15% знижка до кінця березня! Рекламуйся в Telegram-каналі dev.ua 👉
Олексій ДзюбаГоряченькое
13 июля 2022, 04:12
2022-07-13
Айтишник в Антарктиде. Чем живет сисадмин станции «Академик Вернадский»
21-летний Владимир Хомко — самый молодой за всю историю участник экспедиций на украинскую станцию «Академик Вернадский». В Антарктиде молодой человек исполняет обязанности системного администратора. Мы связались с Владимиром, чтобы узнать, как он попал на Южный полюс, когда в Антарктиде заработает Starlink и как переживать войну в тысячах километров от дома.
21-летний Владимир Хомко — самый молодой за всю историю участник экспедиций на украинскую станцию «Академик Вернадский». В Антарктиде молодой человек исполняет обязанности системного администратора. Мы связались с Владимиром, чтобы узнать, как он попал на Южный полюс, когда в Антарктиде заработает Starlink и как переживать войну в тысячах километров от дома.
«Еще не успел окончить университет»
Наш герой родом из села Синява, Збаражского района, Тернопольской области. Владимир — самый молодой в семье, имеет двух братьев и двух сестер. Он учился во львовском физико-математическом лицее при университете им. И. Франко. После этого изучал компьютерные науки во Львовской политехнике, где сегодня заканчивает магистратуру.
«Начал работать с первого курса. У меня братья — айтовцы, поэтому об отрасли знал достаточно. Первое место работы — компания UnderDefense, занимающаяся кибербезопасностью».
Фото — Владимир Хомко
Впоследствии парень перешел работать в компанию EPAM, а затем — в Райффайзен Банк, где занимался переводом данных с дата-центров в «облачные» хранилища. Говорит, что полномасштабная война на Украине стала одной из главных причин такого процесса.
Владимир любит путешествия. Впервые уехал за границу в 17 лет — автостопом в Польшу и Германию. В том же году успел таким же способом посетить Турцию, добравшись туда через Румынию и Болгарию.
Фото — Владимир Хомко
«В 2021 году я был в Индии на стажировке два месяца — и именно вспыхнул коронавирус. Мой самолет в ОАЭ отменили».
Пришлось искать другой маршрут. Владимир не растерялся и из Германии попал домой.
«Антарктида — детская мечта»
«Я люблю путешествовать, занимаюсь альпинизмом и скалолазанием. Антарктида была детской мечтой».
Айтишник подписался на социальные сети Национального антарктического центра Украины, чтобы следить за жизнью полярников. Однажды парень увидел, что открылся набор на очередную экспедицию и решил отправиться. Это был август 2021 года.
«Резюме нужно было на украинском, а у меня было на английском, я его даже не перевел (смеется). Да еще отправил в последние дни приема».
Фото — Владимир Хомко
«Кроме технических навыков принимали во внимание физическую подготовку», — рассказал айтишник. Потому он указал свои экстремальные хобби. Говорит, что долго не отвечали. И, наконец, парень получил приглашение на собеседование в Киеве. Там вместе с предыдущими сисадминами станции собрали всех айтишников, прошедших отбор за резюме. Владимир вспоминает, что их было около 12.
«Сначала техническое собеседование, чтобы понять мои навыки. А потом выясняли, смогу ли прожить год на маленьком острове с 13 другими людьми».
«Выбрали двух финалистов — основного и на подстраховку. Бывали случаи, когда болели коронавирусом в последний момент, — объясняет Владимир. — Последний этап — 24 человека жили 9 дней на научной базе в Харькове. Там кандидатам рассказывали о станции и задачах, которые на ней нужно выполнять. Также организаторы следили, как незнакомые люди сживаются между собой. После этого все разъехались».
Фото — Владимир Хомко
«Прошло 1,5 — 2 месяца. Как раз время Рождества было. Думал, что уже не прошел. Но за месяц до запланированного отъезда пришло сообщение, что меня избрали для экспедиции».
Парень шутит, что это самый длинный IT-путь в его жизни, который длился полгода.
Из-за начала полномасштабной войны не успели вылететь из Киева.
Дальше было путешествие в Антарктиду. Но из-за начала полномасштабной войны в Украине команда не успела вылететь из Киева. Потому 14 полярников отправились наземным транспортом в Польшу, где провели два дня.
Оттуда был перелет в столицу Катара — Доху. После — в Бразилию, из нее — в Чили. А там из местного порта Пунта-Аренас на ледоколе — до станции «Академик Вернадский».
В Чили были на карантине, поскольку там строго относятся к коронавирусу, до сих пор ходят в защитных масках.
Фото — Владимир Хомко
«Мы стали первой экспедицией, которая отправилась в Антарктиду на собственном ледоколе „Ноосфера“, который вышел из Одессы и подобрал нас».
«Время путешествия из Украины на станцию составило примерно месяц,» — говорит Владимир. Айтишник добавляет, что команде повезло с погодой в проливе Дрейка, отделяющего Южную Америку и Антарктиду. Она считается самым штормовым местом на Земле.
Фото — Владимир Хомко
«Я впервые так долго плыл, немного чувствовал морскую болезнь, но не сильно».
«Что касается реакции родных, то они были спокойны. Больше отговаривали от альпинизма и автостопа в свое время», — говорит наш герой.
Каждый день все должно бесперебойно работать
На станции в то время была 26-я полярная экспедиция и сезонные рабочие, которые работают только в летний период. Правила такие, что через 7–10 дней предшественник должен ввести своего коллегу в положение дел. В случае Владимира сисадмин рассказывает новому о том, как работает техника, от чего она может сломаться и как ее ремонтировать. Параллельно происходит разгрузка ледокола, привезшего запасы на год.
Фото — Владимир Хомко
«Все рассказать тебе не успеют. Потом ждешь, когда предыдущий системный администратор доберется до суши, чтобы спросить, как решить определенный вопрос».
«Главная задача системного администратора в Антарктиде — поддержка существующих систем, прежде всего, интернета. Есть несколько источников сети. Нужно, чтобы работал основной канал, а другие были готовы в случае форс-мажора», — объясняет Владимир.
«Также среди обязанностей — обеспечение радиосвязи. Полярники имеют три частоты. Внутреннюю — для общения в группе, для морских судов и для авиации. Также есть рация дальнего диапазона: она дотягивала вплоть до Испании», — рассказал айтовец.
Фото — Национальный антарктический научный центр
«Еще в обязанности входят поддержка сети, серверов и ремонт ноутбуков коллег при необходимости. Каждый день все должно бесперебойно работать, — добавляет айтишник. — Отдельным блоком стоит «работа по усовершенствованию». К примеру: привезли новые серверы и роутеры, эту систему нужно обновлять.
Два года назад на станции появился постоянный интернет: 4 Мбит — на загрузку и 1 Мбит — на отдачу. Он безлимитный, можно нормально говорить через видео, такого не было раньше», — объясняет Владимир.
«Что касается интернета Starlink, то орбита его спутников не проходит через полюса на первой фазе. С ним, конечно, было бы поинтереснее. Можно даже в онлайн игры было бы поиграть (смеется)».
Фото — Владимир Хомко
Парень вспоминает о еще одной важной обязанности сисадмина — чистить спутниковую тарелку от перебивающего связь снега. Ее диаметр — ориентировочно два метра. В зависимости от погодных условий чистка может проходить несколько раз в день. Но бывают сезоны, когда ее месяц может не быть. И вообще обязанность каждого полярника отбрасывать снег: каждый имеет свой периметр для этого.
Зарплата сисадмина в Антарктиде составляет до 54 000 гривен в месяц. Наш герой сравнивает ее с доходами джуна-мидла. Признается, что раньше зарабатывал больше. Но ради такого опыта согласился на работу на Южном полюсе.
«Планировал что-то снимать еще до отправки»
По прибытии на континент айтовец начал вести видеоблог о тамошней жизни и собственных впечатлениях. Сначала думал, что это может быть не ко времени из-за полномасштабной войны в Украине. Но потом решил, что зрителям будет интересен контент из Антарктиды.
«Когда увидел комментарии, что люди смотрят с детьми, и им интересно, то убедился, что все делаю правильно».
Иногда Владимиру помогают коллеги со станции, но в основном снимает сам. Парень говорит, что есть идея снять серию видео о каждом члене 27-й экспедиции. Однако на это уходит немало времени, которого не хватает из-за работы. В то же время, техника для съемок не подводит парня, поскольку станция расположена на севере материка. Это остров, где не слишком холодно.
«Максимально температура опускалась до -10°С. Коллеги говорят, что редко опускается до -20°С».
Фото — Владимир Хомко
«Ближайшая станция к украинской — американская, до нее примерно 60 километров. Но туда только однажды плавали за 27 лет существования нашей станции», — говорит наш герой. — В целом же ученые водой передвигаются на надувных, моторных лодках — зодиаках. Недавно команда плавала прямо на сам материк, до которого семь километров».
Владимир делится самыми яркими впечатлениями.
«Рядом много пингвинов — летом их будет еще больше. Это как жить на ферме. Но и запах тоже будет, как на ней (смеется)».
Фото — Владимир Хомко
Кормить животных запрещается. Айтишник уже видел вживую множество морских котиков, тюленей, морских слонов и китов. Перень обьясняет, что в последних ученые фотографируют плавники, потому что это как отпечатки пальцев у человека — можно определить, родился ли новый кит.
«Не так давно полярники праздновали Midwinter, это когда день становится длиннее ночи. До этого светлая часть дня длилась три-четыре часа, " — рассказал наш герой. Празднование сопровождалось купанием в Южном океане. Температура позволяла, она составляла всего –1,3°С.
«Войну переживаем так же, как и те, кто был вынужден уехать из Украины»
На станции работает врач, измеряющий давление и делающий кардиограммы членам экспедиции. Также он частично выполняет функции психолога, наблюдая за состоянием коллег за станцией. Владимир говорит, что сейчас чувствует себя хорошо во всех аспектах. Экспедиция должна завершиться в конце марта — начале апреля 2023 года. Но в связи с полномасштабной войной в Украине дата может измениться.
Фото — Владимир Хомко
Также на станции есть повар, который шесть дней в неделю готовит обед и ужин. Завтраки каждый делает сам. А каждое воскресенье повара заменяет один из членов команды. Тем, кто не умеет готовить, мастер-шеф помогает, готовя больше с субботы. Владимир говорит, что борщ, недавно ставший культурным наследием Украины, готовят каждую неделю. Самый большой деликатес в пище — свежие овощи и фрукты.
Фото — Национальный антарктический научный центр
«Украинская станция — популярное место для туризма. Здесь периодически проводят экскурсии для туристов».
«До коронавируса попадалось до 2000 туристов за лето, — делились с парнем воспоминаниями коллеги. — Однако минимальная цена билета на яхту из Чили только через пролив Дрейка — $4000», — рассказали Владимиру матросы «Ноосферы».
Владимир говорит, что войну в десятках тысяч километров от дома переживает так же, как и те, кто был вынужден уехать из Украины. Среди экспедиции есть выходцы с востока страны. Коллеги читают новости и мониторят информацию. В то же время, каждый должен работать на своем фронте.
Фото — Национальный антарктический научный центр
Мы развиваем украинскую науку, исследования здесь проводятся уже несколько десятков лет.
«Недавно для помощи ВСУ разыгрывали интервью с полярниками. Победили айтишники, задонатившие 17 000 гривен. Предыдущий сисадмин станции по возвращении в Украину вступил в ряды ВСУ,» — говорит Владимир.
Молодой человек уже сформировал свои впечатления от работы в Антарктиде.
«В жизни я руководствуюсь принципом „Почему бы и нет?“. Работа на станции — именно такой опыт. Особенно когда рядом такие интересные люди. Они могут целыми днями рассказывать, как глисты рыбы изменяются в зависимости от изменения климата или как меняется ионосфера».
Смотри, айтишник! ТОП-10 фильмов и сериалов с заметным участием IT-персонажей
Все мы привыкли к образу айтишника как человека, который сидит за компьютером и что-то там кодит. Но IT-специалисты могут быть злыми гениями, сексуальными негодяями, просто смешными или даже «избранными». По крайней мере, так происходит в кино и сериалах. Вот наша подборка кинопроизведений, в которых айтишник далеко не последний персонаж. P. S. Стива Джобса в ней не будет, потому что многочисленные экранизации и так постоянно нам напоминают о нем.
«Менеджер по безопасности – бывший СБУ-ик – постоянно всех подслушивал». Айтишники рассказали о контроле со стороны работодателей
Использование тайм-трекеров, отчеты, частые созвоны, микроменеджмент и требования к связи 24/7. Рассказываем главное из материала DOU о наблюдении за IT-специалистами.