вылилась в частную астронавтику и вернула людям жажду космических пространств. Конечно, ни о каком Марсе речь не шла, потому что лететь туда долго, дорого и странно, учитывая, что совсем рядом — в каких-то 3–6 днях полета вместо 120-ти — есть прекрасная возможность научиться выживать на Красной планете и вообще добывать ресурсы в космосе.

В 21 веке кроме США и СССР на Луне побывали китайские и индийские модули и разбился израильский.

А затем США решили вернуть человека на Луну и запустить космическую станцию на орбиту нашего спутника.

SLS из Orion ждут окно запуска

Программа, к которой присоединилась 21 страна, включая Украину (не облизывайтесь, пока это скорее политика) получила название Artemis — Артемида — и состоит из целого комплекса запусков, который делится на миссии SLS и миссии поддержки.

В идеале это будет так:

• Artemis I (2022): испытанием без экипажа SLS и Orion, первый тестовый полет — Orion выйдет на лунную орбиту и вернется на Землю. Доставит его туда вторую ступень ракеты.
  • Artemis II (2024): первый тестовый полет экипажа SLS и космического корабля Orion. Четыре члена экипажа проведут испытания на околоземной орбите, а затем «Орион» вертится вокруг Луны по траектории свободного возвращения — и привезет астронавтов обратно.
  • Artemis III (2025): высадка людей на Луну. Здесь как раз пригодятся миссии поддержки: сам посадочный аппарат отправят отдельно, он должен встретить астронавтов, в числе которых первая женщина и первый цветной человек на Луне, на орбите спутника.
  • Artemis IV (2027): миссия с экипажем к станции Lunar Gateway (Лунные ворота). Шлюзы этой станции также должны быть доставлены отдельно.
  • Artemis V — Artemis VIII и далее: ежегодная высадка астронавтов на поверхность, параллельно миссии поддержки завозят туда разнообразную инфраструктуру: научные инструменты, оборудование для добычи ресурсов, хабитаты.

В действительности сроки и бюджеты, вероятнее всего, вырастут. Также вполне возможно, что ракеты-носители и космические аппараты тоже изменятся.

Нас ожидает большая космическая погоня между Илоном Маском, Джеффом Безосом, Боингом, Локхидом и другими подрядчиками, которые захотят присоединиться к миссии. Впервые в истории Земли за освоение Луны будут между собой соревноваться не государства, а именно бизнесмены, как и завещал фантаст Роберт Хайнлайн.

Как «внешний соперник» после того, как россияне слили свою лунную программу, остается Китай. Но о его космических успехах мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Так откуда все же взялась Луна?

А, да. Прошу прощение. Чуть не забыл.

Когда человечество побывало на Луне и привезло образцы, оказалось, что наша планета и ее спутник когда-то были одним целым: Земля и Луна имеют почти идентичный изотопный состав. Поэтому можете забыть истории о Фаэтоне и других феерических появлениях Луны на глазах человеческого рода. Он существовал всегда.

10 миллиардов лет назад Солнечная система существовала в виде гигантского облака молекулярного водорода. Это облако было раз в двадцать больше, чем расстояние до нашей ближайшей звездной соседки — Проксимы Центавра. 20 парсек, 65 световых лет. Затем началось гравитационное сжатие материи, появились и взорвались несколько сверхновых, которые своими ударными волнами деформировали пространство-время, натолкали в эту трехмерную карман материи, запустили процесс формирования Солнца — и за каких-то 5,4 млрд лет появился наш космический дом.

Приблизительно в те же времена, когда протопланеты были еще горящими кусками космического камня и их было больше, штука размером с Марс под названием Тея ударилась в Землю, и от Земли улетел кусок мантии, остатки которой известны теперь как Луна. Это объясняет размер ядра: большая часть ядра Тейи слилась с земным. И отсутствие летучих веществ, которые испарились во время удара.

С момента формирования наш спутник потихоньку путешествует от нас в космос, перестал крутиться вокруг своей оси относительно Земли, продлевает день примерно на 2 миллисекунды каждые 100 лет и через 50 миллиардов лет вообще должен остановить вращение нашей планеты, если бы к тому времени Солнце не сожгло внутренние планеты, превратившись в красного гиганта.

Так мог выглядеть протомесяц

Тея — кстати, мать Селены в древнегреческой мифологии — это лучшее, что у нас есть. Но к этой гипотезе есть вопросы. Вот в чем проблема: Земля и Луна слишком похожи: вода, изотопы. То есть, еще раз, мы точно знаем, что спутник — это часть нашей планеты. Где следы Теи? Может быть, она была меньше? Летела быстрее? Ударила со стороны? Или в центр?

Поэтому из импактной гипотезы пошел ряд подобных ей объяснений того, как это могло произойти. Например:

• два тела размером пять Марсов столкнулись несколько раз, разбились вдребезги, а из их останков сформировались Земля и Луна.
  • новорожденную Землю бомбили тысячи астероидов, которые выбили достаточно породы, чтобы образовать протоспутниковый диск, из которого возникла Луна
  • столкновение планет могло породить синестию — гипотетический бублик из испаренного камня и металла, который в космосе застыл и стал нашим спутником.
  • взорвался гигантский природный ядерный реактор (такой реально существует в Габоне, правда поменьше и никогда не взрывался) и выбросил кусок Земли.

И так далее, и так далее. Иногда даже упоминаются черные дыры. Но факт остается фактом: кусок Земли оторвался и теперь светит нам по ночам, напоминая, что человечество все еще может выбрать путь космической расы.

«И много лет»: куда летят космические путешественники «Вояджеры» и что пришельцы смогут узнать от них на украинском