💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

От бумажного дизайна к сотрудничеству с правительствами стран. Как украинский разработчик запускает «мировые Prozorro»

Павел Бородай и его компания uStudio работают в редкой для украинской IT среде продуктового публичного сектора или «government technology». Недавно мы писали о том, что Павел и его команда отвечают за техническую составляющую DREAM — новой платформы для восстановления Украины. Но и разработка ряда площадок Prozorro — это работа Бородая и его компании. Созданием MTender, системы электронных закупок в Молдове, по сути своей во многом имплементирующей принципы и логику Prozorro, также занимался украинец. Такой же проект Павел с командой имеет и в Литве и других странах. Мы связались с разработчиком и поговорили об уникальной IT-нише, мировом турне по странам ради новых знаний и смысле диджитализации в разных странах.

Оставить комментарий
От бумажного дизайна к сотрудничеству с правительствами стран. Как украинский разработчик запускает «мировые Prozorro»

Павел Бородай и его компания uStudio работают в редкой для украинской IT среде продуктового публичного сектора или «government technology». Недавно мы писали о том, что Павел и его команда отвечают за техническую составляющую DREAM — новой платформы для восстановления Украины. Но и разработка ряда площадок Prozorro — это работа Бородая и его компании. Созданием MTender, системы электронных закупок в Молдове, по сути своей во многом имплементирующей принципы и логику Prozorro, также занимался украинец. Такой же проект Павел с командой имеет и в Литве и других странах. Мы связались с разработчиком и поговорили об уникальной IT-нише, мировом турне по странам ради новых знаний и смысле диджитализации в разных странах.

«Не хотел иметь дело с математикой вообще»

«Я в IT с 2002-го года, а именно в бизнес-плоскости — с 2004-го», — рассказывает Павел Бородай. Его компания uStudio существует с 2008 года. Павел окончил факультет автоматизации информационных систем Международного Соломонового университета (МСУ), который сам называет «не очень популярным». Дело в том, что после школы будущему айтишнику не хотелось иметь дело с математикой вообще.

«Ходил на подготовительные курсы при КПИ и планировал поступить в этот университет. И так „насмотрелся“ на все это, что мне стало плохо, что проведу здесь 5 лет жизни. Что ничего, кроме лекций, не будет видно».

Фото — Павел Бородай

Поэтому Павел подал документы в Киево-Могилянскую академию, сдал тесты и получил проходной балл на направление «политология». Это то, что ему казалось интересным по гуманитарным наукам. Но отгуляв лето, будущий айтишник задался вопросом, действительно ли он хочет быть гуманитарием. Понял, что нет. И единственным университетом, готовым принять документы юноши в августе оказался именно МСУ. Будущий разработчик с легкостью поступил в новый вуз. В Международном Соломоновом университете Павел учился с 2000 года, а через 2 года (на втором курсе) уже начал зарабатывать как айтишник.

«Все начиналось с бумажного дизайна. При том что я не могу ничего нарисовать руками, мне удавалось создавать композиции с помощью компьютера. За это даже начали платить.

Будущий разработчик имел несколько подобных подработок по дизайну. Павел рассказывает, что работал по найму только раз в жизни: в 2001 году, в туристическом агентстве. Разрабатывал макеты флаеров и другой популярной в то время бумажной продукции. В какой-то момент на Павла начали выходить конкуренты работодателя и предлагать $5 за макет (значительные средства в начале 2000-х — ред.).

Занимавшись дизайном рек, будущий айтишник, понял, что это перестало быть интересным — задачи были одни и те же. Так что вместе с братом, который учился с Павлом на одном курсе, переключился на создание сайтов.

Фото — Павел Бородай

«Рынок создания сайтов только формировался. Мы не знали, сколько стоили наши услуги. Но тех, кто умел сверстать таблицу „не тейблами“, было мало. А мы были именно такими».

Последовали первые онлайн-заказы. Молодые люди сделали сайт турагентства, где раньше работал Павел и привлекли к работе нескольких одногруппников. Разработчик говорит, что тогда «продавал воздух», потому что мало кто понимал, зачем ему нужен сайт.

«Кроме продаж я отвечал за визуальную часть — определял, как должен выглядеть продукт. Хотя он был очень прост, это были мои первые шаги как Product Owner. В 2004-м зарегистрировали ФЛП. Уже тогда мы представлялись как uStudio. Что это значит никто не знает, исторически так сложилось (улыбается). Хотя мы уже давно никакая не студия».

«В 25 я разговаривал с топом, старшим на 10 лет и управляющим тысячей людей. Что он не знает?

Павел рассказывает, что uStudio начинала работать как сервисная компания, которая со временем превратилась в продуктовую.

«Мы никогда не были аутсорс-компанией: когда заказы в условной Америке, а разработка здесь. Все, что мы делали, было в Украине. У нас все было „in house“, мы не „аутсорсили“ людей».

Из-за подобного подхода было много проблем, вспоминает Павел прошлое компании, поскольку «наступать на грабли» пришлось параллельно с процессом развития. Однако uStudio не стояла на месте. Одним из ее знаковых клиентов стала фармацевтическая компания «Дарница».

«Мне было 25 и я разговариваю с топом, который старше 10 лет и руководит тысячей людей. Что он не знает? Но тогда удалось донести „Дарнице“, зачем им сайт. Это было в 2007–2008 годах».

Параллельно с веб-разработкой uStudio развивала направление графического дизайна. Благодаря последнему удалось сотрудничать с представительством ООН в Украине в течение 7 лет. Вышли на них благодаря социальному капиталу, через знакомых знакомых, говорит Павел. Украинская компания создавала для международной организации годовые отчеты, презентации и т. д.

«Просто прийти в ООН невозможно. Был процесс. Так мы получили первый опыт участия в тендерах».

Как происходило сотрудничество? Вот, например, ООН нужен годовой отчет. Поэтому все желающие должны были бесплатно сделать пять вариантов обложек. А организация уже выберет лучшего. И пока другие агентства могли пренебрегать подобными условиями, uStudio бралась за них.

В 2008-м случился мировой экономический кризис, догнавший Украину в 2009-м. Тогда дизайнерам и программистам перестали платить сразу после строителей и все остановилось, вспоминает Павел. Однако появилась новая история — много малого бизнеса из офлайн перешло в онлайн.

«Мы сделали продуктовое решение, эдакую „коробочку“. За 2 недели и $5000 вы могли открыть интернет-магазин и получить от нас его техподдержку. В общем, это скучная штука, без творчества. Но она помогла нам „ровно“ пройти сложный экономический период. К тому же стало ясно, что это процесс и ценность продукта».

«Со стартап-девелоперов в Nike и с полосе, мы одели галстуки и начали ходить по министерствам»

После экономического кризиса в компании поняли, что не хотят заниматься сервисом. Во-первых, к тому времени уже было много желающих работать в этом направлении. Во-вторых, хотелось развитию и новых возможностей. В тот момент к uStudio обратились заказчики, захотевшие запустить стартап.

«Они сказали, что имеют только идею и деньги. Мы совершили свою часть работы, но стартап провалился. Однако мы так сошлись, что они к нам пришли с новой суммой денег. И вот этот проект состоялся».

Так, в 2010-11 годах компания Павла присоединилась к созданию одного из первых в Украине агрегаторов автострахования под названием «Жираф». Это как Hotline Finance, но за 8 лет до Hotline Finance, проводит аналогию собеседник.

Однако в то время не было электронного полиса, поэтому проект оказался несколько поспешным. Хотя просто сидеть с классной идеей тоже не было смысла, объясняет Павел. Опыт работы со столь идейными людьми привел разработчика и его компанию в сектор government technology.

«В 2013–14 годах такими идейными людьми стали те, кто захотел менять государство. Например, Дмитрий Шимкив, тогдашний глава Microsoft Украина, на Майдане лопатой снег убирал. Таких людей из бизнеса было очень много».

Тогда была гипотеза, что работать с государством — это самоубийство, вспоминает Павел. Айтишник попал в комьюнити, стремившееся изменить Украину изнутри. Идеи были разные: от диджитализации налоговой до электронного управления. Однако реформы требовались и хотелось их делать «здесь и сейчас». В какой-то момент появилась идея об изменениях государственных (публичных) закупок.

«Лопать купить — это теперь суперсекретная информация!» Интервью с экс-CEO Prozorro Василием Задворным. Как изменилась система
«Лопать купить — это теперь суперсекретная информация!» Интервью с экс-CEO Prozorro Василием Задворным. Как изменилась система
По теме
«Лопать купить — это теперь суперсекретная информация!» Интервью с экс-CEO Prozorro Василием Задворным. Как изменилась система

«Как потом выяснилось, до реформы это действительно была клоака. Если публичные закупки больны, то и все государство больно. Это важная институциональная вещь».

Так через несколько лет появилась электронная система закупок, в дальнейшем известная как Prozorro. uStudio работала именно с разработкой площадок системы. Через решения компании прошли десятки площадок с разным уровнем успеваемости: кто-то заходил и уходил, кто-то работает и по сей день.

Работая с Prozorro, uStudio всегда была внутри процессов. Это были полностью некоммерческие условия сотрудничества, говорит Павел. uStudio могла позволить себе инвестировать время в развитие Украины, живя на денежные средства от коммерческих проектов.

Фото — Павел Бородай

«В общем, система делалась „на коленках“, за копеечные деньги полуволонтерами, но меня как гражданина и энтузиаста это очень драйвило», — говорит собеседник.

«Со стартап-девелоперов в Nike и со смузи, мы надели галстуки и начали ходить по министерствам. Это было сложное решение, которое легко далось. Имея (и продолжая накапливать) доменный опыт и понимание того, как те или иные процессы и инструменты работают в мире, мы и сегодня сотрудничаем с ДП „Прозорро“ на добровольных началах».

Например, помогая с формированием концептуального видения развития системы или реализации ее отдельных частей. Сейчас uStudio является частью рабочей группы, «чеканящей» дефиницию и понимание концепции электронного контрактинга. Очень важно, чтобы в украинской системе закупок электронный контракт был реализован не просто как PDF-файл, а как диджитализованный бизнес-процесс, приводящий к его формированию, говорит Павел.

Возвращаясь к началу работы с госсектором: начальная работа над Prozorro продолжалась несколько лет, за которые создали систему и запланированное изменение в публичных закупках произошло. Павел называет свой опыт участия в государственном проекте «суперположительным».

У Prozorro новый директор – Николай Ткаченко. Ранее он отвечал за IT-продукты «Киевстар»
У Prozorro новый директор — Николай Ткаченко. Ранее он отвечал за IT-продукты «Киевстар»
По теме
У Prozorro новый директор — Николай Ткаченко. Ранее он отвечал за IT-продукты «Киевстар»

«Мы захотели сделать «Prozorro для мира“»

После этого разработчик задумался, существует ли подобная проблема относительно публичных закупок в других странах. Оказалось, что да. Павел захотел заняться этим направлением. Тем более что подобный опыт он уже имел в Украине. Ему удалось выйти на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который в частности помогает развивающимся странам с внедрением реформ.

«Мы захотели сделать „Prozorro для мира“ и в какой-то момент „пришли“ с этим в ЕБРР. Нас выслушали и ответили, что если мы действительно найдем путь реализации подобной идеи, то спрос будет огромным. Из 40 стран их портфеля почти везде так или иначе существовала проблема в сфере закупок: от процедур „на бумаге“ до существующих, но технологически устаревших решений».

Отдельные интересные кейсы — реально эффективные системы управления закупками + стремление правительства страны развиваться и улучшаться, рассказал Павел. ЕБРР поверил в uStudio. Но профессиональных айтишников в мире много, поэтому единственная возможность для украинской компании заключалась в том, чтобы стать экспертом в домене публичных закупок.

Фото — Павел Бородай

«2015 год. Тогда началось мое с коллегами турне: от Китая в Южную Америку. Три-четыре страны в месяц. И в составе делегаций, и в качестве спикеров выступали, и отдельно летали. Мы изучали, как работает Public Finance Management, то есть система управления публичными финансами: от потребности к расходам».

Параллельно остальная часть uStudio разрабатывала продукт. Хотя государственный сектор может казаться скучным и команде и мне нравилось, было интересно, говорит Павел.

Турне дало понимание и возможность построить продукт не только с технической точки зрения, но и на базе достаточно детального понимания основ и принципов того, как именно и почему именно так функции управления публичными финансами и, в частности, логика публичных закупок выстроена и выписана на уровне глобальных документов. Таким образом, удается разговаривать с клиентом (правительствами — ред.) «на одном языке».

Фото — Павел Бородай

Разработчик объясняет, что на диджитализацию имеет смысл смотреть с точки зрения понимания функций и эффективности решения. Потому что с точки зрения решения проблем с помощью IT есть дискуссия, говорит Павел. Вспоминает, как на одном из ивентов, американский профессор, преподающий государственное управление в Университете Джорджа Вашингтона, после презентации аналитической системы в составе Prozorro прокомментировал: «Это очень красиво и эффектно, но было ли в конце концов исполнено государством своей функции? Была ли решена проблема?». Тогда это в очередной раз перевернуло видение разработчика: понимание задачи системы — это визионная вещь.

Первый зарубежный опыт Павла и uStudio состоялся в Молдове, где именно правительство страны и ЕБРР внедряли реформу публичных закупок. В сотрудничестве с Европейским банком удалось выйти на рынок страны-соседки.

«В Молдове мы начали строить систему фактически с „с нуля“, имея кучу „сырых“ знаний и большое желание реализовать свое видение. В октябре 2018 года запустили MTender. Она до сих пор успешно работает 5-й год».

Сегодня Молдова, как и Украина, находится в процессе адаптации локального законодательства относительно требований европейских директив. Это стратегия развития всей сферы, в том числе для системы MTender. Надеемся и дальше быть рядом и помогать в ее реализации, добавляет айтишник.

С тех пор uStudio развивает Procuriosity (такое название закрепилось за решением) как единую кодовую базу, используя ее и сегодня, имплементируя уже как отдельное самостоятельное продуктовое решение в разных странах и в разных конфигурациях.

Так, последние два года компания Павла работает над имплементацией закупочного решения на базе Procuriosity в Литве, предварительно выиграв открытый публичный тендер, объявляемый Агентством по публичным закупкам страны. Строят не с нуля, ведь используют свой продукт. Когда украинец впервые увидел тамошнюю систему, это казалось определенным ужасом — она довольно устарела и, казалось, «едва работала».

Украинские разработчики пообещали это изменить, что литовцы предложили сначала сфокусироваться на методологии и принципах построения процессов будущей системы. Довольно быстро стало ясно, что тот первый взгляд на задачу, традиционную для «айтишника» — чисто в техническом аспекте, был поверхностным.

«Тогда, два года назад, я думал, что я уже знаю о закупках почти все. Сегодня мы еженедельно узнаем что-то новое от литовских коллег о методологической базе решения и его логике: это как мелочи, но они, например, влияют на механизмы и логику определения экономической целесообразности, что является ключевым вопросом в домене».

Их понимание, в том числе и на уровне проектирования и внедрения технологических решений для правительства, чрезвычайно важно и собственно само понимание таких вещей и делает экспертов экспертами, объясняет Павел.

Фото — Павел Бородай

Во многих развивающихся странах, в том числе и в Украине, при заключении публичных контрактов обычно ориентируются преимущественно на цену (за небольшим процентом исключений). В Европе, например, фокус на неценовые критерии и методологии, основанные на качестве и стоимости жизненных циклов. Теперь подумайте, как измерять место Украины на диджитал-карте? И опять же — это не критика. Это попытка объективно оценивать себя и видеть возможности развития. Классные IT — это не цель, это средство, констатирует собеседник.

Сколько можно зарабатывать на схожих проектах? Павел рассказывает, что международные финансовые организации работают по так называемым консультационным контрактам. За них и платят деньги. Они не нанимают подряд и не покупают продукт. Сейчас uStudio имеет статус аккредитованного консультанта ЕБРР и в качестве консультанта принимает участие в тех или иных проектах Банка.

«Это не всегда работа над софтом. Например, мы работали с ЕБРР в Албании только как консультанты по закупкам. Работа длилась полгода. В свое время так было и в Грузии. Все это работа по контракту».

Проекты, связанные с участием в реформах, это бизнес. Павел говорит, что они «не суперприбыльны, но даже реинвестируя часть такой прибыли в развитие продукта и его адаптации для конкретного кейса в рамках реформы, в ноль можно выйти». Здесь больше история об опыте, развитии в нише и нетворкинге, который потом можно монетизировать.

Фото — Команда uStudio

«Что касается проектов внедрения продуктов для публичного сектора на коммерческой основе — здесь никаких особенностей или отличий от традиционного продуктового бизнеса: roI, маржинальность — все на месте», — добавляет Павел.

Сегодня в uStudio пока нет коммерческих проектов в Украине из-за полномасштабного вторжения. Но физически компания и большинство ее сотрудников находятся именно в стране. На сегодняшний день в uStudio работает около 40 специалистов. При этом средняя продолжительность работы у компании около 7 лет, говорит Павел. За это разработчик благодарен команде, находящей мотивацию работать в необычной продуктовой нише.

«Когда строишь продукт, ты играешь в долгую. Понятно, что деньги нужно считать, можно даже идти в минус, но контролируемый (улыбается). Если ваш продукт кому-нибудь нужен, то деньги точно будут. Мы сейчас внутри реализации продуктового пути. Параллельно пробуем заходить в разные страны и рассчитываем, что с нами будут говорить через наш опыт. Говорят… Но у нас есть еще над чем много работать».

«Условный дедушка из Польши сможет увидеть на что тратят его налоги». Как создатели Prozorro запустили новую платформу для восстановления Украины
«Условный дедушка из Польши сможет увидеть, на что тратят его налоги». Как создатели Prozorro запустили новую платформу для восстановления Украины
По теме
«Условный дедушка из Польши сможет увидеть, на что тратят его налоги». Как создатели Prozorro запустили новую платформу для восстановления Украины
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
На благотворительном онлайн-аукционе продадуть дорожный знак «Нах*й, знов нах*й і до росії нах*й». Стартовая цена 50 000 грн
На благотворительном онлайн-аукционе продадуть дорожный знак «Нах*й, знов нах*й і до росії нах*й». Стартовая цена 50 000 грн
На благотворительном онлайн-аукционе продадуть дорожный знак «Нах*й, знов нах*й і до росії нах*й». Стартовая цена 50 000 грн
Одна из аукционных площадок «Прозорро.Продажі» запускает онлайн платформу «Один одному» для помощи бизнесу
Одна из аукционных площадок «Прозорро.Продажі» запускает онлайн платформу «Один одному» для помощи бизнесу
Одна из аукционных площадок «Прозорро.Продажі» запускает онлайн платформу «Один одному» для помощи бизнесу
48% украинских предприятий продолжают работать — опрос Prozorro
48% украинских предприятий продолжают работать — опрос Prozorro
48% украинских предприятий продолжают работать — опрос Prozorro
Prozorro выплатила «белым» хакерам 234 000 грн за поиск багов. Какие уязвимости нашли в системе
Prozorro выплатила «белым» хакерам 234 000 грн за поиск багов. Какие уязвимости нашли в системе
Prozorro выплатила «белым» хакерам 234 000 грн за поиск багов. Какие уязвимости нашли в системе

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.