💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉
Марія БровінськаВойти в IT
11 июля 2022, 13:59
2022-07-11
«У IТ у тебя есть все, чтобы реализовывать амбициозные проекты». История председателя студсовета КНУ, ставшей PM Genesis, и помогающей не только будущим айтишникам, но и родному вузу
Александра Тыркалова — Education Project Manager в Genesis. По специальности она является филологом английского языка и менеджером. Ранее Александра была активисткой студенческого самоуправления и отвечала за контент образовательного маркетплейса. Сейчас она разворачивает направление работы с университетами в IТ.
Карьера в обеих компаниях началась благодаря студенческому активизму и связям в студпарламенте, где Александра фактически выполняла роль проджект-менеджера. Как добиваться результатов с нулевым бюджетом, почему контент-менеджер занимается не только контентом, но и драйвит Александру в работе с университетами, — читайте в интервью для dev.ua.
«Я знаю, что такое терриконник, и что такое болсанка»
Мои родители — военные, поэтому в детстве мы часто переезжали. До девятого класса я училась в Луганской области, а заканчивала школу в небольшом городе Винницкой области. Часто я шучу, что у меня есть свои люди повсюду, ведь среди городов, где я жила или куда ездила к родителям — Одесса, Херсон, Симферополь, Чернигов, Сумская и Винницкая области.
Заканчивая школу, я не имела плана, по которому нужно двигаться дальше в жизни. Считаю, что для одиннадцатиклассницы со многими увлечениями это совершенно нормально. Мы с родителями мыслили максимально прагматично, и решили поступать на специальность, где будет несколько иностранных языков. Язык — это хорошая база для многих современных профессий, поэтому я осознавала, что при желании смогу овладеть дополнительной. Хорошие баллы ВНО позволили мне выбрать университет Шевченко с крутым студенческим коммьюнити.
На магистратуре я получила еще одну специальность — менеджмент. Понимала, что не стану крутым специалистом после того курса, но было интересно, чему могут научить. Сочетать два направления (а еще студенческое самоуправление и позже работу) было трудно. Спасало то, что менеджмент я изучала заочно, а лекции на факультетах были в разные смены.
Для дипломной работы я выбрала тему, которую смогла раскрыть с двух сторон, поэтому на одном факультете рассказывала о коммуникационных стратегиях, а на другом — о бренд-менеджменте. Идея появилась благодаря опыту самоуправления, знакомству с разными сферами жизни и работы университетов.
«Если не мы, то кто»
Есть два типа людей, попадающих в студенческое самоуправление. Первый — это амбициозные активисты, которые еще со школы имеют опыт. Они приходят на первый курс с четким пониманием, что им нужен студпарламент для рекомендательного письма, CV и т. д. Я шла по другому пути.
В общежитии, где я жила, всегда были бытовые проблемы и сообщество студентов с разными запросами. Одним трудно найти общий язык с администрацией, другие недовольны правилами, у третьих что-то ломается, а четвертым не хватает мер и студенческого движения.
Не успела моргнуть — и вот я уже председатель студсовета, разбираюсь в проблемах и запросах девяти тысяч человек. Так что фактически я пришла в студсовет, потому что постоянно искала, как исправить то, что не работает. Руководствовалась принципом: «если не мы, то кто?».
За шесть лет самоуправления мне пришлось включаться в разные проекты: расселение студентов, сортировка вторсырья, ремонт в общежитии, изменение нормативной документации, турниры по стритболу, просветительская деятельность. Позже сотрудничала со студпарламентом самого университета и помогала с коммуникацией. Тогда как раз заблокировали российскую соцсеть Вконтакте. Мы постепенно переносили большое университетское сообщество в Telegram и с нуля разбирались в публичной коммуникации: как писать посты, что такое tone-of-voice, как коммуникировать во время кризиса.
Далее вместе с командой и знакомыми мы продвигали проекты Общественного бюджета, открыли представительство международной студенческой организации Erasmus Student Network, с которой успели даже помочь МОН захватить заседание Группы сопровождения Болонского процесса в Киеве. Организация все еще работает и активно отстаивает интересы Украины в европейском информационном пространстве.
Причем не организация вечеринок, как многие считают, — за шесть лет я присоединилась к созданию одного фестиваля. Поэтому люди, руководившие проектами в больших университетах, имеют сильные хард и софт-скилы: менеджмент, в частности, кризисное, стратегическое планирование, системное мышление, продажи и переговоры, организация работы за нулевые ресурсы, ownership и т. д.
С одной стороны нужно уметь аргументировать свое мнение перед ректорами, проректорами и администрацией университета. Желательно сразу, потому что второго шанса у тебя нет. С другой стороны, нужно мотивировать команду и волонтеров продолжать работать, не бросать проекты, несмотря на обучение, сложности, отсутствие ресурсов и (иногда) сильное давление и критику. Только сейчас я понимаю, насколько круто иметь команду из сорока мотивированных людей, готовых на волонтерской основе работать в летнюю жару на 30+ градусов. В то же время самоуправление невероятно прокачивает устойчивость, потому что вероятность критики всегда 150%, а вот на благодарность не стоит даже рассчитывать.
«Мне было очень щемно покидать США, но я хотела строить будущее в Украине»
Благодаря поездке в США на третьем курсе я получила два новых опыта — первое путешествие за границу и первая коммерческая работа. По программе Work&Travel я оказалась в небольшом кафе в штате Техас. Раньше я никогда не уезжала из Украины, а тут сразу улетела через океан на другую сторону мира.
Более того — пришлось подтягивать еще и испанский, ведь в Техасе живут многие мексиканцы. Тогда я поняла, что такое американская культура улыбок и каменное лицо в любых ситуациях. Очень полезный навык, когда клиент ругает тебя просто из-за акцента.
В общем, через четыре месяца в Штатах я очень повзрослела. Как иначе, когда весь привычный мир остался за тысячи километров, и заботиться о себе нужно самому. В США я много работала, путешествовала, знакомилась с людьми из разных стран. Прошла уже куча лет, а мы до сих пор поддерживаем связь. Мне было очень щемно ехать, однако у меня было над чем работать в Украине и я планировала строить свое будущее здесь.
Почему бы не попробовать?
Уже на магистратуре поняла, что все мои проекты — это хорошо, но пора искать новую работу. Интересное предложение произошло благодаря студенческим информационным ресурсам, которые я сама же создала и развивала раньше. На тот момент это были большие каналы в Telegram, куда заходили работодатели. Мы публиковали вакансии, иногда я сама советовала активных студентов. Однажды мне передали информацию от образовательного маркетплейса BUKI, искавшего контент-менеджера.
Я опубликовала пост и подумала: «А почему бы мне не попробовать?». Не могу сказать, что ясно понимала, чего будут ожидать от контент-менеджера, однако уже имела экспертизу и в менеджменте, и в контенте. На собеседование забежала между парами в университете. Сразу понравилась атмосфера: небольшая комната, несколько человек (как оказалось, это были фаундеры компании), непринужденная беседа. Чувствовалось, что ребята ищут своего человека в небольшую команду. Мы сразу нашли общий язык. После собеседования я уже знала, чем буду заниматься, но была уверена: если чего-то не узнаю — быстро научусь.
Я не только писала тексты, но и менеджерила нескольких райтеров, работала с командой SEO-продвижения, почитывала медиа, искала подарки для команды и партнеров. Позже я вела небольшой проект — бесплатную школу для подготовки к ВНО.
Все хард-скилы в сфере контент-маркетинга получала в процессе работы. Приходилось много и быстро учиться, потому что времени не было. Помогли знания языков, умение быстро поглощать и обрабатывать огромное количество информации и привычка полагаться на собственные силы — это я прокачала в университете.
Через год я прошла первые профессиональные курсы — интро-материалы перестали быть актуальными. Я давно знала теорию и попробовала на практике многое: систематизацию и построение контентной сетки, воронку контент-маркетинга, основы SEO в контенте, контент-маркетинг, UX-копирайтинг и исследования конкурентов. Тогда же к нам пришла продакт-менеджерша, и я стала включаться в контент, напрямую связанный с продуктом — анкеты для преподавателей, тексты на сайте и т. д. Параллельно начинала развивать социальные сети на несколько рынков. Позже начала думать о стратегии масштабирования блога к самостоятельному медиа. Где-то на этом этапе меня нашел Genesis.
«Мы проектируем курсы по методологии продуктового подхода»
Руководитель образовательного отдела компании, с которым мы были заочно знакомы благодаря самоуправлению, расширял команду и искал человека, который с нуля будет развертывать направление сотрудничества с университетами. Этим человеком стала я.
Обе позиции были связаны с edtech-сферой. Размышления над предложением от Genesis заняли несколько недель, а сам переход около двух месяцев. Я решила принять вызов и пойти в Genesis, чтобы снова начинать что-то с нуля.
Решающими факторами при принятии решения стали амбициозность проекта и заряженность моего будущего тимлида. Мне очень понравилась миссия — украинское ИТ-образование должно драйвить развитие сферы, чтобы Украина будущего стала центром продуктового IT. Поэтому общаться с университетами и продавать идею я начала еще до официального выхода на работу. Тогда же я и вернулась к своей преподавательнице с экономического факультета и напомнила о своей шутке в защите диплома.
Сейчас моя стратегическая задача — разработать стабильную систему работы с университетами, ориентированную на long-term value: идем к общим новым и обновленным учебным программам; масштабных образовательных проектов; сотрудничества с преподавателями.
Цели и планы на пути к цели могут изменяться: одни задачи мы делаем быстрее, а другие теряют актуальность. К примеру, сначала мы с командой планировали запустить курсы от Genesis в университетах за полтора года, но справились за шесть месяцев. Уже в сентябре топменеджеры и специалисты компании преподавали две дисциплины в КПИ — мобильную разработку на iOS и тестирование программного обеспечения. В то же время полностью повторить один курс не получится, ведь программа, процессы и студенты будут отличаться год от года.
Чтобы отслеживать эффективность наших курсов, мы проецируем их по методологии продуктового подхода. Что это значит? Во-первых, ориентируемся на стейкхолдеры и имеем метрики эффективности, по которым измеряем результат. Например, completion rate или показатель завершения, по которому 60% студентов должны пройти курс с оценкой 75 баллов и выше. Или CSI — метрика, показывающая уровень удовлетворенности учебным опытом.
Все образовательные инициативы Genesis бесплатны, поэтому о прибыли здесь речь не идет, но продуктовые подходы помогают нам быстрее и осознаннее двигаться к поставленным целям.
Чем отличается проджект-менеджмент в IТ от работы в самоуправлении
У менеджера нет четкого перечня обязанностей, они могут различаться в зависимости от компании и сферы. Если говорить о моем опыте, то работа в IТ и в студенческом самоуправлении имеют очень много общего. Однако в первом случае вызовы более сложны и амбициозны.
Для работы над образовательными проектами я не только использую весь свой опыт и знания, но имею постоянно и быстро учиться новому. Через пол года у компании начала собирать собственную команду, потому что объемы запланированных проектов превышали мои возможности. Менеджмента училась также на корпоративных курсах, поскольку люди — это самый ценный ресурс.
Кроме того, в рамках проектов мы общаемся с техническими и нетехническими специалистами, поэтому для успешного сотрудничества всегда должны понимать предмет обсуждения. Поэтому нужно систематически углублять знания о бизнесе, продукте, разработке и других направлениях.
Ранее я уже упоминала, что самоуправление практически не имеет ресурсов. Если нужно сделать сайт или дизайн проекта, нужно найти человека, который согласится работать на волонтерских началах.
Больше всего меня драйвит возможность реализовывать курсы, которые будут качественно влиять на большое количество жизней и, возможно, даже, на всю экономику Украины. Простыми словами, это когда за столом с родственниками можно сгордостью сказать: «Я работаю над проектами, помогающими людям создавать себе классное будущее».
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
«Произошла ситуация, которой не должно быть». Genesis попал в репутационный скандал, позволив рекрутерам использовать свой бренд для найма. На что жалуются кандидаты
Разработчик Никола Щупило опубликовал в LinkedIn сриншот переписки с рекрутеркой, представившейся от имени компании IntellectoKids и холдинга Genesis, вызвавшего дискуссию среди пользователей сообщества.
«Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Project Manager Levi9 примерила другую жизнь в Нидерландах, и в итоге вернулась в Украину
Project Manager IT-компании Levi9 Мария Попова вынужденно попыталась пожить за границей, как и тысячи других украинцев. Однако поняла, что жизнь за границей — не ее. Примерив другую жизнь, девушка говорит: «Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Мария поведала dev.ua свою историю.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот
Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале