«Смотрю: в поле что-то горит, дымит. Потом свистит. Обернулся — летят ракеты, раздается сирена. Грады полетели». Как работает Glovo во время войны

Украина отбивается от врагов уже больше двух месяцев. К новым реалиям постепенно приспосабливаются люди, бизнесы, бюджетные учреждения. dev.ua начинает цикл материалов о том, как войну переживают IT-бизнесы в Украине, до войны создававшие комфорт для жителей нашей страны. Сегодня — о компании Glovo, в которой во время войны сменился руководитель, откорректировался вектор развития и который собственными силами активно поддерживает как воинов, так и обычных украинцев.

Оставить комментарий
«Смотрю: в поле что-то горит, дымит. Потом свистит. Обернулся — летят ракеты, раздается сирена. Грады полетели». Как работает Glovo во время войны

Украина отбивается от врагов уже больше двух месяцев. К новым реалиям постепенно приспосабливаются люди, бизнесы, бюджетные учреждения. dev.ua начинает цикл материалов о том, как войну переживают IT-бизнесы в Украине, до войны создававшие комфорт для жителей нашей страны. Сегодня — о компании Glovo, в которой во время войны сменился руководитель, откорректировался вектор развития и который собственными силами активно поддерживает как воинов, так и обычных украинцев.

Доставка под пулями: исповеди курьеров

курьер Glovo Максим (имена курьеров здесь и далее изменены по желанию собеседников редакции)
«У меня был заказ в пиццерии. Я уже взял его и начал доставку клиенту. Вдруг началась сирена, а спустя еще несколько минут слышались звуки взрывов вдали и гул самолетов. Не передать словами, какие эмоции испытываешь, доставляя во время взрывов и обстрелов».
курьер Glovo Игр
«Был в шоке, когда ехал после доставок домой. Еду по окраине Киева, смотрю: в поле далеко что-то горит, дымит. Потом свистит. Обернулся, — сзади летят ракеты, раздается сирена. Внутри все сжалось. Я очень испугался. Потом проехал блокпост, где у меня попросили документы, спросили о маршруте. Оказывается, это грады полетели».
курьер Glovo Иван
«При доставке в роддом включилась сирена. Воздушная тревога, я все равно поехал в роддом. Позвонив по телефону клиенту, узнал, что все в бомбоубежище. Я ждал окончания тревоги. Слава Богу, ничего рядышком не взрывалось. Клиент был очень счастлив, что я дождался и отдал заказ».

Ребята отмечают, что люди во время войны стали дружественнее, больше помогают друг другу. А еще они любят доставлять заказы для военных, вкладывая в сверток чего-нибудь вкусненького — от себя лично.

Война и новый руководитель

Война пришла неожиданно. 24 февраля Glovo опубликовала заявление, в котором сообщило о приостановлении своей деятельности в Украине.

И именно во время войны у украинского подразделения Glovo сменился руководитель. Вместо идеолога доставки, который развивал Glovo в Украине с первого дня, параллельно отвечая за весь регион Восточной Европы и Центральной Азии, Дмитрия Расновского, управленцем украинского юнита назначили Евгения Тришина, который с начала 2021 года развивал в компании направление быстрой доставки Q-commerce — сеть дарксторов Glovo Express.

Кто такой Евгений Тришин

Новый руководитель, и. о. генерального менеджера Glovo в Украине Евгений Тришин — выпускник КНУ им. Т. Г. Шевченко и французского Institut international du commerce et du developpement (или ICD). В его активе работа на позиции коммерческого директора французского мобильного оператора Orange, работа в Ernst & Young, Western Union, lifecell во Франции, Румынии, Молдове, Канаде и Узбекистане. Также у Евгения есть опыт запуска собственного стартапа в США под брендом Star of Iron.

Тришин говорит, что его предназначение не связано с войной.

«Решение о моем назначении было принято ранее из-за сверхвысокой загруженности предыдущего менеджера Дмитрия Расновского. Я знал, что буду работать на этом посту, поэтому готовился. Сроки — это просто совпадение», — говорит он.

Евгений признается, что план действий на случай войны, которым располагала компания, оказался неоптимальным. «Мы готовились к возможным военным действиям, продумывали варианты, но наиболее реальным нам казалось локальное наступление. Конечно, мы прорабатывали возможности эвакуации персонала, проводили тренинги,  как оказывать ПМД, реагировать на воздушную тревогу и тому подобное», — рассказывает он.

По словам и. о. генменеджера Glovo Украины, несмотря на ситуацию, в компании сохранили все рабочие города и выплаты. «Очень большую помощь мы получили от нашего головного офиса», — рассказывает Тришин.

Евгений свои первоочередные задачи в новой роли описывает так:

  • Создание максимально безопасных условий для сотрудников компании. «У нас три человека были в Буче и Гостомеле. И, к счастью, им удалось выехать до массовых расстрелов», — вспоминает Тришин. Выехавшим за границу компания помогала найти жилье, привлекая работников других офисов.
  • Возобновление бизнеса. «Нужно было понять, что нам делать дальше — как, где, в каких масштабах перезапускаться. Надо было определить, насколько каждый город был готов к нашим услугам, есть ли там платежеспособное население, спрос, работают ли там рестораны и нересторанные партнеры. Это было как раз в тот момент, когда президент обратился к Украине и попросил запускать бизнес, чтобы поддерживать экономику. Мы были одними из первых, кто перезапустился после перерыва», — рассказывает Тришин.

Также, по словам Евгения, нужно было понять, есть ли курьеры, способные возобновить активность на платформе, потому что многие уехали в другие регионы и за границу.

  • Волонтерские проекты. Практически все сотрудники Glovo Украина, говорит новый руководитель, помогают ТРО, ВСУ, людям, попавшим в беду. «В Харькове у нас есть три darkstores, у которых можно было делать заказ. Все оставшиеся продукты наши сотрудники раздают людям. Так же было во всех городах нашей деятельности».
  • Коммуникация по возобновлению работы. «Нам нужно было донести до клиентов и партнеров, что мы готовы продолжить предоставлять услуги нашей платформы. Мы коммуницировали проекты о донейте на ВСУ («Вернись живым») на гуманитарные нужды в ВостокSOS, Фонды Дом Рональда Макдональда, СОС Детские Городки, проект «Угости Защитника»), говорит Тришин. В новой разработке, по его словам, эти проекты не нуждались. «Мы смогли не только предоставлять услуги и доставлять товары, но и собирать средства на реальные нужды людей», — делится Евгений.

Glovo, работающий в войне

Уже через два дня после полномасштабного военного вторжения компания решила продолжить работу в безопасных регионах.

«Мы предпринимаем попытку возобновить работу в городах, где это можно сделать, а именно: во Львове, Черновцах, Дрогобыче, Трускавце, Ужгороде. Сервис будет работать по новым инструкциям и только при безопасных условиях деятельности», — сообщила компания 26 февраля.

С тех пор Glovo постепенно возобновляет бизнес и параллельно активно помогает пострадавшим людям и воинам выживать в сверхсложное время и защищать нашу землю. 9 марта сервис возобновил работу в украинской столице и еще в 19 городах. Сейчас компания работает уже в 28 городах Украины (до войны было 39 локаций).

«Glovo к началу войны в течение нескольких первых дней был отключен, потому что мы не знали, что происходит, каков масштаб наступления, в каком состоянии наши сотрудники, курьеры, офисы. Нам нужно было оценить», — рассказывает Тришин. Каждый день команда оценивала уровень безопасности ведения бизнеса в том или ином городе. Пока компания до сих пор не может работать в Харькове, Чернигове, Сумах.

После 26 февраля сервис Glovo работает в 28 городах: Киеве, Днепре, Одессе, Львове, Запорожье, Виннице, Полтаве, Черкассах, Житомире, Ивано-Франковске, Черновцах, Кривом Рогу, Тернополе, Ровно, Кропивницком, Луцке, Хмельницком, Кременчуге, Ужгороде, Белой Церкви, Трускавце, Дрогобыче, Черноморске, Каменце-Подольском, Умани.

В апреле компания запустилась в новых городах: Калуше, Мукачево, Самборе.

Правда, доставляет заказ только часть курьеров.

«Часть курьеров уехала из страны или переехала в другие города. Пока у нас активных около 40% курьеров от довоенного количества. На сегодняшний день нам удалось возобновить бизнес почти наполовину. И количество курьеров с привлечением новых городов растет», — говорит Тришин.

В настоящее время к платформе Glovo уже подключены 3200 локаций.

По словам Тришина, условия сотрудничества с партнерами Glovo во время войны изменились так, что комиссия партнеров некоторое время была нулевой. «В некоторых городах мы отменили еще и стоимость доставки — клиенты ничего не платили. Создали дополнительные возможности для населения вместе с Mastercard, покрывавшей стоимость доставки в Киеве, Днепре и Одессе», — рассказывает он.

В апреле компания запустилась в трех новых городах — Калуше, Мукачево и Самборе. По словам Тришина, стоимость запуска сервиса в новом городе стоит от 500 000 грн в зависимости от размера города и его развитости. Впрочем, это небольшие деньги по сравнению с 15 млн. евро, которые головной офис Glovo планировал инвестировать в развитие направления быстрой доставки в Украине.

А что с активами?

Из-за войны харьковский офис компании закрыли, а львовский временно превратили в приют для переселенцев. Остался только офис в столице. Однако Тришин говорит, что подобная реорганизация не повлияла на работу компании. «Операционный центр Glovo — это вся наша команда. Во времена ковида мы научились работать удаленно, поэтому сейчас, несмотря на то, что команда разбросана по всему миру, цепочки принятия решений у нас не изменились. Мы также встречаемся, только онлайн», — объясняет он.

Из активов в Glovo в Украине два десятка дарксторов, из которых и планировалось делать скорую доставку.

«У нас в конце 2021 года было 20 дарксторов Glovo Express в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Днепре. В настоящее время во всех городах, кроме Харькова, они работают в обычном режиме. Зону покрытия расширили, чтобы максимально покрыть города и обеспечить пользователей контентом в приложении, однако мы выдерживаем время доставки, кое-где даже лучше, чем до войны», — говорит Евгений. По его словам, ни один актив компании пока не потерян, однако 9 локаций в некоторых городах законсервированы.

Инвестировать в их развитие компания пока не собирается — все планы сломала война.

«Пока во время войны нет смысла инвестировать, но есть смысл посмотреть, как мы иначе можем предоставлять услуги», — признается Евгений.

Также в Glovo есть облачные кухни (Cook Room) — специально оборудованные компанией помещения, куда приглашают к сотрудничеству партнеров, предоставляющих меню для заказа в приложении по конкретной локации. И сейчас направление виртуальных ресторанов компании удается развивать.

«До военных действий у нас не было Cook Room-ов в Одессе, но мы закончили переговоры о сотрудничестве с одесскими партнерами и уже запустили локацию, где команда поваров готовит блюда меню „Lunch Box“ для заказов. То есть, не открывая физическую локацию, мы выходим в новые города со своими продуктами. Это мы можем сделать быстро, с минимальными затратами», — рассказывает Тришин.

До войны в Cook Room готовили еду для 50 ресторанных брендов. Но часть ресторанов закрылась, часть сократила штат. Чтобы помещение, команда поваров и оборудование не простаивали, Glovo вывел на рынок столицы, а затем Днепра и Одессы, новый собственный продукт — Lunch Box с блюдами украинской кухни. 15 поваров готовят два варианта обедов: из двух или трех блюд (95 и 145 грн соответственно), которые можно заказать в приложении. Такие Lunch Box можно заказать не только из облачных кухонь, но и из Glovo Express.

Тришин убеждает, что предложение клиентам «зашло», поэтому компания не только расширяет географию доступности «Lunch Box», но продолжает запускать новые виртуальные бренды, разнообразя выбор блюд для заказа.

За время активных военных действий Glovo запустили помимо «Lunch Box», еще четыре виртуальных бренда — «Sandwich Box» (американская кухня), «The Шницель» (европейская кухня) «Salar Bar» и «Mr Burrito» (латиноамериканская кухня).

Еще одно довоенное направление развития украинского Glovo — разрабатывающий центр, который по плану должен насчитывать 100 специалистов.

«В настоящее время в R&D есть 12 сотрудников. Они вовлечены в работу головного офиса, в общие проекты компании. Интенсивность набора новых сотрудников будет зависеть от того, насколько быстро мы перезапустимся», — объясняет Тришин.

Рынок доставки в войну

Из-за войны и по другим причинам некоторые службы доставки ушли с рынка. В частности, закончилась история одного из крупнейших конкурентов Glovo — компании Rocket, в сегменте Q-commerce свернулись проекты Cooker и Goodex. Ограниченно работает и Zakaz.uа, о покупке которого до войны вела переговоры Glovo. Пока ни в Glovo, на Zakaz.ua возможное соглашение не комментируют.

Определить точный объем рынка и долю Glovo на нем крайне сложно — в сегменте доставок куча разных опций. В 2021-м только рынок доставки продуктов в Украине вырос более чем в $300 млн, оценивал CEO и коммерческий директор Zakaz.ua Евгений Нетреба. Теперь же, по его оценкам, через 2 месяца военных действий на территории Украины рынок достиг лишь 20-30% довоенного уровня.

«Причем разные сегменты восстанавливаются с разной динамикой. В первую очередь будет спрос на жизненно необходимые товары, к которым я могу отнести лекарственные препараты, а также продукты питания. Мы в Zakaz.ua на сегодняшний день возобновили около 20% бизнеса, однако работаем только в 10 городах из 15 довоенных», — делится Евгений.

Такие сегменты, как доставка из ресторанов, по оценке Евгения, очень пострадала. «Во-первых, еще не все заведения открылись (хотя динамика вдохновляет), но спрос не слишком высок. Также важную роль играет работа такой сети как МакДональдз, поскольку на нее приходилась очень большая доля всех заказов», — отмечает коммерческий директор Zakaz.ua. Очень сильно, добавляет он, пала доставка цветов, посылок и зоотоваров.

Соглашается с ним и Владислав Савченко, основатель Goodex и Foodex24pl. «Рынок доставки во время войны «схлопнулся» вообще. В первый месяц была страшная неразбериха, люди разъехались, курьеров вывести на работу было невозможно — они начали вывозить свои семьи и будут сами релоцироваться», — рассказывает он. Савченко говорит, что причин такой негативной динамики было несколько: опасность работы, выезд людей среднего класса, которые пользовались услугами доставки и мобилизация на блокпостах, где раздавали повестки курьерам», — говорит он.

Но, несмотря на общую сложность, и Нетреба, и Савченко убеждены, что у Glovo все удастся восстановить и удержать рынок.

«Они продолжают развиваться, мы с ними общаемся. Они вышли с вопросами и предложениями по команде по IT-разработке, поэтому вижу, что они улучшают свой продукт, продолжают с ним работать и готовы найти людей, особенно с профильным опытом», — рассказывает Савченко.

По его мнению, проблемы с такими поставщиками, как Rocket, Goodex, Zakaz.ua и Cooker, выглядят как возможный шанс занять большую долю украинского рынка.

В то же время Тришин отмечает, что Glovo одобрительно относится к работе конкурентов. «Когда на рынке много операторов, это приводит к быстрому развитию. Glovo никогда не было против работать на юзерцентрическом рынке», — говорит он.

Glovo планирует

В планах Glovo — в ближайшее время запуститься в новых городах, райцентрах на Западе Украины, где раньше не работали. «Если бы не было войны, мы бы запустили их чуть позже», — признается Триишин.

А после войны Glovo будет идти в те города, где сервис работал до войны, полностью восстанавливая бизнес.

«В Харькове, Сумах, Николаеве, Чернигове есть наши курьеры, которых мы привлечем к платформе, как только это станет возможным», — говорит он.

Аналогичные планы есть и по большому количеству других городов, в первую очередь на западе Украины, где планируют развертывать виртуальные кухни.

Евгений Нетреба говорит, что для более быстрого достижения успеха Glovo следует усилить востребованные ниши доставки (лекарства, например), фокус на развитые и платежеспособные города, где Glovo был до войны, успешно работать с кэшфлоу, поскольку тема отсрочок сейчас очень острая.

В то же время, по мнению Савченко, украинский офис с его R&D центром можно назвать драйвером развития компании в целом.

По словам Тришина, компания идет намеченным экспертами путем: «Мы будем идти в направлении развития продаж сервисов, услуг. Наша платформа — это уникальное место встречи наших стейкхолдеров — клиентов, партнеров», — резюмирует он.

«Киевстар» в марте увеличил доход на 167% до 28 млрд. А доходы от роуминга выросли в три раза
«Киевстар» в марте увеличил доход на 16,7% до 2,8 млрд. А доходы от роуминга выросли в три раза
По теме
«Киевстар» в марте увеличил доход на 16,7% до 2,8 млрд. А доходы от роуминга выросли в три раза
Черняк плачет. ИТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржей
Черняк плачет. ИТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржей
По теме
Черняк плачет. ИТшник за год создал онлайн-супермаркет с гипермаржей
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
ТОП EVO Максим Мельник для dev.media розповів, що 24 лютого війну проспав. Та далі — волонтерство, українізація та праця.

Дивіться на каналі його розповідь та роздуми.

Читайте также
Parimatch выпустила игру на собственной платформе с беспилотником Bayraktar
Parimatch выпустила игру на собственной платформе с беспилотником Bayraktar
Parimatch выпустила игру на собственной платформе с беспилотником Bayraktar
Айтишники зарегистрировали петицию с требованием максимальной отсрочки от армии
Айтишники зарегистрировали петицию с требованием максимальной отсрочки от армии
Айтишники зарегистрировали петицию с требованием максимальной отсрочки от армии
Украина готова строить новую «Мрію» – Зеленский. Вопрос в деньгах – нужно $800 млн
Украина готова строить новую «Мрію» – Зеленский. Вопрос в деньгах – нужно $800 млн
Украина готова строить новую «Мрію» – Зеленский. Вопрос в деньгах – нужно $800 млн
«На одну нашу пушку пять вражеских». Разработчик, которого в армию записал брат-близнец, о распределении в военкоматах, медосмотрах, обеспечении армии и жестоких боях под Изюмом
«На одну нашу пушку пять вражеских». Разработчик, которого в армию записал брат-близнец, о распределении в военкоматах, медосмотрах, обеспечении армии и жестоких боях под Изюмом
«На одну нашу пушку пять вражеских». Разработчик, которого в армию записал брат-близнец, о распределении в военкоматах, медосмотрах, обеспечении армии и жестоких боях под Изюмом
Full Stack WordPress Developer з чотирирічним досвідом Володимир Камуз 20 років тому пройшов строкову службу в 95-й окремій аеромобільній десантній бригаді. І після 24 лютого 2022 року Володимир знову повернувся туди — у його підпорядкуванні перебувало вісім бійців. Наразі ж він є членом мінометної батареї, де служить як аеророзвідник та коригувальник вогню на Ізюмському напрямку у званні молодшого сержанта. Свою історію з фронту розробник розповів DOU. Переказуємо найцікавіше.

Хотите сообщить важную новость?
Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки
в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.