💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉
Марія БровінськаВойна
7 апреля 2023, 15:26
2023-04-07
Как россия убивает свою техиндустрию: очень большой текст про аналогов нет, крах «Яндекса» и бесперспективность «Сколково» от MTI Tecnology Rewiew
Через семь дней после вторжения в Украину Владимир Белугин собрал свои вещи и вещи своей семьи, расторг договор аренды квартиры в москве, забрал детей из детского сада и начал новую жизнь за пределами россии. Вскоре после этого он ушел в отставку с должности коммерческого директора по поиску в компании «Яндекс», российском эквиваленте Google и крупнейшей технологической компании страны. Война означала, что в россии все изменится, как для него, так и для его компании, Белугин сказал из своего нового дома на Кипре: «Вы должны принять новые правила, когда у россии вообще нет правил».
Белугин был далеко не единственным ушедшим техническим работником. Через несколько месяцев после начала вторжения из россии начался массовый отток IT-работников. Согласно правительственным данным, около 100 000 IТ-специалистов покинули россию в 2022 году, или около 10% технической рабочей силы — число, которое, скорее всего, занижено. Наряду с этим, более 1000 иностранных компаний свернули свою деятельность в стране, частично из-за самых широких санкций, когда-либо налагавшихся на большую экономику.
Прошло уже больше года с начала полномасштабного вторжения в Украину, зарегистрировано более 8300 смертей среди гражданского населения, и их количество растет. Технические работники, которые оставили все, чтобы сбежать из россии, предупреждают, что страна на пути к тому, чтобы стать деревней: отрезана от глобальной технологической индустрии, исследований, финансирования, научных обменов и критических компонентов.
Тем временем «Яндекс», один из крупнейших технологических прорывов россии, начал дробиться, продавая прибыльный бизнес «ВКонтакте» конкуренту, контролируемому государственными компаниями.
В россии технологии были одним из немногих секторов, где люди чувствовали, что могут добиться успеха благодаря заслугам, а не связям. Отрасль также сохранила дух открытости: российские предприниматели выигрывали международное финансирование и заключали соглашения по всему миру. Некоторое время кремль, казалось, тоже воспринимал эту открытость, приглашая международные компании инвестировать в рф.
Но трещины в технологической индустрии россии начали появляться задолго до войны. Более десяти лет правительство пыталось прочно контролировать российский интернет и его мощнейшие технологические компании, угрожая отрасли, когда-то обещавшей привести страну в будущее. Эксперты MIT Technology Review говорят, что война россии против Украины лишь ускорила ущерб, который уже был нанесен, еще больше подтолкнув крупнейшие технологические компании страны к изоляции и хаосу и загнав граждан в жестко контролируемый внутренний интернет, куда новости поступают из официальных правительственных источников. и свобода слова серьезно ограничена.
«Русское руководство избрало совсем другой путь развития страны», — отметил Рубен Ениколопов, доцент Барселонской школы экономики и бывший ректор Новой экономической школы россии. По его словам, изоляция стала стратегическим выбором.
Технологическая отрасль не была самой большой в россии, но она была одним из главных двигателей экономики, говорит Ениколопов. В период с 2015 по 2021 год ИТ-сектор в россии отвечал за более трети роста ВВП страны, достигнув 3,7 трлн рублей ($47,8 млрд) в 2021 году. Хотя это составляло всего 3,2% от общего ВВП, Ениколопов говорит, что поскольку индустрия технологий будет отставать, экономика россии будет стагнировать.
24 февраля 2022 года, в день начала российского вторжения в Украину, в офисе «Яндекса» из красного кирпича и стекла на юге москвы царило напряженное настроение. Анастасия Дюжарден, тогдашний руководитель контент-маркетинга «Яндекс Бизнеса», была там, как и многие другие, но она говорит, что видела мало работающих людей. В помещении для курения было в пять раз больше людей, чем обычно. В тот же день часть сотрудников покинула страну.
Когда новость о вторжении распространялась по офису, Дюжарден и ее коллег созвали на «хурал» — еженедельное собрание. Там, по ее словам, Тигран Худавердян, исполнительный директор и заместитель гендиректора «Яндекса», заверил, что компания продолжит работу.
«Яндекс» был компанией, вызвавшей гордость в россии. Она действовала по всему миру, одна часть компании была зарегистрирована в Нидерландах. Его инженеры успешно конкурировали с американскими компаниями: Яндекс захватил большую долю российского поискового рынка, чем Google, и предложил набор из 90 сервисов, доминирующих в цифровом мире россии.
Среди них была его прибыльная контент-платформа Zen и платформа агрегации новостей Yandex News, где многие россияне начинают день онлайн. Но эти информационные потоки также являлись источником ее проблем.
Через несколько недель после того, как россия вторглась в Украину, рекордные 14 млн человек ежедневно посещали «Яндекс Новости». Но вместо того, чтобы читать о гибели и разрушении мирного населения, им говорили, что российские освободители денацифицируют Украину. Около 70% информации на «Яндекс Новостях» поступало из контролируемых государством медиа-источников, проталкивающих пропаганду — результат десятилетнего подавления государством российских независимых СМИ, включая новые после вторжения законы о разрешенных медиа-источниках.
Но соответствие требованиям «Яндекса» дорого стоило. Через три недели после вторжения Худавердян попал под санкции ЕС за утаивание информации о войне от общественности и покинул свой пост. Четыре дня спустя торги акциями «Яндекса» были остановлены на Nasdaq.
В июне Аркадий Волож, генеральный директор компании в Израиле, также попал под санкции и ушел в отставку, но раньше заверил сотрудников, что компания подготовила для них экстренные средства. «Мы всегда знали, в какой стране мы живем», — вспоминает Дюжарден.
По оценкам бывших сотрудников, около трети людей покинули страну только через первые два месяца после вторжения (многие продолжают работать в компании удаленно). Дюжарден, семья которого живет в Украине, покинул россию в июне. В последний день работы за городом, в офисе с видом на москву-реку, по ее оценкам, там было всего около 10% обычного персонала.
После этих изменений «Яндекс» выносил план дистанцироваться от своих платформ новостей и контента, продав их VK. «Яндекс» приобрел службу доставки еды. Соглашение было завершено в сентябре.
Затем, спустя девять месяцев после начала вторжения, «Яндекс» объявил, что прекращает свое существование в первоначальном виде. К лету этого года компания будет разделена на две части: российскую и другую, принадлежащую бывшей материнской компании со штаб-квартирой в Нидерландах. Российскую часть, которая сохраняет контроль над основными видами деятельности компании, планируется взять на себя специальным управленческим партнерством, состоящего из трех лидеров «Яндекса» и экономиста, поддерживающего путина Алексея Кудрина.
Долгосрочные перспективы «Яндекса» сейчас хмурые, говорят бывшие сотрудники. В россии некогда прогрессивной компании придется продолжать сотрудничество с государством. За пределами страны ей тяжело строить свой бизнес. «Я считаю, что будущего нет», — говорит Белугин.
В «Яндексе» не стали комментировать эти настроения. Компания сообщила MIT Technology Review, что увеличила численность персонала, несмотря на трудный год, и превысила целевые показатели прибыли на 2022 год. Компания также заявила, что работает над расширением своего международного бизнеса.
Расширение влияния правительства
«Яндекс» является лишь последним примером в долгой истории попыток кремля взять под контроль российские технологические компании, опасаясь того, что может возникнуть по причине беспрепятственного доступа населения к информации в интернете. Эти усилия происходят с 2011 года, когда Facebook и Twitter помогли разжечь самые большие антиправительственные протесты в стране с 1990-х годов.
Некоторые из технологической промышленности присоединились к протестам, надеясь помочь поставить рф на более либеральный, демократический путь. Игорь говорит, что был одним из них. Но спустя несколько лет он отказался от протестов. «Это было безнадежно», — говорит он.
В последующие годы россия вводила все более жесткие законы, арестовывая пользователей социальных сетей за публикации, требуя доступа к данным пользователей и вводя фильтрацию контента. Это оказало давление как на западные социальные платформы, такие как Facebook, Twitter и LinkedIn (были заблокированы в россии с 2016 г.), так и на их отечественные аналоги.
ВКонтакте, который часто называют российским Facebook, был де-факто национализирован после того, как его основателя Павла Дурова вытеснили из компании в 2014 году, а кремлевские олигархи взяли под контроль, говорит Ениколопов.
По данным исследования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», основатели стартапов-единорогов покидают россию более активно, чем любую другую страну.
Российское правительство считало, что оно должно контролировать все, говорит Ениколопов: «Технические компании нельзя было оставлять в покое».
Расцвет рунета
После того, как против россии были введены международные санкции после аннексии Крыма в 2014 году, российское правительство начало продвигать идею собственного суверенного интернета, рунета.
Война с Украиной и связанные с ней санкции дали этому понятию новую жизнь.
Страна работала над заменой популярных международных сайтов отечественными версиями. Взамен Google Play и Apple AppStore ВК совместно с Минцифрой запустили отечественный магазин приложений RuStore. TikTok, Instagram и YouTube имеют самодельные аналоги, такие как Yappy, Rossgram и RuTube.
По словам Игоря, «Яндекс Новости» сыграют роль в консолидации государственного контроля над контентом, который смогут читать российские пользователи, впоследствии объединившись с другими новостными продуктами VK.
ВК не ответил на запрос о комментарии.
Контроль онлайн-контента — не единственный способ, которым россия хочет реализовать цифровой суверенитет. После введения санкций в прошлом году государство начало срочно продвигать цель построения целой автономной технологической экосистемы, которая охватывает все от услуг и финансирования до оборудования и цепочек поставок.
Российское правительство пообещало «беспрецедентное финансирование» для своей электронной отрасли, которое потенциально составит более 3,19 трлн рублей ($41,2 млрд) к 2030 году. Но развитие этого сектора будет сложной игрой в догон: даже по собственным оценкам правительства российская промышленность микросхем отстает от остального мира на 10–15 лет. По данным брюссельского аналитического центра Bruegel, до санкций россия ежегодно импортировала высокотехнологичные товары на сумму около $19 млрд, причем наибольшая доля этого импорта (66%) поступала из ЕС и США. Такие эксперты как Хели Симола, старший экономист Банка Финляндии, подсчитали, что импорт технологических товаров упал на 30% с прошлого года.
«росия не является слишком сложной экономикой во многих отношениях, а это значит, что у нее нет большого количества высокотехнологичных отраслей» — говорит Никлас Пуатье, научный сотрудник Bruegel. Во многих секторах промышленное производство резко упало».
Из-за торговых ограничений компания также потеряла доступ к продуктам ряда ведущих компаний, включая Cisco, SAP, Oracle, IBM, TSMC, Nokia, Ericsson и Samsung.
Пуатье говорит, что шаг россии к возобновлению технологического бизнеса без традиционного международного обмена является возвращением в Советский Союз.
Упадок Сколково
Задолго до вторжения в Украину российское правительство прилагало усилия для укрепления своих технологических экосистем с помощью специальных проектов. «Роснано», государственная нанотехнологическая компания, которую правительство сейчас рассматривает для ликвидации, была одной из них. Но самым значительным был центр высоких технологий «Сколково» — попытка россии воссоздать Кремниевую долину.
Даже в обычные времена такие предприятия были тяжелыми, говорит Адриен Хенни, инвестор венчурного капитала и соучредитель сайта технологической индустрии East-West Digital News.
«Были некоторые усилия, заслуживающие похвалу, — говорит Генни. Но эти усилия были ограничены коррупцией и неэффективностью — и, в общем, тем фактом, что в целом этому режиму было безразлично».
«Сколково», запущенное в 2010 году, было частью программы модернизации и инноваций тогдашнего президента Дмитрия Медведева, создавшего имидж молодого, подкованного в цифровом мире и ориентированного на Запад технократа. Расположен центр на юго-западе москвы, менее чем в 30 минутах езды от кремля. «Сколково» выглядит как роскошный технопарк в любой точке мира. Мечта заключалась в том, чтобы она стала стартовой площадкой для российских технологических предпринимателей, предлагая гранты, образование и офисные помещения.
Но руководители западных технологических компаний и венчурные капиталисты прислушивались к призыву. Руководители Google, Intel, Nokia и Siemens вошли в советы и правление «Сколково». Массачусетский технологический институт подписал соглашение о сотрудничестве, чтобы помочь создать Skoltech, привлекая споры и внимание ФБР. (MIT прекратил отношения со «Сколтехом» в феврале 2022 года после начала вторжения.)
Наряду с Медведевым был оппозиционер в Госдуме, советник президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга Илья Пономарев. Ему было поручено возглавить создание технопарков по всей стране.
«Сколково» было эволюцией этой идеи, жемчужиной этой сети», — говорит Пономарев.
В «Сколкове» Пономарев продержался недолго. В 2011 году, через год после его запуска, он стал одним из лидеров российских антиправительственных протестов и вскоре был обвинен в присвоении средств технопарка. Через четыре года, после того как он стал единственным депутатом Госдумы, который проголосовал против аннексии Крыма, государство обвинило его в растрате. Пономарев потерял доступ к своим банковским счетам и оказался в США, ему запрещено возвращаться в россию.Он считает обвинение политическим. В 2019 году он стал гражданином Украины, и теперь он сплачивает россиян, чтобы свергнуть путина, если потребуется, силой, работа, которую он и его коллеги выполняли в «Сколково» и в более широкой предпринимательской экосистеме, теперь «напрасно сделана», говорит он.
В «Сколково» растет количество успешных российских стартапов. Но после начала войны многие международные сотрудники покинули технопарк. А иностранный венчурный капитал теперь держится в стороне. В 2022 году венчурные инвестиции в российские компании упали на 57% до $1,1 млрд.
В декабре медведев объявил, что «Сколково» «переформатирует свою деятельность» в свете вызовов, вызванных санкциями. Сейчас он помогает распределить часть государственных средств, направленных на то, чтобы подтолкнуть российский технологический сектор к самодостаточности. В феврале «Сколково» попало под санкции США. Ситников и другие лидеры российских технологических кластеров, такие как Ирина Травина, глава правления ИТ-ассоциации SibAcademSoft в Новосибирске, считают, что российские компании будут продолжать процветать в россии, сотрудничая с другими рынками за пределами сферы НАТО, — в Азии, Латинской Америке и Ближнем Востоке.
Неуверенный возврат
Трудно предположить, какое будущее ждет российский технологический сектор.
С начала войны в стране прошла волна слияний и поглощений, поскольку иностранные фирмы поспешили выйти с рынка, часто продавая свои активы российским конкурентам по низким ценам. Одним из таких активов был Avito, самый популярный сайт объявлений в россии и самый большой в мире. В октябре дочерняя компания южноафриканской фирмы Naspers продала его за $2,46 млрд, что является небольшой частью его оценочной стоимости в $6 млрд, чтобы покинуть россию. Эта же дочь тоже продала свою долю во «ВКонтакте». Эти распродажи могут передать кремлю еще больший контроль за технологическим сектором.
В 2022 году российская экономика была сильнее, чем ожидалось, некоторые технологические компании, в частности «Яндекс», извлекли выгоду от ухода своих конкурентов. Но многие экономисты, технологические предприниматели и ИТ-работники считают, что эти успехи могут быть недолгими. Военной оккупации Украины россией не видно конца, три четверти россиян все еще говорят, что поддерживают войну.
россия надеется убедить этих работников вернуться. В ноябре на рекламном щите на Таймс-сквер в Нью-Йорке был изображен летящий сквозь ярко-голубое небо самолет и на русском языке написано: «Пора домой!»
Объявление приглашало технических работников в особую экономическую зону «Алабуга», расположенную в республике Татарстан в россии. Но пока ИТ-работники, похоже, не возвращаются. россия уже до войны боролась с нехваткой талантов. В отчете Gartner, опубликованном в конце 2021 года, перед войной говорится, что к 2025 году недостаток квалифицированных цифровых работников может возрасти на 50% и достигнуть 1 млн профессионалов.
Несмотря на угрожающую проблему содержания, в сентябре правительство объявило о сокращении программы стимулирования на 21,5 млрд рублей ($277,2 млн), направленной на поддержку индустрии технологий и содержание ИТ-специалистов в россии.
Несколько известных деятелей после войны отказались от российского гражданства, в частности, миллиардер-инвестор Юрий Мильнер и Олег Тиньков, основатель онлайн-банка «Тинькофф». Многие другие смолчали.
Одна из проблем состоит в том, что российских пользователей может оказаться недостаточно для поддержки текущей цифровой индустрии страны. Кроме того, многие технические работники уехали в другие страны, включая Казахстан, Грузию, Армению и Турцию.
Сейчас тогдашний руководитель контент-маркетинга «Яндекс Бизнеса» Дюжарден живет в серском Белграде — стране, куда многие российские ИТ-работники переехали благодаря выгодным визовым условиям. Она не уверена, когда сможет посетить свой родной город Магдан на северо-востоке россии, что в восьми часах лета от москвы. Многие ее друзья, покинувшие страну, хотят вернуться, говорит Дюжарден.
«День рождения выпал на самую жесть на передовой». История айтишника, рассказанная в паузе между боями с рф
Алекс Бочков — украинский айтишник, основатель стартапов Noplag и LabiOffice. Со второго дня полномасштабной войны против рф, он записался в ТРО, а после этого перевелся в ЗСУ. Сейчас парень воюет на самом «передке» на востоке Украины. Он дал нам это интервью в небольшой паузе между боями с русскими оккупантами. Вот его история.
Rutube не пошел за кораблем? После трех дней конвульсий через хакерскую атаку Rutube заработал. Обновлено
Российский видеосервис RuTube, который в рф рассматривался как замена YouTube, не может восстановить свой сервис уже третий день после хакерской атаки на 9 мая.