🚀💳 Trustee Plus - більше ніж криптогаманець з європейською платіжною карткою. Спробуй 👉
Олексій ДзюбаГоряченькое
9 мая 2024, 09:01
2024-05-09
«В Минцифры многое делегируют, что нечасто присуще клиентам». Интервью с CEO новосозданного агентства HyperNormal, чья команда придумала название Brave1, реализовала концепцию «Дії» и превратила не один украинский топовый бизнес в узнаваемый бренд
В апреле маркетолог Андрей Федоров объявил о запуске нового агентства под названием HyperNormal, специализирующегося на IT и цифровом бизнесе. Пост ее CEO занял Валентин Панюта, работающий с Федоровым почти 10 лет. «Джедай с невероятным опытом и командой талантов и клиентов», — написал о Валентине Андрей. Именно команда Панюты в свое время, сотрудничая с Минцифрой, реализовала концепцию «Дії», делала ребрендинг Rozetka, работала с «Новой почтой» и является автором названия для кластера Brave1. Мы связались с CEO HyperNormal и поговорили о работе новой компании, на чем сосредоточены креативные маркетологи во время полномасштабной войны и в чем особенность сотрудничества с государством.
В апреле маркетолог Андрей Федоров объявил о запуске нового агентства под названием HyperNormal, специализирующегося на IT и цифровом бизнесе. Пост ее CEO занял Валентин Панюта, работающий с Федоровым почти 10 лет. «Джедай с невероятным опытом и командой талантов и клиентов», — написал о Валентине Андрей. Именно команда Панюты в свое время, сотрудничая с Минцифрой, реализовала концепцию «Дії», делала ребрендинг Rozetka, работала с «Новой почтой» и является автором названия для кластера Brave1. Мы связались с CEO HyperNormal и поговорили о работе новой компании, на чем сосредоточены креативные маркетологи во время полномасштабной войны и в чем особенность сотрудничества с государством.
Путь к HyperNormal
О карьере
До Fedoriv Agency я около 5 лет работал в шведском агентстве и там не сталкивался с работой с украинским рынком. Я тогда жил в Харькове, и мы работали со скандинавским рынком. В этой работе было меньше креатива, а больше работы с web и контентом. Помню, что тогда я несколько опасался украинского рынка.
В какой-то момент я с семьей переехал в Киев и меня друзья-дизайнеры харьковчане из Fedoriv позвали быть менеджером дизайн-юнита компании. Впоследствии я возглавил внутреннюю команду, которая имела единственного клиента, собственно агентство Fedoriv. Мы создавали сайт, IT-инфраструктуру, коммуникацию, инвенты и т. д. Это был расцвет Fedoriv Hub. У нас была классная команда, развивавшая бренд компании.
Фото — Валентин Панюта
Потом пришло время, когда нужно было делать решительные движения в отношении клиентов. Я равномерно начал переключаться на клиентов и все стало выходить в работе с ними. Тогда агентство начало делиться на команды, работающие над всем циклом работы. Это отличается от классических компаний, когда есть отдельные департамент стратегий, департамент коммуникаций и т. д.
Я пришел в компанию, когда были подобные департаменты. Через 2 года мы реструктурировали агентство в полусамостоятельные команды. Я стал бренд-лидером одной из таких команд. Мы запускали «Действие», наша копирайтер придумала само название. Также мы производили ребрендинг Rozetka и 4 года работали с ним. Еще был ребрендинг компании Bodo, работавший с Megogo и другими брендами.
Об основании HyperNormal
Каждая команда внутри компании, условно говоря, формировала свою культуру, имея свой стиль и специализацию. Моя команда все больше работала с компаниями так называемой «новой экономики», то есть необанки, диджитал, различные сервисы. В тот момент я уже был партнером агентства. Вместе с Андреем Федоровым, особенно во время полномасштабного вторжения, мы начали думать, что в целом украинскому бизнесу нужно выходить на новые рынки.
«Нам пришло в голову, что сейчас актуально делать агентство, которое, условно, свою коммуникацию ведет по-английски. При этом мы не скрываем, что сами из Украины, и я считаю это нашей суперсилой».
Так появилось агентство HyperNormal, которое остается в экосистеме Fedoriv Group. Я в ней CEO и совладелец вместе с Андреем Федоровым. Такое выделение связано не столько с деньгами, сколько со специализацией. Мы, условно, прежде всего ориентируемся на диджитал-бизнесы и международные рынки.
Такое предложение прозвучало перед началом полномасштабного вторжения. Затем мы начали работать с United24Media. По сути наша команда запускала это медиа и остаемся lead agency в этом процессе, управляя структурой из разных креативных команд. Мы придумали именно концепт по заказу Министерства цифровой трансформации. Именно этот проект вырвал нас из маркетингового бизнеса на 1-1,5 года. Вскоре мы официально запустим сайт проекта. YouTube-канал United24Media на сегодняшний день имеет более 1 млн подписчиков.
Фото — Валентин Панюта и Андрей Федоров
Мы пошли с клиентами и командой и продолжили существующие процессы. С нашим финансовым состоянием все нормально. Дополнительные инвестиции, которые требовались, это создание сайта. Его мы сделали самостоятельно за последние 2 месяца. Также была работа по айдентике, коммуникации и контенту.
«О названии „HyperNormal“, сначала она была мне так себе. Потом я привык и мне понравилось определение этого названия».
Оно очень похоже на то, с какими брендами мы работаем. Такие бренды необычны, но стараются казаться обычными. Для нас это хорошо «метится» по смыслу.
О команде и найме
В команду HyperNormal вошли все те, с кем мы работали раньше. Сейчас мы скорее находимся в состоянии стартапа. Будет адекватно воспринимать, что пока нет бренда HyperNormal, существует бренд Fedoriv. Пока мы переизобретаем себя и не хотим быть еще одним креативным агентством, которое соревнуется за тендер для крупной украинской компании за рекламу.
Мы можем расти и нанимать людей. Мы постоянно сотрудничаем с большим количеством специалистов на фрилансе.
«В общем, найм будет зависеть от того, насколько у нас будет выходить находить клиентов на Западе и насколько в целом мы будем расти».
Что касается рабочих отношений в команде, у нас даже есть внутренняя мини-презентация, где написано, что мы не семья, а спортивная команда. С некоторыми коллегами я работаю по 8-9 лет. Наши отношения на том уровне, что мы можем спорить друг с другом, но знаем, почему мы вместе.
Спортивная команда означает, что ты должна быть эффективной на своем месте и чтобы другие члены команды это чувствовали. По креативу решения у нас принимаются вместе. Ситуация, когда мы идем к клиенту с решением, которое кому-то не ок, для нас не может существовать. В свое время я пытался выстроить команду по принципу, как это сделал Netflix. Когда каждый может не согласиться и высказать свое мнение.
Фото — Команда HyperNormal
Наибольший вклад в проект для меня всегда был, когда владелец бизнеса перелюбил свою компанию. Это трудно сделать, если ты сам не влюблен в компанию, с которой работаешь. Поэтому у нас основное правило, когда ты веришь в то, что делаешь. Тогда у тебя появляется страсть к делу. Это не значит, что нет проектов, которые вам не нравятся.
Мы на 100% «запариваемся» над тем, как выглядит наша работа и какого она уровня. В команде типа «семья» так невозможно. При этом у нас внутри постеронично-токсический юмор. Нет такого, что мы все зайчики. Это команда свободных людей, которым интересно работать вместе. Мы все разные и именно в этом есть точка напряжения, где нам друг с другом интересно.
О своей роли CEO
Не могу сказать, что я разделяю «культ предпринимательства». Мы с друзьями в шутку себя называем «successful professionals». Последние 10 лет мне было «окей» в этом статусе.
«Я не из тех людей, которые говорят, что ты должен быть предпринимателем или никем».
В Fedoriv Agency я всегда имел достаточно свободы. Я присоединился к HyperNormal не потому, чтобы «уволиться с оков» и стал предпринимателем, а потому, что это жизненный проект, которым мне интересно заниматься.
О том, превратится ли Fedoriv Agency в «зонтик» компаний
Как часто говорит Андрей (Федоров — ред.), он любой двеж. Наша особенность заключалась в том, что мы достаточно самостоятельно делали продукт. Магия Андрея заключается в том, что он развивает людей и команды, а не капиталист на средства производства, то есть выступает за коллаборации.
Я не думаю, что Fedoriv Agency будет дальше «распределяться» подобным образом. У агентства всегда была подобная структура, когда клиент получал бренд-лидера, которого не было ни в одном агентстве. Он воспроизводил функцию владельца компании. Если в этом Андрей и бренд-лидер будут видеть смысл делать специализированные агентства, да, такое мнение есть. Процесс идет. Это не разделение Fedoriv Agency, а появление внутри специализированных агентств.
Работа с брендами
О работе с e-commerce
В этом направлении мы работали с такими компаниями, как Bodo, Rozetka, Robota, Concert. Мы являлись своеобразным аналитическим маркетинговым центром для брендов, запуская целый маркетинговый цикл с исследованиями. Это долгое сотрудничество с клиентом и видение изменений, на что мы влияем, а на что нет.
О Владиславе Чечоткине и бренде «Rozetka»
Владислав Чечеткин вместе с Ириной Чечоткиной (совладелицей компании — ред.) были всегда влюблены в бренд Rozetka. Это одни из самых влюбленных людей в свой бренд людей, которых я встречал.
Маркетолог Федоров: «Без 100 человек из Fedoriv, „Новая почта» и Rozetka имели бы не такой дизайн»
О работе с fintech
Это работа с Leobank, которую мы должны запускать в Азербайджане и также работаем достаточно долго с банком TBI, присутствующим на рынках Болгарии, Румынии и Греции. Мы сопровождаем трансформацию традиционного банка в необанк. В этом смысле Украина очень прогрессивный рынок. Поэтому за границей проще делать подобные продукты, поскольку он еще может вызвать волны спроса, которые, например, в свое время имел monobank у нас. В этой категории наш опыт связан с тем, что банкам трудно оставаться «человечными», потому что они так устроены. Мы делаем эти учреждения поближе к людям.
Дубилет и Витязь запустили аналог monobanka в Азербайджане — Leobank
Фото — Валентин Панюта
О работе с «Дія» и Brave1
Придумать концепт и бренд цифрового государства — достаточно нетривиальные задачи для креативного агентства. Наша функция состоит в том, чтобы зафиксировать видение людей, которые за этим стоят и затем воплотить его.
«Расшифровку „Держава і я“ мы добавили уже после того, чтобы лучше объяснить название. Нам нравилось „Дія“ как действие».
Это то, что ты ждешь от государства конкретного действия. Государство и я — это еще один уровень. Также мы придумали название defense tech кластера Brave1.
Уже более 1600 профинансированных разработок на $3,2 млн. Федоров назвал достижение Brave1 за год
О бренде и приложении «Мрия»
Много говорить о проекте не могу, потому что он сейчас находится в процессе создания. Мы создали для него бренд-дизайн. Дизайном приложения занимается агентство Spilka, которое и в кейсе с «Дією». Это важный проект для образования и будущего Украины. Помимо приложения там есть много составляющих, связанных с трансформацией образования. Над приложением и над трансформацией образования работают две отдельные команды. Думаю, что свое время он определит, какой будет Украина.
Правительство приняло постановление об образовательном приложении «Мечта». В Минцифре считают, что его запуск станет «прорывом»
О работе с Михаилом Федоровым и Минцифрой
Мы разборчивы. И не мучили бы себя работой с людьми, которые нам не нравятся или не нравятся их ценностям. Михаил Федоров и Минцифра — одни из самых эффективных по взаимодействию, принятию решений, видению и четкости комментариев клиентов. Даже не знаю от кого мы еще такие брифы получали, это самые амбициозные задачи. Поэтому мы так долго работаем.
Фото — Презентация «Действия»
В Минцифре много делегируют и доверяют экспертизе, что действительно нечасто присуще клиентам. Знаете, в маркетинге, дизайне, рекламе, у них все разбираются. В большинстве случаев мы сотрудничаем с государством благодаря выигранным тендерам. Иногда это тендеры от определенных фондов. Это достаточно сложная работа, но это всегда прозрачная процедура.
О рынке маркетинга сегодня
Сейчас у нас на рынке Украины есть сотрудничество только с одним брендом, с которым мы работаем год. Это Solmar, базовая одежда для женщин. Они уже вышли на рынок Польши, и есть планы выйти на американский рынок. Мы никогда не участвовали в креативных тендерах в Украине, потому что не нуждались.
«Пока я не до конца понимаю ситуацию на рынке маркетинга в стране. По ощущениям и разговорам с коллегами, этот рынок сократился примерно на 50% по сравнению с 2021 годом».
Ощущения конкуренции с любым украинским агентством у меня сейчас нет. Потому что мне не столь интересно конкурировать за этот рынок. Если все украинские агентства выживут, я буду очень рад. Я сейчас воспринимаю этих людей как украинцев, а не рекламщиков или креативщиков, которые могут быть конкурентами.
О брендинге для стартапа Vesna Capital
Такие коллаборации были бы логичны. Мы сейчас делаем с одним из таких стартапов кампанию, но это не системное событие, нам нужен бюджет. Сейчас мы работаем с приложением для тренировки памяти (memoryOS, в который вложился инвестфонд Андрея Федорова и владельцев «Новой почты» Vesna Capital — ред.). На украинском рынке у нас такого клиента не было бы, потому что не рационально выходить на наш рынок помогать людям тренировать память. Поэтому, когда у стартапа есть международная амбиция, нам это интересно делать.
Инвестфонд владельцев «Новой почты» инвестировал в шведско-украинский EdTech-стартап memoryOS
Фото — Валентин Панюта
О сегодняшних клиентах
Основной бренд сейчас — это United24Media. Также есть Solmar, с которым мы сделали две кампании. Еще банк Болгарии как клиент и стартапы, идущие на рынок США. Также среди проектов то, что мы сотрудничаем с государством. Бренд Rozetka сейчас ведет другая команда Fedoriv.
О United24Media
Этот проект совмещает креативщиков и журналистов. Мы за год сделали в соцсетях больше, чем многие украинские издания за 10 лет, если сравнить охват и количество подписчиков. Мы понимаем, что работаем с невнимательным человеком, которому безразлично. Каждый день это балансировка на грани того, что в тренде и что нужно донести с украинской стороны. Используя креативный сторителлинг, мы можем заинтересовать людей даже теми, которые они и так знали.
Miloš Biković, Serbian actor, який був добре supporting Russia since start of full-scale invasion, is now set to star in HBO’s The White Lotus Season 3 @HBO, is all right for you to work with person which supports genocide & violates international law?
К примеру, зимой с помощью твита МИД мы «отменили» сербского актера Милоша Быковича в сериале HBO. Этой новости к нам была неделя и о ней все забыли. Мы за счет креативного сторителлинга «подсветили» эту историю в 60-секундном Reels. Это ретвитнуло МИД и через несколько дней ее перепечатали все мировые издания.
Украина стала частью программы Digital Europe в 6 млрд евро. Как получить финансирование на свой проект
Украина получила доступ к финансированию цифровых проектов в рамках программы ЕС «Цифровая Европа» на 6 млрд евро. Об этом сообщил сегодня министр цифровой трансформации Михаил Фёдоров.