💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаИстории
21 июля 2023, 08:27
2023-07-21
От бумажного дизайна к сотрудничеству с правительствами стран. Как украинский разработчик запускает «мировые Prozorro»
Павел Бородай и его компания uStudio работают в редкой для украинской IT среде продуктового публичного сектора или «government technology». Недавно мы писали о том, что Павел и его команда отвечают за техническую составляющую DREAM — новой платформы для восстановления Украины. Но и разработка ряда площадок Prozorro — это работа Бородая и его компании. Созданием MTender, системы электронных закупок в Молдове, по сути своей во многом имплементирующей принципы и логику Prozorro, также занимался украинец. Такой же проект Павел с командой имеет и в Литве и других странах. Мы связались с разработчиком и поговорили об уникальной IT-нише, мировом турне по странам ради новых знаний и смысле диджитализации в разных странах.
«Я в IT с 2002-го года, а именно в бизнес-плоскости — с 2004-го», — рассказывает Павел Бородай. Его компания uStudio существует с 2008 года. Павел окончил факультет автоматизации информационных систем Международного Соломонового университета (МСУ), который сам называет «не очень популярным». Дело в том, что после школы будущему айтишнику не хотелось иметь дело с математикой вообще.
Поэтому Павел подал документы в Киево-Могилянскую академию, сдал тесты и получил проходной балл на направление «политология». Это то, что ему казалось интересным по гуманитарным наукам. Но отгуляв лето, будущий айтишник задался вопросом, действительно ли он хочет быть гуманитарием. Понял, что нет. И единственным университетом, готовым принять документы юноши в августе оказался именно МСУ. Будущий разработчик с легкостью поступил в новый вуз. В Международном Соломоновом университете Павел учился с 2000 года, а через 2 года (на втором курсе) уже начал зарабатывать как айтишник.
Будущий разработчик имел несколько подобных подработок по дизайну. Павел рассказывает, что работал по найму только раз в жизни: в 2001 году, в туристическом агентстве. Разрабатывал макеты флаеров и другой популярной в то время бумажной продукции. В какой-то момент на Павла начали выходить конкуренты работодателя и предлагать $5 за макет (значительные средства в начале 2000-х — ред.).
Занимавшись дизайном рек, будущий айтишник, понял, что это перестало быть интересным — задачи были одни и те же. Так что вместе с братом, который учился с Павлом на одном курсе, переключился на создание сайтов.
Последовали первые онлайн-заказы. Молодые люди сделали сайт турагентства, где раньше работал Павел и привлекли к работе нескольких одногруппников. Разработчик говорит, что тогда «продавал воздух», потому что мало кто понимал, зачем ему нужен сайт.
«В 25 я разговаривал с топом, старшим на 10 лет и управляющим тысячей людей. Что он не знает?
Павел рассказывает, что uStudio начинала работать как сервисная компания, которая со временем превратилась в продуктовую.
Из-за подобного подхода было много проблем, вспоминает Павел прошлое компании, поскольку «наступать на грабли» пришлось параллельно с процессом развития. Однако uStudio не стояла на месте. Одним из ее знаковых клиентов стала фармацевтическая компания «Дарница».
Параллельно с веб-разработкой uStudio развивала направление графического дизайна. Благодаря последнему удалось сотрудничать с представительством ООН в Украине в течение 7 лет. Вышли на них благодаря социальному капиталу, через знакомых знакомых, говорит Павел. Украинская компания создавала для международной организации годовые отчеты, презентации и т. д.
Как происходило сотрудничество? Вот, например, ООН нужен годовой отчет. Поэтому все желающие должны были бесплатно сделать пять вариантов обложек. А организация уже выберет лучшего. И пока другие агентства могли пренебрегать подобными условиями, uStudio бралась за них.
В 2008-м случился мировой экономический кризис, догнавший Украину в 2009-м. Тогда дизайнерам и программистам перестали платить сразу после строителей и все остановилось, вспоминает Павел. Однако появилась новая история — много малого бизнеса из офлайн перешло в онлайн.
«Со стартап-девелоперов в Nike и с полосе, мы одели галстуки и начали ходить по министерствам»
После экономического кризиса в компании поняли, что не хотят заниматься сервисом. Во-первых, к тому времени уже было много желающих работать в этом направлении. Во-вторых, хотелось развитию и новых возможностей. В тот момент к uStudio обратились заказчики, захотевшие запустить стартап.
Так, в 2010-11 годах компания Павла присоединилась к созданию одного из первых в Украине агрегаторов автострахования под названием «Жираф». Это как Hotline Finance, но за 8 лет до Hotline Finance, проводит аналогию собеседник.
Однако в то время не было электронного полиса, поэтому проект оказался несколько поспешным. Хотя просто сидеть с классной идеей тоже не было смысла, объясняет Павел. Опыт работы со столь идейными людьми привел разработчика и его компанию в сектор government technology.
Тогда была гипотеза, что работать с государством — это самоубийство, вспоминает Павел. Айтишник попал в комьюнити, стремившееся изменить Украину изнутри. Идеи были разные: от диджитализации налоговой до электронного управления. Однако реформы требовались и хотелось их делать «здесь и сейчас». В какой-то момент появилась идея об изменениях государственных (публичных) закупок.
Так через несколько лет появилась электронная система закупок, в дальнейшем известная как Prozorro. uStudio работала именно с разработкой площадок системы. Через решения компании прошли десятки площадок с разным уровнем успеваемости: кто-то заходил и уходил, кто-то работает и по сей день.
Работая с Prozorro, uStudio всегда была внутри процессов. Это были полностью некоммерческие условия сотрудничества, говорит Павел. uStudio могла позволить себе инвестировать время в развитие Украины, живя на денежные средства от коммерческих проектов.
«В общем, система делалась „на коленках“, за копеечные деньги полуволонтерами, но меня как гражданина и энтузиаста это очень драйвило», — говорит собеседник.
Например, помогая с формированием концептуального видения развития системы или реализации ее отдельных частей. Сейчас uStudio является частью рабочей группы, «чеканящей» дефиницию и понимание концепции электронного контрактинга. Очень важно, чтобы в украинской системе закупок электронный контракт был реализован не просто как PDF-файл, а как диджитализованный бизнес-процесс, приводящий к его формированию, говорит Павел.
Возвращаясь к началу работы с госсектором: начальная работа над Prozorro продолжалась несколько лет, за которые создали систему и запланированное изменение в публичных закупках произошло. Павел называет свой опыт участия в государственном проекте «суперположительным».
«Мы захотели сделать «Prozorro для мира“»
После этого разработчик задумался, существует ли подобная проблема относительно публичных закупок в других странах. Оказалось, что да. Павел захотел заняться этим направлением. Тем более что подобный опыт он уже имел в Украине. Ему удалось выйти на Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который в частности помогает развивающимся странам с внедрением реформ.
Отдельные интересные кейсы — реально эффективные системы управления закупками + стремление правительства страны развиваться и улучшаться, рассказал Павел. ЕБРР поверил в uStudio. Но профессиональных айтишников в мире много, поэтому единственная возможность для украинской компании заключалась в том, чтобы стать экспертом в домене публичных закупок.
Параллельно остальная часть uStudio разрабатывала продукт. Хотя государственный сектор может казаться скучным и команде и мне нравилось, было интересно, говорит Павел.
Турне дало понимание и возможность построить продукт не только с технической точки зрения, но и на базе достаточно детального понимания основ и принципов того, как именно и почему именно так функции управления публичными финансами и, в частности, логика публичных закупок выстроена и выписана на уровне глобальных документов. Таким образом, удается разговаривать с клиентом (правительствами — ред.) «на одном языке».
Разработчик объясняет, что на диджитализацию имеет смысл смотреть с точки зрения понимания функций и эффективности решения. Потому что с точки зрения решения проблем с помощью IT есть дискуссия, говорит Павел. Вспоминает, как на одном из ивентов, американский профессор, преподающий государственное управление в Университете Джорджа Вашингтона, после презентации аналитической системы в составе Prozorro прокомментировал: «Это очень красиво и эффектно, но было ли в конце концов исполнено государством своей функции? Была ли решена проблема?». Тогда это в очередной раз перевернуло видение разработчика: понимание задачи системы — это визионная вещь.
Первый зарубежный опыт Павла и uStudio состоялся в Молдове, где именно правительство страны и ЕБРР внедряли реформу публичных закупок. В сотрудничестве с Европейским банком удалось выйти на рынок страны-соседки.
Сегодня Молдова, как и Украина, находится в процессе адаптации локального законодательства относительно требований европейских директив. Это стратегия развития всей сферы, в том числе для системы MTender. Надеемся и дальше быть рядом и помогать в ее реализации, добавляет айтишник.
С тех пор uStudio развивает Procuriosity (такое название закрепилось за решением) как единую кодовую базу, используя ее и сегодня, имплементируя уже как отдельное самостоятельное продуктовое решение в разных странах и в разных конфигурациях.
Так, последние два года компания Павла работает над имплементацией закупочного решения на базе Procuriosity в Литве, предварительно выиграв открытый публичный тендер, объявляемый Агентством по публичным закупкам страны. Строят не с нуля, ведь используют свой продукт. Когда украинец впервые увидел тамошнюю систему, это казалось определенным ужасом — она довольно устарела и, казалось, «едва работала».
Украинские разработчики пообещали это изменить, что литовцы предложили сначала сфокусироваться на методологии и принципах построения процессов будущей системы. Довольно быстро стало ясно, что тот первый взгляд на задачу, традиционную для «айтишника» — чисто в техническом аспекте, был поверхностным.
Их понимание, в том числе и на уровне проектирования и внедрения технологических решений для правительства, чрезвычайно важно и собственно само понимание таких вещей и делает экспертов экспертами, объясняет Павел.
Во многих развивающихся странах, в том числе и в Украине, при заключении публичных контрактов обычно ориентируются преимущественно на цену (за небольшим процентом исключений). В Европе, например, фокус на неценовые критерии и методологии, основанные на качестве и стоимости жизненных циклов. Теперь подумайте, как измерять место Украины на диджитал-карте? И опять же — это не критика. Это попытка объективно оценивать себя и видеть возможности развития. Классные IT — это не цель, это средство, констатирует собеседник.
Сколько можно зарабатывать на схожих проектах? Павел рассказывает, что международные финансовые организации работают по так называемым консультационным контрактам. За них и платят деньги. Они не нанимают подряд и не покупают продукт. Сейчас uStudio имеет статус аккредитованного консультанта ЕБРР и в качестве консультанта принимает участие в тех или иных проектах Банка.
Проекты, связанные с участием в реформах, это бизнес. Павел говорит, что они «не суперприбыльны, но даже реинвестируя часть такой прибыли в развитие продукта и его адаптации для конкретного кейса в рамках реформы, в ноль можно выйти». Здесь больше история об опыте, развитии в нише и нетворкинге, который потом можно монетизировать.
Сегодня в uStudio пока нет коммерческих проектов в Украине из-за полномасштабного вторжения. Но физически компания и большинство ее сотрудников находятся именно в стране. На сегодняшний день в uStudio работает около 40 специалистов. При этом средняя продолжительность работы у компании около 7 лет, говорит Павел. За это разработчик благодарен команде, находящей мотивацию работать в необычной продуктовой нише.
«Когда строишь продукт, ты играешь в долгую. Понятно, что деньги нужно считать, можно даже идти в минус, но контролируемый (улыбается). Если ваш продукт кому-нибудь нужен, то деньги точно будут. Мы сейчас внутри реализации продуктового пути. Параллельно пробуем заходить в разные страны и рассчитываем, что с нами будут говорить через наш опыт. Говорят… Но у нас есть еще над чем много работать».
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).