«В ВСУ привлечены 10% работников компаний, но есть и такие, где пятая часть». Чем живет IT Черниговщины во время войны
От мобилизации и конкуренции на международных рынках до экономической ситуации и поддержки ВСУ.
От мобилизации и конкуренции на международных рынках до экономической ситуации и поддержки ВСУ.
От мобилизации и конкуренции на международных рынках до экономической ситуации и поддержки ВСУ.
Компании отмечают, что в рядах Вооруженных сил привлечены ориентировочно 10% работников компаний, но есть и такие, где в силах обороны пятая часть штата, рассказывает Юлия Дайнеко, председатель правления Черниговского IT кластера изданию «Час чернігівський».
Специалист добавляет, что сейчас у компании нет однозначного ответа, как они будут реагировать на усиление мобилизационных мер, если таковые будут. Принятый закон о мобилизации, одновременно с слишком низким процентом бронирования специалистов в отрасли, будет иметь негативный эффект.
«Международные компании будут переносить свои центры разработки за пределы Украины, если у нас нет действенных механизмов бронирования ключевых сотрудников и не увеличится количество забронированных в индустрии специалистов», — отмечает Дайнеко.
Она добавляет, что в Кластере понимают и поддерживают необходимость создания резерва для ротаций ВСУ. Однако усиление ответственности директоров компаний за неявку их работников для мобилизации или требование лично приходить в ТЦК для восстановления документов не приводит к наполнению резервов, а убивает экономику, являющуюся единственным источником финансирования армии.
«Из-за мобилизации в регионе мы начали нанимать довольно разрозненно в Украине. Если раньше мы нанимали в Чернигове 85% сотрудников, то теперь только 5%. И в ближайшее время не планируем это менять», — сказала Ольга Климанская из компании SendPulse.
Юлия Дайнеко говорит, что вопросы безопасности важны и для зарубежных клиентов, которые оценивают свои бизнес-риски. В частности, локация компании, ее расположение по зоне боевых действий, активная мобилизация и нехватка бронирования IТ-специалистов.
«Количество новых контрактов, которые сейчас входят в Украину, существенно снизилось. Если мы посмотрим статистику за 2023 год, увидим значительное падение экспорта для нашей отрасли. До 2022-го таких падений вообще не было — был только рост. Компании, имеющие R&D офисы, из них только четверть осталась на тех же показателях заказов или объема работ».
Главные офисы IТ-бизнесов, часто располагающиеся за границей, блокируют развитие локальных представительств в Чернигове из-за их близости к границе с россией. Это не дает возможности увеличить зарплату или хотя бы отремонтировать офис, не говоря уже о неотложных проблемах. Пока партнеры видят серьезные для себя риски, работая в Украине.
«Однажды, чтобы получить новый проект, нужно было поехать к клиенту в США десяти нашим сотрудникам. Поскольку мы не смогли уехать, проект передали в Индию», — говорит Александр Йовенко, директор отдела инженеров компании Litera. И добавляет: индусы часто конкурируют с украинцами: они дешевле, их больше, легче нанять, и у них нет войны.
Ольга Климанская из SendPulse рассказывает, что ее компания не развивает построенный незадолго до начала вторжения крупный офисный центр. Потому что не видит в этом ни потребности, ни перспективы. Влияет и физическая близость локации к врагу, поскольку может прилететь.
«Из-за мобилизации в регионе мы начали нанимать довольно разрозненно в Украине. Если раньше мы нанимали в Чернигове 85% сотрудников, то теперь только 5%. И в ближайшее время не планируем это менять», — сказала Климанская.
В прошлом году в некоторые черниговские компании поступали предложения по слиянию и поглощению бизнесов от представителей иностранных компаний, которые искали выгодные для себя сделки. Результат таких переговоров пока не известен, однако, обычно такие соглашения не подписываются быстро.
«Кластер вел переговоры по открытию офисов разработки в Чернигове с двумя компаниями. К сожалению, мы еще не добились результата, но будем и дальше искать возможности. Впрочем, нам удалось перерегистрировать некоторые ООО из других областей в Чернигов, чтобы развивать местный бюджет», — говорит Юлия Дайнеко.
Как сделать Чернигов привлекательным регионом для релокирования IТ-бизнесов? Собеседники считают — вкладываться в образование и развивать механизмы бронирования и таким образом поддерживать IТ-компании, чтобы другие компании видели ресурсную привлекательность региона, а возможности для развития бизнеса были не меньше рисков.
Александр Йовенко на волонтерских началах является исполнительным директором одного из крупнейших благотворительных фондов в регионе «Содружество-22». В настоящее время он объединяет в ежедневной деятельности до 20 волонтеров. В основном это IТ-эксперты из Чернигова и Киева, часть из них находятся за границей. Также фонд поддерживают многие местные компании.
Организация занимается потребностями защитников в средствах индивидуальной защиты, связи, помогает с закупкой дронов, принадлежностей для оружия, оптических средств и т. д. Каждый запрос от военных проверяется. Если он из спектра фонда (оптика, связь, старлинки, броня, крепеж к оружию и т. п.), волонтеры берут его в работу.
«Содружество-22» обработало более 150 запросов от более чем 40 воинских частей. В среднем это десяток запросов каждый месяц, каждый на 400 000–600 000 грн. Также в фонде организованы консолидируемые усилия компаний IT-кластера, которые и раньше помогали своим подшефным военным, но делали это разрозненно и менее эффективно. С помощью фонда выходит закрывать потребности и быстрее, и дешевле.
Одним из важных проектов «Содружества-22», к которому IТ-индустрия города присоединилась финансово, стало укомплектование мобильных огневых групп ПВО в Черниговской области. Это помогло вывести на боевое дежурство за вражескими БПЛА дополнительно около 40 таких групп. В планах есть и ремонт старых поврежденных пулеметов, и установка их на броню.