Reface рассказали, как нейросети помогают на войне и почему россиянам не удаются дипфейки
Топы украинской компании Reface — CTO Олесь Петрив и COO Антон Воловик в интервью LIGA.Tech рассказали о том, как технологии влияют на войну.
Топы украинской компании Reface — CTO Олесь Петрив и COO Антон Воловик в интервью LIGA.Tech рассказали о том, как технологии влияют на войну.
Топы украинской компании Reface — CTO Олесь Петрив и COO Антон Воловик в интервью LIGA.Tech рассказали о том, как технологии влияют на войну.
Нейросети и машинное обучение буквально развернули новый этап информационной и технологической войны. Однако большинство кейсов их использования в ведении войны остаются военной тайной, отмечают Reface.
Не секрет, что сегодня технология распознавания лица позволяет проанализировать огромную базу фотографий человеческих лиц. Это позволяет выявлять среди них тех, кто, например, находится в розыске.
Нейросеть ускоряет поиск человека в определенной базе профилей: она ранжирует профили, похожие на искомое фото, а затем живой человек проводит окончательную идентификацию на основе отобранных максимально похожих профилей.
«Черты лица на случайных фотографиях не являются достаточными биометрическими данными для стопроцентной идентификации человека. Чем больше база людей, по которой ведется поиск и идентификация, тем точнее будет работать алгоритм», — объясняет Петрив.
При этом «ручная» окончательная идентификация обязательна, она уменьшает процент ошибки.
Во время войны команда Reface наблюдала сильную обеспокоенность по поводу создания российской пропагандой дипфейка Зеленского или других политиков с целью сеяния хаоса и паники среди украинцев.
«Но до сегодняшнего дня ни одного качественного дипфейка, который действительно повлиял бы на общественное мнение, россия не опубликовала», — говорит Воловик.
Пропагандисты чаще прибегают к старым проверенным методам манипулирования общественным мнением: игре на эмоциях, распространению ложных текстовых сообщений, манипуляции фактами и откровенной лжи. Почему, если есть развитые технологии?
«Эти устаревшие методы работают лучше. Тем более в россии, где люди массово потеряли способность к критическому мышлению, и для манипуляции их мнениями достаточно обычных методов, а не дипфейков».
Кроме того, создать качественный дипфейк — это долгая и кропотливая работа. Заметить фейковость видео обычным глазом невозможно, если над этим работали специалисты машинного обучения, профессиональный постпродакшен и актеры. Быстрее, чем через несколько недель, профессиональный дипфейк не сделаешь.
Именно поэтому нелепый дипфейк Зеленского, появившийся в сети в марте, кажется дешевым и неправдоподобным. Его удалили из YouTube и Facebook почти сразу после появления.
В начале войны Reface объявили о разработке алгоритма, который будет искать места дислокации и перемещения российских войск. Сейчас команда не может рассказать о нем подробнее по причине безопасности и конфиденциальности.
«Единственное, чем мы можем поделиться, это информацией, что эта идея положила начало огромной инициативе, которая уже вышла далеко за пределы первоочередной идеи и превратилась в сообщество UA Tech Power из более 1000 экспертов-волонтеров», — говорит Петрив.
Сейчас команда уже создает собственные продукты. Это чаты, приложения и тому подобное, которых сейчас уже более 100.