💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Олексій ДзюбаИстории
15 октября 2022, 11:55
2022-10-15
«Все начиналось с 5 конструкторов и 1 ноутбука». Репортаж с ивано-франковского робоклуба, где детей с 5 лет обучают IT
RoboclubIF — резиденты Ивано-Франковского инновационного центра «Промприбор.Реновация». Это место, где дети от 5 лет изучают основы IT, программирования и робототехники. Наш журналист посетил гости технологического клуба и пообщался с его руководительницами — Ириной Молинской и Еленой Манив-Головецкой. Еще раз публикуем текст от 14 октября, в котором рассказываем и показываем, чем живет сегодня робоцентр.
«Образовательному пространству RoboclubIF более 6-ти лет. Идея его создания появилась в 2014 году — тогда с востока к нам в регион переехало много детей. Вместе с ними переехали активные люди, которые начали размышлять над тем, как полезно занять и одновременно адаптировать в местную среду детей. Так возникла идея создания клуба роботехники», — начинает рассказ Елена Манив-Головецкая, юрист по образованию, работавшая по специальности, но решившая изменить ее на сферу неформального образования.
Ее коллега, Ирина Молинская, имеет инженерное образование и опыт работы координатором местного IT-кластера. Девушки развивают социальное предпринимательство также с позиции материнства, так как воспитывают своих сыновей и на практике знают, что нужно современным подросткам.
Сначала клуб работал исключительно на волонтерских началах. А места искали везде, где могли: в школах, библиотеках, хабах. «Все начиналось с 5 конструкторов, 1 ноутбука и большого количества волонтеров», — вспоминает Елена.
Учеников становилось все больше, поэтому возникла идея обрести стационарное помещение, обустроить удобные учебные классы и увеличить количество техники. В 2018–2019 годах робоклуб превратился из волонтерства в социальное предпринимательство.
«За годы существования у нас появилось немало наработок, методик и авторских уникальных курсов. Увеличился коллектив. Сегодня RoboClubIF — это уникальное пространство начального IT-образования для детей и подростков. Также наш клуб работает как открытая среда, где могут себя реализовать креативные взрослые люди, которые всегда мечтали проявить себя в работе с детьми», — говорит Елена.
За более чем 6 лет работы через все курсы клуба прошло более 1 000 детей. В прошлом году у RoboclubIF было около 250 учеников: 120 учились непосредственно на территории «Промприбора», где расположен клуб, других учили, организуя выездные занятия по договоренности с частными образовательными учреждениями города. Старшим выпускникам клуба сегодня 15 лет.
IT-образование для детей
Основная цель и ценность RoboclubIF — это равный доступ к IT-образованию для всех детей. Кроме этого, в клубе занимаются созданием безопасных условий и расширения образовательных границ Ивано-Франковска.
Сегодня у клуба есть 5-летняя базовая программа по робототехнике и программированию для детей от 5 до 12 лет. Для обучения используют конструкторы разного уровня сложности. Но этим возрастом учебы в клубе не ограничиваются.
Почему принимают детей именно с 5 лет? В клубе объясняют это тем, что программирование — история о причинно-следственных связях. Поэтому до 5 лет ребенку сложно объяснить, как работает такая сфера. К тому же для детей младше 5 лет практически нет конструкторов, добавляет Ирина.
Для обучения используют интуитивно понятные для детей блочные визуальные среды программирования: чем дальше, тем больше блоков появляется. Таким образом, причинно-следственные связи усложняются и разветвляются в соответствии с условиями, которые выбирает ученик, создавая программу.
Уроки построены таким образом, чтобы ребенок смог дома продолжить создание собственного продукта.
Еще один важный курс касается 3D-печати. «С 12 лет дети знакомятся и учатся пользоваться 3D-принтером. Сначала изучают моделирование и через год обучения печатают созданные ими модели», — говорит Елена Манив-Головецкая.
Дети учатся делая и делая учатся, говорят в RoboClubIF. «Обучение проходит в игровой форме, иногда дети даже не понимают, что вот так незаметно многое изучили», — рассказывает Ирина.
Помимо практической цели, юные айтишники узнают много нового о мире вокруг себя. «В календарном плане обучение есть, например, конструкция дельфина. Составляя и программируя которую, дети изучают эхолокацию, жизнь млекопитающих и т. д.», — объясняет Елена.
Другое важное условие развития — не ругать из-за ошибок. «У нас есть специальная наклейка — Bug Hunter, то есть охотник за ошибками, она означает: «Ты крут, если допустил ошибку, нашел ее и исправил», — добавляет Ирина.
Кто преподает юным айтишникам
Относительно преподавателей в клубе, сначала ими были учителя информатики, физики и математики. Впоследствии оказалось, что таким специалистам государственной системы образования трудно находить подход в более непринужденной и творческой атмосфере. С клубом остались только те, кто расширяет свои взгляды на образование и готов к постоянному внедрению чего-нибудь нового.
У клуба был курс программирования, где дети создавали мобильное приложение. Работала модульная система: создавали дизайн — затем программирование — маркетинг. В конце из IT-компании приходила HR, рассказывающая о работе в команде и Project Management.
В клубе организовывали разные курсы для детей, среди них Java, Python, Unity. Но сегодня стало труднее найти айтишника, который мог бы полноценно преподавать. Поэтому пока RoboclubIF по курсам для старших детей сосредоточился на 2D-анимации и 3D печати.
Из года в год пул преподавателей меняется, но у каждого из них есть творческий подход и желание учить детей, делиться с ними своим опытом, это миссия учителей, говорят основательницы.
Какие еще есть проекты
Один из крупнейших проектов клуба создан для детей, которые вынуждены были бежать от полномасштабной войны. Основательницы говорят, что во Франковске есть дети ВПЛ (внутренне перемещенные лица — ред.) практически из каждого региона Украины: Харьковщина, Запорожье, Мариуполь, Николаев, Киев, Одесса и другие.
Проект касается изучения прикладной физики и математики через призму создания своими руками инженерных конструкций из подручных материалов. Он является частью крупного проекта «ФранКоло».
В течение одного из опытов изготовили зоотроп — устройство для создания иллюзии движения от быстрой последовательной смены статических изображений. К тому же, например, узнали, что такое давление и принцип работы гидравлики, собирали электрическую цепь и разбирались с параллельным способом соединения и направлением тока.
Также из важных проектов в этом году — «Образовательный HUB в RoboclubIF». По сути это бесплатное репетиторство, а также возможность дистанционного обучения при необходимости.
К проекту приглашены специалисты, которые помогут подтянуть украинский язык, объяснить сложную тему по физике, математике или информатике, проявить свои ораторские способности и знания в дискуссионном клубе в рамках курса для старшеклассников по основам гражданского образования, узнать основы кибербезопасности или вообще — вот что можно получить благодаря программе.
В течение каникул клуб работает в формате дневных лагерей. В ходе их к изучению IT добавляются творческие занятия и физические активности.
Основательницы рассказывают о реализации проекта для детей с нарушениями слуха.
«Однажды в кругу дружеских посиделок мы начали обсуждать инклюзивное образование и вообще возможности и доступ детей с особыми образовательными потребностями к внешкольному образованию, кружкам. Моя близкая подруга сама из семьи глухонемых, именно она рассказала мне об отсутствии кружков для таких детей. Обсудив проблему с командой, мы поняли, что именно начальное IT образование, базовые навыки программирования и робототехники могут стать хорошей отправной точкой при выборе будущей профессии для детей с нарушениями слуха. Так возникла идея адаптировать для них наши курсы», — говорит Елена.
В течение нескольких месяцев, учитывая советы специалистов, мы адаптировали программы и обучали преподавателей, владевших языком жестов, робототехники и программирования. На наши курсы мы позвали детей с разной степенью нарушения слуха, от 7 до 13 лет. Некоторые из них общались только на языке жестов.
Этот невероятный проект мы реализовывали при поддержке грантовой программы от Urban Space 100. Результаты проекта превысили ожидания, ведь нам удалось не только создать образовательный продукт, но и объединить вокруг себя неравнодушных людей, которые совместными усилиями помогают расширять образовательные границы нашего города и области для детей с особыми образовательными потребностями, говорят Ирина и Елена.
«Мы глубоко убеждены, что своей деятельностью повышаем внимание общества города к правам каждого ребенка на свободный доступ к внешкольному образованию, а также точно знаем, что IT-образование для детей с особыми образовательными потребностями — очень перспективная сфера, они могут реализоваться в ней как крутые специалисты», — добавляет Елена.
Если вообще говорить о работе с детьми, то труднее всего работать с теми, кому исполнилось 13 лет, говорят основательницы клуба. В этот период дети «закрываются» от мира и многие вещи воспринимают «в штыки». Здесь на помощь приходит личный опыт Ирины и Елены как мамы.
Таким образом, в клубе развивают неформальное, альтернативное, современное и практическое образование.
«Мы — образовательный стартап, который верит, что образованные люди создают окружающий мир. Все, что существует, когда-то было мечтой. Поэтому вперед к мечтам», — заключают основательницы Франковского робоклуба.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Профессии в геймдеве. Кто такой левел-дизайнер и как им стать?
Мы продолжаем нашу рубрику, посвященную профессиям в геймдеве. Тема нового материала в ней — левел-дизайн. Его считают подвидом геймдизайна, но все-таки практически каждая студия хочет отдельного человека на позицию левел-дизайнера. Ведь в этой специальности хватает своих нюансов и особенностей.
Разобраться с ними всеми нам помог опытный левел-дизайнер из студии Fractured Byte Дмитрий Нестеренко. Также он ведет свой блог Game Designer Notes о геймдизайне в целом, в котором разбирает многие интересные нюансы разработки игр.