Увійти в IT — 5 книжок про геймдев українською 🔫

Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований

Сын Юрия Косюка, владельца одного из крупнейших агропромхолдингов в Европе и мире МХП, уже несколько лет строит собственный бизнес. Иван  так же, как и отец, любит создавать новое. Но, в отличие от продовольственной империи отца, сын решил пойти другим путем ― войти в IT и задержаться там, несмотря на факапы и разочарования.

Оставить комментарий
Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований

Сын Юрия Косюка, владельца одного из крупнейших агропромхолдингов в Европе и мире МХП, уже несколько лет строит собственный бизнес. Иван  так же, как и отец, любит создавать новое. Но, в отличие от продовольственной империи отца, сын решил пойти другим путем ― войти в IT и задержаться там, несмотря на факапы и разочарования.

Ему только 23, но на его счету опыт создания игр, налогового калькулятора, финансового сервиса, сотрудничество с реальным бизнесом и гора амбициознейших планов. Свои первые деньги Иван заработал, продавая на OLX купленные на AliExpress спиннеры. «Я тогда вышел в ноль», ― с улыбкой вспоминает парень. Реальный же заработок случился в Бостоне во время обучения в университете ― Иван принимал участие в исследовании городского трафика, а также ассистировал профессору, объясняя предмет статистика студентам, которым это было необходимо. Платили, говорит Косюк, $15 в час.

Иван, вопреки стереотипам о детях богатых родителей, живет в съемной квартире и ходит пешком ― машины у него нет, а основную часть времени предприниматель проводит на работе ― в офисе коворкингового пространства Lift99. «Даже если бы у меня были деньги на квартиру, я бы их все равно вложил в бизнес», ― говорит он.

dev.ua встретился с Иваном и поговорил с ним о том, какой бизнес он строит, помогает ли ему в этом американское образование и связаны ли его проекты с компанией МХП. Рассказываем самое интересное из беседы.

Содержание

Чтобы делать бизнес, не нужно изучать бизнес

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Иван Косюк получил степень бакалавра по управлению бизнесом (Business Management) в Бостонском университете. Молодой человек выбрал этот вуз потому, что он был в топе высших учебных заведений по бизнес-образованию. 

«Когда я поступал, мне казалось, чтобы делать бизнес, нужно изучать бизнес. Но это оказалось не такой уж и правдой. Потому что сами знания были не очень релевантными», ― улыбаясь, признается Иван.

Выпускнику математической школы, где часто приходилось ходить на нулевой урок, а после — высиживать еще восемь занятий, американский подход к образованию показался слишком простым. «Студенту можно самому выбирать, когда и какие курсы изучать, но нагрузка при этом, как мне показалось, низкая. Потому я брал больше предметов», ― рассказывает Косюк.

Помимо дополнительных курсов, студент приловчился ходить на лекции по математике и точным наукам в  Массачусетский технологический университет. А к третьему курсу, когда нагрянул ковид, и всех отправили на дистанционное обучение по домам, уже будучи в Киеве, Иван осознал, что может закончить обучение экстерном.

«Я вернулся домой и подумал, что выучил все, что было интересно. Написал в университет, и оказалось, что нормы по освоению курсов достаточно, чтобы получить степень бакалавра за три года вместо четырех», ― рассказывает он.

Тогда молодой человек пришел к родителям и сказал, что набрал баллов на красный диплом по американским меркам, и хочет остаться в Украине, чтобы строить свой проект со своей командой.

Родители не возражали. И, поскольку университет вернул деньги за последний год обучения, Косюк-младший решил начать на них бизнес. Речь шла примерно о $100 000. 

Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
По теме
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?

Три первых блина комом

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Иван говорит, что очень любит строить что-то новое: «Я в восторге от того, что все люди уникальны, у всех есть талант, и я кайфую от того, когда люди получают возможность свой талант по максимуму использовать». Но своим талантом парень сумел воспользоваться не сразу.

Еще в университете он пытался реализоваться в команде единомышленников. С первого курса ребята пытались создавать игры. «Не потянули», ― признается Иван. 

Затем была попытка запуска сайта о налоговых льготах в Украине. «По законодательству большое количество людей подпадает под налоговые скидки. Но мало кто знает, как ними пользоваться. Мы подумали, что было бы круто этот процесс автоматизировать», ― рассказывает молодой предприниматель. Но и тут система не сработала. Разработчики прочитали закон, решили, что можно все перевести в электронный формат. Но столкнулись в реальности с тем, что при общении с налоговыми органами все процедуры сводилось к физическим бумажкам и личному присутствию налогоплательщиков. Электронные средства коммуникации не работали. 

Следующая попытка молодых предпринимателей ― создание платформы для кредитования между людьми без участия банков или кредитных организаций. На этот проект и пошли сэкономленные на обучении $100000. По задумке разработчиков, кредиторы и заемщики в Украине должны были без переплат и комиссий посредникам получать необходимые услуги и выгоды.

Под проект зарегистрировали компанию ― ООО «Велт Украина», учредителями которой стали четверо единомышленников: Иван Косюк, Максим Конев, Александр Горбач и Екатерина Прасол. Ребята даже подали заявки на регистрацию несколько товарных знаков ―  Moneysharing, «Свідомо» и «Свідомо Манішерінг».

скриншот с сайта Укрпатента

«Мы собрали команду и работали над платформой около восьми месяцев. Сначала, первые месяца четыре, мы работали очень активно над софтом, а потом проект застопорился на юридических формальностях», ― признается Иван. К тому же деньги стали заканчиваться, и команде пришлось думать, как развиваться и зарабатывать дальше. 

Четыре месяца юридических согласований, признается Иван, позволили команде все переосмыслить. Он осознал, что кредитный проект достаточно сложный, и даже если задумка выстрелит, все может очень быстро сломаться.

«Я понимал, что содержать команду из восьми человек, где шестеро на зарплате, будет при таких рисках сложно. А ведь я несу за этих людей ответственность», ― рассказывает предприниматель. 

Для более тщательного планирования расходов молодому менеджеру явно не хватило опыта. «Мы запрыгнули в эту лодку очень быстро, но я к этому, вероятно, как менеджер, не был готов. Но мы набили очень много шишек, и это неплохо ― ведь тех ошибок мы больше стараемся не повторять», ― говорит Иван.

Второй шанс

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Подумав о том, как «выгрести» из сложившейся ситуации, ребята решили продавать услуги разработки. Но не просто так, а с дополнительной ценностью ― инновационным консалтингом. 

«Сейчас в Украине часто применяют практику аутсорса ― реализовывают чью-то идею. И мы предложили услуги под ключ ― от разработки идеи, которая закрывала бы потребность и боль клиента, до ее реализации. Мы к аутсорсу добавили инновационный консалтинг», ― рассказывает Иван.

Впрочем, и тут не обошлось без факапов. Первый проект по разработке Иван называет самым большим своим факапом. «Мы очень плохо его задокументировали, нормально идею не расписали, и в итоге проект, который мы планировали создать за два месяца, растянулся на шесть. Мне за это даже немного стыдно», ― говорит предприниматель.

Свою инновационную консалтинговую разработку ребята до сих пор доводят до ума, но три полноценных больших контракта в Украине выполнили. На счету «Велт Украина» ― проект для регионального фуд-ритейлера «Мясорубка» и еще нескольких, пока не очень известных бизнесов.

По словам Ивана, сейчас команда ведет переговоры с потенциальными клиентами в Англии и Америке.

«И такой подход, к счастью, помогает нам стабилизировать доход, оставаться платежеспособными. А также это классный опыт ― мы не просто разрабатываем, мы много анализируем, набираемся опыта», ― говорит Косюк. 

Пока проекты команду «кормят», и дополнительного финансирования предприниматели не привлекали. «Но у нас пока нет такого, чтобы кто-то регулярно давал деньги. Мы живем от milestone до milestone: проект сделали ― расчет получили. Доходы еще не постоянные», ― признается Иван, веря, что его бизнес станет прибыльным уже скоро. 

Работа в помощь МХП

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Вероятно, путь к деньгам и славе для Ивана мог быть гораздо проще. Он. безусловно, мог бы пойти на работу в компанию отца. Но предпочел стабильному доходу в крупной компании самореализацию. 

Впрочем, признается, Иван, с МХП он активно взаимодействует. «Наверное, мы сотрудничаем в том формате, в котором отец и хотел. Вместо того, чтобы он мне говорил, куда идти и что делать, я сам хожу по офису, общаюсь с департаментами IT и инноваций, ищу ниши, где я и моя команда могли бы быть полезными», ― рассказывает он.

Кстати, говорит Косюк-младший, несколько его домашних идей, случайно озвученных за завтраком дома, уже внедряются в жизнь. «У нас очень часто, пока я с родителями жил, за завтраком обсуждались дома какие-то идеи. И почти всегда родители мне говорили: да не, что за фигня. А потом внезапно я слышу, что в МХП развивают мои идеи. Таких было штуки четыре. И вот сейчас МХП строит бульонный завод, это раньше я предложил отцу ставить вендинговые аппараты с куриным бульоном», ― не без гордости говорит Иван.

В одном из проектов активно помогает МХП и команда «Велп Украина». «Не секрет, что в компании часто проводятся конкурсы идей среди сотрудников. И так сложилось, что один из победителей этого конкурса ― девушка по имени Таня ― не знала, что делать с разработкой», — рассказывает Иван.

Департамент IT в МХП обычно очень загружен. И Таня услышала, что Иван занимается чем-то айтишным, пришла, и ребята вместе нашли решение, которое сейчас воплощают в жизнь.

Проект, по его словам, связан с созданием инструмента, который помог бы сотрудникам организовывать свою спортивную жизнь. В центральном офисе МХП есть спортзал с тренерами, но многие сотрудники не могут преодолеть барьер, чтобы заняться спортом. Поэтому появилась идея создать инструмент, который бы мотивировал сотрудников уделять внимание своему телу и спорту.

«Начиналось все с челенджей, например, с планки. Потом мы решили создать приложение для мобильных телефонов, в котором были бы видеоуроки, соревновательный элемент для сотрудников разных департаментов. Уже скоро собираемся выходить с готовым решением», ― делится IT-предприниматель.

Азартный бизнес на миллион

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Проектная работа хороша, но непостоянна, признается Иван. Впрочем, предпосылки для создания стабильного бизнеса у Ивана и команды есть.

«Уже в сентябре мы готовы запустить проект, который станет, я уверен, регулярным бизнесом», ― рассказывает Иван.

Речь идет об онлайн-аукционе, но работает он иначе, чем привычные нам торги. Но обо всем по порядку.

Идею создания такого продукта Ивану подбросил его друг, который учится на хирурга в Германии. «Я вообще человек азартный. Не в контексте ставок или скачек, а скорее в части доказательства своей правоты в спорах, если точно уверен, что знаю лучше. Но при этом я часто замечал, что ассоциации с азартом негативные», ― рассказывает Иван. 

Казино заставляет просадить последние деньги, ставки на спорт мешают думать рационально, рассуждает Иван. И тут же вспоминает случай из детства, когда он с дедушкой и другими ребятами по воскресеньям играли в лотерею. «Мы угадывали числа, и это была неподдельная классная эмоция. И я хочу ее вернуть», ― делится предприниматель. 

Иван четко разделяет азарт на плохой (например, рулетка или игорные автоматы работают как приманка до тех пор, пока не проиграешь, ведь ты играешь против системы, которая всегда выигрывает) и хороший ― с приятными эмоциями от  того, что ты чего-то достиг и что-то за это получил).

«Наш аукцион ― это инструмент, который позволяет удовлетворить азарт, соревнуясь с людьми какими-то идеями. Это отчасти психологическая игра, в которой можно обхитрить всех», ― рассказывает он.

Нечто похожее ранее реализовывали в США и Европе на радио. Но оно, по словам Ивана, умерло, поскольку не было инструмента взаимодействия с людьми, не было механизма поддержания эмоции.

Работает аукцион как торговая площадка: на сайте uaction.club есть перечень товаров, которые можно купить. Но сделать ставку можно только во внутренней валюте аукциона ― тикетах. Товар достается тому, кто предложит минимальную уникальную цену. 

«Для построения инструмента мы провели масштабное исследование, фокус-группу, участники которой рассказывали нам ход своих мыслей при ставке. В итоге получился инструмент, в котором люди соревнуются между собой, а команда „Велп Украина“ берет плату за организацию такой игры», — рассказывает Косюк. 

Для участия в аукционе нужно купить тикет, стоимость которого 20 грн. Но зачастую, говорит Иван, тикеты покупают пакетами ― по 15-20 штук. И если, например, айфон стоит $1000, то все желающие его купить потратят на билетики, по подсчетам организаторов, в 3-4 раза больше.

«Люди нам платят не только за то, чтобы получить какую-то вещь, а и за опыт, за эмоции», ― говорит Косюк.

Лоты для аукциона ребята выбирают исходя из трендова и интересов потенциальных клиентов, который ищут в Instagram. И интерес к  проекту очевиден.

«Во время бета-тестирования, которое длилось шесть недель, в аукционе приняли участие 1000 уникальных пользователей, в основном это украинская молодежь, а наши главные победители ― сотрудники IT-компаний», ― рассказывает Иван. 

По его словам, на iPhone 12 было сделано около 4 000 активных ставок. И да, тут можно купить iPhonе гораздо дешевле, чем в магазине. «У нас iPad забрали за 1000 грн, iPhone ― за 2000 грн. Нам непринципиально, по какой цене продана вещь. мы зарабатываем с потока, с количества шагов. Есть несколько людей, которые  выиграли вещи за 0 грн. Это неочевидный психологический пазл для людей», ― говорит основатель проекта. 

Основной параметр в этом стартапе — маркетинг, ведь с его помощью приходят новые покупатели. «Мы пробовали пушить в Instagram, Facebook, TikTok. Сейчас наш маркетолог  говорит, что TikTok не работает, а самой эффективной остается инста», ― говорит он. 

На вопрос о том, как в своем условно азартном бизнесе ребята вычленяют несовершеннолетних, Иван отвечает, что система распознает тех, кто платит по банковским картам. «Поэтому если возникнут вопросы и в аукционе несанкционированно появятся несовершеннолетние, мы сможем это проверить и изменить», ― говорит он.

Маленький проект с большим будущим 

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Разработка и консалтинг компанию Косюка, Конева, Горбача и Прасол кормят, аукцион ― дает веру в светлое будущее. Но есть еще кое-что, что стартаперы пока держат в секрете. Речь идет о проекте с машинным обучением. Иван говорит, что ребята ищут способ научить машину распознавать ложь и блеф оппонента.

«Это используется в онлайн-играх, а в США Пентагон использует это в подготовке армии», ― говорит он, оставляя подробности в секрете.

Для развития этого и других направлений Ивану нужно доукомплектовать команду. «Сейчас в команде работает 10 человек. Разработка очень загружена. И я ищу пятерых разработчиков, потому что на пороге еще один проект, плюс нужно развивать аукцион», ― говорит он.

Кроме того, в команде произошли небольшие изменения. Двое ребят, который ранее отвечали за разработку, поменяли вид деятельности ― ушли из стартапа во что-то более стабильное. 

Зарплата, по словам Косюка, в его проектах рыночная. 

«Мы сначала думали, что возьмем миддлов на рыночные зарплаты ― $3500-4500. Но мы, возможно, будем смотреть на ребят с меньшим опытом, у которых горят глаза. Мы готовы их обучать. Я надеюсь, что мы сможем найти джуна на зарплату в $1000-1500. У нас есть хороший ментор ― наш СТО», ― говорит он.

Для приманки Иван акцентирует внимание на том, что в команде за исключением нескольких специалистов, работают ребята не старше 25 лет.  «Они все очень заряжены! Ищем таких же», ― говорит он.

Что такое IT-компания Косюка через 5 лет

Фото — из личного архива Ивана Косюка

На достигнутом Иван останавливаться не собирается. «Я хочу попробовать создать новый способ создания нового», ― амбициозно говорит он.

И поясняет, что мир устроен так, что если у человека есть идея, то он определяет, сколько времени в ее реализацию он готов вкладывать. «Например, хочу вкладывать в проект 80 часов в неделю. И тогда я ищу команду, менторов, акселератор, и все реализую», ― говорит предприниматель. 

Но если у человека есть идея, а он не может себе позволить полностью отказаться от основной работы, обязательств, чтобы ее развивать, то и время, которое он готов в нее вкладывать, скажем, 10 часов, пропадает непродуктивно. 

«Сейчас система выбирает самых активных, самых горящих, которые и строят часто что-то новое. А если отсортировать людей по количеству времени, которое они хотят инвестировать в свои идеи, у нас появится куча людей, у которых нет возможности развивать свой проект, вкладываясь в него полностью», ― рассказыает Иван.

Там, уверен парень, будет в сотни раз людей больше, чем тех самых —  горящих и продуктивных.

Косюк хочет создать эффективную экосистему трудоустройства, в которой объединить бы крупные IT-компании. И в рамках экосистемы вместо фулл-тайма в одной компании, сотрудник мог бы участвовать в нескольких проектах, комфортно распределяя свое рабочее время и для себя, и для работодателя.

«Это такая биржа рабочего времени, где специалисты из сферы цифрового бизнеса и креативной экономики, объединенные общей культурой, могут работать в нескольких проектах. Сотруднику не нужно будет увольняться, достаточно будет прийти к руководителю и сообщить, что он хочет работать частично на него, а частично на соседа», ― объясняет Иван. 

Тут, по его словам, есть два бенефита: на сотрудников будет оказываться намного меньше давления, а работодателю не нужно будет думать, чем занять людей, если у компании перерыв между проектами. «Им разрешат легально фрилансить. Кроме того, в такой экосистеме без проблем взять консультацию юриста, креативщика, программиста. Но при этом ставка за ту или иную работу должна быть сбалансированной, рыночной», ― говорит предприниматель.

Администрировать эту систему будет сложно, признается Косюк, но люди получат возможность на месте собирать команды для реализации собственных проектов. 

«Я верю в то, что таким образом мы сможем дать людям возможность делать что-то новое. И да, наше общество не идеальное, но если объединить людей общими ценностями и дать им равные возможности, все получится», ― заключает Иван Косюк.

Як вижити IT-компанії під час війни

Рецепти від СЕО ZONE3000.

Читайте также
Иван Косюк запускает UA IT HUB, который поможет найти работу украинским айтишникам во время войны
Иван Косюк запускает UA IT HUB, который поможет найти работу украинским айтишникам во время войны
Иван Косюк запускает UA IT HUB, который поможет найти работу украинским айтишникам во время войны
Иван Косюк совместно с Juscutum и девелоперами запускает инвестпроект для айтишников
Иван Косюк совместно с Juscutum и девелоперами запускает инвестпроект для айтишников
Иван Косюк совместно с Juscutum и девелоперами запускает инвестпроект для айтишников
Владелец IT-компании Welp и сын влиятельного бизнесмена Иван Косюк совместно с юридической компанией Juscutum и ООО «РК Девелопмент» запускают проект для совместного инвестирования в коммерческую недвижимость. dev.ua рассказывает детали.
Иван Косюк разрабатывает инструмент, который поможет айтишникам выгодно откладывать деньги. Уже ведет переговоры с SoftServe
Иван Косюк разрабатывает инструмент, который поможет айтишникам выгодно откладывать деньги. Уже ведет переговоры с SoftServe
Иван Косюк разрабатывает инструмент, который поможет айтишникам выгодно откладывать деньги. Уже ведет переговоры с SoftServe
Холдинг МХП Косюка начал работать с облачными кухнями и вирутальных ресторанами Glovo
Холдинг МХП Косюка начал работать с облачными кухнями и вирутальных ресторанами Glovo
Холдинг МХП Косюка начал работать с облачными кухнями и вирутальных ресторанами Glovo

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.