🚀💳 Trustee Plus - більше ніж криптогаманець з європейською платіжною карткою. Спробуй 👉
Анна НагорнаГоряченькое
27 декабря 2021, 10:00
2021-12-27
Львову нужен новый герой, и это – электронный билет. Мы побывали в самом сердце разработки. Рассказываем, как и когда это заработает
Бесконтактная оплата проезда — это удобно и быстро, а главное, что это избавляет пассажиров от необходимости бесконечно «передавать за проезд». Невероятно, но факт: далеко не во всех странах Европы существует cashless оплата в транспорте. Зато в Украине такое уже давно есть в Киеве, Харькове и других городах. Скоро к ним присоединится и Львов. Там сейчас только тестируют электронный билет, а запустить собираются в начале 2022 года. Интересно, что это первый е-билет в Украине, который полностью делается на деньги инвесторов — проект получил 10 миллионов евро от ЕБРР.
dev.ua отправился в красивейший и старинный город Льва, чтобы узнать всю подноготную: кто такой Леокарт, зачем водителям принтеры и почему такой масштабный проект боится потерять своих айтишников?
Бесконтактная оплата проезда — это удобно и быстро, а главное, что это избавляет пассажиров от необходимости бесконечно «передавать за проезд». Невероятно, но факт: далеко не во всех странах Европы существует cashless оплата в транспорте. Зато в Украине такое уже давно есть в Киеве, Харькове и других городах. Скоро к ним присоединится и Львов. Там сейчас только тестируют электронный билет, а запустить собираются в начале 2022 года. Интересно, что это первый е-билет в Украине, который полностью делается на деньги инвесторов — проект получил 10 миллионов евро от ЕБРР.
dev.ua отправился в красивейший и старинный город Льва, чтобы узнать всю подноготную: кто такой Леокарт, зачем водителям принтеры и почему такой масштабный проект боится потерять своих айтишников?
Как работает cashless проезд во Львове
По задумке — очень просто: пассажиру нужно всего лишь прислонить к валидатору проездной или смартфон, в котором приложение сгенерирует QR-билет и снимет оплату с привязанной карты. Потом контролер специальным терминалом проверит QR-код или штрих-код проездного, чтобы удостовериться, что поездка оплачена.
Терминал инспектора. Теперь во львовском транспорте контролеров будет больше.
Сейчас всю экосистему еще тестируют разработчики: доводится до совершенства мобильное приложение, банковский процессинг и остальной софт. А уже пассажиры смогут затестить е-билет с середины января.
Что такое Леокарт
Это — бренд львовского е-билета. Пластиковая карточка для бесконтактной оплаты в автобусах, троллейбусах, трамваях и маршрутках. Их печатают на специальном принтере на предприятии «Львовавтодор», в маленьком кабинетике на цокольном этаже. А сортируют вручную несколько сотрудниц.
Персонализированные проездные с фото и именем, фамилией.
Вот так, вручную, сортируют инновационные проездные.
Карточек есть три вида.
Общая
Красная карточка для обычных пассажиров, которую нужно пополнять в кассах, автоматах или приложении. При желании ее можно сделать именной — на карточке напечатают ваши ФИО, фотографию и подвяжут документы. Если потеряли, ее восстановят вместе со всеми поездками.
Туристическая
Фиолетовая карточка для гостей Львова. Будет продаваться в специальных автоматах, в них же можно ее пополнить. Туристический Леокарт — это краткосрочный билет на неограниченное количество поездок на ½/3/7 дней, который активируется с первой поездки. По истечении срока поездки сгорят.
Такая карточка может быть отличным сувениром из Львова — получше магнитиков и открыток.
Льготная
Синяя именная карточка для бесплатного проезда пенсионеров, ветеранов и еще двух десятков льготных категорий. Для школьников и студентов — с 50% скидкой. Чтобы ее оформить, нужно подать документы (паспорт, код и льготное удостоверение) в центр обслуживания клиентов, после чего вам напечатают карту с именем и фото. Пополнять льготную карту не нужно.
С января проект будет тестировать именно льготные карточки: их выдано уже 26 000, еще 100 000 заявок находятся на рассмотрении. Всего во Львове около 250 000 жителей имеют право бесплатного проезда.
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Кто делает техническую начинку
За техническую сторону отвечают довольно серьезные компании. Весь hardware делает чешская Mikroelektronika, которая поставляет валидатор, бортовые компьютеры для кабины водителя и принтеры для QR-билетов.
Валидаторы (по бокам) и бортовой компьютер. Валидаторы будут крепиться на шест в троллейбусе.
Также компания поставляет автоматы для продажи и пополнения карт. Их будет всего 5 на весь Львов, они будут принимать наличные, даже монетки, банковские карты и оплату через NFC. Интерфейс отображается на 4 языках: английский, немецкий, украинский и польский.
Автомат для продажи и пополнения проездных
Так он выглядит изнутри. В автомате хранятся несколько сотен карт для продажи, а также сотрируются купюры и монеты.
Софт делает украинский SoftServe, а облачным хранением данных занимается GigaCloud. Для этого компания построила в своем львовском дата-центре специальный облачный кластер.
Собственные айтишники проекта (их около десятка) делают приложение «Леокарт». Пока оно есть только у разработчиков и тестировщиков. С помощью приложения можно будет купить билеты и пополнить Леокарт. Еще в нем можно посмотреть карту города, схему маршрутов, график транспорта и примерное время прибытия нужного трамвая или маршрутки.
Приложение с картой, билетами и графиком транспорта.
Что будет с наличкой
Пока оплату наличкой не будут убирать полностью, но ее оборот минимизируют. Бортовой компьютер водителя будет фиксировать каждую поездку за наличные, а специальный принтер будет печатать билеты с QR-кодом. Стоить такой билет будет в полтора раза дороже — 15 гривен вместо 10 гривен за электронный.
Принтер для билетов
Еще консоль водителя будет считать, сколько километров проехала маршрутка, и «Львовавтодор» будет платить водителю именно за километраж. Таким способом во Львове хотят побороть неконтролируемый оборот налички, где точно неизвестно, сколько пассажиров за день перевез водитель и сколько денег получил. Эта проблема существует во всех городах Украины.
Большие челленджи
Руководит проектом «Леокарт» Роман Лев, который совмещает кучу менеджерских и организационных вопросов. Самое сложное в его работе — вести дела сразу с четырьмя разными сторонами.
Первая — это бюрократичный ЕБРР, который дал деньги и требует отчетности. Вторая — городская власть, с которой тоже нужно обо всем договариваться и все объяснять. Третья — IT-компании, с ними важно поддерживать хорошие отношения и контролировать разработку. И четвертая — транспортные предприятия, куда это все нужно внедрять.
Но самый большой челлендж, говорит Роман, — это собрать и удержать хороший штат, особенно IT-специалистов.
«С одной стороны, их мотивирует то, что они делают, возможно, самый сложный проект в Украине. И смогут через много лет похвастаться внукам, что именно они внедряли электронный билет во Львове. А с другой стороны, мы рискуем их потерять из-за зарплат, которые есть на рынке, и которые в пять раз выше, чем здесь, на госслужбе».
Команда надеется, что их проект будет первым е-билетом, который заработает без факапов и багов, как это до сих пор случается в Киеве. А еще вся инфраструктура сделана так, чтобы стать частью системы единого билета, который правительство обещает ввести в Украине, но все никак не берется.