Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
HOT від «Стас IT-глаз» — відео про міграцію айтішників

«У IТ у тебя есть все, чтобы реализовывать амбициозные проекты». История председателя студсовета КНУ, ставшей PM Genesis, и помогающей не только будущим айтишникам, но и родному вузу

Александра Тыркалова — Education Project Manager в Genesis. По специальности она является филологом английского языка и менеджером. Ранее Александра была активисткой студенческого самоуправления и отвечала за контент образовательного маркетплейса. Сейчас она разворачивает направление работы с университетами в IТ.

Оставить комментарий
«У IТ у тебя есть все, чтобы реализовывать амбициозные проекты». История председателя студсовета КНУ, ставшей PM Genesis, и помогающей не только будущим айтишникам, но и родному вузу

Александра Тыркалова — Education Project Manager в Genesis. По специальности она является филологом английского языка и менеджером. Ранее Александра была активисткой студенческого самоуправления и отвечала за контент образовательного маркетплейса. Сейчас она разворачивает направление работы с университетами в IТ.

Карьера в обеих компаниях началась благодаря студенческому активизму и связям в студпарламенте, где Александра фактически выполняла роль проджект-менеджера. Как добиваться результатов с нулевым бюджетом, почему контент-менеджер занимается не только контентом, но и драйвит Александру в работе с университетами, — читайте в интервью для dev.ua.

«Я знаю, что такое терриконник, и что такое болсанка»

Мои родители — военные, поэтому в детстве мы часто переезжали. До девятого класса я училась в Луганской области, а заканчивала школу в небольшом городе Винницкой области. Часто я шучу, что у меня есть свои люди повсюду, ведь среди городов, где я жила или куда ездила к родителям — Одесса, Херсон, Симферополь, Чернигов, Сумская и Винницкая области.

Бывает так, что в новой компании все рассказывают о своих родных городах, их особенностях и интересностях. Я эти истории уже слышала. Я знаю, что такое терриконник, и знаю, что такое болсанка. Поэтому всегда говорю, что «мой дом — это Украина», а не называю конкретный город или регион.

Заканчивая школу, я не имела плана, по которому нужно двигаться дальше в жизни. Считаю, что для одиннадцатиклассницы со многими увлечениями это совершенно нормально. Мы с родителями мыслили максимально прагматично, и решили  поступать на специальность, где будет несколько иностранных языков. Язык — это хорошая база для многих современных профессий, поэтому я осознавала, что при желании смогу овладеть дополнительной. Хорошие баллы ВНО позволили мне выбрать университет Шевченко с крутым студенческим коммьюнити.

На магистратуре я получила еще одну специальность — менеджмент. Понимала, что не стану крутым специалистом после того курса, но было интересно, чему могут научить. Сочетать два направления (а еще студенческое самоуправление и позже работу) было трудно. Спасало то, что менеджмент я изучала заочно, а лекции на факультетах были в разные смены.

Для дипломной работы я выбрала тему, которую смогла раскрыть с двух сторон, поэтому на одном факультете рассказывала о коммуникационных стратегиях, а на другом — о бренд-менеджменте. Идея появилась благодаря опыту самоуправления, знакомству с разными сферами жизни и работы университетов.

Во время защиты диплома на экономическом факультете я пошутила, что через несколько лет еще вернусь, и мы обсудим проектную деятельность и бренд университета. Так и вышло.

«Если не мы, то кто»

Есть два типа людей, попадающих в студенческое самоуправление. Первый — это амбициозные активисты, которые еще со школы имеют опыт. Они приходят на первый курс с четким пониманием, что им нужен студпарламент для рекомендательного письма, CV и т. д. Я шла по другому пути.

В общежитии, где я жила, всегда были бытовые проблемы и сообщество студентов с разными запросами. Одним трудно найти общий язык с администрацией, другие недовольны правилами, у третьих что-то ломается, а четвертым не хватает мер и студенческого движения.

Обычно в таких случаях кто-то должен проявлять инициативу и брать ответственность в «модерации» таких проблем. Незаметно для себя, такую ​​инициативу начала брать я: углублялась в работу города, знакомилась с местными активистами, администрацией.

Не успела моргнуть  — и вот я уже председатель студсовета, разбираюсь в проблемах и запросах девяти тысяч человек. Так что фактически я пришла в студсовет, потому что постоянно искала, как исправить то, что не работает. Руководствовалась принципом: «если не мы, то кто?».

За шесть лет самоуправления мне пришлось включаться в разные проекты: расселение студентов, сортировка вторсырья, ремонт в общежитии, изменение нормативной документации, турниры по стритболу, просветительская деятельность. Позже сотрудничала со студпарламентом самого университета и помогала с коммуникацией. Тогда как раз заблокировали российскую соцсеть Вконтакте. Мы постепенно переносили большое университетское сообщество в Telegram и с нуля разбирались в публичной коммуникации: как писать посты, что такое tone-of-voice, как коммуникировать во время кризиса.

Саша и студенты

Далее вместе с командой и знакомыми мы продвигали проекты Общественного бюджета, открыли представительство международной студенческой организации Erasmus Student Network, с которой успели даже помочь МОН захватить заседание Группы сопровождения Болонского процесса в Киеве. Организация все еще работает и активно отстаивает интересы Украины в европейском информационном пространстве.

Следует понимать: самоуправление — это полноценная фултайм-работа, просто неоплачиваемая.

Причем не организация вечеринок, как многие считают,  — за шесть лет я присоединилась к созданию одного фестиваля. Поэтому люди, руководившие проектами в больших университетах, имеют сильные хард и софт-скилы: менеджмент, в частности, кризисное, стратегическое планирование, системное мышление, продажи и переговоры, организация работы за нулевые ресурсы, ownership и т. д.

С одной стороны нужно уметь аргументировать свое мнение перед ректорами, проректорами и администрацией университета. Желательно сразу, потому что второго шанса у тебя нет. С другой стороны, нужно мотивировать команду и волонтеров продолжать работать, не бросать проекты, несмотря на обучение, сложности, отсутствие ресурсов и (иногда) сильное давление и критику. Только сейчас я понимаю, насколько круто иметь команду из сорока мотивированных людей, готовых на волонтерской основе работать в летнюю жару на 30+ градусов. В то же время самоуправление невероятно прокачивает устойчивость, потому что вероятность критики всегда 150%, а вот на благодарность не стоит даже рассчитывать.

«Мне было очень щемно покидать США, но я хотела строить будущее в Украине»

Благодаря поездке в США на третьем курсе я получила два новых опыта — первое путешествие за границу и первая коммерческая работа. По программе Work&Travel я оказалась в небольшом кафе в штате Техас. Раньше я никогда не уезжала из Украины, а тут сразу улетела через океан на другую сторону мира.

Несмотря на три года обучения, побороть языковой барьер и начать общаться на английском мне удалось только там, другого варианта просто не было.

Более того — пришлось подтягивать еще и испанский, ведь в Техасе живут многие мексиканцы. Тогда я поняла, что такое американская культура улыбок и каменное лицо в любых ситуациях. Очень полезный навык, когда клиент ругает тебя просто из-за акцента.

В общем, через четыре месяца в Штатах я очень повзрослела. Как иначе, когда весь привычный мир остался за тысячи километров, и заботиться о себе нужно самому. В США я много работала, путешествовала, знакомилась с людьми из разных стран. Прошла уже куча лет, а мы до сих пор поддерживаем связь. Мне было очень щемно ехать, однако у меня было над чем работать в Украине и я планировала строить свое будущее здесь.

Почему бы не попробовать?

Уже на магистратуре поняла, что все мои проекты — это хорошо, но пора искать новую работу. Интересное предложение произошло благодаря студенческим информационным ресурсам, которые я сама же создала и развивала раньше. На тот момент это были большие каналы в Telegram, куда заходили работодатели. Мы публиковали вакансии, иногда я сама советовала активных студентов. Однажды мне передали информацию от образовательного маркетплейса BUKI, искавшего контент-менеджера.

Я опубликовала пост и подумала: «А почему бы мне не попробовать?». Не могу сказать, что ясно понимала, чего будут ожидать от контент-менеджера, однако уже имела экспертизу и в менеджменте, и в контенте. На собеседование забежала между парами в университете. Сразу понравилась атмосфера: небольшая комната, несколько человек (как оказалось, это были фаундеры компании), непринужденная беседа. Чувствовалось, что ребята ищут своего человека в небольшую команду. Мы сразу нашли общий язык. После собеседования я уже знала, чем буду заниматься, но была уверена: если чего-то не узнаю — быстро научусь.

Это была небольшая продакт-драйвенная команда, которая действовала по принципу «видишь проблему — решаешь проблему» (или ищешь, кто из команды поможет тебе ее решить).

Я не только писала тексты, но и менеджерила нескольких райтеров, работала с командой SEO-продвижения, почитывала медиа, искала подарки для команды и партнеров. Позже я вела небольшой проект — бесплатную школу для подготовки к ВНО.

Все хард-скилы в сфере контент-маркетинга получала в процессе работы. Приходилось много и быстро учиться, потому что времени не было. Помогли знания языков, умение быстро поглощать и обрабатывать огромное количество информации и привычка полагаться на собственные силы — это я прокачала в университете.

Через год я прошла первые профессиональные курсы — интро-материалы перестали быть актуальными. Я давно знала теорию и попробовала на практике многое: систематизацию и построение контентной сетки, воронку контент-маркетинга, основы SEO в контенте, контент-маркетинг, UX-копирайтинг и исследования конкурентов. Тогда же к нам пришла продакт-менеджерша, и я стала включаться в контент, напрямую связанный с продуктом — анкеты для преподавателей, тексты на сайте и т. д. Параллельно начинала развивать социальные сети на несколько рынков. Позже начала думать о стратегии масштабирования блога к самостоятельному медиа. Где-то на этом этапе меня нашел Genesis.

«Мы проектируем курсы по методологии продуктового подхода»

Руководитель образовательного отдела компании, с которым мы были заочно знакомы благодаря самоуправлению, расширял команду и искал человека, который с нуля будет развертывать направление сотрудничества с университетами. Этим человеком стала я.

Мне было тяжело уходить из BUKI: я горела своим делом, видела дальнейшее развитие и зону ответственности, была привязана к фаундерам.

Обе позиции были связаны с edtech-сферой. Размышления над предложением от Genesis заняли несколько недель, а сам переход около двух месяцев. Я решила принять вызов и пойти в Genesis, чтобы снова начинать что-то с нуля.

Решающими факторами при принятии решения стали амбициозность проекта и заряженность моего будущего тимлида. Мне очень понравилась миссия — украинское ИТ-образование должно драйвить развитие сферы, чтобы Украина будущего стала центром продуктового IT. Поэтому общаться с университетами и продавать идею я начала еще до официального выхода на работу. Тогда же я и вернулась к своей преподавательнице с экономического факультета и напомнила о своей шутке в защите диплома.

Сейчас моя стратегическая задача — разработать стабильную систему работы с университетами, ориентированную на long-term value: идем к общим новым и обновленным учебным программам; масштабных образовательных проектов; сотрудничества с преподавателями.

Вкладываем ресурсы в то, чтобы именно на базе университетов могли развиваться будущие учредители украинских технологических компаний, game-changers и сильные технические и нетехнические специалисты.

Цели и планы на пути к цели могут изменяться: одни задачи мы делаем быстрее, а другие теряют актуальность. К примеру, сначала мы с командой планировали запустить курсы от Genesis в университетах за полтора года, но справились за шесть месяцев. Уже в сентябре топменеджеры и специалисты компании преподавали две дисциплины в КПИ — мобильную разработку на iOS и тестирование программного обеспечения. В то же время полностью повторить один курс не получится, ведь программа, процессы и студенты будут отличаться год от года.

Чтобы отслеживать эффективность наших курсов, мы проецируем их по методологии продуктового подхода. Что это значит? Во-первых, ориентируемся на стейкхолдеры и имеем метрики эффективности, по которым измеряем результат. Например, completion rate или показатель завершения, по которому 60% студентов должны пройти курс с оценкой 75 баллов и выше. Или CSI — метрика, показывающая уровень удовлетворенности учебным опытом.

Все образовательные инициативы Genesis бесплатны, поэтому о прибыли здесь речь не идет, но продуктовые подходы помогают нам быстрее и осознаннее двигаться к поставленным целям.

Чем отличается проджект-менеджмент в IТ от работы в самоуправлении

У менеджера нет четкого перечня обязанностей, они могут различаться в зависимости от компании и сферы. Если говорить о моем опыте, то работа в IТ и в студенческом самоуправлении имеют очень много общего. Однако в первом случае вызовы более сложны и амбициозны.

Для работы над образовательными проектами я не только использую весь свой опыт и знания, но имею постоянно и быстро учиться новому. Через пол года у компании начала собирать собственную команду, потому что объемы запланированных проектов превышали мои возможности. Менеджмента училась также на корпоративных курсах, поскольку люди — это самый ценный ресурс.

Кроме того, в рамках проектов мы общаемся с техническими и нетехническими специалистами, поэтому для успешного сотрудничества всегда должны понимать предмет обсуждения. Поэтому нужно систематически углублять знания о бизнесе, продукте, разработке и других направлениях.

Ранее я уже упоминала, что самоуправление практически не имеет ресурсов. Если нужно сделать сайт или дизайн проекта, нужно найти человека, который согласится работать на волонтерских началах.

У IТ у тебя есть все, чтобы реализовывать амбициозные проекты — от экспертизы и поддержки команды до финансов. К тому же администрация вуза относится совсем по-другому, когда ты приходишь с идеями не как студент, а как сотрудник глобальной ИТ-компании.

Больше всего меня драйвит возможность реализовывать курсы, которые будут качественно влиять на большое количество жизней и, возможно, даже, на всю экономику Украины. Простыми словами, это когда за столом с родственниками можно с гордостью сказать: «Я работаю над проектами, помогающими людям создавать себе классное будущее».

"IT было чем-то совсем несовместимым со мной". Сотрудница Львовской филармонии смогла бесплатно выучиться на UI/UX дизайнера и найти работу во время войны
«IT было чем-то совсем несовместимым со мной». Сотрудница Львовской филармонии смогла бесплатно выучиться на UI/UX дизайнера и найти работу во время войны
По теме
«IT было чем-то совсем несовместимым со мной». Сотрудница Львовской филармонии смогла бесплатно выучиться на UI/UX дизайнера и найти работу во время войны
«Нанимайте личность, а не человекочас». Топ игрового направления Genesis поделился инсайтами успешного найма в геймдеве
«Нанимайте личность, а не человекочас». Топ игрового направления Genesis поделился инсайтами успешного найма в геймдеве
По теме
«Нанимайте личность, а не человекочас». Топ игрового направления Genesis поделился инсайтами успешного найма в геймдеве
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Як працюють нейронки, що створюють зображення та що вони вміють.

Читайте і гадайте, чи не вб’ють нейромережі мистецтво.

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
«Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Project Manager Levi9 примерила другую жизнь в Нидерландах, и в итоге вернулась в Украину
«Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Project Manager Levi9 примерила другую жизнь в Нидерландах, и в итоге вернулась в Украину
«Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Project Manager Levi9 примерила другую жизнь в Нидерландах, и в итоге вернулась в Украину
Project Manager IT-компании Levi9 Мария Попова вынужденно попыталась пожить за границей, как и тысячи других украинцев. Однако поняла, что жизнь за границей — не ее. Примерив другую жизнь, девушка говорит: «Я неизлечимо чувствую себя украинкой». Мария поведала dev.ua свою историю.
Black box на полгода, донаты как инвестиция в безопасность и крипта. Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Black box на полгода, донаты как инвестиция в безопасность и крипта. Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Black box на полгода, донаты как инвестиция в безопасность и крипта. Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Зарплата работников сферы IT в Украине — одна из самых высоких. Именно они являются существенным источником помощи армии и поддержки украинской экономики. Во время войны айтишники меняют свои финансовые привычки и вместо инвестиций и накоплений часто донатят средства на ВСУ и волонтерские инициативы. dev.ua решил расспросить айтишников, куда они тратят деньги и во что инвестируют, сколько донатят и откладывают ли на черный день. Сегодняшние герои — работники IT-компаний Universe, Innovecs и PariMatch Tech.
1 комментарий
«Менеджмент не заканчивается на словах Agile или Kanban"». Кто такой Project Manager и как им стать
«Менеджмент не заканчивается на словах Agile или Kanban"». Кто такой Project Manager и как им стать
«Менеджмент не заканчивается на словах Agile или Kanban"». Кто такой Project Manager и как им стать
Желающих войти в IT с каждым днем становится больше. Однако большинство потенциальных айтишников оказываются перед сложным выбором: кем стать, чтобы работать в сфере информационных технологий. dev.ua начинает новую рубрику, в которой будет рассказывать, какие специальности в украинском IT есть, что делают конкретные специалисты и где учиться, чтобы стать айтишником. Сегодня о профессии Project Manager рассказывает опытный PM в EPAM Яна Стильчук,
Стань PM и управляй проектами и командами. 17 курсов для Project Manager, которые помогут войти в IT
Стань PM и управляй проектами и командами. 17 курсов для Project Manager, которые помогут войти в IT
Стань PM и управляй проектами и командами. 17 курсов для Project Manager, которые помогут войти в IT
Продолжаем цикл материалов о том, как обучиться и войти в IT в самых популярных сертифицированных онлайн-школах. Сегодня поговорим о професии Project Manager. 

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.