Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований

Сын Юрия Косюка, владельца одного из крупнейших агропромхолдингов в Европе и мире МХП, уже несколько лет строит собственный бизнес. Иван  так же, как и отец, любит создавать новое. Но, в отличие от продовольственной империи отца, сын решил пойти другим путем ― войти в IT и задержаться там, несмотря на факапы и разочарования.

Как сын владельца МХП Иван Косюк строит свою IT-империю. Почти история успеха не без разочарований

Сын Юрия Косюка, владельца одного из крупнейших агропромхолдингов в Европе и мире МХП, уже несколько лет строит собственный бизнес. Иван  так же, как и отец, любит создавать новое. Но, в отличие от продовольственной империи отца, сын решил пойти другим путем ― войти в IT и задержаться там, несмотря на факапы и разочарования.

Ему только 23, но на его счету опыт создания игр, налогового калькулятора, финансового сервиса, сотрудничество с реальным бизнесом и гора амбициознейших планов. Свои первые деньги Иван заработал, продавая на OLX купленные на AliExpress спиннеры. «Я тогда вышел в ноль», ― с улыбкой вспоминает парень. Реальный же заработок случился в Бостоне во время обучения в университете ― Иван принимал участие в исследовании городского трафика, а также ассистировал профессору, объясняя предмет статистика студентам, которым это было необходимо. Платили, говорит Косюк, $15 в час.

Иван, вопреки стереотипам о детях богатых родителей, живет в съемной квартире и ходит пешком ― машины у него нет, а основную часть времени предприниматель проводит на работе ― в офисе коворкингового пространства Lift99. «Даже если бы у меня были деньги на квартиру, я бы их все равно вложил в бизнес», ― говорит он.

dev.ua встретился с Иваном и поговорил с ним о том, какой бизнес он строит, помогает ли ему в этом американское образование и связаны ли его проекты с компанией МХП. Рассказываем самое интересное из беседы.

Содержание

Чтобы делать бизнес, не нужно изучать бизнес

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Иван Косюк получил степень бакалавра по управлению бизнесом (Business Management) в Бостонском университете. Молодой человек выбрал этот вуз потому, что он был в топе высших учебных заведений по бизнес-образованию. 

«Когда я поступал, мне казалось, чтобы делать бизнес, нужно изучать бизнес. Но это оказалось не такой уж и правдой. Потому что сами знания были не очень релевантными», ― улыбаясь, признается Иван.

Выпускнику математической школы, где часто приходилось ходить на нулевой урок, а после — высиживать еще восемь занятий, американский подход к образованию показался слишком простым. «Студенту можно самому выбирать, когда и какие курсы изучать, но нагрузка при этом, как мне показалось, низкая. Потому я брал больше предметов», ― рассказывает Косюк.

Помимо дополнительных курсов, студент приловчился ходить на лекции по математике и точным наукам в  Массачусетский технологический университет. А к третьему курсу, когда нагрянул ковид, и всех отправили на дистанционное обучение по домам, уже будучи в Киеве, Иван осознал, что может закончить обучение экстерном.

«Я вернулся домой и подумал, что выучил все, что было интересно. Написал в университет, и оказалось, что нормы по освоению курсов достаточно, чтобы получить степень бакалавра за три года вместо четырех», ― рассказывает он.

Тогда молодой человек пришел к родителям и сказал, что набрал баллов на красный диплом по американским меркам, и хочет остаться в Украине, чтобы строить свой проект со своей командой.

Родители не возражали. И, поскольку университет вернул деньги за последний год обучения, Косюк-младший решил начать на них бизнес. Речь шла примерно о $100 000. 

Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?
По теме
Воркейшн в украинском IT: бенефит для работников или выгода работодателям?

Три первых блина комом

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Иван говорит, что очень любит строить что-то новое: «Я в восторге от того, что все люди уникальны, у всех есть талант, и я кайфую от того, когда люди получают возможность свой талант по максимуму использовать». Но своим талантом парень сумел воспользоваться не сразу.

Еще в университете он пытался реализоваться в команде единомышленников. С первого курса ребята пытались создавать игры. «Не потянули», ― признается Иван. 

Затем была попытка запуска сайта о налоговых льготах в Украине. «По законодательству большое количество людей подпадает под налоговые скидки. Но мало кто знает, как ними пользоваться. Мы подумали, что было бы круто этот процесс автоматизировать», ― рассказывает молодой предприниматель. Но и тут система не сработала. Разработчики прочитали закон, решили, что можно все перевести в электронный формат. Но столкнулись в реальности с тем, что при общении с налоговыми органами все процедуры сводилось к физическим бумажкам и личному присутствию налогоплательщиков. Электронные средства коммуникации не работали. 

Следующая попытка молодых предпринимателей ― создание платформы для кредитования между людьми без участия банков или кредитных организаций. На этот проект и пошли сэкономленные на обучении $100000. По задумке разработчиков, кредиторы и заемщики в Украине должны были без переплат и комиссий посредникам получать необходимые услуги и выгоды.

Под проект зарегистрировали компанию ― ООО «Велт Украина», учредителями которой стали четверо единомышленников: Иван Косюк, Максим Конев, Александр Горбач и Екатерина Прасол. Ребята даже подали заявки на регистрацию несколько товарных знаков ―  Moneysharing, «Свідомо» и «Свідомо Манішерінг».

скриншот с сайта Укрпатента

«Мы собрали команду и работали над платформой около восьми месяцев. Сначала, первые месяца четыре, мы работали очень активно над софтом, а потом проект застопорился на юридических формальностях», ― признается Иван. К тому же деньги стали заканчиваться, и команде пришлось думать, как развиваться и зарабатывать дальше. 

Четыре месяца юридических согласований, признается Иван, позволили команде все переосмыслить. Он осознал, что кредитный проект достаточно сложный, и даже если задумка выстрелит, все может очень быстро сломаться.

«Я понимал, что содержать команду из восьми человек, где шестеро на зарплате, будет при таких рисках сложно. А ведь я несу за этих людей ответственность», ― рассказывает предприниматель. 

Для более тщательного планирования расходов молодому менеджеру явно не хватило опыта. «Мы запрыгнули в эту лодку очень быстро, но я к этому, вероятно, как менеджер, не был готов. Но мы набили очень много шишек, и это неплохо ― ведь тех ошибок мы больше стараемся не повторять», ― говорит Иван.

Второй шанс

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Подумав о том, как «выгрести» из сложившейся ситуации, ребята решили продавать услуги разработки. Но не просто так, а с дополнительной ценностью ― инновационным консалтингом. 

«Сейчас в Украине часто применяют практику аутсорса ― реализовывают чью-то идею. И мы предложили услуги под ключ ― от разработки идеи, которая закрывала бы потребность и боль клиента, до ее реализации. Мы к аутсорсу добавили инновационный консалтинг», ― рассказывает Иван.

Впрочем, и тут не обошлось без факапов. Первый проект по разработке Иван называет самым большим своим факапом. «Мы очень плохо его задокументировали, нормально идею не расписали, и в итоге проект, который мы планировали создать за два месяца, растянулся на шесть. Мне за это даже немного стыдно», ― говорит предприниматель.

Свою инновационную консалтинговую разработку ребята до сих пор доводят до ума, но три полноценных больших контракта в Украине выполнили. На счету «Велт Украина» ― проект для регионального фуд-ритейлера «Мясорубка» и еще нескольких, пока не очень известных бизнесов.

По словам Ивана, сейчас команда ведет переговоры с потенциальными клиентами в Англии и Америке.

«И такой подход, к счастью, помогает нам стабилизировать доход, оставаться платежеспособными. А также это классный опыт ― мы не просто разрабатываем, мы много анализируем, набираемся опыта», ― говорит Косюк. 

Пока проекты команду «кормят», и дополнительного финансирования предприниматели не привлекали. «Но у нас пока нет такого, чтобы кто-то регулярно давал деньги. Мы живем от milestone до milestone: проект сделали ― расчет получили. Доходы еще не постоянные», ― признается Иван, веря, что его бизнес станет прибыльным уже скоро. 

Работа в помощь МХП

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Вероятно, путь к деньгам и славе для Ивана мог быть гораздо проще. Он. безусловно, мог бы пойти на работу в компанию отца. Но предпочел стабильному доходу в крупной компании самореализацию. 

Впрочем, признается, Иван, с МХП он активно взаимодействует. «Наверное, мы сотрудничаем в том формате, в котором отец и хотел. Вместо того, чтобы он мне говорил, куда идти и что делать, я сам хожу по офису, общаюсь с департаментами IT и инноваций, ищу ниши, где я и моя команда могли бы быть полезными», ― рассказывает он.

Кстати, говорит Косюк-младший, несколько его домашних идей, случайно озвученных за завтраком дома, уже внедряются в жизнь. «У нас очень часто, пока я с родителями жил, за завтраком обсуждались дома какие-то идеи. И почти всегда родители мне говорили: да не, что за фигня. А потом внезапно я слышу, что в МХП развивают мои идеи. Таких было штуки четыре. И вот сейчас МХП строит бульонный завод, это раньше я предложил отцу ставить вендинговые аппараты с куриным бульоном», ― не без гордости говорит Иван.

В одном из проектов активно помогает МХП и команда «Велп Украина». «Не секрет, что в компании часто проводятся конкурсы идей среди сотрудников. И так сложилось, что один из победителей этого конкурса ― девушка по имени Таня ― не знала, что делать с разработкой», — рассказывает Иван.

Департамент IT в МХП обычно очень загружен. И Таня услышала, что Иван занимается чем-то айтишным, пришла, и ребята вместе нашли решение, которое сейчас воплощают в жизнь.

Проект, по его словам, связан с созданием инструмента, который помог бы сотрудникам организовывать свою спортивную жизнь. В центральном офисе МХП есть спортзал с тренерами, но многие сотрудники не могут преодолеть барьер, чтобы заняться спортом. Поэтому появилась идея создать инструмент, который бы мотивировал сотрудников уделять внимание своему телу и спорту.

«Начиналось все с челенджей, например, с планки. Потом мы решили создать приложение для мобильных телефонов, в котором были бы видеоуроки, соревновательный элемент для сотрудников разных департаментов. Уже скоро собираемся выходить с готовым решением», ― делится IT-предприниматель.

Азартный бизнес на миллион

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Проектная работа хороша, но непостоянна, признается Иван. Впрочем, предпосылки для создания стабильного бизнеса у Ивана и команды есть.

«Уже в сентябре мы готовы запустить проект, который станет, я уверен, регулярным бизнесом», ― рассказывает Иван.

Речь идет об онлайн-аукционе, но работает он иначе, чем привычные нам торги. Но обо всем по порядку.

Идею создания такого продукта Ивану подбросил его друг, который учится на хирурга в Германии. «Я вообще человек азартный. Не в контексте ставок или скачек, а скорее в части доказательства своей правоты в спорах, если точно уверен, что знаю лучше. Но при этом я часто замечал, что ассоциации с азартом негативные», ― рассказывает Иван. 

Казино заставляет просадить последние деньги, ставки на спорт мешают думать рационально, рассуждает Иван. И тут же вспоминает случай из детства, когда он с дедушкой и другими ребятами по воскресеньям играли в лотерею. «Мы угадывали числа, и это была неподдельная классная эмоция. И я хочу ее вернуть», ― делится предприниматель. 

Иван четко разделяет азарт на плохой (например, рулетка или игорные автоматы работают как приманка до тех пор, пока не проиграешь, ведь ты играешь против системы, которая всегда выигрывает) и хороший ― с приятными эмоциями от  того, что ты чего-то достиг и что-то за это получил).

«Наш аукцион ― это инструмент, который позволяет удовлетворить азарт, соревнуясь с людьми какими-то идеями. Это отчасти психологическая игра, в которой можно обхитрить всех», ― рассказывает он.

Нечто похожее ранее реализовывали в США и Европе на радио. Но оно, по словам Ивана, умерло, поскольку не было инструмента взаимодействия с людьми, не было механизма поддержания эмоции.

Работает аукцион как торговая площадка: на сайте uaction.club есть перечень товаров, которые можно купить. Но сделать ставку можно только во внутренней валюте аукциона ― тикетах. Товар достается тому, кто предложит минимальную уникальную цену. 

«Для построения инструмента мы провели масштабное исследование, фокус-группу, участники которой рассказывали нам ход своих мыслей при ставке. В итоге получился инструмент, в котором люди соревнуются между собой, а команда „Велп Украина“ берет плату за организацию такой игры», — рассказывает Косюк. 

Для участия в аукционе нужно купить тикет, стоимость которого 20 грн. Но зачастую, говорит Иван, тикеты покупают пакетами ― по 15-20 штук. И если, например, айфон стоит $1000, то все желающие его купить потратят на билетики, по подсчетам организаторов, в 3-4 раза больше.

«Люди нам платят не только за то, чтобы получить какую-то вещь, а и за опыт, за эмоции», ― говорит Косюк.

Лоты для аукциона ребята выбирают исходя из трендова и интересов потенциальных клиентов, который ищут в Instagram. И интерес к  проекту очевиден.

«Во время бета-тестирования, которое длилось шесть недель, в аукционе приняли участие 1000 уникальных пользователей, в основном это украинская молодежь, а наши главные победители ― сотрудники IT-компаний», ― рассказывает Иван. 

По его словам, на iPhone 12 было сделано около 4 000 активных ставок. И да, тут можно купить iPhonе гораздо дешевле, чем в магазине. «У нас iPad забрали за 1000 грн, iPhone ― за 2000 грн. Нам непринципиально, по какой цене продана вещь. мы зарабатываем с потока, с количества шагов. Есть несколько людей, которые  выиграли вещи за 0 грн. Это неочевидный психологический пазл для людей», ― говорит основатель проекта. 

Основной параметр в этом стартапе — маркетинг, ведь с его помощью приходят новые покупатели. «Мы пробовали пушить в Instagram, Facebook, TikTok. Сейчас наш маркетолог  говорит, что TikTok не работает, а самой эффективной остается инста», ― говорит он. 

На вопрос о том, как в своем условно азартном бизнесе ребята вычленяют несовершеннолетних, Иван отвечает, что система распознает тех, кто платит по банковским картам. «Поэтому если возникнут вопросы и в аукционе несанкционированно появятся несовершеннолетние, мы сможем это проверить и изменить», ― говорит он.

Маленький проект с большим будущим 

Фото — из личного архива Ивана Косюка

Разработка и консалтинг компанию Косюка, Конева, Горбача и Прасол кормят, аукцион ― дает веру в светлое будущее. Но есть еще кое-что, что стартаперы пока держат в секрете. Речь идет о проекте с машинным обучением. Иван говорит, что ребята ищут способ научить машину распознавать ложь и блеф оппонента.

«Это используется в онлайн-играх, а в США Пентагон использует это в подготовке армии», ― говорит он, оставляя подробности в секрете.

Для развития этого и других направлений Ивану нужно доукомплектовать команду. «Сейчас в команде работает 10 человек. Разработка очень загружена. И я ищу пятерых разработчиков, потому что на пороге еще один проект, плюс нужно развивать аукцион», ― говорит он.

Кроме того, в команде произошли небольшие изменения. Двое ребят, который ранее отвечали за разработку, поменяли вид деятельности ― ушли из стартапа во что-то более стабильное. 

Зарплата, по словам Косюка, в его проектах рыночная. 

«Мы сначала думали, что возьмем миддлов на рыночные зарплаты ― $3500-4500. Но мы, возможно, будем смотреть на ребят с меньшим опытом, у которых горят глаза. Мы готовы их обучать. Я надеюсь, что мы сможем найти джуна на зарплату в $1000-1500. У нас есть хороший ментор ― наш СТО», ― говорит он.

Для приманки Иван акцентирует внимание на том, что в команде за исключением нескольких специалистов, работают ребята не старше 25 лет.  «Они все очень заряжены! Ищем таких же», ― говорит он.

Что такое IT-компания Косюка через 5 лет

Фото — из личного архива Ивана Косюка

На достигнутом Иван останавливаться не собирается. «Я хочу попробовать создать новый способ создания нового», ― амбициозно говорит он.

И поясняет, что мир устроен так, что если у человека есть идея, то он определяет, сколько времени в ее реализацию он готов вкладывать. «Например, хочу вкладывать в проект 80 часов в неделю. И тогда я ищу команду, менторов, акселератор, и все реализую», ― говорит предприниматель. 

Но если у человека есть идея, а он не может себе позволить полностью отказаться от основной работы, обязательств, чтобы ее развивать, то и время, которое он готов в нее вкладывать, скажем, 10 часов, пропадает непродуктивно. 

«Сейчас система выбирает самых активных, самых горящих, которые и строят часто что-то новое. А если отсортировать людей по количеству времени, которое они хотят инвестировать в свои идеи, у нас появится куча людей, у которых нет возможности развивать свой проект, вкладываясь в него полностью», ― рассказыает Иван.

Там, уверен парень, будет в сотни раз людей больше, чем тех самых —  горящих и продуктивных.

Косюк хочет создать эффективную экосистему трудоустройства, в которой объединить бы крупные IT-компании. И в рамках экосистемы вместо фулл-тайма в одной компании, сотрудник мог бы участвовать в нескольких проектах, комфортно распределяя свое рабочее время и для себя, и для работодателя.

«Это такая биржа рабочего времени, где специалисты из сферы цифрового бизнеса и креативной экономики, объединенные общей культурой, могут работать в нескольких проектах. Сотруднику не нужно будет увольняться, достаточно будет прийти к руководителю и сообщить, что он хочет работать частично на него, а частично на соседа», ― объясняет Иван. 

Тут, по его словам, есть два бенефита: на сотрудников будет оказываться намного меньше давления, а работодателю не нужно будет думать, чем занять людей, если у компании перерыв между проектами. «Им разрешат легально фрилансить. Кроме того, в такой экосистеме без проблем взять консультацию юриста, креативщика, программиста. Но при этом ставка за ту или иную работу должна быть сбалансированной, рыночной», ― говорит предприниматель.

Администрировать эту систему будет сложно, признается Косюк, но люди получат возможность на месте собирать команды для реализации собственных проектов. 

«Я верю в то, что таким образом мы сможем дать людям возможность делать что-то новое. И да, наше общество не идеальное, но если объединить людей общими ценностями и дать им равные возможности, все получится», ― заключает Иван Косюк.

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал.