Безлім вакансій для пошуку intern та junior! Заходьте на jobs.dev.ua і розміщуйте вакансії! 🧑💻
Стас ЮрасовТакая жизнь
24 мая 2022, 12:19
2022-05-24
«Значительное количество людей потеряло работу, поэтому для большинства драйверов Uklon стал местом основного заработка». Как украинский онлайн-сервис вызова авто выжил и развивается во время войны
500 специалистов, из которых 165 — это ІТ-дивизион: фокус на сохранение команды.Нулевая комиссия для водителей в начале войны. Спад на 75% по всей Украине в марте. Просмотр тарифов из-за бензинового кризиса. Отказ от водителей, которые не могут предоставлять сервис на украинском. Закрытие сервиса совместных поездок Uklon Share, на который оказался несвоевременным. Онлайн-лекции по истории Украины для команд. Франшиза Uklon в других странах. Волонтеры-драйверы доставили 477 тысяч порций еды.
500 специалистов, из которых 165 — это ІТ-дивизион: фокус на сохранение команды.Нулевая комиссия для водителей в начале войны. Спад на 75% по всей Украине в марте. Просмотр тарифов из-за бензинового кризиса. Отказ от водителей, которые не могут предоставлять сервис на украинском. Закрытие сервиса совместных поездок Uklon Share, на который оказался несвоевременным. Онлайн-лекции по истории Украины для команд. Франшиза Uklon в других странах. Волонтеры-драйверы доставили 477 тысяч порций еды.
Как переживает войну Uklon Редакция dev.ua получила ответы на свои вопросы в письменном виде.
Как менялся спрос на перевозку и цену за все время войны
До февраля наш сервис объединял более 100 тысяч активных водителей, которые вместе выполняли более двух миллионов поездок в месяц. Мы — украинская компания, наша команда разработчиков и других юнитов здесь, в Украине. И работа нашего сервиса напрямую зависит от нормальной безопасной жизни во всех городах, где мы работаем.
Как и другие бизнесы в Украине, Uklon потерпел серьезное падение количества заказов. Военные действия значительно отразились на количестве поездок. К примеру, сравнивая март 2022-го по февраль 2022-го можно проследить спад в 75% по всей Украине. В то же время в апреле 2022-го по март 2022-го компания прослеживает динамику роста — количество поездок увеличилось на 48%. В частности, возвращается активность в столицу, люди чаще пользуются нашим сервисом, хотя показатели далеки от февральских.
К тому же количество водителей в марте снизилось на 53% к предыдущему месяцу, а уже в апреле выросло на 23% по отношению к марту.
В начале военных действий Uklon временно убрал комиссию для водителей и привлекал их к волонтерским инициативам, как эвакуация пассажиров из «горячих точек» Украины или перевозка медработников.
Непосредственно изменилось и само поведение драйверов: водители стали более лояльны к просьбам клиентов и охотно откликаются на них.
В частности, если пассажиры оставляют комментарии к услуге доставка, где указывают, что нужно забрать, кому передать, какой номер заказа в аптеке и т. д. — водители нашего сервиса не остаются в стороне просьб клиентов. Во время перевозки пассажиров между городами или к границе, на обратном пути водители Uklon забирали гуманитарные грузы, а каждый такой поступок приближает нас к общей победе.
Как отражается на работе драйверов бензиновый кризис. Есть ли лайфхаки
Команда Uklon поддерживает коммуникацию с водителями сервиса, представителями сетей АЗС и отслеживает ситуацию с топливом в городах. Основываясь на еженедельном анализе цен на горючее, специалисты компании осуществляют пересмотр тарифов, который длится уже в ряде городов.
Дефицит топлива не влияет на объем поездок через сервис Uklon. От полномасштабного вторжения спрос на поездки снизился, количество водителей стало больше, чем пассажиров — а это со своей стороны позволяет балансировать между спросом и предложением.
Насколько изменилось количество драйверов и их пассажиров в регионах: Киев, Львов, других городах
С начала войны прослеживалась миграция водителей. В первые две-три недели многие из них обратились с просьбой перерегистрировать их из Киева во Львов или из Харькова в Черновцы. Спрос на западе страны начал также увеличиваться.
Темпы возвращения водителей в сервис опережают рост заказов. Так если в Киеве количество активных драйверов упало в 2 раза (на начало мая), то поездок — в 4 раза. Похожая ситуация в других прифронтовых городах — Харьков, Одесса, Днепр.
Относительно лучше ситуация во Львове. Если до вторжения Львов был четвертым городом по объему заказов, то в марте он стал вторым.
Из каких регионов пришлось уйти
Uklon — один из немногих сервисов вызова авто, который не прекращал работу в украинских городах ни на миг. В том же Мариуполе и Херсоне мы предоставляли возможность людям воспользоваться сервисом, пока это было возможно. Во временно оккупированных городах Uklon вынужден приостановить работу сервиса в Херсоне и Херсоне, а также в Мариуполе.
Но мы обязательно вернемся на наши украинские территории!
Есть ли усиленные меры предосторожности от компании для пассажиров и водителей
За два-три года до начала войны Uklon начал сотрудничество с YouControl. Перед подключением к сервису водители проходят многоэтапную проверку: оценивается состояние авто, проверяются личные данные и наличие судебных дел через базу МВД Украины и YouControl.
Для каждого водителя проводится собеседование и рекомендации по предоставлению сервиса.
Последние два года компания не вовлекает в сервис людей, которые не могут предоставлять сервис на украинском языке и не имеют вида на постоянное проживание.
Кроме того, с первых дней войны сервис отключил возможность регистрации по номерам России и Белоруссии.
Есть ли для водителей бонусы во время войны
С начала военного положения в стране сервис Uklon убрал комиссию за поездки для водителей. Сейчас Uklon покинул «нулевую» комиссию по заказам в горячих точках, в частности, в Харькове и Николаеве. Все средства от поездки уходят водителю.
С конца марта компании удалось восстановить персональные предложения по промокодам для пассажиров сервиса на базе собственной CRM-системы. Таким образом, компания таргетирует подобные активности на города, где относительно спокойно, и привлекает больше людей пользоваться сервисом, а водителям соответственно дает возможность больше зарабатывать.
На сегодняшний день значительное количество людей потеряло работу, поэтому для большинства драйверов Uklon стал местом основного заработка.
Пришлось ли сократить штат компании
Uklon сегодня — это 500 специалистов, из которых 165 — это ИТ-дивизион. Несмотря на сложные времена, фокусом Uklon остается команда. Именно поэтому соучредители компании приняли решение делать все возможное для сохранения: своевременно выплачивать вознаграждение, обеспечить относительную безопасность и возможность продолжить работать.
В первый день войны все специалисты Uklon заранее получили компенсацию в полном объеме. И дальше вознаграждение осуществляется вовремя, без задержек, однако выплаты команде пришлось снизить.
Каждый коллега, присоединившийся к рядам ВСУ и ТРО, продолжает получать компенсацию от компании в полном объеме. К тому же, как команда, так и компания в целом обеспечивает их необходимыми вещами, амуницией и медицинскими препаратами.
Из двенадцати продуктовых команд в компании стало одиннадцать, поскольку пришлось приостановить проект совместных поездок Uklon Share (был рассчитан на двух человек — DEV). Сегодня на этот продукт нет запроса среди пользователей сервиса, поэтому приняли решение распределить ресурс команды Share по другим проектам.
Какую поддержку получили/получают сотрудники
Внутри HR-отдела Uklon были запущены инициативы по поддержке коллег во время войны.
У компании есть психолог с практическим опытом консультирования. Каждый игрок команды может написать в личные сообщения и выбрать подходящий способ связи для дальнейшей коммуникации и взаимодействия.
Также существует инициатива hr.help, которая направлена на помощь каждому члену команды и его семье в соответствии с запросом.
К примеру, это может быть поиск жилья, помощь с транспортом для выезда за пределы Украины или для передвижения внутри страны.
Команду информационно поддерживают по многим war-life balance вопросам. Например, распространяют полезные Telegram-боты во время войны, подборки онлайн-садов от Министерства образования в коллаборации с ЮНИСЕФ или информируют о приложении, внутри которого можно адресно помогать или просить о помощи других.
Более того: регулярно приглашаются внешние спикеры, которые проводят онлайн-лекции по истории Украины, или, например, сессии по психологической поддержке эмоционального и рабочего состояния во время войны.
Компания прозрачна в своих месседжах, планах и достижениях. Во время ежемесячного внутреннего All Hands фаундеры делятся будущими планами компании, ее нынешним статусом и отвечают на вопросы команды в онлайн-режиме.
Ближайшие планы
Команда Uklon вернулась к реализации продуктовых планов, которые стояли в начале года. Учитывая военные действия, они претерпели незначительные коррективы. В общем, уже через неделю мы вернули себе 80% процентов довоенной эффективности. Помог переход всех продуктовых команд на Kanban в конце прошлого года. Бывало, что в день получалось 2-3 релиза. Все продукты Uklon построены на базе микросервисной архитектуры.
Чтобы сделать любую фичу в проектах «Волонтер» и «Эвакуация», нам нужно было произвести изменения в фронтенд и бекенд сервисах.
Но когда видишь на выходе реальные изменения в городах, это мотивирует. За три месяца проекта «Волонтер» водители совершили 13 610 поездок и доставили 477 тыс. порций еды, 11 тыс. литров воды, 16 тонн продуктов, а также 12 тыс. литров горючего. Еженедельно передаем гуманитарную помощь семьям и детям, а также десятки позиций медикаментов для больниц, наших защитников и пожилых людей.
Стоимость волонтерских поездок покрывается за счет Uklon и пользователей сервиса через благотворительные взносы в приложении. Всего в проект наши неравнодушные клиенты перевели более 1 млн. грн. Обновленные отчеты еженедельно появляются на странице Uklon в Facebook.
В настоящее время проект работает стабильно. Для волонтеров, координирующих гуманитарную помощь в городах и нуждающихся в поддержке с транспортом, сделали форму регистрации для подключения к корпоративной учетной записи в приложении Uklon с включенным классом «Волонтер».
Инициатива доступна в прифронтовых городах, в частности Харьков, Днепр, Запорожье, Кривой Рог, Одесса, Николаев. Перечень городов обновляется, учитывая ситуацию в стране и отдельных городах, нуждающихся в помощи.
Как работает франшиза Uklon в других странах
В мае Uklon запустил международную франшизу, чтобы ускорить масштабирование компании посредством глобальной экспансии на новые рынки. Соучредитель компании и операционный директор Сергей Смусь отмечает интерес в странах Балтии, Польши, Чехии, Словакии и других.
Франчайзинговый пакет включает доступ к франчбуку и современному программному обеспечению Uklon (приложения Uklon Rider и Uklon Driver, гибкие модели CRM). Сотрудничество предусматривает маркетинговую и IT-поддержку, консалтинговую поддержку и уникальный бренд с разработанной айдентикой и возможностью локальной адаптации.
В качестве примера сценария запуска франшизы за инвестиции в 1 млн евро выход на операционную прибыль наступает за 2,5 года. Подобный расчет зависит от специфики локального рынка, в частности, количества населения и размера среднего чека.
В настоящее время компания находится в поиске потенциальных франчайзи, заинтересованных в Joint Venture или тех, кто может помочь найти людей.
Факапы, кадры, ПО и заработки таксистов Uklon: 10 важных тезисов CTO и соучредителя сервиса Виталия Дятленко
DOU опубликовал большое интервью с CTO и соучредителем сервиса Uklon Виталием Дятленко. Топ-менеджер и первый разработчик Uklon рассказал о рынке онлайн-заказа такси, работе программы, сотрудниках и найме.
dev.ua пересказывает самое интересное.