Факап на $500 000. Universe потратила полмиллиона на модную веб-платформу, которая «не взлетела». Чему одну из компаний Genesis научил такой опыт

В стартап-культуре не принято говорить об ошибках. На каждом углу фаундеры твердят об успехах и миллионных заработках. При этом мало кто упоминает, сколько ошибок было на пути, и как дорого они обходятся. 9 из 10 стартапов не выживают, что приобретают создатели этих 9 после провала? Иногда только разочарование, а иногда — неоценимый опыт. 

Universe — продуктовая IT-компания из экосистемы Genesis. Команда создает бизнес-утилиты, казуальные игры и ведет собственные R&D проекты. Стартап провел эксперимент по запуску веб-платформы Fashion Guru: продукт обошелся компании в полмиллиона долларов и не взлетел. Однако такой факап ускорил развитие R&D-направления и усилил команду. Как не свалиться в пропасть печали, а найти силы идти далее, dev.ua рассказала Head of R&D Universe Аня Гайдай.

Оставить комментарий

В стартап-культуре не принято говорить об ошибках. На каждом углу фаундеры твердят об успехах и миллионных заработках. При этом мало кто упоминает, сколько ошибок было на пути, и как дорого они обходятся. 9 из 10 стартапов не выживают, что приобретают создатели этих 9 после провала? Иногда только разочарование, а иногда — неоценимый опыт. 

Universe — продуктовая IT-компания из экосистемы Genesis. Команда создает бизнес-утилиты, казуальные игры и ведет собственные R&D проекты. Стартап провел эксперимент по запуску веб-платформы Fashion Guru: продукт обошелся компании в полмиллиона долларов и не взлетел. Однако такой факап ускорил развитие R&D-направления и усилил команду. Как не свалиться в пропасть печали, а найти силы идти далее, dev.ua рассказала Head of R&D Universe Аня Гайдай.

Анна Гайдай

Угодить модницам

Год назад мы запустили продукт в сфере моды — онлайн-гайд по стилю Fashion Guru. Это веб-платформа, на которой пользовательницы могли получить рекомендации по шоппингу. 

Аналогичных продуктов на рынке не было, но индустрия моды активно развивается, поэтому мы решили рискнуть зайти в нишу. Сфокусировались на рынках Tier-1 стран (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция). 

Уникальность решения состояла в том, что гайды по стилю были кастомизированы под пользователя.

Перед покупкой пользователям был предложен опросник, по результатам которого они получали советы для своего типа внешности, фигуры, и своих предпочтений.

Аналогичные PDF-гайды продаются в этой нише через социальные сети и персональные блоги стилистов, поэтому наш продукт конкурировал с блогами о моде, персональными стилистами, и приложениями с советами по стилю по подписке. 

Здесь для нас было два главных вызова — мы никогда ранее не делали веб-продукт и не работали с контентом, что предполагал Fashion Guru. 

Покупательницы и 90 000 подписчиков в Instagram

Fashion Guru был экспериментом в создании и продвижении веб-продукта длиной в год. План был такой: окупить команду в первые полгода, далее окупить продукт и выйти на прибыль.  

В процессе работы над продуктом мы обнаружили что лучше всего покупает аудитория женщин в возрасте 25-45 лет, которые пользуются iPhone и много времени проводят в Instagram. 

За год мы привлекли 23 000 платящих пользовательниц в США и развили сильный Instagram-профиль с 90 000 подписчиков. 

Как Fashion Guru оказался не нужным

Мы начали с продаж фешн-гайдов в виде PDF-файлов, затем добавили апсейлы — предлагали докупить контент после первой продажи. В маркетинг-стратегию Fashion Guru был включен микс из перфоманс-маркетинга (рекламы в FB/Instagram/audience network), SMM и email-маркетинга.  

На маркетинге продукт окупился — за год наши ежемесячные траты на платное продвижение были равны доходу всего проекта. Но, с учетом операционных затрат, продукт оставался неприбыльным. 

Кроме того, некоторые гипотезы не подтвердились: к примеру, мы запустили продажу контента по подписке, и это не сработало. Пользователи не обновляют гардероб каждый месяц, соответственно спроса на подписку мы не увидели. 

Минус $500 000 и инвестиции на hold

Долгосрочная цель Universe — развивать успешные продукты в нескольких направлениях и в будущем образовать холдинг. Для большого холдинга иметь продукты с низкой маржинальностью — это нормально. Даже небольшой заработок одного из проектов — плюс к капитализации и общему доходу. 

Но на этом этапе развития компании нам важно было приоритизировать, на что мы тратим командные ресурсы, и в данной ситуации Fashion Guru проигрывал более перспективным направлениям. 

За год мы потратили на развитие фешн-платформы $500 000, и в итоге решили поставить ее на паузу. Проект функционирует, но инвестирование в его развитие мы приостановили. 

Не дорого ли влить в продукт полмиллиона и остановиться? Дорого. Но «Sometimes we win, sometimes we learn». Для многих успешных продуктов общим (и ключевым) фактором является опыт команды. В нашем эксперименте мы купили именно его. 

Из истории Fashion Guru мы вынесли много уроков, но сильная команда — наш главный результат, который принес нам этот эксперимент. В процессе работы над платформой мы собрали людей, которые по навыкам и майндсету подходят для развития любого R&D-проекта. И теперь это наша команда, которая занимается созданием новых продуктов. 

В ходе недешевого эксперимента мы приобрели:

  • сильную команду из 13 человек с экспертизой в R&D
  • опыт работы с веб-платформой;
  • опыт запуска R&D-проекта с нуля;
  • опыт работы с контент-продуктом;
  • навыки менеджмента команды в условиях эксперимента.

Что дальше?

Сейчас приоритеты компании — развивать другие направления. У нас всегда будет возможность вернуться к этому продукту, если увидим что состояние рынка поменялось, и он готов к подобному запуску. Но Fashion Guru стал фундаментом для развития нашего R&D-направления. С этой командой сейчас мы создаем платформу, где люди смогут улучшить и расширять свои навыки и знания в общеобразовательных и культурных сферах.

Три совета стартаперам, чтобы не наступить на те же грабли в разработке своих продуктов

Чтобы не оказаться в такой же ситуации, Universe советует стартаперам учесть следующее:

  1. Выход на рынок с низкой конкуренцией. Если вы все же верите в успех вашей идеи на таком рынке — уделите особое внимание анализу и планированию — возможно, вы не видите подводных камней или недооцениваете сложность продвижения и разработки продукта.
  2. Недостаточное внимание к инфраструктуре проекта на старте. Разработку первых версий у нас вели сторонние девелоперы, в очень сжатые сроки. При масштабировании, возникло большое количество значительных багов, из-за которых нужно было останавливать рекламные кампании и срочно исправлять продукт. Со временем была собрана инхаус-команда, и внедрены оптимальные подходы к разработке. Но нам пришлось потратить много ресурсов на доработку.
  3. Частота пользования. Как часто у потенциальных пользователей возникает боль, которую решает ваш продукт? Например, гайд по стилю — продукт долгоиграющий, и у людей нет необходимости обновлять его часто. Это значит, что подписка на продукт для пользователей будет неинтересна, а ваш потенциальный доход с одного юзера сильно снижается.
Стартап Suits от Genesis будет продвигать украинские фэшн-бренды VOVK и Kachorovska в США ЕС и Канаде
Стартап Suits от Genesis будет продвигать украинские фэшн-бренды VOVK и Kachorovska в США, ЕС и Канаде
По теме
Стартап Suits от Genesis будет продвигать украинские фэшн-бренды VOVK и Kachorovska в США, ЕС и Канаде
Genesis и Facebook запускают бесплатный онлайн-курс для IT-бизнеса
Genesis и Facebook запускают бесплатный онлайн-курс для IT-бизнеса
По теме
Genesis и Facebook запускают бесплатный онлайн-курс для IT-бизнеса
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum
По теме
Ciklum купил одну из компаний Genesis Capital. Ранее Dragon Capital стал миноритарным акционером Ciklum

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Читайте также

«4 000 работников SoftServe «отрывались» под сценой». Интервью с Latexfauna –  самой популярной группой среди украинских айтишников
«4 000 работников SoftServe «отрывались» под сценой». Интервью с Latexfauna – самой популярной группой среди украинских айтишников
«4 000 работников SoftServe «отрывались» под сценой». Интервью с Latexfauna – самой популярной группой среди украинских айтишников
Украинская группа Latexfauna основана в 2015-м году. Он исплоняет дымную и расслабляющую музыку в стиле дрим–поп и славится текстами с суржиком, о которых участников коллектива спрашивают едва ли не в каждом интервью. На их концерты ходят представители IT и креативных индустрий. dev.ua связался с фронтменом Latexfauna Дмитрием Зезюлиным, чтобы узнать, каким будет новый альбом группы, почему их музыку слушают айтишники и какие песни помогут вернуться к реальности после съедобных праздников.
Опцион в украинском IT - мотивация или привязка? Зачем компании раздают сотрудником пакеты акций и как это работает
Опцион в украинском IT - мотивация или привязка? Зачем компании раздают сотрудником пакеты акций и как это работает
Опцион в украинском IT - мотивация или привязка? Зачем компании раздают сотрудником пакеты акций и как это работает
«В любом стартапе в уставном фонде предусмотрен пул акций от 10 до 20% для опционов сотрудников», — уверяет предприниматель и инвестор Денис Довгополый. По его словам, на ранних этапах в начинающихся бизнесах принято отдавать от 0,01% до 1% ранним сотрудникам — денег платить зарплаты нет, а людям надо работать.  Но не только стартаперы готовы отдать коллегам небольшую долю в компании. Редакция dev.ua проанализировала, кто из украинских компаний готов платить за работу в стартапе долей в капитале и рассказывает, что такое опцион и как он работает.
Лучшие работодатели украинского IT 2021. Рейтинг
Лучшие работодатели украинского IT 2021. Рейтинг
Лучшие работодатели украинского IT 2021. Рейтинг
Украинский стартап из пула Genesis представил фэшн-игру SUITSME. Она попала в рекомендации Apple в 44 странах
Украинский стартап из пула Genesis представил фэшн-игру SUITSME. Она попала в рекомендации Apple в 44 странах
Украинский стартап из пула Genesis представил фэшн-игру SUITSME. Она попала в рекомендации Apple в 44 странах

Обсуждение

Комментариев пока нет.