Тут є світло - коворкінги Києва 🔥

Кто такой VFX artist | Как художник из спецэффектов в gamedev сочетает жажду прекрасного и математического мышления

Владислав Лукьяненко, VFX artist at N-iX Game & VR studio — самоучка, как он сам говорит о себе. Специалист прошел путь от Trainee до Senior и знает все подводные камни этой специализации изнутри.

В продолжение цикла материалов о профессиях в IT Владислав рассказал об обязанностях, навыках, подчиненности и должностях VFX artist. А также dev.ua выяснил, где получить знания с нуля, что почитать и на какую зарплату может претендовать художник по спецэффектам.

Оставить комментарий
Кто такой VFX artist | Как художник из спецэффектов в gamedev сочетает жажду прекрасного и математического мышления

Владислав Лукьяненко, VFX artist at N-iX Game & VR studio — самоучка, как он сам говорит о себе. Специалист прошел путь от Trainee до Senior и знает все подводные камни этой специализации изнутри.

В продолжение цикла материалов о профессиях в IT Владислав рассказал об обязанностях, навыках, подчиненности и должностях VFX artist. А также dev.ua выяснил, где получить знания с нуля, что почитать и на какую зарплату может претендовать художник по спецэффектам.

Войти в VFX

Пришел 6 лет назад в N-iX на вакансию Trainee и с тех пор специальности учился самостоятельно, потому что долгое время был единственным VFX-артистом в компании. По его словам, это и было сложнее всего.

«Постоянно очень много всего нужно было самостоятельно учить, не у кого было спросить совета», — говорит Владислав. Он отметил, что очень сильно помогло в развитии, когда в студии появился хороший артдиректор, но это произошло уже через 3 года после начала работы.

Особенность специалиста по визуальным эффектам в том, что это очень разнообразная профессия, и люди с одинаковым названием профессии в разных студиях могут заниматься совершенно разными вещами, которые не пересекаются.

Что такое VFX

Сама индустрия визуальных эффектов включает очень много профессий у себя, от кино до игр. Влад занимается real-time VFX for games — это визуальные эффекты для видеоигр в реальном времени. Дальше речь пойдет о специалистах именно этого направления визуальных эффектов.

Real-time означает, что они проигрываются прямо во время того, как пользователь играет в игру, позволяющую реагировать на геймплей. Отличие от пре-рендерированных эффектов в том, что такие эффекты чаще всего можно увидеть в катсценах игр, где игрок не имеет никакого контроля, и эффект всегда выглядит одинаково. А Real-time — во время игрового процесса.

Кто такой real-time VFX artist for games

«Человек этой профессии должен сочетать в себе как жажду прекрасного, к творчеству, так и математическое мышление», — говорит Владислав.

VFX artist — это специалист по визуальным эффектам, в данном случае в gamedev, который для выполнения задач не только рисует и анимирует, но и программирует. «Но не волнуйтесь!», — сейчас же восклицает специалист, и добавляет, что достаточно будет базовых знаний любого языка программирования, чтобы разобраться в том, как создавать шейдеры и писать базовые скрипты, контролирующие созданные эффекты.

«Хотя это также зависит от движка, в котором вы работаете — в Unreal Engine все можно делать с помощью так называемого. „визуального программирования“ (программирование нодами, без кода)», — объясняет специалист.

VFX artist, он же Real-time game effects artist, он же художник по спецэффектам. Иногда таких специалистов называют Technical artist, или технический художник, и с этой профессией у VFX artist есть отличия.

Обязанности VFX artist

«Первое и основное — сделать игру хорошей!», — утверждает он.

Художник по спецэффектам, собственно, должен делать сами спецэффекты, то есть разные взрывы, бриски, молнии, магию и светяшки. В зависимости от компании, где он работает, VFX artist, возможно, также придется выполнять роль «Технического художника».

Эти две профессии очень часто идут вместе и границы между ними в некоторых компаниях практически отсутствуют. Технический художник отвечает за то, чтобы игра выглядела красиво, чтобы замысел арт-директора был воплощен разработчиками со всеми художественными нюансами, в которых девелопер может не разбираться.

VFX художник занимается визуализацией игрового фидбека через визуальные эффекты (магия, взрывы, сияние и т. д.), или же просто «украшениями», когда визуальный эффект преследует цель просто обогатить визуальную составляющую игры. То есть его задача тоже «сделать хорошо».

Soft-скилы

Инструменты, которыми нужно владеть VFX artist, очень разные и зависят от стиля и требований вакансии.

Базовый набор программ, которыми Владислав пользуется лично, следующий:

  • Adobe Photoshop;
  • Adobe Animate;
  • Adobe After Effects;
  • 3Ds Max;
  • Houdini;
  • Unity;
  • Unreal Engine;
  • Visual Studio (языки программирования C# и HLSL);
  • SourceTree (git).

Некоторыми из них он владеет действительно на высоком уровне, а где-то умеет делать только базовые вещи.

«Но самая-самая главная „программа“, которой вы должны владеть для любой карьеры в ИТ — это Google», — акцентирует Владислав, учитывая навыки самообразования.

Отличия технического художника от VFX artist

Технический художник — посредник между арт-отделом и девелоперским отделом. «Человек, говорящий на языке и тех, и других — его задачу грубо можно сформулировать как «чтобы было хорошо», — говорит Влад.

Эти две должности имеют много пересекающихся инструментов, поэтому, как говорит Владислав, очень часто это один и тот же человек. Но чем уже специалист — тем он лучше разбирается именно в своем профиле.

Но, как уверен специалист: «Это не значит, что, если уметь и то, и другое, то вы плохой техартист и плохой VFX артист. Можно быть хорошим в таком случае, но быть лучшим — это невероятный челлендж».

Структура и подчиненность

Власти разделяют компании и распределение обязанностей там на две группы.

Как высказывается специалист, «в конторе здорового человека» задачу ВФХтера ставит арт-директор или другой арт-лид. В «конторе курильщика» ВФХтер сам себе придумывает, как и что сделать, просто отыскивая референсы на сайтах типа Pinterest или ArtStation, или по собственному опыту (т.е. по играм, в которые он играл).

«Иметь визуальный багаж — важно! Чтобы написать хорошую книгу — нужно прочитать множество книг других авторов сначала. Чтобы делать хорошие визуальные эффекты, нужно насмотреться на работы других художников», — отмечает он.

По опыту Власть, ожидания по скорости и качеству проекта можно понять по вакансии, обращая внимание на описание самого проекта и контора — будь то аутсорс или продуктовая, известная или неизвестная.

«Нет какой-то универсальной формулы. Senior в местной аутсорс-конторе может быть джуном в Blizzard Entertainment. Арт-директор инди-стартапа может не подойти по опыту на стажера в Riot Games», — уверен специалист.

Бюджет — тоже важная составляющая сроков выполнения работы.

«Есть деньги, чтобы неделю вылизывать один эффект? Вылизывайте. Может и месяц уходить, а на какие-то сложные вау-эффекты и больше. Нет денег на это? Надо делать быстро, тогда страдает качество. Но так с чем-либо, и ВФХи — не исключение», — говорит Влад.

Иерархия должностей

Junior

Джуну важно иметь все базовые знания из художественной школы или из художественного вуза: композиция, колористика, хоть какие-то навыки рисования (желательно диджитал), ощущение что хорошо, а что нет.

«Если вы не спали на уроках школьной математики — это будет значительным плюсом!» — акцентирует Владислав.

Для начинающих, которые еще не имеют коммерческого опыта, он советует сделать несколько эффектов в том движке, который VFX artist выбрал по туториалам из YouTube для минимального портфолио.

Middle

Мидл должен иметь навыки разработки шейдеров, ну и, соответственно, есть ожидания по скорости и качеству выполнения работы.

Кроме того, мидл уже должен иметь портфолио с эффектами, которые он производил.

«И, пожалуйста, потратьте один вечер на то, чтобы собрать ваше портфолио в reel — то есть одно хорошее видео с красивой подачей, не бросайте рекрутерам ссылку на гугл-драйв с миллионом трехсекундных видосов. Это почти невозможно нормально посмотреть и оценить! — говорит специалист.

Такая подача, как отмечает он, выглядит очень непрофессионально.

Senior

«Senior VFX artist — редкая птица!» — по опыту знает Владислав.

Это человек, который уверенно делает ВФХи в своем стиле, почувствовал тонкости таймингов эффектов, заставляющих выделять больше всего допамина от их просмотра, умеет программировать шейдеры, владеет разными техническими программами 2D- и 3D-редактирования и, скорее всего, знает дополнительно язык программирования своего движителя. например С# для Unity.

Например, как говорит специалист, очень часто, чтобы проиграть эффект нужно чтобы фаербол полетел из точки А в точку Б. Если один запустить без кода не проблема, то как быть если вам нужно проверить, как будет выглядеть 20 фаерболов на поле битвы игры? Каждый раз дергать девелопера, чтобы он написал маленький скрипт — не в стиле синьора! Но, конечно, в зависимости от компании требования могут быть разными.

«Однако, если вы выбираете профессию VFX artist для видеоигр — готовьтесь, что технические знания вас догонят!» — уверен он.

Заработная плата

Как отмечает Владислав, VFX artist — профессия очень редкая, и хотя их не нужно много в компании, но такого человека нужно почти на любой игровой проект.

«Поэтому есть спрос, а предложение на украинском рынке достаточно ограничено», — уверен он.

И добавляет, что это позволяет получать неплохое вознаграждение за свои навыки. До программистов на энтерпрайз-проектах больших контор не дотягивает, но в геймдеве наверняка одна из самых оплачиваемых профессий.

Согласно анализу Linkedin и вакансий на сайтах с предложениями работы, Middle может ориентироваться на $2000–$3000, Junior — $1000–$2000, Trainee — $400–$800, Senior VFX artist может иметь от $4000.

Лучшее предложение, которое приходило в Linkedin Владиславу, было на $9000, но он, к сожалению, не подходил на него по набору инструментов, которыми владеет. Но стоит отметить, что это было предложение по трудоустройству непосредственно в компанию из США, а не украинский аутсорс.

Вакансии

Вакансий, как считает Владислав, много, и, конечно, большинство из них будут просить уже иметь какой-то опыт. Но, по его словам, ВФХер — это одна из профессий, где периодически можно найти позицию Trainee из-за отсутствия специалистов на рынке.

«Поэтому мониторьте: кто ищет — всегда найдет!» — советует Владислав.

При отсутствии коммерческих заказов он также призывает искать вакансии Trainee, которые за пару месяцев превратят кандидата в полноценного джуна.

Владиславу очень много пишут на Linkedin, но, по его словам, там видно, что у специалиста уже много лет опыта.

«Для того, чтобы выбраться из ада Уробороса, а именно, „чтобы найти работу — нужен опыт, а чтобы был опыт нужно найти работу“, нужно где-то зацепиться хотя бы на год», — отмечает он.

Самый весомый аргумент при найме — портфолио. На собеседовании, возможно, будет больше уточнений по поводу ожиданий и проекта, какие-то такие абстрактные штуки. Технических вопросов почти не будет, если это только не вакансия технического художника.

Обучение с нуля

«Нужно хорошее знание английского, и тогда YouTube станет вашим учителем», — отмечает Владислав.

Также можно научиться самостоятельно, но будет непросто и придется приложить немалые усилия. Или он советует найти того, кто «умеет», и попросить его стать ментором.

«У меня есть опыт „преподавания“ этой профессии с нуля, и у моих учеников от начала серьезного обучения до трудоустройства прошло полгода», — говорит специалист.

Но специалист акцентирует, что для этого учащиеся ежедневно по будням приходили на занятия и учились по 6+ часов. Кроме того, как и для любого художника, здесь очень важна практика, то есть буквально количество часов, которое вложил будущий VFX artist в обучение.

Курсы

«К сожалению, на украинском или, прости Боже, на русском хороших курсов, доступных в интернете, я не знаю — возможно, они где-то есть, но очень хорошо прячутся», — говорит Владислав.

Хорошие платные курсы на английском по ссылке здесь

Но, по словам специалиста, «они немного стоят долларов».

Книги

Также он советует почитать книгу «Elemental Magic — The Art of Special Effects Animation» от Джозефа Гилланда (Joseph Gilland).

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
«Мы должны быть at the heart of events». Кто такой IT Recruiter: обзор профессии изнутри
«Мы должны быть at the heart of events». Кто такой IT Recruiter: обзор профессии изнутри
По теме
«Мы должны быть at the heart of events». Кто такой IT Recruiter: обзор профессии изнутри
Справочник IT профессий: карьера в Salesforce или приключение с множеством очей
Справочник IT профессий: карьера в Salesforce или приключение с множеством очей
По теме
Справочник IT профессий: карьера в Salesforce или приключение с множеством очей
Кто такой iOS Developer. Как украинский разработчик на фрилансе создавал клоны приложений Instagram ТікТок Telegram
Кто такой iOS Developer. Как украинский разработчик на фрилансе создавал клоны приложений Instagram, ТикТок, Telegram
По теме
Кто такой iOS Developer. Как украинский разработчик на фрилансе создавал клоны приложений Instagram, ТикТок, Telegram
Кто такой Java Developer: обзор от разработчика с 15-летним опытом
Кто такой Java Developer: обзор от разработчика с 15-летним опытом
По теме
Кто такой Java Developer: обзор от разработчика с 15-летним опытом
Електробайки по-українськи між Києвом та Лос-Анджелесом в «СКШ»

Дивіться, чим живе Delfast під час війни в Україні

Мы запускаем рассылку об украинском IT-комьюнити. Оставьте email, чтобы понимать больше. Премьера — скоро!
Спасибо! На указанный адрес отправлено письмо для подтверждения подписки.
Читайте также
Головоломка киевлянина Quadline победила на фестивале инди-игр Google Play
Головоломка киевлянина Quadline победила на фестивале инди-игр Google Play
Головоломка киевлянина Quadline победила на фестивале инди-игр Google Play
«Даже для производителей гробов и памятников я писал тексты». Как стать game-тестировщиком во время войны: история бывшего металлурга, страховщика, копирайтера
«Даже для производителей гробов и памятников я писал тексты». Как стать game-тестировщиком во время войны: история бывшего металлурга, страховщика, копирайтера
«Даже для производителей гробов и памятников я писал тексты». Как стать game-тестировщиком во время войны: история бывшего металлурга, страховщика, копирайтера
34-летний Андрей Зубков во время войны вошел в IT, коренным образом изменив свою карьеру и обыденную жизнь. Теперь он QA Engineer в компании Pingle Game Studio — тестирует игры. До этого работал на металлургическом комбинате, в страховании и даже копирайтером. Свою историю о входе в новую жизнь Андрей рассказал dev.ua.
Кто такой Unity Developer: основные задачи, обязанности и зона отвественности. Обзор профессии от Team Lead Unity в Pingle Game Studio
Кто такой Unity Developer: основные задачи, обязанности и зона отвественности. Обзор профессии от Team Lead Unity в Pingle Game Studio
Кто такой Unity Developer: основные задачи, обязанности и зона отвественности. Обзор профессии от Team Lead Unity в Pingle Game Studio
Продолжаем цикл материалов об IT-специальностях. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот же человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам и всем, кто заинтересован в выборе IT-специальности. Цикл не только поможет оценить перспективы, но и позволит лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его полезнее. О профессии Unity Developer рассказывает Владимир Мельничук, Team Lead Unity в Pingle Game Studio.
Украинский разработчик создает игру о мемособаках, трогающих россиян в Twitter: ее уже можно протестировать
Украинский разработчик создает игру о мемособаках, трогающих россиян в Twitter: ее уже можно протестировать
Украинский разработчик создает игру о мемособаках, трогающих россиян в Twitter: ее уже можно протестировать

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.