🚀 Trustee Plus - картка європейського банку і криптогаманець. Встанови додаток 👉
Олексій ДзюбаИстории
27 февраля 2024, 09:00
2024-02-27
«Условный электрик здесь может зарабатывать больше, чем айтишник». Интервью с украинцем, живущим в Австралии и работающим в компании-разработчике Jira
Сергей Козырев — украинский айтишник, работающий в компании Atlassian, в первую очередь известен как разработчик программного обеспечения для управления проектами Jira. Сергей родился в Краматорске, учился в киевском НАУ и последние 6 лет живет и работает в Австралии. Мы связались с украинцем и поговорили о пути в IT, личном стартапе, участии в реформе Авиационного университета и фауне, которой Австралия известна на весь мир. В конце статьи есть фото Сергея с кенгуру и вомбатом, а еще вы узнаете, почему один из видов австралийских пауков любит прыгать людям на лицо и как этому противодействовать.
«У меня было суперсчастливое детство, мне во многом повезло», — начинает рассказ разработчик Сергей Козырев, родившийся в Краматорске Донецкой области. Сегодня город находится в 30 км от линии фронта. Собеседник вспоминает, как в его детстве жители в шутку называли город «Планета Краматорск».
Оба родителя Сергея были инженерами и работали на местном машиностроительном заводе. Это полностью укладывается в концепцию жизни на промышленном востоке Украины, когда вся жизнь в городе построена вокруг крупных предприятий. Семья жила на окраине города, в микрорайоне «Лазурный». Айтишник говорит, что это как киевская Троещина. Сергей посещал самую обычную ОШ № 16.
В школе юноше нравилось много предметов, но наибольшими были успехи по физике и математике. По этим дисциплинам Серий выигрывал олимпиады. Когда пришло время определяться с будущей профессией, юноша избрал генную инженерию. Но не нашел ни одного университета в Украине, который учил бы по этой специальности. Максимум, что было — генетика в Медицинском университете им. Богомольца. Ближайший город, где можно было учить генную инженерию, была москва. Однако Сергей решил, что хочет учиться в Киеве.
Авиационный университет
Сергей говорит, что в университете ему повезло практически со всеми преподавателями. Вспоминает преподавательницу высшей математики Ольгу Николаевну Супрун, которая очень редко ставила пятерки (хотя наш герой получил самый высокий балл у принципиальной преподавательницы). «Если ты очень крут, то мог получить 4, но обычно она ставила тройки», — объясняет собеседник. При этом преподавательница не имела целью кого-то «завалить». Она могла принимать пересдачи десятки раз, лишь бы студент усвоил ее предмет.
На кафедру, где учился Сергей, часто приглашали представителей бизнеса рассказывать о своем опыте работы. Как-то один из таких спикеров «обкатывал» на группе Сергея свой курс по технологии Cisco в системном интеграторе, улучшая его за счет вопросов и фидбеков от студентов.
Это были курсы от компании TechExpert. Парень прошел тренинг, сдал специальный экзамен и последующие 1,5 года преподавал по всей Украине. Стандартная аудитория слушателей — это специалисты с позиций CTO и Head of Engineering. Обычно приходилось выступать перед публикой у 15-20 специалистов. В начале платили $300-$400, со временем удалось «прокачаться» до $700 (был 2009 год и курс доллара по 8).
Впоследствии айтишник начал самостоятельно углублять знания в разработке. Собеседник считает самообразование одним из ключевых факторов карьерного и собственного развития.
Сергей вспоминает историю о своей бабушке, которая была родом из Карелии (историческая область на границе Финляндии и России — ред.). Как это часто бывало в те времена, чтобы научиться читать и писать, нужно было пешком ходить до десятка километров в школу. О тетрадях нечего было и мечтать. Однажды в местность приехал путешественник, подаривший бабушке Сергея книгу. Ее она использовала 3 года как тетрадь, сочиняя между строк.
Разработчик
В 2008 году появилась операционная система Android от Google. «Мне давно было интересно, как происходит мобильная разработка», — говорит Сергей. Хотя система iOS появилась чуть раньше, в 2007 году, но сами iPhone, на ней работающие, в то время были дорогими для парня и не продавались в магазинах, их нужно было заказывать из-за границы. Уже не говоря о MacBook, который был нужен, чтобы работать с iOS.
Изучив частично самостоятельно, частично с помощью друга Давида Майбороды систему Android, айтивец перешел работать джуном (а впоследствии дорос до Middle-позиции) в компанию Luxoft, где уже программировал на базе новой системы Google. После этого последовала работа в компаниях Ciklum и Capgemini Engineering.
В какой-то момент у парня появилась идея основать собственную компанию. Так появился стартап XSight, приведший Сергея в Австралию.
Австралия
Живя в Киеве, однажды наш герой возвращался домой и задумался над тем, чем занимается в жизни. Тогда он работал над приложением, позволяющим зарабатывать бонусы и использовать их в кафе аэропорта Малайзии.
Сергей стал размышлять об интересном и полезном использовании камеры смартфона. Так выкристаллизовалась главная цель XSight — позволить людям взаимодействовать с миром через камеру. Но была проблема: айтивец прекрасно понимал, как строить soft, но не знал, как работать с продуктом, потому что раньше почти не имел подобного опыта.
Сергей понимал, что это должно происходить в англоязычной среде, где уже был сформирован рынок. Он стал присматриваться к странам. Выбор сосредоточился на США, Британии, ЮАР и Австралии. Украинец разослал CV и получил офферы от Amazon из США и Atlassian из Австралии.
В компании Джеффа Безоса предлагали такие условия, при которых у тебя 5-7 отпуска в год и только 1 день в неделю можешь работать remote. Поэтому работать отдаленно из Украины, как планировал Сергей, не получилось бы. Тем временем в Atlassian давали 24 дня отпуска в год, 5 дней отпуска на благотворительные дела и можно работать с Украиной до 3 месяцев подряд в год. Поэтому разработчик выбрал второй вариант и за 6 лет работы в австрийской компании ни разу не пожалел о нем.
Компания Atlassian известна в первую очередь благодаря разработке корпоративных систем для работы — это Jira, Confluence и Trello. Сергей работает в команде по разработке платформы. К примеру, вы логинетесь в Jira, именно в таком случае используется платформенная часть.
Единственный минус, когда ты живешь в Сиднее, это расстояние. «11 часов в Сингапур, 16 часов в Сан-Франциско, 34 часа в Киев», — констатирует собеседник.
Есть еще одна специфика работы на Австралийском континенте.
Сергей вспоминает эпизод, когда у него сломался холодильник, который стоит $600, и только за диагностику поломки нужно было отдать $400. В отличие от Украины разработчики в Австралии не являются «небожителями» в финансовом плане. Отчасти это из-за высоких налогов: компания платит 40-45% налогов за работника.
С началом полномасштабного вторжения России, в Австралии начали проводить митинги в поддержку Украины, рассказал Сергей. Они проходили в центре Сиднея. Их организовывал Антон Богданович, знакомый айтишника.
Сергей добавляет, что понимает сложность сегодняшней ситуации на фронте и что нужно помогать, как можешь.
В Австралии проживает около 38 000 украинцев. Сергей рассказывает, что до 24 февраля особо не был близок к украинской диаспоре. Это в первую очередь связано с тем, что на континенте довольно долго отходили от пандемии COVID. Сильно передвигаться было запрещено, а центр украинских эмигрантов находится в 40 минутах езды на автомобиле от места, где живет разработчик. Полномасштабная война в Украине сплотила украинцев в Австралии.
Игра для НАУ
Сегодня в Украине проходит реформа Авиационного университета. Ею занимается Наблюдательный совет во главе с экспрезидентом «Киевстара» Петром Чернышевым. Одна из ключевых идей реформы — собрать коммьюнити выпускников университета со всего мира, которые будут помогать финансово и экспертизой.
Из-за знакомых Чернышев вышел на Сергея, который согласился быть послом НАУ в Австралии. Одна из идей, как айтивец может помочь своей alma mater, это использование XSight.
Стартап имеет специальный инструмент, который помогает генерировать 3D-игру с объектами, необходимыми заказчику. Во время этого 3D накладывается поверх реального мира. Различные предметы можно собирать, получая призы. Целевая аудитория стартапа — люди 19-35 лет, которым интересны игры. Сейчас в команде работают 8 специалистов, все они украинцы.
Одно из направлений XSight — дни открытых дверей для университетов (уже сделали продажу одному из колледжей Сакраменто в Калифорнии). Как это работает в действительности? Вот, например, есть клиент — владелец курорта. В компании интегрировали курортные токены, которые пользователи собирают во время отдыха, а затем могут обменять на услуги.
Подобную мини-игру планируют разработать для студентов украинского университета. Условно: они будут собирать виртуальные донаты, которые превратятся в настоящие.
Также в планах добавить в XSight маркетинговую информацию о НАУ, касающуюся событий в университете. Кроме того, на платформе есть возможность создавать виртуальных аватаров и переписываться с другими людьми.
Сергей говорит, что финальное решение по запуску такой игры еще не приняли, ведь существуют свои тонкости для Украины, которая сегодня находится в состоянии войны. «Меньше всего хочется, чтобы во время воздушных тревог студенты ходили собирали различные предметы», — говорит разработчик. Но инженер очень хотел бы помочь своему университету.
Осторожно, пауки
Австралия известна в мире благодаря своей разнообразной фауне. Кенгуру, коалы, утконосы, ехидны — вот далеко неполный ее перечень. Это уже не говоря о сотнях видов насекомых и пауков. Как трудно жить рядом с такими экзотическими животными? Сергей рассказал о своем опыте.
Сергей объясняет, что природа в Австралии живет прямо там, где человек и он тебя не боится.
При этом в Австралии нет хищников. Самый большой из них — Собака Динго, которая максимум может съесть мышь. Существует еще Тасманский Дьявол, но он водится на отдельном острове и тоже не ест чего-нибудь великого. Таким образом, животные никого не боятся, потому что им никто не может навредить.
Что касается кенгуру, которые как боксеры, умеют драться, то Сергей говорит, что это делают только альфа-самцы. Один такой встречается на 200-300 особей. И если его не трогать, он вас тоже не будет трогать.
Более сложная ситуация со змеями, насекомыми и пауками. В Австралии существуют очень ядовитые разновидности этих животных. Например, есть самая ядовитая змея на суше — Тайпан. Однако она водится именно в австралийской пустыне, в городах ее нет.
В городах есть специальные центры, где разводят пауков, затем их доят и дают укусить коня. Лошадь не погибает, а гоняет отравленную кровь по организму. Затем из нее изготовляют противоядие для человека. Соответственно в любом госпитале есть такая сыворотка. Когда укусил ядовитый паук, тебе вводят противоядие и ты чувствуешь себя несколько дней как болеешь гриппом.
В Австралии борются с морскими хищниками с помощью специальных сеток и других отгонных инструментов. Главное правило — не идти серфиты на безлюдные пляжи, потому что там вам некому будет помочь.
Среди пауков все же есть единственное исключение. Это «Хантсмен», у которого большие, волосатые кавычки.
Хантсмен не ядовит и ничего плохого не делает, но он всегда ищет теплое место. Поэтому часто его можно найти на капотах автомобилей или сиденьях с подогревом. Пару раз Сергей находил Хантсмена в своем автомобиле, после чего открывал дверь и ждал, когда паук уйдет.