Марія БровінськаРабота
16 октября 2023, 08:40
2023-10-16
Почему старлинки не спасут бизнес, «Дія.City» — колхоз для айтишников, а IT не честно, если его не убьет ИИ. Большое интервью с CEO ZONE3000 Сергеем Скурихиным
Совладелец и СЕО компании ZONE3000 Сергей Скурихин 20 февраля 2022 года вернулся из командировки из Дубая. Жена Сергея вместе с сыном поехала во Львов еще в начале февраля, потому что испытывала нехорошие предчувствия. «Она очень просила, переживала, хотя я не верил в то, что что-нибудь произойдет», ― вспоминает Сергей.
Совладелец и СЕО компании ZONE3000 Сергей Скурихин 20 февраля 2022 года вернулся из командировки из Дубая. Жена Сергея вместе с сыном поехала во Львов еще в начале февраля, потому что испытывала нехорошие предчувствия. «Она очень просила, переживала, хотя я не верил в то, что что-нибудь произойдет», ― вспоминает Сергей.
24 февраля Скурихин должен был возвращаться в Харьков из Львова. «Ну и вот 24 утром я проснулся от пиликанья мессенджеров. У меня обычно мессенджеры не пилят. Если что-то срочное, то в 5 утра мне позвонят по телефону. А так не пишут мне обычно», — вспоминает Сергей. Он говорит, что в компании не верили, что будет вторжение, но к нему готовились.
Сейчас CEO ZONE3000 в большинстве своем находится во Львове, часто посещает Харьков и команду в столице. dev.ua пообщался с бизнесменом о бизнесе во время войны, вызовах и планах. Вот ключевые инсайды из разговора.
О встрече с вторжением
У нас был план бесперебойной работы бизнеса на случай форс-мажора, в частности войны. Где-то половина этого плана сработала. Мы уже проходили это в 2014 году, когда война началась — отправляли людей на вахту или временный релокейт в Киевскую и Тернопольскую область. Для моего бизнеса очень важно, чтобы он работал 24/7. Поэтому мы подготовили нашу локацию во Львове, на «вахту» отправили около 100 человек еще в феврале, к вторжению. Мы договорились с двумя гостиницами во Львове — они были полностью для нас забронированы на случай эвакуации команды. Еще — купили генераторы для офиса во Львове — в Харькове они давно уже были установлены.
Старлинков не было, они появились со временем, но старлинки не спасут, я вам честно скажу. Оптоволокно — да, но не старлинки. На тот момент у нас уже было оптоволокно везде, где нужно.
Мы начали немедленную эвакуацию специалистов и их близких из Харькова во львовскую локацию, а оттуда желающих эвакуировали за границу (тех, кто имел законное право уезжать). У нас в Харькове в одной из локаций есть бомбоубежище, но оно было довольно заброшено. Там было несколько десятков самодельных кроватей с паллетами.
В тот момент люди в представительстве не работали. До вторжения был карантин через COVID и команда работала удаленно, а рабочие просторы планировали открыть в марте 2022 года. Но мы так и не открыли их.
Бомбоубежище использовали для временного убежища всех, кому это было нужно. В первые недели вторжения там жили около 300 человек. Поэтому пришлось докупить паллеты, матрасы, необходимые бытовые вещи. В бомбоубежище был определенный запас пищи и воды, мини-кухня готовили все вместе. Шутливо мы называли их «детями подземелья». От вражеских обстрелов там скрывались наши коллеги, их родственники, животные (даже рыбки были).
В целом уже в первые недели вторжения нам удалось быстро эвакуировать часть команды во Львов, предоставить безопасное убежище оставшимся в Харькове, а также обеспечить бесперебойность операционных процессов и выполнение партнерских обязательств перед нашими клиентами.
Об открытии сети хабов в Украине
Со временем, когда команда разъехалась по разным городам Украины, для обеспечения бесперебойной работы специалистов мы начали открывать хабы для работы в разных регионах.
На сегодняшний день открыто 15 хабов в Кривом Роге, Тернополе, Виннице, Одессе, Черкассах, Ровно, Луцке, Хмельницком, Полтаве, Сумах, Ивано-Франковске, Кременчуге, Днепре, Киеве и Черновцах, также к посещению открыть наши представительства во Львове и Харькове.
Сейчас посещаемость этих хабов низкая — блекаутов нет, все относительно спокойно и все работают дома. Самый большой наш хаб в Киеве — там около 120-130 посадочных мест. Он открыт для всех желающих, но по состоянию на данный момент, при отсутствии жесткой необходимости, там обычно работает 5-7 человек.
Также в прошлом году вместе с нашим партнером, американским доменным регистратором Namecheap мы открыли хаб для работы и проживания в Болгарии. Туда мы эвакуировали наших людей после 24 февраля 2022 года. В общей сложности было несколько автобусов — это наши коллеги, их дети, родители. Хаб работает и дальше, но количество находящихся там людей невысокое. За почти два года полномасштабной войны люди разъехались по другим странам или вернулись в Украину.
О бронировании и «Дія.City»
Большинство наших сотрудников — это ФЛП. Сначала мы их бронировали ― в общей сложности очень немного, около 60 человек (примерно 2,5% от общей численности команды). Но потом, когда процедуру сменили, мы не смогли податься на бронь.
Сам я в Украине сегодня в Харькове. Я не забронирован. Бронируют многие категории, не только «Дія.City». В «Дія.City» есть возможность бронирования для айтишников, но там сложная процедура. Я не играю в эти игры, считаю, что государство должно обеспечить равные условия для всех игроков на рынке. И когда эти равные условия обеспечены, тогда рынок сам все урегулирует.
ZONE3000 — международная компания, мы работаем в Украине, но зарегистрированы в Эмиратах. Мы не вступали в «Дія.City», потому что, по-моему, это колхоз для айтишников. То есть государство пытается куда-то загнать их и придумывает какие-то режимы, правила, привилегии. Я не очень доверяю нашему государству. Я люблю свою страну, но если я здесь зарегистрируюсь, это будет прямой рычаг влияния на то, что я делаю.
О выезде за границу и мобилизации
Почему я остаюсь в Украине и часто бываю в Харькове? Здесь мой дом. Семья сейчас в Польше. Уезжать за границу всем военнообязанным запретили. Есть то, что имеем. У нас есть следующие правила. Мы не поддерживаем нарушения этих правил и не можем придумать новые.
В настоящее время в компании мобилизовано около 30 человек. За мобилизованными специалистами и ушедшими защищать страну в добровольческие формирования мы сохраняем выплату дохода, социальный пакет и рабочее место.
Возможно, это может «аукнуться» компании после войны, потому что сначала было так, что военнослужащий не мог работать еще где-то.
Для всех работников у нас социальный пакет, но тем, кому это необходимо, мы помогаем дополнительно. Например, с 24 февраля 2022 года компания помогала выехать с горячих мест, компенсировала расходы на переезд, обеспечивала временным жильем на период, пока человек не находил себе жилье. Также мы поддерживали финансово тех, кто обращался за такой помощью, ведь с начала полномасштабного вторжения многие оказались в критическом положении. Также мы пересмотрели выплату дохода и при необходимости специалисты могут обращаться за авансовыми выплатами.
Перед вторжением мы буквально «выпихивали» членов команды из Мариуполя, Донецкой и Луганской области в целом, из приграничных городов. Мы достаточно сильно подчеркивали необходимость переезда, ведь стоял вопрос безопасности и жизни людей. Где-то процентов 70 согласились.
О возвращении к работе по локациям
У нас есть идея вернуть команду к работе по локациям в октябре. Мы сейчас работаем, чтобы понять, сможем ли мы это сделать. Пока точно что-то говорить рано. Однако клиент намекает, что было бы неплохо, если бы команды работали бок о бок с одной локации.
Все наши хабы и представительства снабжены всем необходимым для бесперебойной и безопасной работы. Во Львове стоят два сверхмощных генератора.
из-за войны мы никого не увольняли. Мы даже держали довольно долгое время уборщиц в наших локациях, которые в то время не работали.
О названии компании и Z
Я не думаю, что из алфавита будут вычеркнуты буквы V, Z, О и Х. Я не думаю, что смысл изменять все названия, в которых есть эти буквы.
Наше название старое, наша ненависть к кацапам довольно большая, буква Z и О никакого влияния на нашу позицию не имеют.
Мы сменили логотип в начале вторжения, сделали временный. Возможно, после победы мы вернем старый логотип.
О заказчиках
Старых клиентов мы сохранили, они, конечно, напуганы, но мы работаем, продолжаем работать, и у нас достаточно существенный уровень доверия, поэтому здесь все более-менее нормально. Новых сложно найти сейчас, потому что, во-первых, война, во-вторых, рецессия, это не добавляет оптимизма. Новых клиентов у нас пока не появилось. Но мы недавно наняли нового директора по продажам, потому работаем в этом направлении.
У нас есть несколько заказчиков, с которыми мы работаем около 20 лет. У нас никогда не было отдела продаж, потому мы его только строим. Мы постоянно разрабатываем, грубо говоря, одно направление продуктов для одного клиента на протяжении многих лет. У этого клиента есть около 20+ продуктов, но все они разработаны вместе в партнерстве, и мы поддерживаем их эксплуатацию. Это регистрация доменных имен и хостингов.
О найме в IT
У нас всегда были очень высокие требования к кандидатам. Они значительно выше нормы по рынку. И рынок высококвалифицированного специалиста не сильно изменился. С началом вторжения он немного остыл, но, насколько я знаю, сейчас он снова подогревается.
В известном смысле мы продуктовая компания. Мы пиляем продукт и сами его эксплуатируем. Это напрямую влияет на успех самой компании.
О будущем IT
Украинское IT не лопнет. Самая большая опасность сейчас для нас, для этого бизнеса, происходит от AI, ну кроме войны. Но AI — одновременно и прогресс. Его остановить невозможно. Все, кто будут сопротивляться, останутся на обочине. Поэтому его нужно использовать, чтобы улучшать свои возможности.
Мы начали использовать AI еще в 2020 году во время наводнения. Сейчас его улучшаем. У нас есть контракт с OpenAI.
Я в этом бизнесе 25 лет, а в самой отрасли около 30. За это время я пережил уже несколько кризисов. Каждый кризис начинается, и все — IT якобы никому не нужно. Проходит пару лет — и ой, всем нужно IT, нужно девелоперов, джунов ищут, предлагают какие-то безумные деньги. Это циклично. И так будет всегда. Пока существует эта отрасль, она так и будет работать. Это как лето: ждешь ты его или не ждешь, оно придет.
Развитие экономики и IT, в частности, больше зависит не столько от войны в Украине, сколько от общемировой ситуации. Есть какой-то мировой кризис — бизнес теряет. Есть какой-то мировой подъем, война, не война — пофигу, в Украине бизнес будет, ну, IT-бизнес точно будет расти.
О помощи ВСУ
Мы связаны с хостингом и сайтами, потому мы обычно помогаем в этом плане. Мы не покупаем минометы, тепловизоры, иногда собираем деньги на дроны. Но в большинстве своем поставляем и поддерживаем ИТ-инфраструктуру, потому что военным тоже необходима помощь в этом направлении. Это то, что я знаю, где можно дешево приобрести, как завезти, уже есть опыт, каналы, куча заказчиков (воинские части), нуждающихся сторон.
Я могу донатить или покупаю сам, когда ко мне обращаются военные за определенной помощью. Но кроме этого у компании есть и многие другие инициативы помощи военным и гражданским. У нас есть волонтеры, которые уже выросли в благотворительные фонды, мы поддерживаем их внутри компании и анонсируем их собрание на внешнюю аудиторию. Они помогают как военным, так и гражданским, медикам, переселенцам. К этому обычно подключаются наши специалисты, и так вместе делаем добрые дела.
Кроме того, наши специалисты ежемесячно проводят около 50+ собраний — это собрание как для отдельных военных формирований, так и для родственников или друзей, защищающих страну. Есть разные волонтерские инициативы от специалистов, которые мы как компания поддерживаем информационно и операционно.