Календар ігор на грудень 🎮

«Мне остался только Токийский марафон». Айтишник Bolt, овладевший искусством бега, дает рекомендации новичкам

Харьковчанин Евгений Годун работает в IT почти 10 лет. Он начинал карьерный путь из небольшой компании SYTOSS, а сегодня работает в известной компании Bolt. Кроме кодировки, настоящая страсть парня — бег. Евгений не только преодолел почти все мировые марафоны, но и преподает бег как дисциплину. Рассказываем историю опытного бегового мастера от IT.

1 комментарий
«Мне остался только Токийский марафон». Айтишник Bolt, овладевший искусством бега, дает рекомендации новичкам

Харьковчанин Евгений Годун работает в IT почти 10 лет. Он начинал карьерный путь из небольшой компании SYTOSS, а сегодня работает в известной компании Bolt. Кроме кодировки, настоящая страсть парня — бег. Евгений не только преодолел почти все мировые марафоны, но и преподает бег как дисциплину. Рассказываем историю опытного бегового мастера от IT.

«Шел, полз, меня хватали судороги»

В 2013 году решил, что мне нужно пробежать марафон. Да, прямой марафон, а это почти 42 километра. Это произошло потому, что любил задавать себе цели и узнал, что люди бегают марафоны. Слабоумие и отвага.

Именно на 12 апреля 2014 года в Харькове проводился первый крупный марафон. Я зарегистрировался, но не особо готовился. Самая длинная тренировка была где-то 17 км, когда «бродил» по лесу. Сам марафон был очень тяжелым, 25 км и бег. А потом шел, мимо, меня хватали судороги и все такое.

«Финишировал за 4:06:49, хотя казалось, что все 7 часов и все уже прибежали, только меня ждут».

На профессиональном уровне я никогда не бегал и не буду. Не те результаты, я бегал в лучшие времена где-то по второму разряду, и деньги именно за выступления на соревнованиях получал всего несколько раз. Я когда получил 2 000 грн за победу в эстафете на марафоне в Днепре, шутил, что наконец-то начало отбиваться. На бег я потратил около $30 000-40 000, поэтому на 2 000 гривен уже в плюсе.

«Я пробежал 10 марафонов»

Всех и не перечислишь, марафонов я пробежал 10, а вот полумарафонов… Я в 2019 году считал, что просто дистанций больше полумарафона (не обязательно соревнования), за год, я сбегал около 35 штук.

«Из марафонов у меня есть цель — пробежать все major-марафоны. Это Берлин, Бостон, Токио, Лондон, Чикаго, Нью-Йорк. Сейчас 11 украинцев пробежали все. Мне остался только Токийский».

Была регистрация на 2020 год, но начался COVID, поэтому перенесли регистрацию на 2023, на март. Надеемся, что до этого русня покинет наши территории, и мне удастся закрыть этот 6-летний гештальт.

На major-марафон трудно попасть. Просто зарегистрироваться не получится. Где-то возможно по лотерее, где-то как быстрый любитель, где-то по благотворительности. Чтобы поехать на Лондонский марафон я собирал 2 000 фунтов для благотворительного фонда, а в следующем году уже попал туда по лотерее, хотя шансы были этакие. Еще интересен был марафон в Афинах, та же дистанция, откуда пошел марафон, из поселка Марафон — до стадиона в Афинах.

«Почти на все марафоны можно просто зарегистрироваться онлайн»

Почти на все марафоны ты просто регистрируешься и все. В Украине тебе, скорее всего, придется предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья. В Европе такого мало, только во Франции и Италии видел.

Если мы говорим о major-марафонах, то почти на все (кроме Бостона) ты можешь податься через лотерею. И если ты выигрываешь слот, то платишь стартовый взнос и можешь принимать участие.

Еще есть категория fast runners почти на всех (кроме Лондона для не жителей Великобритании). То есть за год или два до этого ты должен пробежать марафон с быстрым временем для того возраста, и тогда можешь зарегистрироваться в этой категории. Я так зарегистрировался в Чикаго по Берлину (пробежал 2:57), в Нью-Йорк по Чикаго (2:52:29) и Бостон по тому же Берлину. Но почти все марафоны можно просто зарегистрироваться онлайн.

«Самые тяжелые марафоны в Бостоне и Лондоне»

Самые тяжелые марафоны в Бостоне и Лондоне. Дело в том, что у меня была регистрация на Бостон 15.04.2019, и мне зимой написали о том, что из-за благотворительности можно отправиться на Лондон 28.04.2019, что я и сделал. Мне нужно было пробежать 2 марафона за 2 недели, что для моего организма достаточно большая нагрузка.

Еще я решил бежать Бостон на 2 часа 45 минут, чтобы по результатам Бостона зарегистрироваться в Токио. Подготовка была неплохая, и в условном Берлине я бы может и пробежал с 2:45, но в Бостоне не учел, что там много холмов на трассе, и на первой половине преимущественно спуск.

«Уже на пятнадцатом километре у меня очень начали ощущаться квадрицепсы из-за быстрого бега вниз, а бежать было еще 27 километров».

Половинку я пробежал в 1:22:24, но понимал, что со второй половиной так не получится. В конце концов, как-то добежал за 2:54, «убив» себе ноги. А через 13 дней ждал следующий марафон. В Лондоне у меня еще немного болели ноги, но была всеобщая усталость, очень много сил я отдал Бостонским холмам. И я бежал примерно на 3 часа, по 4:15 мин/км, до 32 километра.

«А потом организм мне сказал „до свидания“, и дальше я уже бежал как в тумане».

Еда не давала энергии, и так я пробежал свой самый медленный major-марафон за 3:03, не выбежав из трех часов. Но не жалею, это был интересный опыт.

«Никогда не сходил с забегов, но это не что-то, чем я горжусь»

Прям экстремальных ситуаций, чтобы я заканчивал в скорой, такого не было, я стараюсь не доводить до этого, и не давать амбициям одержать верх над здоровьем. Был очень тяжелый марафон в Праге в мае 2016 года, было жарко, плюс не хватило объема тренировочного, и я где-то после 35-го км уже перешел на шаг-бег, потому что болели ноги, бегали муравьи по телу и все такое.

«Я бы давал совет сходить с забега, на котором вам становится плохо, потому что хобби того не стоит».

Буквально в минувшие выходные на Лондонском марафоне умер мужчина. При том, что скорых было достаточно, но не смогли спасти. У нас в организме много предохранительных механизмов, чтобы не доводить до предела, нужно научиться к ним прислушиваться. Я никогда не сходил с забегов, но это не то, чем я горжусь, просто не было такой потребности.

«Сильно потренироваться 1 месяц, пробежать 10 км, а затем „забить“, это не очень классная история»

Если вы бегаете пару раз в год — это не выглядит как системные тренировки. Для начала хорошо было бы найти тренера, который подберет нагрузку, расскажет, как восстанавливаться и т. д. Я могу с этим помочь, проходил обучение в USA Track & Field, и уже третий год тренирую.

Во-вторых, требуется системность в тренировках. Сильно потренироваться 1 месяц, пробежать 10 км, а потом «забить», это не очень классная история. Лучше играть в длинную, потому что организм приспособился. Должны пройти анатомические изменения, увеличиться сердце, и стать более толстыми сердечные стенки, окрепнут кости, станет больше митохондрий и т. д. То есть тренироваться лучше постоянно, чем сильно.

«Вообще, мне эта штука с „чем больше ушатался, тем лучше потренировался“, очень не нравится, потому что с бегом так не работает».

Основное для здоровья и для бегового долголетия — аэробная легкая нагрузка. Многие новички сравнивают свои тренировки с другими, и считают, что по 7 мин/км это не бег и перерабатывают. Это неверно.

Через сколько дорасти до больших дистанций — хороший тренер расскажет. Нельзя сказать, что с нуля до полумарафона — полгода.

«Человек, много ходящий пешком, не имеющий лишнего веса, занимается каким-то спортом, это уже не с нуля, хотя по беговым меркам — с нуля».

Я до своего первого марафона дорос за два месяца, но это был тяжелый марафон, я бы своим студентам сейчас не дал бы такое бежать, и у меня была база по футболу в школе и университете.

«Повышать километрах нужно не больше, чем на 10% в неделю»

Относительно того, как начать бегать. Разница — как в зале с тренером/без, или в программировании — с ментором или без. Можно набить себе шишки самому, но зачем?

Вот несколько стандартных ошибок новичков, у которых нет тренера. Дисклеймер — вы можете их все делать, и все равно не дойти до травмы или перетренировки, все индивидуально.

— Бегать каждый день. Организм тренируется во время отдыха. Когда он переваривает нагрузку, которую вы дали во время тренировки. Недобавлять отдыха значит хуже тренироваться.

— Бегать быстро. Не буду вдаваться в биохимию бега, но когда вы только начинаете, вы, скорее всего, бегаете быстро, поэтому «одышка», поэтому на физкультуре все думают, что бег не их. Нормально бегать медленно, нормально из бега переходить на шаг и снова потом бежать. Через некоторое время организм приспособится, и вы сможете поддерживать размеренный темп в течение более долгого времени.

— Бегать в кедах. Индустрия сделала все, чтобы бег был минимально травматичным, у каждой компании есть целые подразделения, занимающиеся анализом кроссовок, подошвы и движения. Доверяйте им, купите себе беговые кроссовки для бега, а не любую старую обувь. Ваши ноги скажут вам спасибо.

— Постоянно повышать километраж. Его нужно повышать не более, чем на 10% в неделю. И вообще, бежать максимум, какой я могу пробежать на тренировке, зачем? По той логике я, как марафонец, должен бегать на тренировках. Но так не работает.

«Украина отстает от другой Европы и США с точки зрения количества людей, забегов, но очень быстро развивается»

Даже в 2014-м году по Украине было 1-2 забега в месяц. До полномасштабного вторжения в пик могло быть 4-5 забегов за выходные. По шоссе основные организаторы в Украине были Run Ukraine и New Run.

У них были большие полумарафоны и несколько марафонов. На этих стартах можно ощутить атмосферу большого забега. Но, конечно, марафон в Украине на 1 000 человек (я именно о марафонской дистанции), и Парижский марафон, где 50 000+ участников, это немного другой уровень организации.

Забеги во время войны — конечно, что их нет, ведь что делать во время воздушной тревоги, и вообще скопления людей запрещены. Но единичные старты есть, потому что люди соскучились.

Недавно был марафон в Днепре, в эти выходные — первую неделю октября — полумарафон во Франковске, на 1 000 человек. Существуют трейловые забеги, в Карпатах проходят, но не думаю, что это явление станет массовым, пока мы не выбьем долбанную русню.

«Те же директор и операционный директор Run Ukraine защищают страну в рядах ВСУ. Но есть много онлайн-забегов с красивыми медальками и так можно поддержать украинских организаторов».

«Бег — это много смыслов, и они меняются со временем»

Для меня среди этих смыслов здоровье стоит где-то на последнем месте, потому что и травмы, и иммунитет после тяжелых тренировок проседает, и тяжело делать приоритетом здоровье и заказывать McDonalds ночью.

Что касается медитации — это так. Многие решения приходят во время легких тренировок, и с кодом тоже, бывало такое, что часами не мог решить задачу, а на тренировке находил другой подход.

Для меня бежать сейчас — это привычка. Мне проще бегать, чем нет, после перерыва он словно возвращает меня обратно к жизни. Ну и какая-то самореализация, влияние на других людей, многое. I’m loving it.

Бег хайкинг альпинизм: с чего начать и как выбрать свой. Рекомендует Senior DevOps Engineer в Ciklum Максим Шлинчук
Бег, хайкинг, альпинизм: с чего начать и как выбрать свой. Рекомендует Senior DevOps Engineer в Ciklum Максим Шлинчук
По теме
Бег, хайкинг, альпинизм: с чего начать и как выбрать свой. Рекомендует Senior DevOps Engineer в Ciklum Максим Шлинчук
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Електробайки по-українськи між Києвом та Лос-Анджелесом в «СКШ»

Дивіться, чим живе Delfast під час війни в Україні

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
Очередь за пассажирами, бензокризис и комендантские коэффициенты. Как война повлияла на тарифы Uklon, Bolt и Uber
В большинстве городов Украины, где не идут боевые действия, работают популярные сервисы по вызову авто — Uklon, Uber и Bolt. Тот, кто часто ими пользуется, наверняка заметил, что в среднем стоимость одной поездки выросла на 20-30 гривен (по крайней мере, в Киеве). В то же время авто стали приезжать быстрее, хотя учитывая дефицит топлива в Украине, должны были стоять в очереди за дизелем еще несколько часов. Как работают службы такси во время войны и что влияет на тарифы?
Bolt закроется в беларуси и даст 5 млн евро для Украины
Bolt закроется в беларуси и даст 5 млн евро для Украины
Bolt закроется в беларуси и даст 5 млн евро для Украины
Курьеры Bolt Food анонсировали акцию протеста против изменения условий работы
Курьеры Bolt Food анонсировали акцию протеста против изменения условий работы
Курьеры Bolt Food анонсировали акцию протеста против изменения условий работы
В Киеве водительский кризис. Некому работать в Uber, Uklon и Bolt
В Киеве водительский кризис. Некому работать в Uber, Uklon и Bolt
В Киеве водительский кризис. Некому работать в Uber, Uklon и Bolt
Люди из регионов едут в Киев, чтобы поступить в институт или просто устроиться на работу, на сезон или на постоянку, с переездом. Эти, казалось бы, неоспоримые утверждения, как бы удивительно это не звучало, верны далеко не во всех случаях.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале