Як dev.ua тестили болід айтішника — відео 🏎

Пандемия обломала Uklon выход в Африку, но не помешала запуститься в Молдове. Топы Uklon о результатах работы, факапах и планах комании

dev.ua в партнерстве с компанией GigаСloud рассказывает о том, как работают украинские технологические гиганты и какие секреты используют, чтобы заработать и потеснить конкурентов. Первым инсайтами делится CTO Uklon Виталий Дятленко, а также также CEO и сооснователь компании Дмитрий Дубровский в рамках видеоподкаста GigaCloud About.

Оставить комментарий
Пандемия обломала Uklon выход в Африку, но не помешала запуститься в Молдове. Топы Uklon о результатах работы, факапах и планах комании

dev.ua в партнерстве с компанией GigаСloud рассказывает о том, как работают украинские технологические гиганты и какие секреты используют, чтобы заработать и потеснить конкурентов. Первым инсайтами делится CTO Uklon Виталий Дятленко, а также также CEO и сооснователь компании Дмитрий Дубровский в рамках видеоподкаста GigaCloud About.

О нейминге и создании Uklon

Дмитрий: Uklon — это просто акроним от слова Ukrainian online. Мы запускали вначале web-версию Уклона, и там был не только такси, но и другие сервисы. И мы назвали тогда этот портал Ukrainian online, а сокращенно получилось Uklon.

Виталий Дятленко

Если совсем правильно, то должно было быть Ukron. Но Ukron не звучало, поэтому чуть переставили. Получилось Uklon.

Мы запустили сервис в 2010 году, одновременно с Uber Cap. Uklon — это было просто продолжение нашей  истории, потому что мы уже работали в сфере такси. Мы автоматизировали много решений в такси. И в какой-то момент мы увидели эту возможность: что можно  заказ сделать без диспетчера. И нам самим было не приятно звонить в диспетчерские. Мы подумали, почему  бы его не убрать.

Мы ели пиццу, которую заказали онлайн, подумалось, почему бы тоже самое не сделать  заказом такси. 

Что было до Uklon 

Дмитрий: В 2004 году я работал как  наемный сотрудник. Но я уже тогда работал в IT-компании, которая уже занималась IT-решениями для такси. По сути у меня весь профессиональный путь прошел под эгидой IT и такси. Многие говорят, если ты в такси попадаешь, то ты уже оттуда не выпрыгнешь. У меня так и получилось.

Я пытался  пару раз уйти в другие IT-компании, но все равно потом меня всегда обратно затягивало. В 2008, по-моему, начали свой первый бизнес такси — компанию EvoS.

Это были другие решения, не Уклон, но тоже из сферы автоматизации такси. Мы постепенно подходили к своему проекту. Такому как Уклон. Уклон первоначально не был для нас чем-то WOW. Это был просто проект, который мы запустили. Но в какой-то момент потенциал на примере Убера настолько начал захлестывать этот проект, что мы просто все переключились с первой компании, с EvoS, на Уклон.

У нас были разработчики EvoS, мы просто  дали команду подключить к Уклону диспетчерские. Финансовые ресурсы в рекламу инвестировались из EvoS. Но мы денег не считали, потому что тогда это была как бы одна компания. Мы разделили EvoS и Уклон только в 2015 году.

О мировой экспансии и выходе в Африку

Дмитрий: Мы уже находимся в процессе экспансии. Мы были в Африке, загорелись. И когда мы побывали в Кении, то не нашли какие-то блоки, почему там нельзя делать бизнес.

Нам рассказывали разные страшные истории. А там вообще все нормально, страна растет и население растет, как бы нет никаких проблем.

Но когда мы планировали запускаться, начался ковид, границы закрыты, происходит в мире что-то непонятное, какие-то турбулентности, и мы решили этот процесс стопорнуть.

Где-то буквально через год мы поняли, что все нормально, можно двигаться дальше. Но мы решили чуть пересмотреть стратегию и начать поближе, сделать несколько тестовых экспансий. Я не буду называть все страны, которые мы хотим попробовать, но в Молдове мы уже открыли юрлицо. Засетаплена команда, готовы запускаться со дня на день. Но возникли некоторые юридические вопросы. Юридическая часть и вопросы о том, как финансовые потоки двигаются, — первичны в новой стране. А засетапить команду, застаффить новых сотрудников, подготовить продукт и локализовать — это мелочи.

О команде в других странах

Дмитрий: R&D остается в Украине, мы в Молдову отправляем нашу лонч-команду, которая ставит operations. Там мы набираем местный колл-центр, ребят, которые будут работать с водителями, биздевов, возможно, маркетологов, и на этом пока все. Разработку пока там не планируем.

Понятное дело, если двигаться дальше в Европу, то там другие требования возникнут, и мы уже усиливаем свою экспертизу в юридических вопросах в плане GPPR и всего остального, чтоб комплаенсы их сохранять. Это, как показывает практика, самые сложные вопросы при экспансии. Технические вопросы там обычно решаются легче. 

О сердце Uklon и облаках

Виталий: На сегодняшний день Uklon — это уже практически 100% облачное решение. Мы практически все вывели, что у нас  оставалось из on-premise серверов. Что-то на поддержке, что не будет мигрировать и не контейнеризируется, останется на серверах, может каким-то грузом, мы этого переводить не будем. Но глобальная стратегия  такова, что мы все переносим  в облака и все. Это сегодня намного проще, быстрее и, на самом деле, дешевле.

Виталий Дятленко

Когда ты достаточно быстро растешь, ты физически ограничен какими-то коробками, чтобы быстро масштабироваться, ты должен физически добавлять или оперативку, или винчестеры, или добавлять прям сервера, какие-то дата-центры, и это на самом деле не очень просто и не очень быстро. Особенно когда твои дата-центры за рубежом — тикеты, саппорт, стресс.  Местами это убытки. Потому что время — дорого.

Сейчас мы  используем Google Сloud и AWS. Туда уехал весь продукт — картография, обработка заказов, прием заказов, гейтвеи, райдерские, драйверские запчасти, все бекендовские составляющие.

Физически  на земле остался только большой MS SQL server, с которого мы стартовали очень давно. Это, можно сказать источник  правды, в него  сливаются данные с разных сервисов, еще для мелкой аналитики, которую не перевели  на облачную инфраструктуру. 

У нас все контейнизировано, все на метриках, все масштабируется.

Мы достаточно сезонны, у нас есть час пик утром, вечером, у нас есть пятница, у нас есть суббота вечер, праздники — когда нагрузка крайне неравномерна. Есть всплески и то, что нас сподвигло в свое время двигаться дальше. 

О партнерах и перспективах

Виталий: На украинском рынке у нас целых 3 партнера для обеспечения бесперебойной работы, потому что все-таки у них достаточно большой спектр банков, с которыми они сотрудничают. А мы должны обеспечивать бесперебойную работу  и обработку финансовых транзакций от наших клиентов. В свое время мы думали, что нам нужен PCI DSS и мы даже время от времени проводим self аудит, хотя бы на уровень 4. Это self чек PCI DSS.

Начинать свою финансовую кампанию, обрабатывать платежи и работать напрямую с банками — это интересно, но это совсем другой бизнес.

Гипотетически, если бы мы встретили какую-то продуктовую компанию, которая хотела бы с нами глубоко запартнериться или стать нашей частью, то, это была бы возможность. Но это совсем другой продукт, это не наш кор бизнес, и пока нам рано это делать.

Хотя, возможно, в будущем в связи с экспансией, географическим ростом нашего продукта мы вернемся к этой истории и будем проходить PCI DSS и обрабатывать транзакции напрямую. 

О багах

Виталий: Больно падали, наверное, года два назад. Лежали, кажется, часа три. Это сотни тысяч долларов потерь на самом деле. Если не работаем мы, значит работает наш конкурент. Получает наших клиентов. И для людей это достаточно важно. Не факт, что они к нам вернутся.

Это был переходной этап. У нас было облако и наземная инфраструктура. И у части наземной инфраструктуры просто пропала связь с нашими серверами, они отвалились от облака. А пока добирались до саппорта, хоть он вроде бы горящий, пока они перенастроили сеть, мы не могли ничего делать.

После этого факапа мы очень быстро довели до ума все, что должно уехать в облака. 

О ближайших запусках 

Виталий: Мы достаточно много сейчас работаем над так называемым Safety — это безопасность наших райдеров. Здесь появились новые штуки, такие как условный «Байкал», когда что-то происходит где-то с клиентом. Клиент нажимает тревожную кнопочку. У водителей тоже такое есть. Product support 24/7 сможет, если нужно, помочь водителю с треком, с местоположением пользователя. Следующая часть Safety — это скрытие номера телефона пассажиров. Наши райдеры и драйверы смогут чатиться внутри приложения, пока у них происходит сделка по заказу.

Об алгоритме работы приложения

Виталий: Система достаточно мудреная и хитрая. Мы предоставляем водителю достаточно много вариаций и комбинаций, в каких он может взять этот заказ.

Со стороны водителя — у них достаточно хитрый космолет, который позволяет настроить фильтры. Фильтры позволяют выбрать направление, время, стоимость, место положение, тип оплаты заказа. В зависимости от комбинации вот этих всех факторов водитель увидит или не увидит заказ — это если совсем просто.

Кроме того, у водителя есть так называемые кармы, бустеры и все, что с этим связано. Множество вариаций того, как водитель брал заказы, как он отказывался, какие у него фильтры стоят. Насколько он далеко, насколько долго он стоял.

Поэтому у нас не так как у многих других — заказ достается просто ближайшему. У нас система пытается балансировать спрос и предложение, поэтому она достаточно хитрая  и нетривиальная. 

Карты мы с самого начала делаем сами. Именно данные, по которым мы строим маршруты, которые отображаем клиенту. 

У нас сидит штат живых картографов, которые оперативно добавляют, удаляют, исправляют названия. У нас свой дорожный граф, который мы тоже оперативно можем обновлять, закрывать, добавлять новые улицы, проезды, дворы закрывать — на самом деле все, что угодно.

В качестве «подложки» в приложении используем Google, но нам ничто не запрещает его поменять на любую другую программу. Потому что Земля круглая, координаты везде одинаковые, данные у  нас свои.

Мы  занимаемся своими картами, много туда инвестируем. Пробок у нас, кроме «подложки», можно сказать пока нет. Но у нас одна из команд сейчас занимается разработкой  сервиса, который  путем агрегации данных, собиранных водителями, будет мониторить и показывать пробки. Сейчас уже у нас работает пилот в Одессе, и в ближайшее время мы затянем всю мощь своих данных, наложим на граф и будем использовать полноценно в распределении, в ценообразовании. 

О позиционировании Uklon

Виталий: Уклон-такси — это правильный путь. Может, не все знают, но рынок Украины таков, что лицензированных автомобилей у нас не очень много.

У нас появится новый продукт «Уклон-такси», который будет проставляться только водителям, у которых есть лицензия на такси. У них будет шашечка и они смогут перемещаться по полосе общественного транспорта.

Это стимул для других наших драйверов тоже получить лицензию, получить шашечку и иметь возможность перемещаться полосой общественного транспорта в обход тех же пробок. 

О разнице Uklon и такси

Дмитрий: Если смотреть со стороны,  то кажется, что разницы нет. Но под капотом на самом деле очень много спрятано вещей. Во-первых, мы постоянно пытаемся отстроиться от такси.

Даже в умах клиентов и водителей, мы говорим, что мы — не такси, мы — больше чем такси.

Мы не можем полностью уйти от такси, потому что такси люди все равно связывают с частной перевозкой на автомобиле. Поэтому мы не можем сказать, что мы вообще в другом  рынке, мы все равно здесь. Но мы хотим давать нечто большее, чем такси. Какую-то свободу передвижений. 

Рынок очень конкурентный. Не факт что-то, что мы  выпустим сегодня, они не выпустят завтра. То есть тут нельзя только одну фичу выпустить и сидеть спокойно.

Об IT-компании  Uklon Tech

Дмитрий: Мы всегда были IT-компанией, и всегда мы ощущали себя как IT-компания. Просто технологическая компания, которая драйвит индустрию такси. Но действительно в какой-то момент мы столкнулись с тем, что люди нас воспринимали как такси компанию, а не IT-компанию. Поэтому, мы начали работать в этом направлении, чтобы поменять это восприятие.

В компании работает 450 человек. В IT направлении — около 120 человек. Это devops, разработка, тестеры, продакты, бизнес-аналитики.

В ревенью, в доходе ми выросли в два раза, в прибыли мы выросли в 10 раз. Мы в 21 году заработали столько, сколько мы не  зарабатывали за все предыдущие 10 лет.

В 2021 году Уклону не нужны инвестиции. То что мы привлекали раньше, мы, по сути, заработали в 2021 году.

Сейчас у наснесколько миллионов уникальных пользователей, до 100 000 водителей и 27 городов в Украине. 

О целях на 2022 год 

Дмитрий: Во-первых, по Украине мы должны вырасти на 60%. Понятное дело — это будет национальное лидерство. Мы пока определяем, в каких городах будем топ-1, топ-2, топ-3. Но однозначно — не ниже топ-3 во всех городах должны быть. 

Во-вторых, мы хотим уходить от монопродукта, хотим идти в платформу, можно даже сказать эко-систему, такой себе супер апп и запускать дополнительные сервисы. 

Сейчас уже запустили команду по Delivery, начинать будем с В2В Delivery. Т. е. если кому-то надо экспресс доставка, у нас есть  все мощности сделать это. И карпулинг (Уклон share): когда мы мэтчим поездки из одних районов, мы можем людей совместно доставить.

О продаже компании и IPO

Дмитрий: Как таковой сейчас стратегии на exit нет. Потому что если говорить про прямых конкурентов, типа Uber, Bolt, то они не покупают локально игроков. Соответственно, у нас нет стратегии Exit для них. Мы строим компанию, которая должна быть устойчива, но мы открыты к различным, возможно, стратегическим партнерствам. Сейчас возникает на горизонте очень много вариантов, о которых мы раньше не задумывались, которые намного больше. 

Китайский сервис такси DiDi зарегистрировал ТМ в Украине. Когда ждать конкурента Uber Bolt Uklon?
Китайский сервис такси DiDi зарегистрировал ТМ в Украине. Когда ждать конкурента Uber, Bolt, Uklon?
По теме
Китайский сервис такси DiDi зарегистрировал ТМ в Украине. Когда ждать конкурента Uber, Bolt, Uklon?
Одессит создал кофейню Tesla и запустил  кофе-такси. Как работает стартап на миллионы с инвестором из Silicon Valley
Одессит создал кофейню Tesla и запустил кофе-такси. Как работает стартап на миллионы с инвестором из Silicon Valley
По теме
Одессит создал кофейню Tesla и запустил кофе-такси. Как работает стартап на миллионы с инвестором из Silicon Valley
Крупнейший китайский сервис такси DiDi выходит в Украину. Все детали
Крупнейший китайский сервис такси DiDi выходит в Украину. Все детали
По теме
Крупнейший китайский сервис такси DiDi выходит в Украину. Все детали
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
В Uklon будут давать худшие заказы тем водителям, которые превысили скорость
В Uklon будут давать худшие заказы тем водителям, которые превысили скорость
В Uklon будут давать худшие заказы тем водителям, которые превысили скорость
«Наткнулись на «кадыровцев», жена кричала шепотом». CTO и сооснователь Uklon Виталий Дятленко в СКШ
«Наткнулись на «кадыровцев», жена кричала шепотом». CTO и сооснователь Uklon Виталий Дятленко в СКШ
«Наткнулись на «кадыровцев», жена кричала шепотом». CTO и сооснователь Uklon Виталий Дятленко в СКШ
Свежий выпуск уже на нашем YouTube-канале.
«В среднем уровень эффективности специалистов сейчас — 80% от довоенного времени». CTO Uklon Виталий Дятленко в СКШ
«В среднем уровень эффективности специалистов сейчас — 80% от довоенного времени». CTO Uklon Виталий Дятленко в СКШ
«В среднем уровень эффективности специалистов сейчас — 80% от довоенного времени». CTO Uklon Виталий Дятленко в СКШ
Новое интервью уже в эту пятницу.
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.