Що під капотом в Uklon? Слухай TechPower Podcast 🎧

Житомирский школьник придумал, как снизить нагрузку на компьютеры на программном уровне. История Дениса Пирогова, который победил на мировом финале Infomatrix

Житомирский школьник Денис Пирогов разработал виртуальную машину, которая снижает нагрузку на компьютер. Его проект недавно получил «серебро» на финале Международного конкурса компьютерных проектов Infomatrix. И парень, уже поступив в университет, продолжает работать над проектом. Рассказываем историю житомирского вундеркинда, для которого мировое признание — не первая награда. 

Оставить комментарий
Житомирский школьник придумал, как снизить нагрузку на компьютеры на программном уровне. История Дениса Пирогова, который победил на мировом финале Infomatrix

Житомирский школьник Денис Пирогов разработал виртуальную машину, которая снижает нагрузку на компьютер. Его проект недавно получил «серебро» на финале Международного конкурса компьютерных проектов Infomatrix. И парень, уже поступив в университет, продолжает работать над проектом. Рассказываем историю житомирского вундеркинда, для которого мировое признание — не первая награда. 

Уже не школьник

Денису Пирогову 19 лет. Сейчас он студент первого курса Житомирского политеха. Правда, парень решил поступить на заочное отделение, чтобы больше времени заниматься своей разработкой — виртуальной машиной, которая оптимизирует работу компьютера. «Учеба должна быть не только по программе, а и по личному опыту. Заочная форма позволяет иметь более гибкий график», — аргументирует Денис. 

Парень рассказывает, что увлекся компьютерами и программированием лет с девяти. 

«Когда именно я научился кодить — не знаю. Это формировалось постепенно, из интереса к компьютерам, лет с девяти и по сегодняшний день», — говорит он. 

Дениса, по его словам, сначала интересовало создание игр. «В 14 лет я написал 2D игру, схожую по сеттингу с Half-Life Deathmatch, вскоре пришел к „взрослому“ кодингу — работе с сетями, операционными системами, микроконтроллерами, графикой», — рассказывает парень. 

К концу 2020 года у Пирогова появился, как он сам говорит, недюжинный интерес к внутреннему устройству процессоров, дизайну ISA (а в особенности RISC-V). «Я написал небольшой на тот момент эмулятор, использовавшийся „в узких кругах ради науки“, но вскоре обрел несколько контрибуторов, тестеров», — рассказывает парень.

Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме
По теме
Читайте главные ИТ-новости страны в нашем телеграме

Что такое RISC-V

Проект, по словам Дениса, программно эмулирует работу реального компьютера, совместимого с архитектурой RISC-V, и позволяет использовать его для тестирования и использования программ в изолированной и переносимой среде. 

RISC-V — это новый, открытый стандарт процессорной архитектуры, во многом схожий с ARM (ARM на данный момент применяется в подавляющем большинстве телефонов, планшетов, и прочих небольших устройств).  Однако, как рассказывает Денис, RISC-V имеет некоторые технологические преимущества: он более прост в реализации и понимании, позволяет достичь большей энергоэффективности. 

«Кроме того, стандарт RISC-V не является достоянием отдельно взятой компании, а доступен каждому для реализации, изучения и улучшения — не нужно платить за патент, подписывать NDA, или в каком-то ином виде обязываться перед иным юрлицом», — говорит Пирогов.

Это, по словам парня, упрощает жизнь небольшим компаниям, инженерам-самоучкам, повышает уровень мировых технологий.

Аналогичные разработке Дениса проекты в мире существуют. «Но они явно преследуют несколько иные цели. Например, проект QEMU нацелен на эмуляцию целого перечня исторических и актуальных архитектур, однако не следует принципу „делай одно, но делай хорошо“, имеет большие накладные расходы, в том числе из-за более раздутого транслятора TCG/TCI (множество уровней абстракции между виртуальной машиной и средой исполнения)», — приводит пример парень.

Разработанные конкуренты проекта Пирогова, по словам разработчика, не до конца проходят официальные тесты от RISC-V Foundation. Кроме того, нет качественного аналога Machine API, позволяющего встраивать виртуальные машины в любое приложение», — отмечает парень.

Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту
Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту
По теме
Космический блин. Как черкасский школьник покоряет околоземную орбиту

Энтузиасты в действии

Сейчас над проектом работает небольшая команда энтузиастов. Денис рассказывает, что благодаря своей разработке познакомился с программистом, который занялся работой виртуальной периферии (устройства ввода, жесткие диски, сеть). А наработки Дениса вертятся вокруг симуляции процессора, подсистемы памяти, производительности, инфраструктуры проекта. 

«Мы делаем почти всю крупную работу, но еще пара десятков людей занимаются тестированием, периодически присылают небольшие доработки и заметки», — признается парень.

Денег в свой проект Пирогов не привлекал. «В основном разработка ведется на энтузиазме, но с поддержкой (в том числе ресурсами и идеями) со стороны сообщества и единомышленников наподобие: «Ребят, я вам новые патчи и доработки отправил», «Вот вам железка для тестов», — поясняет Денис. 

Где полезен The RISC-V Virtual Machine

С помощью разработки житомирянина можно сильно упростить работу с компьютером. 

В частности, по словам Дениса, его проект полезен при:

  • симуляции полноценных систем на основе Linux, Android, FreeBSD и использовании их в практических или учебных целях, в полной изоляции ради безопасности, и имея неограниченную власть над виртуальной системой;
  • разработке и отлаживании драйверов, ядра операционных систем и прочего ПО; 
  • в развлекательных целях — возможна интеграция реалистичных компьютеров в игровой мир, создающая некую инженерную песочницу с кодовыми дверями на микроконтроллерах, роботами, компьютерами;
  • в образовательных целях. 

С помощью разработки Пирогова уже удалось исправить несколько багов в ядре Linux и проекте LLVM.

«Исправления приняты мейнтейнерами в официальные репозитории», — гордо говорит парень.

Также проект Дениса помог разработать учебную операционную систему, а некоторые программы и игры получили поддержку устройств на базе RISC-V благодаря данному инструменту. 

Инструмент можно использовать всем безоплатно. «Использование в личных целях свободное с возможностью изучать внутреннее устройство в академических или практичных целях, но лицензия GPL также обязует делать доступными любые модификации для их возможного принятия в проект и поддержания свободы — в этом вся философия», — говорит Денис. 

Также, по словам парня, возможно лицензирование проекта и для встраивания в коммерческие проекты, либо реализация необходимого vendor-specific функционала на платной основе. «Стоимость, как правило, зависит от сложности реализации», — говорит он. 

Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида
Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида
По теме
Программист с 11 лет. Как вундеркинд из Днепра создает бармена-андроида

Мировое признание

В ноябре 2021 года проект Дениса вышел в мировой финал международного конкурса компьютерных проектов Infomatrix и взял серебряную медаль.

«Будем надеяться, что это только начало интересных соревнований», — вдохновенно говорит парень.

Его руководитель, житомирский учитель Николай Тарасюк, рассказывал, что код в этом проекте был идеальным, и почему у парня не «золото», ему невдомек. 

Сам Денис относится к этому философски. «По поводу „идеального кода“ — проект регулярно анализируется различными инструментами для поиска возможных багов и уязвимостей, стабильно держит планку качества по меркам Valgrind, GCC Sanitizer, Clang-Analyze, PVS Studio, Looks Good to Me, Control Flag. Каждое изменение проходит внимательное ревью и документируется. Эмулируемая система проходит формальную верификацию соответствия стандарту RISC-V, а я являюсь сертифицированным специалистом», — рассказывает парень.

«Серебро» на Infomatrix — не единственная награда Пирогова. Его проекты занимали призовые места и на других конкурсах. В частности, в активе Дениса первое место по Украине в конкурсе iTalent, призовое место в региональном конкурсе GoldenByte летом 2019 года с проектом сетевой библиотеки для игр и коммуникаций. 

«На сегодня тот самый проект используется для нескольких онлайн игр, как альтернатива инструментарию в фреймворках love2D и Clickteam Fusion», — рассказывает он. 

Что дальше? 

На вопрос о том, кем Денис хочет стать, когда вырастет, он отшучивается: «А разве я уже не вырос?».

«Разработанный инструмент отлично пригодится в сфере embedded разработки и прочем хитро-железячном мире, а именно такую работу мне бы и хотелось иметь», — признается житомирский вундеркинд.

 Но и планы у парня амбициозные. «Из идей — в будущем, используя полученные знания, можно реализовать транслятор x86 приложений для платформ ARM и RISC-V, близкий по производительности с Rosetta,  либо присоединиться к перспективному проекту box86 и расширить его возможности», — признается Денис. 

«Мне по приколу находить талантливых детей». Ученики житомирского учителя информатики работают в IT с 10 класса и побеждают в конкурсах. Яркая история Николая Тарасюка
«Мне по приколу находить талантливых детей». Ученики житомирского учителя информатики работают в IT с 10 класса и побеждают в конкурсах. Яркая история Николая Тарасюка
По теме
«Мне по приколу находить талантливых детей». Ученики житомирского учителя информатики работают в IT с 10 класса и побеждают в конкурсах. Яркая история Николая Тарасюка
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
По теме
Миллион на роботов. Как украинец Павел Пикулин «доигрался» до миллионов и осуществил свою детскую мечту
Гений до 20-ти. 12 историй украинских изобретателей-тинэйджеров
Гений до 20-ти. 12 историй украинских изобретателей-тинэйджеров
По теме
Гений до 20-ти. 12 историй украинских изобретателей-тинэйджеров
Новий випуск «З фронту в IT» про айтівців, які повертаються до цивільного життя після ЗСУ.

Історія світчера з Тернопільщини, який змінив агро на IT, а IT на ЗСУ

УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
«Погреб для городских жителей». 17-летняя хмельничанка создала эко-холодильник: как он работает, где можно использовать технологию и за что она благодарна коронавирусу
Семнадцатилетняя выпускница Славутского лицея в Хмельницкой области, МАНовка Елизавета Герасимчук, создала прототип эко-холодильника, который работает от солнечных панелей и аккумуляторов. Прототип девушка представила на многих украинских конкурсах и олимпиадах. В частности, несмотря на полномасштабную войну России в Украине, Лиза заняла третье место в категории Технические науки, подкатегория авиа- и ракетостроения, машиностроения и робототехника в финале ежегодного Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины, и может принять участие в международных олимпиадах и конкурсах от МАН. dev.ua она рассказала подробности разработки и идеи, а также свои планы на научное будущее, у девушки есть идеи для разработок.
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
17-летний школьник разработал дрон-миноискатель вместо вечного двигателя, чтобы помочь саперам. Как он работает и как выглядит
Украина непобедима, если даже во время военного вторжения украинцы всех возрастов не перестают учиться и создавать разработки, которые помогают и военным, и гражданским. На этот раз героем нашего материала стал старшеклассник из лицея КПИ Игорь Клименко, разработавший дрон-миноискатель. Вдохновила его на разработку война, которая началась еще восемь лет назад. С проектом дрона-миноискателя в прошлом году в Малой Академии Наук школьник, получил второе место, в этом году — первое место. Сейчас готовится дальше к всеукраинскому этапу. Самое большое вознаграждение — золото на Malaysia Technology Expo, одной из крупнейших ежегодных выставок технологий и инноваций в Юго-Восточной Азии, и серебро на выставке изобретений в Женеве The International Exhibition of Inventions. Он рассказал нам, как дрон работает, и что понадобилось, чтобы его создать.
«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок
«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок
«Раньше на них просто рисовали». Как черниговский школьник разработал и обнародовал ПО для школьных интерактивных досок
Одиннадцатиклассник из Чернигова Николай Акулов, ученик черниговской ячейки «Малой академии наук Украины», разработал программное обеспечение для интерактивных досок. С ним он выиграл золото в Международном инновационном шоу INOVA 2021, проходившем в октябре 2021 года в хорватском Загребе. Сейчас его разработкой пользуются в родном лицее и в Национальном университете «Черниговская политехника». Парень рассказал dev.ua зачем нужна его разработка, как она работает, и что Николай планирует делать дальше.
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
Найди свою звезду. Криворожская школьница учит украинцев считать звезды с помощью ПО и алгоритмов
15-летняя девочка из Кривого Рога со своим проектом «Переменные звезды» заняла бронзовое место на Международной ярмарке науки, энергетики, инженерии и музыки, которая проходила в ноябре 2021 года. Buca International Music Science Energy Engineering Fair (Buca IMSEF) — это соревнования старшеклассников, которые создают научные и технологические исследования. Обычно мероприятие проходит в Турции, но в этом году его провели онлайн. Криворожская школьница создала алгоритмы, которые с помощью ПО помогут астрономам-аматорам находить переменные звезды. Теперь любой человек с его помощью может найти свою переменную звезду.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.