Легкие, маневренные, помогают уничтожать орков. Как криворожские изобретатели создали боевое авто для ВСУ
Полгода назад украинская компания COOLON представила легкий коммерческий электрогрузовик, который может перевозить от 1,5 до 2,5 тонны груза при запасе хода в 200–300 километров. Но с началом войны против России, криворожцы создали багги — военный автомобиль для нужд наших защитников. Глава компании Виталий Брызгалов рассказал dev.ua о новой разработке.
Начало войны, 24 февраля, мы встретили по дороге в Львов. Туда мы ехали, что открывать фирму по производству украинских электрогрузовиков COOLON. В то время мы были в пути около 16 часов и были уставшими. В 04:00 я начал читать новости, люди писали «слышим гул». Уже потом я узнал, что это ВСУ поднимали самолеты из аэропортов.
Мы доехали в ближайший город, отдохнули несколько часов. У нас был второй водитель, который повез нас. В это время навстречу шли тысячи машин. С каждым часом их было все больше. А когда стемнело, тысячи фар нам светили в лицо. В Кривой Рог приехали озадаченными, потому что не могли поверить, что началась полномасштабная война.
А тут вернулись назад. Через несколько дней там в аренду было сдано все, что можно было. Все кончилось. К тому времени никто не мог понять что будет дальше. Поэтому мы уделили внимание сохранению всего: информации, разработок, чертежей, прошивки и т. д. Все это было скрыто. Также мы разработали план связи — кто и где находится.
Вся команда с начала боевых действий решила оставаться на месте. Но жен вывезли. Хотя, например, моя семья осталась: у меня жена психолог, сейчас она занимается волонтерской деятельностью. У нее было десятки часов тренингов, чтобы помогать в военных кризисных ситуациях.
Взяли образец багги и началось
К нам обратились местные волонтеры с идеей, что украинским защитникам нужны багги высокоскоростные машины.
Они сказали, что у них уже есть образец, сделанный из дешевого ВАЗа. Волонтеры предложили его посмотреть и попытаться продублировать. Пригласили военных и ТРО: они протестировали переделанную багги и сказали, что им подходит. Дали «зеленый свет» на производство.
Поскольку он делался энтузиастами, в гараже из того, что было под рукой, то просто снять с него чертежи и передать на завод-производство было невозможно. Поэтому мы решили смотреть на образец, а параллельно самим делать новый багги и мерить и чертежи.
К тому времени деньги у волонтеров закончились. Поэтому я дал зов в Facebook, что собираю деньги на эту нужду. Потому что ресурсы от инвесторов на COOLON мы до начала войны не успели привлечь.
Люди начали помогать, и теперь мы системно делаем авто для наших защитников. Первую сделали в том гараже, что и наш электрогрузовик. Сейчас уже чертежи ведем к производству наборов рам на заводе. Чтобы можно было заказывать качественные, повторяющиеся и одного размера.
Люди донатили на авто прямо на карту
На сегодня один багги уже полностью работает для наших военных сил. Еще три сейчас находятся в работе. Чтобы сделать это серийно, договорились с заводом, что им интересно производить от 10 штук. Это местный завод, занимающийся именно металлом. Подобное производство сейчас обычно простаивает. Такое количество им интересно, потому что оно хотя бы покрывает работу специалистов.
То есть еще четыре багги — и будем заказывать наборы: это будет проще и качественнее. К тому же, такие наборы можно будет собирать в любом гараже. Если кто-то захочет приобщиться, он берет этот набор, находит подержанную машину, снимает мотор, сочетает прививки и мост и получается то же самое.
Основная проблема — это сварить каркас: трубогибы, лазеры, это далеко не у каждого. Но сварочный аппарат и набор отверток практически каждый.
Это была копейка, ВАЗ 2101. Сейчас мы дорабатываем спецификацию. Этаж машины-донора потребуется около 40 000 гривен. Таким образом, цена новых багги будет составлять около 50 000 грн — 55 000 грн, в зависимости от качества донора. Что касается основы багги, то мы ориентируемся на ВАЗы — от 1 до 7, у них «внутри» практически все одинаково, так легче унифицировать переработку.
Разработка точно работает для «блуждающего» миномета.
Пружины для такого авто лучше брать новые, потому что старые проседают. На передок идут более жесткие пружины, на зад — зависит от специфики. Если это багги для разведки, то можно ставить более легкую пружину. Если нужно возить вес, например миномет, то требуются более жесткие пружины.
Главный вопрос — это правильно оформить заказ. То есть, под какие именно нужды будут использовать багги. Это больше вопрос организации. Мне также нужно отчитываться перед донатившими людьми. Например, наша ТРО просит 6 штук, но под какие именно задачи? Давайте сформулируем. После того как командиры протестовали первые образцы, дела пошли системнее.
Багги точно работает для разведки и диверсионной работы. Например, для «блуждающего» миномета, который появился ни откуда, поразил цель и исчез. Парой к минометчику необходим разведчик, который с планшетом и помогает находить цель. Также рассматриваем вариант для эвакуации раненых. Но после тестирования это трудно представить: для таких случаев требуется более специализированное.
Глушители мы как раз доделываем, на расстоянии 200 метров эти машины не слышны. Много запросов на электробагги. Но у меня в этом вопросе большой опыт и понимаю, что электричество там никак не будет работать. Потому что в военных условиях иногда право/телефон не успеваешь зарядить, не то что электротранспорт.
Наше военное авто имеет бак 20 литров, его достаточно до 120-130 километров активной езды по полю. Используем резину низкого давления — она болотоходная, сельскохозяйственная и даже когда почти спущена, то не проседает. Вес такого авто без людей — 450 килограммов.
Спрос на электрогрузовик COOLON в разы больше, чем был до войны
Сейчас мы доделываем 3 багги, у них уже есть конкретные адресаты. А дальше перейдем на системную работу в большее помещение. В условиях гаража донор разбирается в сутки, на СТО это занимает несколько часов. Один багги делается 10 дней, два — 11 дней, три — 12 дней. Когда у тебя чертеж, тебе практически ничего не нужно перенастраивать.
Кроме того, сегодня в Украине есть дефицит горючего. Меня последние три дня все зазвонили. Говорят: бросайте все, занимайтесь только электрогрузовиками COOLON. Я сейчас активно изучаю этот вопрос. Дело в том, что в ближайшее время цены на топливо не вернутся к предыдущим. Это тоже касается Европы.
Сертификация и другие организационные вещи этого проекта займут минимум полгода. Потому нужно уже сейчас начинать работать в этом направлении. Я дождусь 9 мая, думаю для многих это такой своеобразный предел. А после вернусь к инвесторам, которые готовы были инвестировать в проект до 24 февраля.
После победы Украины нужно будет быстро запускать производство. В Европе тоже не очень радуются росту цен на топливо. Возможно, мы поднимем амбиции и будем стартовать с завода не на 2 000, а на 20 000 единиц.
Раньше мы ограничивали инвестиции в COOLON на ранней стадии от $100 000. А сейчас я предложил: кто инвестирует $10 000 в багги, я на эту сумму предоставлю акции COOLON, как только они появятся. Уже два человека откликнулись на это предложение. Наши амбиции растут. Я верю в ВСУ и верю в Украину.
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Черкасский изобретатель создал водоплавающий трактор, который может перевозить 5 пассажиров и 650 кг груза. В планах мастера – адаптировать трактор для нужд ВСУ
Логистику ВСУ хотят оцифровать по IT-стандартам НАТО. Военные уже изучают систему LOGFAS. Рассказываем, как это работает и когда внедрят
Логистика и учет в ВСУ по-прежнему ведут в бумажных журналах. С лета Минобороны решило перевести армию на цифровые колеса и внедрить IT-систему логистики НАТО LOGFAS. Как она работает и что даст военным, объяснил Forbes. dev.ua публикует самое важное из материала.