Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Hot! dev.media шукає менеджера з продажу спецпроєктів

Львову нужен новый герой, и это – электронный билет. Мы побывали в самом сердце разработки. Рассказываем, как и когда это заработает

Бесконтактная оплата проезда — это удобно и быстро, а главное, что это избавляет пассажиров от необходимости бесконечно «передавать за проезд». Невероятно, но факт: далеко не во всех странах Европы существует cashless оплата в транспорте. Зато в Украине такое уже давно есть в Киеве, Харькове и других городах. Скоро к ним присоединится и Львов. Там сейчас только тестируют электронный билет, а запустить собираются в начале 2022 года. Интересно, что это первый е-билет в Украине, который полностью делается на деньги инвесторов — проект получил 10 миллионов евро от ЕБРР.

dev.ua отправился в красивейший и старинный город Льва, чтобы узнать всю подноготную: кто такой Леокарт, зачем водителям принтеры и почему такой масштабный проект боится потерять своих айтишников?

Оставить комментарий
Львову нужен новый герой, и это – электронный билет. Мы побывали в самом сердце разработки. Рассказываем, как и когда это заработает

Бесконтактная оплата проезда — это удобно и быстро, а главное, что это избавляет пассажиров от необходимости бесконечно «передавать за проезд». Невероятно, но факт: далеко не во всех странах Европы существует cashless оплата в транспорте. Зато в Украине такое уже давно есть в Киеве, Харькове и других городах. Скоро к ним присоединится и Львов. Там сейчас только тестируют электронный билет, а запустить собираются в начале 2022 года. Интересно, что это первый е-билет в Украине, который полностью делается на деньги инвесторов — проект получил 10 миллионов евро от ЕБРР.

dev.ua отправился в красивейший и старинный город Льва, чтобы узнать всю подноготную: кто такой Леокарт, зачем водителям принтеры и почему такой масштабный проект боится потерять своих айтишников?

Как работает cashless проезд во Львове

По задумке — очень просто: пассажиру нужно всего лишь прислонить к валидатору проездной или смартфон, в котором приложение сгенерирует QR-билет и снимет оплату с привязанной карты. Потом контролер специальным терминалом проверит QR-код или штрих-код проездного, чтобы удостовериться, что поездка оплачена. 

Терминал инспектора. Теперь во львовском транспорте контролеров будет больше.

Сейчас всю экосистему еще тестируют разработчики: доводится до совершенства мобильное приложение, банковский процессинг и остальной софт. А уже пассажиры смогут затестить е-билет с середины января.

Что такое Леокарт

Это — бренд львовского е-билета. Пластиковая карточка для бесконтактной оплаты в автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках. Их печатают на специальном принтере на предприятии «Львовавтодор», в маленьком кабинетике на цокольном этаже. А сортируют вручную несколько сотрудниц.

Персонализированные проездные с фото и именем, фамилией.
Вот так, вручную, сортируют инновационные проездные.

Карточек есть три вида.

Общая

Красная карточка для обычных пассажиров, которую нужно пополнять в кассах, автоматах или приложении. При желании ее можно сделать именной — на карточке напечатают ваши ФИО, фотографию и подвяжут документы. Если потеряли, ее восстановят вместе со всеми поездками.

Туристическая

Фиолетовая карточка для гостей Львова. Будет продаваться в специальных автоматах, в них же можно ее пополнить. Туристический Леокарт — это краткосрочный билет на неограниченное количество поездок на ½/3/7 дней, который активируется с первой поездки. По истечении срока поездки сгорят. 

Такая карточка может быть отличным сувениром из Львова — получше магнитиков и открыток.

Льготная

Синяя именная карточка для бесплатного проезда пенсионеров, ветеранов и еще двух десятков льготных категорий. Для школьников и студентов — с 50% скидкой. Чтобы ее оформить, нужно подать документы (паспорт, код и льготное удостоверение) в центр обслуживания клиентов, после чего вам напечатают карту с именем и фото. Пополнять льготную карту не нужно.

С января проект будет тестировать именно льготные карточки: их выдано уже 26 000, еще 100 000 заявок находятся на рассмотрении. Всего во Львове около 250 000 жителей имеют право бесплатного проезда. 

Айтишник на страже. Львовянин ловит людей которые превращают бонусы онлайн-казино в реальный кэш
Айтишник на страже. Львовянин ловит людей, которые превращают бонусы онлайн-казино в реальный кэш
По теме
Айтишник на страже. Львовянин ловит людей, которые превращают бонусы онлайн-казино в реальный кэш
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме

Кто делает техническую начинку

За техническую сторону отвечают довольно серьезные компании. Весь hardware делает чешская Mikroelektronika, которая поставляет валидатор, бортовые компьютеры для кабины водителя и принтеры для QR-билетов.

Валидаторы (по бокам) и бортовой компьютер. Валидаторы будут крепиться на шест в троллейбусе.

Также компания поставляет автоматы для продажи и пополнения карт. Их будет всего 5 на весь Львов, они будут принимать наличные, даже монетки, банковские карты и оплату через NFC. Интерфейс отображается на 4 языках: английский, немецкий, украинский и польский.

Автомат для продажи и пополнения проездных
Так он выглядит изнутри. В автомате хранятся несколько сотен карт для продажи, а также сотрируются купюры и монеты.

Софт делает украинский SoftServe, а облачным хранением данных занимается GigaCloud. Для этого компания построила в своем львовском дата-центре специальный облачный кластер.

Собственные айтишники проекта (их около десятка) делают приложение «Леокарт». Пока оно есть только у разработчиков и тестировщиков. С помощью приложения можно будет купить билеты и пополнить Леокарт. Еще в нем можно посмотреть карту города, схему маршрутов, график транспорта и примерное время прибытия нужного трамвая или маршрутки.

Приложение с картой, билетами и графиком транспорта.

Что будет с наличкой

Пока оплату наличкой не будут убирать полностью, но ее оборот минимизируют. Бортовой компьютер водителя будет фиксировать каждую поездку за наличные, а специальный принтер будет печатать билеты с QR-кодом. Стоить такой билет будет в полтора раза дороже — 15 гривен вместо 10 гривен за электронный.

Принтер для билетов

Еще консоль водителя будет считать, сколько километров проехала маршрутка, и «Львовавтодор» будет платить водителю именно за километраж. Таким способом во Львове хотят побороть неконтролируемый оборот налички, где точно неизвестно, сколько пассажиров за день перевез водитель и сколько денег получил. Эта проблема существует во всех городах Украины.

Большие челленджи

Руководит проектом «Леокарт» Роман Лев, который совмещает кучу менеджерских и организационных вопросов. Самое сложное в его работе —  вести дела сразу с четырьмя разными сторонами.

Первая — это бюрократичный ЕБРР, который дал деньги и требует отчетности. Вторая — городская власть, с которой тоже нужно обо всем договариваться и все объяснять. Третья — IT-компании, с ними важно поддерживать хорошие отношения и контролировать разработку. И четвертая — транспортные предприятия, куда это все нужно внедрять.

Но самый большой челлендж, говорит Роман, — это собрать и удержать хороший штат, особенно IT-специалистов.

«С одной стороны, их мотивирует то, что они делают, возможно, самый сложный проект в Украине. И смогут через много лет похвастаться внукам, что именно они внедряли электронный билет во Львове. А с другой стороны, мы рискуем их потерять из-за зарплат, которые есть на рынке, и которые в пять раз выше, чем здесь, на госслужбе».

Команда надеется, что их проект будет первым е-билетом, который заработает без факапов и багов, как это до сих пор случается в Киеве. А еще вся инфраструктура сделана так, чтобы стать частью системы единого билета, который правительство обещает ввести в Украине, но все никак не берется.

Во Львове разоблачили веб-порностудию для иностранцев. Организаторов веб-моделей и администраторов судили
Во Львове разоблачили веб-порностудию для иностранцев. Организаторов, веб-моделей и администраторов судили
По теме
Во Львове разоблачили веб-порностудию для иностранцев. Организаторов, веб-моделей и администраторов судили
5 интересных фактов о стартап Shelf.io: что это и почему развивает офис во Львове
5 интересных фактов о стартап Shelf.io: что это и почему развивает офис во Львове
По теме
5 интересных фактов о стартап Shelf.io: что это и почему развивает офис во Львове
Львовские студенты создали робота-бармена. Где попробовать его коктейли?
Львовские студенты создали робота-бармена. Где попробовать его коктейли?
По теме
Львовские студенты создали робота-бармена. Где попробовать его коктейли?
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Айтішник розробив та створив болід власноруч.

Дивіться на каналі dev.ua тест-драйв спорткара.

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.