💳 Trustee Plus — твоя персональна картка європейського банку: 3 хвилини і 10 євро 👉

В совете зарегистрировано три альтернативных законопроекта о мобилизации. Есть ли отличия

Сегодня на рассмотрение Комитета были представлены три альтернативных законопроекта о мобилизации, доработанные с учетом предложений и замечания каждым инициатором. Вот что о них известно.

Оставить комментарий
В совете зарегистрировано три альтернативных законопроекта о мобилизации. Есть ли отличия

Сегодня на рассмотрение Комитета были представлены три альтернативных законопроекта о мобилизации, доработанные с учетом предложений и замечания каждым инициатором. Вот что о них известно.

Первый проект

Законопроект № 10449-1 от 02.02.2024, подал народный депутат Георгий Мазурашу.

Согласно его сообщению в Facebook, в законопроекте по мобилизации или, как он пишет, по «усилению рабовладения», он попытался скорректировать критически негативные правительственные предложения в сторону здравого смысла. Вот что он пишет об изменениях в документе:

«Ну если мы реально хотим решить вопросы укрепления обороноспособности, обеспечения армии, улучшения ситуации с ротацией и пополнением ВСУ, категорически нельзя демонстрировать отношение к гражданам „как к рабам“! Напротив — нужно в самой армии категорически изменить отношение к воинам на достойное, а в тылу прекратить охоту на людей — зафиксировать, что призывают только реально готовых физически и морально (при письменном согласии), а другие чем будут пополнять ряды „ответчиков“ и т. д. п., пусть работают на экономику — в тылу, или даже за границей, если здесь нет работы с оплатой, позволяющей минимум обеспечивать себя и семью (а вообще оптимально, чтобы хватало и на волонтерство, поддержку ВСУ). И это, уверен, оптимально. Нет, не идеально, а именно мудро и оптимально».

Второй проект

Инициатором проекта закона № 10449-2 от 05.02.2024 стала группа депутатов, в частности, Дмитрий Разумков, Оксана Дмитриева, Любовь Шпак, Ольга Саладуха, Валерий Божик, Дмитрий Микиша, Роман Бабий, Владимир Козак, Алина Загоруйко и Ольга Коваль.

Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, ключевыми отличиями предлагаемого законопроекта от основного являются:

  1. Исключены нормы, которые фактически переводят на местные органы
    самоуправления, местные государственные администрации, полицейских, Государственную
    пограничную службу и работодателей функции территориальных центров
    комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦК и СП), поскольку таковы
    функции не присущи указанным субъектам.
  2. В целях недопущения банкротства субъектов хозяйствования и
    чрезмерное давление на них предлагается установить, что у одного предприятия, учреждения, организации, субъекта хозяйствования не может быть привлечено более 30% транспортных средств, находящихся в собственности такого предприятия, учреждения, организации, субъекта хозяйствования.
  3. Перевести бюрократическую обязанность с гражданина на государство –
    электронный кабинет для каждого призывника, военнообязанного,
    резервиста создается органами ведения Единого государственного реестра
    призывников, военнообязанных и резервистов (ТЦК и СП, Центральное
    управление Службы безопасности Украины и региональные органы Службы безопасности
    Украины, соответствующие подразделения Службы внешней разведки Украины), сведения, необходимые для доступа к электронному кабинету предоставляются гражданину путем вручения повестки, одновременно гражданин может самостоятельно обратиться в ТЦК и СП для получения сведений для доступа в электронный кабинет.
  4. Уточнено, что после объявления мобилизации или ее продления гражданин
    обязан явиться в ТЦК и СП для уточнения учетных данных исключительно в случае получения повестки.
  5. Четко закрепляется принцип, что повестки вручаются исключительно
    лично способом, позволяющим идентифицировать лицо, которому вручается повестка, как следствие, запрещается вручение повесток через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста или по электронной почте.
  6. Исключено требование к гражданам Украины в возрасте от 18 до 60 лет.
    постоянно при себе военно-учетный документ, поскольку паспорт гражданина Украины является достаточным документом для идентификации личности.
  7. Фиксировать на видео- или аудио-запись процесс вручения повестки разрешено
    как работникам ТЦК и СП, так и гражданам Украины.
  8. Работники ТЦК и СП при вручении повестки по требованию гражданина
    вручается повестка, обязанная назвать свои фамилии, имя и отчество,
    должность, а также предъявить служебные удостоверения.
  9. Сохранить действующие на сегодняшний день основания отсрочки от призыва на военную
    службу при мобилизации.
  10. Предусмотреть квоту на бронирование для тех категорий работников,
    которых такая квота не определена в основном законопроекте: работников
    патронатной службы в 30% и в органах местного самоуправления в 30%,
    Национальной полиции Украины, Национальном антикоррупционном бюро Украины, Государственном бюро расследований, органах прокуратуры, Бюро экономической безопасности Украины, Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям, Службе судебной охраны, в судах, других государственных органах и учреждениях системы правосудия и органах досудебного расследования — до 70% количества военнообязанных.
  11. Сохранить возраст в 27 лет, с которого лицо подлежит мобилизации.
  12. В связи с необходимостью надлежащего введения новелл законопроекта
    предусмотреть, что нормы о базовой общевойсковой подготовке и базовой
    военную службу вступают в силу через год после прекращения или отмены военного положения.
  13. Предусмотреть увольнение по собственному желанию военнослужащих, которые
    во время действия военного положения выслужили не менее 24 месяцев, из которых в течение не менее восьми месяцев принимали непосредственное участие в военных (боевых) действиях, находясь в районах осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии государства, что формально или фактически является участником военных действий против Украины (в отличие от предлагаемых в основном проекте 36 месяцев выслуги во время действия военного положения независимо от места прохождения службы).
  14. Исключить статью о мерах по уклонению, поскольку ее нормы
    нарушают Конституцию Украины.
  15. Предусмотреть для народных депутатов Украины месячные командировки
    районы ведения боевых действий по прохождению военной службы.
  16. Предоставление военнослужащим, более года прослужившим в условиях
    военного положения, право на отпуск в течение 60 дней.
  17. Предположить, что находящийся в районах военнослужащий
    ведение боевых более 6 месяцев, подлежит обязательной ротации.
  18. Предусмотрен более широкий перечень оснований для освобождения от прохождения
    базовой военной службы (освобождение от прохождения такой службы лиц, которые самостоятельно воспитывают детей, содержат лиц с инвалидностью, другие льготные условия, которые сегодня являются основанием освобождения от прохождения военной службы).
  19. В целях устранения явной дискриминации уточнено, что требование к кандидату
    в прокуроры опыт военной службы или базовой военной подготовки не распространяется на женщин или мужчин, имеющих отсрочку от прохождения военной службы или базовой военной подготовки или признанные непригодными для военной службы.
  20. Закрепление права на исчисление выслуг лет военной службы на льготных условиях (один месяц службы за три месяца) в следующих случаях:
    участие в боевых действиях в военное время, во время действия правового режима военного положения в Украине; время прохождения службы, в течение которого лицо участвовало в антитеррористической операции; период прохождения службы в военном резерве при непосредственном участии в антитеррористической операции, при непосредственном участии в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мер; время прохождения службы, в течение которого лицо принимало участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий;
  21. Закрепление нормы, согласно которой размеры должностного оклада, оклада за воинским званием, виды, размеры и основания выплаты ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия, виды, размеры и основания выплаты одноразовых дополнительных видов денежного довольствия определяются законом. До вступления в силу соответствующего закона, который установит размеры указанных составляющих денежного довольствия, такие размеры устанавливает Кабинет Министров Украины.
  22. Закрепление размера единовременного денежного пособия (далее — ОГД), выплачиваемого в период действия военного положения при гибели (смерти) военнослужащего во время исполнения им обязанностей военной службы, не может составлять менее 15 000 000 гривен. Лица, ранее получившие ОГД в меньшем размере смогут получить доначисление в указанную сумму.
  23. Лучшее урегулирование вопроса досрочного присвоения дежурного воинского звания, а именно предлагается, что во время действия военного положения, состояния войны или отражения вооруженной агрессии против Украины поощрение в виде досрочного присвоения дежурного воинского звания может быть применено второй и третий раз при указанных в законе условиях.

Третий проект

Законопроект № 10449-3, зарегистрированный сегодня 5.02.2024 года, инициировал Алексей Гончаренко. Депутат поделился основными изменениями, предложенными в проекте закона № 10449-3, в частности:

  • Демобилизация через 18 месяцев службы, увольнение — в течение трех месяцев со дня представления рапорта (по желанию) — касается и контрактников, и мобилизованных.
  • Ротации — не более 3 месяцев на нуле, далее отвод на восстановление.
  • Срочники — в течение 1 месяца с момента принятия закона — отсрочка в 1 год
  • Отсрочка от мобилизации тех, кто получает уровень образования выше уже полученного, а также аспиранты (всех форм обучения), докторанты и те, кто учится на интернатуре.
  • Осужденные, освобожденные от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденные от отбывания наказаний на основании закона об амнистии или акта о помиловании могут мобилизоваться по желанию (кроме тех, кто осужден за совершение преступлений против основ национальной безопасности Украины, а также преступлений, предусмотренных статьями 402-406, 408-411, 426 — 433, 437 — 442 УК Украины)
  • Убрано нормы об ограничении права пользоваться счетами, управления машинами, карточками через решение суда. Представьте поток обращений, поступающих в суд. Поэтому предлагаю штрафовать уклоняющихся, как оно сейчас и предусмотрено.
Законопроект о мобилизации

25 декабря 2023 г. на сайте украинского парламента опубликовали текущий вариант законопроекта № 10378 о мобилизации, в котором предлагается ряд изменений.

27 декабря вечером состоялось совещание с представителями Минобороны, на котором обсуждались противоречащие Конституции нормы законопроекта по мобилизации. Об этом рассказал Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец. По его словам, удалось добиться определенных договоренностей.

Председатель Национальной полиции Украины Иван Выговский выступил против идеи предоставить полицейским полномочия раздавать повестки военнообязанным без участия военных согласно законопроекту.

2 января 2024 года заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук из фракции «Слуга народа» заявила, что в оригинальном виде законопроект о мобилизации не будет выноситься на голосование в ВР.

В Ассоциации IT Ukraine назвали наиболее критические риски для государства и общества при принятии обновленных законопроектов о мобилизации.

Айтовцы прокомментировали законопроекты об изменениях в мобилизации.

9 января 2024 года Антикоррупционный комитет Совета признал, что законопроект о мобилизации содержит коррупционные риски.

На утро 9 января 2024 года в Раде было зарегистрировано пять версий законопроекта о мобилизации: одна от Кабмина и четыре альтернативных от народных депутатов.

10-11 января депутаты обсуждали документ в комитете и консультировались с военными. По итогам консультаций законопроект сначала вернули правительству на доработку, а впоследствии и вовсе отозвали. Недавно СМИ сообщали, что Минобороны подало в Верховную Раду проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы с доработками. 29 января президент Украины Владимир Зеленский заявил, что надеется на «справедливый» закон о мобилизации от военного руководства и назвал «неправильной» ситуацию, когда представители ТЦК разыскивают на улицах «ребят, которые не приходили в военкоматы».

30 января Кабинет министров утвердил новый законопроект о мобилизации и направил его в Верховную Раду. Вот что написано в новом варианте документа, карточка которого уже зарегистрирована на сайте парламента.

Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Мобилизация усиливается, а бронирование не работает должным образом. Достаточно ли женщин в украинском IT чтобы заменить мобилизованных специалистов
Мобилизация усиливается, а бронирование не работает должным образом. Достаточно ли женщин в украинском IT, чтобы заменить мобилизованных специалистов
По теме
Мобилизация усиливается, а бронирование не работает должным образом. Достаточно ли женщин в украинском IT, чтобы заменить мобилизованных специалистов
Сравнительная таблица для законопроекта о мобилизации предположительно была создана в нелицензионном Microsoft Office сломанном с помощью российского пиратского софта
Сравнительная таблица для законопроекта о мобилизации, вероятно, была создана в нелицензионном Microsoft Office, сломанном с помощью российского пиратского софта
По теме
Сравнительная таблица для законопроекта о мобилизации, вероятно, была создана в нелицензионном Microsoft Office, сломанном с помощью российского пиратского софта
«ЕБРОНИРОВАНИЕ» отсрочили до момента принятия изменений в законодательство по мобилизации» — Минэкономики
«ЕБРОНИРОВАНИЕ» отсрочили до момента принятия изменений в законодательство по мобилизации» — Минэкономики
По теме
«ЕБРОНИРОВАНИЕ» отсрочили до момента принятия изменений в законодательство по мобилизации» — Минэкономики
«Идея электронного кабинета призывника выглядит пока очень сырой». Какие проблемы с вручением электронных повесток может иметь обновленный законопроект о мобилизации
«Идея электронного кабинета призывника выглядит пока очень сырой». Какие проблемы с вручением электронных повесток может иметь обновленный законопроект о мобилизации
По теме
«Идея электронного кабинета призывника выглядит пока очень сырой». Какие проблемы с вручением электронных повесток может иметь обновленный законопроект о мобилизации

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.