«Ущерб от войны на сегодняшний день – 1,5 млрд грн». Главное из интервью CEO Vodafone Украина
CEO Vodafone Ukraine Ольга Устинова рассказала, как полномасштабная война повлияла на мобильного оператора. dev.ua выбрал главное.
CEO Vodafone Ukraine Ольга Устинова рассказала, как полномасштабная война повлияла на мобильного оператора. dev.ua выбрал главное.
CEO Vodafone Ukraine Ольга Устинова рассказала, как полномасштабная война повлияла на мобильного оператора. dev.ua выбрал главное.
У нас были очень мощные первые месяцы 2022 года, потому и таковы результаты первого квартала. Показатели за второй квартал я раскрыть не могу, но уже сейчас видим, что они будут гораздо скромнее, чем в 2021-м.
Прямой финансовый ущерб Vodafone от войны на сегодняшний день — примерно 1,5 млрд грн.
За счет большой вынужденной миграции в первом квартале мы потеряли 400 000 абонентов, прекративших пользоваться услугами, потерявших доход. На территории Украины уже предоставили бесплатные услуги находящимся в тяжелых условиях абонентам на 230 млн грн.
Часть клиентов возвращается в Украину, но продолжается миграция из регионов, где идут боевые действия. По сравнению с первыми неделями войны темпы внутренней миграции снизились на около 70%. На прошлой неделе больше людей выезжали из Херсонской, Запорожской, Харьковской, Николаевской областей.
За границу в мае выехало на 65% абонентов меньше, чем в марте.
Больше наших клиентов сейчас видим в Польше, Германии, Чехии, Италии, Франции, Испании, Румынии, Болгарии, Венгрии и Словакии. Каждую неделю наблюдаем разные тренды. Подсчитать, сколько из 13 млн абонентов, которые пользовались нашей связью бесплатно в первые недели войны, вернулись к оплате за услуги — непростая математика.
Наши инвестиции — стоимость оборудования для восстановления сетей — числятся в долларах. Если валюта продолжит показывать волатильность, будем смотреть, как выдержать баланс. Должны очень быстро ремонтировать сеть. Другой важный момент — дизель.
Некоторые базовые станции продолжаем питать от дизель-генераторов, потому что там нет электроснабжения.
Решения поднимать тарифы еще нет. Но даже если мы пойдем на повышение, то на 10–15%.
Мы ускорили инвестиции в развитие фиксированного Интернета: +8% к запланированному. Наша команда Vega практически в полном составе работала в Киеве, чтобы давать интернет в бомбоубежища. Постоянно также подключали укрытия в Днепре, Одессе, Львове, Запорожье и даже в Чернигове во время обстрелов, чтобы люди могли быть на связи.
Спрос есть, количество новых включений увеличилось на 28%. Миграция идет не только между крупными городами, например из Киева во Львов. Есть миграция из больших городов в деревни. Там вообще Интернет не всегда есть. А если и есть, то он не рассчитывался на такое количество абонентов.
Что касается общей стратегии холдинга в Украине, думаю, корректнее было бы этот вопрос адресовать именно холдингу. Однако отмечу, NEQSOL Holding — стратегический инвестор и Украина по-прежнему остается интересным рынком для дальнейших инвестиций и развития бизнеса.
По внутренним процедурам нам сказали: «Делайте все, чтобы связь была, а сотрудники были в безопасности. Во всех направлениях, где вы можете быть полезны, делайте это». Поэтому мне позиция холдинга очень понятна.
Эта война началась в 2014 году. Мы сделали выводы уже в тот момент — конфигурировали сеть так, чтобы можно было дистанционно отключить любой участок. С 2014 года мы фактически обновили весь парк оборудования — оно закуплено в 2018–2020 годах.
Мы сеть полностью контролируем. Если оборудование физически оказывается в руках орков, мы можем дистанционно его «положить» полностью отключить.
В Херсонской и Запорожской областях мы ежедневно пытаемся поддерживать связь. Относительно украинской мобильной связи, в Херсоне его пока, к сожалению, нет. Мы видим, что многие базовые станции в этих регионах не в эфире. Причины разные — отсутствие электроснабжения, где обрывы оптики. Доехать и починить, проверить на происходящем месте по линии фронта возможностей практически нет. Пока нет.