«Хочу быть учителем». 17-летний киевлянин победил на фестивале робототехники Robotex и уже преподает в школе Robocode

Созданный украинскими юными инженерами робот 101 Quantum завоевал второе место в соревновании Maze Solving в Эстонии на фестивале робототехники Robotex. Этот международный конкурс команда украинской школы робототехники Robоcode Ярослав Демченко, Евгений Пунов, Евгений Петрикеев и Егор Сомов пытались покорить трижды. В этом году им это удалось. И, реализовав детскую мечту о создании уникального робота, один из инженеров ― 17 летний Ярослав Демченко из Киева, ― уже преподает робототехнику своим потенциальным последователям. 

dev.ua пообщался с парнем и расспросил, как он попал в мир робототехники и планирует ли связывать с ней свою дальнейшую жизнь. 

Оставить комментарий
«Хочу быть учителем». 17-летний киевлянин победил на фестивале робототехники Robotex и уже преподает в школе Robocode

Созданный украинскими юными инженерами робот 101 Quantum завоевал второе место в соревновании Maze Solving в Эстонии на фестивале робототехники Robotex. Этот международный конкурс команда украинской школы робототехники Robоcode Ярослав Демченко, Евгений Пунов, Евгений Петрикеев и Егор Сомов пытались покорить трижды. В этом году им это удалось. И, реализовав детскую мечту о создании уникального робота, один из инженеров ― 17 летний Ярослав Демченко из Киева, ― уже преподает робототехнику своим потенциальным последователям. 

dev.ua пообщался с парнем и расспросил, как он попал в мир робототехники и планирует ли связывать с ней свою дальнейшую жизнь. 

Вдохновляли Терминатор и Леонардо да Винчи

Как и многие ребята, в детстве я увлекался роботами. Особенно мне нравились трансформеры — я любил фильмы и мультики про них. У меня были игрушки с персонажами, а позже я покупал журналы с карточками из Трансформеров. Также я очень любил смотреть всю серию фильмов о Терминаторе и мультсериал про Черепашек-Ниндзя, в некоторых эпизодах которого присутствовали киборги, разнообразные роботы и экзоскелеты (например, костюм Кренга). Еще большим впечатлением для меня стало посещение музея, посвященного изобретениям Леонардо да Винчи. 

Прототипы вертолета и автомобиля, танк, подводный костюм, другие исследования, макеты в реальном размере — это так повлияло на маленького меня, что я принял твердое решение — стану изобретателем! В тот момент мне было не более 7 лет, но, несмотря на это, я не отказывался от своей мечты. Со временем расплывчатая профессия «изобретатель» приобрела четкие черты — программист и робототехник. 

Путь в Robоcode

Профессии моих родителей никак не связаны с программированием или робототехникой. Но с самого детства они поддерживали все мои начинания, если видели, что мне было интересно — то ли желание пойти на спортивную секцию, то ли научиться рисовать. Так же и с робототехникой.

Как только родители увидели огонь в моих глазах уже после пробного урока, они записали меня в школу Robocode. Их поддержка для меня неоценима. Я им невероятно благодарен!

Попал я в школу после того, как в 2016 году друг предложил сходить на пробное занятие туда, где собирают роботов. На пробном занятии мы программировали робота, чтобы он помахал своей рукой с помощью сервомотора. Меня это заинтересовало, и с самого первого урока сборка и программирование роботов захватили меня. 

Вскоре это переросло из простых занятий в настоящее хобби. На уроках я старался ловить каждое слово и не пропустить ни одной мелочи. Через несколько лет обучения я также начал параллельно заниматься самообучением, чтобы углубиться в эту сферу еще больше. Уже в таком возрасте благодаря полученным на занятиях знаниям и, что не менее важно, практике, я мог самостоятельно собирать несложные устройства дома. Даже самые простые устройства, созданные собственноручно вызвали бурные эмоции. 

В позапрошлом году я закончил курс по робототехнике, и потом еще год ходил на курсы по другим направлениям. А в этом году я присоединился к компании Robocode уже как ассистент преподавателя.

Первые работы

Сейчас мне довольно сложно вспомнить своих первых роботов, свои первые шаги, поскольку мы на каждом занятии собирали какое-то устройство. Иногда, когда проекты были сложнее, мы работали над одним роботом несколько занятий подряд. Эта практика пробуждала во мне интерес к робототехнике. Помню, мы как-то делали машинку, которая обижалась, если ее ударить — отъезжала назад и начинала пищать, а на экранчике появлялось грустное лицо. Также собирали метеостанции, умный замок, проектировали машинку с нуля и многое другое.

Как по мне, своеобразный level-up я получил во время Robocode Hackathon в 2018 году. Перед нашей командой стояла задача — собрать и запрограммировать систему фитомониторинга (то есть умную теплицу) за 6 часов.

До этого я никогда не делал ничего подобного, поэтому это был ценный опыт. В итоге наша команда заняла первое место среди более 500 участников! Мы были невероятно счастливы, что все удалось!

Сейчас мои проекты перешли на совершенно новый уровень — своя печатная плата, гораздо больше компонентов, более сложная программа и более презентабельный вид. Например, устройство, которое мы собирали на конкурс проектов среди всех школ по Украине — умная перчатка MoSt,  благодаря гироскопу и другим датчикам считывает положение руки и изгиб пальцев и отправляет эти данные на компьютер. Таким образом, можно переключать слайды в презентации, управлять мышкой, играть в игры с помощью жестов руки!

Что самое сложное

Самым сложным для меня является придумать идею для проекта. Безусловно, продумать программу для проекта — разобраться, что, как, с чем и в каких случаях должно взаимодействовать, и прописать это в коде также бывает довольно проблематично, но это уже дело опыта. Чем больше практиковаться и учиться, тем легче будет программировать, собирать схемы, паять и др. Самое главное — никогда не сдаваться, а идти только вперед к своей цели!

С какими бы трудностями я ни сталкивался, я никогда не хотел все бросить.

Возможно, это мечта с детства, или искренний интерес к этому делу, но что-то всегда помогало мне не опускать руки и продолжать. Я считаю, что из любого поражения можно получить ценный опыт и улучшить свои показатели в будущем.

На робототехнику я трачу много времени. Я практически не играю в игры, поэтому большую часть свободного времени я программирую, читаю статьи из IT-сферы. Большинство видео, которые я смотрю, также связаны с разработкой роботов или других устройств. Мне это действительно нравится, поэтому я могу проводить время с пользой и интересом одновременно.

Через Robotex к звездам

О Robotex я впервые узнал в 2018 году, когда Robocode решил собрать несколько детских команд для участия.  Это — международные соревнования по робототехнике в разных категориях. Разработчики со всей Европы собирают роботов, а затем соревнуются между собой по определенным правилам за первое место. Моей первой задачей для соревнований было собрать машинку, которая сама будет ездить по черной линии на скорость. Звучит невероятно просто, но на самом деле это довольно сложная задача, где нужно учитывать множество факторов — от строения машинки и количества датчиков до разных коэффициентов в программе и модели моторов. К сожалению, победить нам тогда не удалось.

В следующем году мы собрали новую машинку, с учетом всех нюансов, которые смогли обнаружить, но опять не одержали победу. Зато мы получили еще больший опыт, и у нас появились новые идеи для следующего года.

В 2021 году мы решили участвовать не только в езде по линии, но и в другой номинации — проезд по лабиринту. Поскольку в 2020 году соревнования отменили в связи с карантином, мы имели больше времени для подготовки.

Роботы настолько кардинально отличались от первых версий, что даже сложно поверить, что между ними разница лишь в несколько лет.

Моей основной задачей при разработке Quantum — робота, который сам проезжает лабиринт, было проектирование платы. На основе предыдущей модели, нужно было внести определенные изменения непосредственно в схему робота, заменив некоторые компоненты на более оптимальные для нашей задачи, а также убрать те, в которых нет острой потребности. После этого было необходимо развести плату с учетом изменений. Потом я участвовал в пайке и сборке робота, а также в написании его программы.

Определенные трудности возникали на многих этапах подготовки. Это не удивительно, учитывая сложность проекта. Но после достаточно долгой настройки и калибровки машинки, мы осознали, что у нас не хватает времени прописать основной алгоритм для объезда лабиринта и запоминания оптимального пути, поскольку до соревнований остался лишь один день. Именно тогда возникла интересная мысль — написать для машинки нейронную сеть.

Что внутри робота

В основе 101 Quantum лежит микроконтроллер Atmega. Он также используется в наладочной плате Arduino Mega, с которой знакомы многие электронщики. Но ее возможности далеки от плат, которыми обычно пишут нейросети. Поэтому идея «залить» нейронку в робота казалась на грани возможного.

Но двое наших разработчиков справились с этой задачей лишь за одну ночь! Поскольку у меня нет опыта работы с нейросетями, я наблюдал за процессом написания кода и помогал при тестировании работы машинки. Через несколько часов машинка начала ездить! А оставшееся время мы потратили для увеличения точности работы, а также скорости прохода лабиринта.

Даже сейчас мне трудно верится в это. Ребята однозначно сделали что-то невероятное, то есть этого не описать!

За каждым поворотом 101 Quantum я наблюдал как за первыми шагами ребенка.

И я нисколько не расстроился из-за того, что ему не хватило трех поворотов до финиша. Я вполне горжусь этим результатом, учитывая то, что нейросеть была написана всего за ночь. Да и отрыв от третьего места значительный, так что нам есть чем гордиться! И, разумеется, в следующем году наш результат будет еще лучше.

Что дальше? 

Если говорить о планах, то в ближайшее время я планирую развиваться в должности ассистента преподавателя. Я хочу стать хорошим преподавателем, имеющим за спиной опыт и который сможет зажечь огонь в глазах детей. Так же, как и во мне несколько лет назад.

Также мне уже хочется начать разработку новых версий роботов, которые будут в разы лучше нынешних! Но еще важно не забывать об обучении, поскольку в этом учебном году меня ждет написание ВНО и поступление в университет. А к этому не мешало бы и подготовиться!

Недавно множество моих мечтаний, о которых я мечтал годами, сбылись. Поэтому я нахожусь, скажем, в активном поиске новой глобальной цели.

А именно сегодня я могу выделить эти два желания. Я хочу работать на той работе, которая будет приносить мне удовольствие, поскольку считаю, что люди должны работать не только ради денег, но и ради себя, себе в наслаждение. А также быть учителем и разжигать любопытство, живой огонь увлеченности.

Мільйон на роботів. Як українець Павло Пікулін «догрався» до мільйонів і здійснив свою дитячу мрію
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
По теме
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
18-річний хлопець з Бучі прогулював школу постійно грав в Доту і став доларовим мільйонером. Як?
18-летний парень из Бучи прогуливал школу, постоянно играл в Доту и стал долларовым миллионером. Как?
По теме
18-летний парень из Бучи прогуливал школу, постоянно играл в Доту и стал долларовым миллионером. Как?
«Основна маса дітей бачила хімію в одному місці». Чернігівський вчитель розриває TikTok своїми дослідами. 5 інсайдів як «підсадити» учнів на науку
«Основная масса детей видела химию в одном месте». Черниговский учитель разрывает TikTok своими опытами. 5 инсайдов, как «подсадить» учеников на науку
По теме
«Основная масса детей видела химию в одном месте». Черниговский учитель разрывает TikTok своими опытами. 5 инсайдов, как «подсадить» учеников на науку

Хочете повідомити важливу новину? Пишіть у Telegram-bot.

А також підписуйтесь на наш Telegram-канал — dev.ua | IT України.

Читайте также

В России создали андроида, который жестикулирует и выражает эмоции. О нем уже наплодили фотожаб
В России создали андроида, который жестикулирует и выражает эмоции. О нем уже наплодили фотожаб
В России создали андроида, который жестикулирует и выражает эмоции. О нем уже наплодили фотожаб
Совладелец АТБ с партнером инвестировали $5 млн в Deus Robots Павла Пикулина. Серийному производству роботов в Украине - быть
Совладелец АТБ с партнером инвестировали $5 млн в Deus Robots Павла Пикулина. Серийному производству роботов в Украине - быть
Совладелец АТБ с партнером инвестировали $5 млн в Deus Robots Павла Пикулина. Серийному производству роботов в Украине - быть
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
Украинский предприниматель Павел Пикулин говорит, что компьютер у него был с рождения. Отец-радиотехник и мама-программист воспитали программиста, который в 7 лет уже писал сайты, в 13 ― разрабатывал игры и руководил командой геймдевов, заработав  к 25 годам свой первый миллион.  Сегодня Павлу 32, он ― успешный предприниматель, совладелец одного из крупнейших игровых холдингов WhaleApp  и драйвер робототехнического прогресса в украинских реалиях. Его компания Deus Robots ― пионер в создании украинской истории робототехники. Павел вложил в свое любимое дело более $1 млн и является потенциальным партнером для крупнейших логистических компаний Украины.  dev.ua рассказывает его историю. 
Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида
Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида
Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида
Андрей Сизько перешел в 11 класс. Ему 16 лет и он учится в Днепре. Несмотря на столь юный возраст за плечами у парня уже есть успешный карьерный старт, которому может позавидовать, пожалуй, и тридцатилетний. 

Обсуждение

Комментариев пока нет.