💳 Потрібна європейська картка з лімітом 50к євро? Встановлюй Trustee Plus 👉
Олександр КузьменкоГоряченькое
25 марта 2024, 19:35
2024-03-25
UPD. В Верховной Раде зарегистрировали законопроект о регулировании Telegram и других популярных в Украине платформ. Вот какие нормы он предусматривает
На сайте Верховной Рады Украины появился текст законопроекта о регулировании Telegram и «подобных ему платформ распространения СМИ», ранее анонсировавший нардеп от партии «Европейская Солидарность» Николай Книжецкий.
На сайте Верховной Рады Украины появился текст законопроекта о регулировании Telegram и «подобных ему платформ распространения СМИ», ранее анонсировавший нардеп от партии «Европейская Солидарность» Николай Книжецкий.
Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании деятельности платформ совместного доступа к информации, через которые распространяется массовая информация, предлагаетвнести изменения в определение, что такое онлайн-медиа.
В новой редакции он будет звучать так:
«Онлайн-медиа — медиа, регулярно распространяющая массовую информацию в текстовой, аудио-, аудиовизуальной или иной форме в электронном (цифровом) виде посредством сети интернет на собственном вебсайте или, в случае добровольной регистрации как субъект в сфере онлайн-медиа, через собственные страницы (учетные записи) на платформе общего доступа к информации, через которую распространяется массовая информация, кроме медиа, отнесенных настоящим Законом к аудиовизуальным медиа».
Кроме того, предлагается уточнить понятие «платформа общего доступа к информации, по которой распространяется массовая информация».
Это платформа совместного доступа к информации, на которой создаются и функционируют учетные записи (страницы, каналы и т. п.) пользователей, через которые распространяется массовая информация», — указывается в законопроекте.
В нем также упоминаются «провайдеры платформ общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация». Законопроект предусматривает для них ряд требований, которые они должны соблюдать.
dev.ua обратился к Николаю Княжицкому за уточнениями, подразумеваются ли под «платформой общего доступа…» сервисы типа Telegram и есть ли «провайдеры платформ…» — Telegram-каналы и их аналоги в других сервисах.
В пресс-службе нардепа прояснили, что речь идет только о самом Telegram и других подобных сервисах, а не отдельных каналах.
«В законопроекте речь не идет о Telegram-каналах. Регулировка касается платформ, аналогичных Telegram. Это могут быть и WhatsApp из Facebook, и TikTok, и что угодно еще. Главный критерий — платформа должна иметь функционал, через который можно распространять информацию на неограниченный круг лиц. Потому какой-нибудь скайп или zoom сюда не попадают. Платформа — это технически само приложение, например, а провайдер платформы — это лицо, осуществляющее эту деятельность», — объясняют в пресс-службе Николая Княжицкого.
Уточняется, что в законопроекте речь не идет о предоставлении информации о структуре собственности самих Telegram-каналов или источников их финансирования. Речь идет о платформе в целом.
Какие нормы предлагают выполнять Telegram и другим сервисам в Украине
Законопроект возлагает на них следующие требования:
Разместить условия использования сервиса платформы общего доступа к информации на такой платформе и ознакомить с ними пользователей платформы.
Обнародовать в доступном для пользователей месте непосредственно на платформе общего доступа к информации и во всех связанных с платформой сервисах информацию о своих контактных данных, на которые пользователи могут отправлять жалобы на распространяемую через платформу массовую информацию, противоречащую законодательству Украины.
Предусмотреть в условиях пользования сервисом платформы общего доступа к информации запрет на распространение информации, нарушающей требования статей 36, 42, 119 настоящего Закона, требования законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о возможности остановки или прекращения пользования сервисом платформы совместного доступа к информации лицам, нарушающим указанные требования.
На основании обращения Национального совета ограничивать распространение на территории Украины программ и/или пользовательской информации, в том числе пользовательского видео, нарушающих требования статей 36, 42, 119 настоящего Закона.
Внедрить прозрачные и понятные механизмы оценки и направления владельцам страниц (учетных записей) на платформе общего доступа к информации, через которые распространяется массовая информация, обращений пользователей по информации, размещенной на такой платформе, которая может нарушать требования законодательства и условия пользования, механизмы эффективного рассмотрения обращений и сообщения пользователям о результатах такого рассмотрения, а также обеспечить прозрачный, простой и эффективный механизм обжалования действий владельцев страниц (учетных записей) на платформе общего доступа к информации о рассмотрении обращений пользователей.
Предусмотреть в условиях использования сервисом платформы общего доступа к информации порядок реализации права на ответ или опровержение ложной информации и обеспечить информирование пользователей о факте и содержании опровержения или ответа наряду с соответствующим информационным сообщением с целью уведомления пользователей.
Включать и внедрять в условиях использования сервисом платформы совместного доступа к информации требования по распространению рекламной информации, установленные законодательством, а также обеспечивать пользователям возможность указывать, содержит ли их пользовательское видео рекламную информацию.
Внедрять эффективные меры и инструменты медиаграмотности, повышать осведомленность пользователей о таких мерах, выполнять требования Национального совета, определенные этим Законом.
Прозрачность
Законопроект также предусматривает, что такой «провайдер платформы общего доступа к информации», подпадающий под юрисдикцию Украины или государства-члена Европейского Союза, должен обнародовать на своем вебсайте и всем связанным с платформой сервисам данные о себе:
наименование;
адрес местопребывания;
адрес электронной почты;
номера контактных телефонов;
информация о других средствах связи.
Кроме этого, провайдер обязан по требованию Национального совета раскрывать структуру собственности, а также источники финансирования.
Telegram и другие сервисы должны открыть представительство в Украине
Также «провайдеры», не подпадающие под юрисдикцию Украины или государства-члена Европейского Союза, обязаны обеспечить наличие в Украине полномочного представителя для осуществления коммуникации с Национальным советом, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким представителем может быть физическое лицо с должным образом оформленными полномочиями на представительство и (или) официальное представительство в Украине, и (или) зарегистрированное в Украине юридическое лицо, более чем на 50% принадлежит такому провайдеру.
Отмечается, что пользователи, считающие, что «провайдер» нарушил их права или законные интересы, предусмотренные настоящим Законом, имеют право обратиться с жалобой к самому провайдеру, его представителю, Национальному совету и/или в суд.
Какие санкции могут применяться к Telegram и другим сервисам
Из-за отсутствия у Национального совета сведений о представителе в Украине провайдера платформы общего доступа, а также непредоставлении провайдером (его представителем) информации, документов по запросу Национального совета в установленный срок, являются основаниями для признания структуры собственности такого провайдера непрозрачной.
В таком случае законопроект предполагает, что это медиа запрещено использовать государственным органам и должностным лицам. Кроме того, «непрозрачные медиа» не могут использовать для распространения информации банки и другие финансовые и платежные организации.
За значительные нарушения для провайдеров платформ совместного доступа, распространяющих видеоконтент, предусмотрен штраф в размере от 5 до 25 минимальных заработных плат в день совершения нарушения.
Кроме того, Национальный совет может обратиться к платформе совместного доступа к видео с просьбой ограничить доступ к таким программам на территории Украины.
Отмечается, что в Украине на платформах совместного доступа к видео, через которые распространяется массовая информация, ограничивается доступ программ иностранных линейных медиа, распространение которых на территории Украины ограничивается в соответствии с требованиями статьи 121 настоящего Закона.
Социальные сети и искусственный интеллект формируют глобальные нарративы о войне в Украине. Как их используют украинцы и россияне — аналитика от Foreign Policy
В преддверии вторжения россии в Украину социальные медиа служили полем битвы для государств и негосударственных деятелей, чтобы распространять конкурирующие нарративы о войне и изображать текущий конфликт в своих собственных интересах. Издание Foreign Policy опубликовало большой аналитический материал, как украинцы и россияне используют социальные сети, чтобы давать информацию о войне. Приводим его адаптированный перевод.
Telegram 19 июня запустил Premium подписку. Сколько она будет стоить, какие новые функции получит подписчик
Telegram 19 июня запустил Premium подписку. Она открывает доступ к дополнительным функциям мессенджера. Пользователи платной версии смогут загружать файлы до 4 ГБ и скачивать их на максимальной скорости, использовать дополнительные инструменты для управления чатами и автоматически трансформировать голосовые сообщения в текст.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале