Основатель украинской IT-компании Genesis Владимир Многолетний рассказал о том, как война повлияла на украинскую IT-индустрию.
О рынке
«Драматической ситуации, как мне кажется, в украинском аутсорсе нет, но нет и ситуации, чтобы эти компании росли, есть ситуация плато», — отметил Владимир Многолетний в интервью для NV.
По его словам, война сильно влияет на индустрию, в частности из-за особенностей рынка украинского IT-рынка. 70-80% — это по-прежнему аутсорс-компании. Это очень большой рынок, и я ничего плохого в этом не вижу. Если бы в Украине не было аутсорса, то не было бы продукта», — акцентировал он.
О найме и заказчиках
Ссылаясь на коллег по рынку, CEO Genesis сообщил, что аутсорс-компании зависят от заказчиков извне — США, Европа, первые полгода войны еще были ожидания роста, они нанимали людей, а в 2023 количество заказов упало. «С точки зрения риск-контроля многих компаний, иметь обслуживание и поддержку в стране, где идет война, — сильный риск», — говорит Владимир Многолетний. По его словам, к началу войны крупные аутсорс-компании нанимали просто фантастическое количество людей, до 15 000 человек в год, сейчас такого нет.
Кроме того, Владимир Многолетний отмечает, что в этом плане продуктовые компании, такие как Genesis, менее зависимы от фактора войны и не имеют решающего значения, где разрабатывается продукт.
О зарплатах
«Я бы не сказал, что зарплаты существенно упали. Скорее, они остыли после разогретого довоенного рынка», — говорит соучредитель Genesis.
По его словам, разница между синьор- и джуниор-девелопером, например, может быть в пять раз в пользу синьора, и Многолетний считает, что это абсолютно нормально. «Синьор-девелопер IOS с 5-7 годами опыта — это $4000-5000. Это достаточно опытный разработчик с большим пониманием стека технологий. И от общего нашего количества это наверняка процентов 15-25% таких специалистов на рынке», — сообщает бизнесмен.
О продуктовых компаниях
«Основная проблема в продуктовом бизнесе в стране — это то, что отсутствуют компании, которые могли бы системно выращивать крутых людей», — подчеркнул Владимир Многолетний, приводя пример эстонского Skype, из которого вышло огромное количество разработчиков, уже тогда основавших в Эстонии больше стартапов. , чем в Украине.
Подобных компаний в Украине он не видит, но считает кандидатами в такие например, являются MacPaw, Ajax или Monobank. Нужно, чтобы в таких компаниях, по его словам, работало 10 000-20 000 человек, и Многолетний считает, что Genesis достигнет такого размера.
Другой проблемой бизнесмен назвал отсутствие новых продуктовых компаний вообще. При этом military-tech бизнесмен не приобщает к продуктовым, потому что это направление требует инженерных специальностей в большей степени, чем программистов.
О fixed costs
«Сейчас запустить новую продуктовую компанию стоит от $5 млн. Это дорого», — говорит Владимир Многолетний.
Он рассказал о ключевых цифрах в процессе развития продуктовой компании, а именно:
«Когда мы запускаем новые проекты, то думаем об инвестициях от $5 млн. до $10 млн. Чтобы собрать команду под приложение средней руки, нужно людей 30 минимум. Средняя зарплата которых — $1 500-2 000, это без налогов. Выходит $60 000 в месяц — это только зарплаты, а еще офис, людей кормить чем-то надо, социальные пакеты. Выходит $100 000 в месяц — это у тебя минимальные затраты на команду. Это просто fixed costs. Умножаем на средний период до доходности, например, 3-3,5 года и 4 года. И уже получается, что одна команда, даже без инвестиций в пользователей, обойдется где-то в $3-4 млн. Поэтому, когда мы начинаем новый проект, мы рассчитываем на объем инвестиций от $5 млн. Это очень дорого сейчас, учитывая, что на рынке абсолютно нет венчурного финансирования. Его сейчас нет, и, честно говоря, не очень было до начала Великой войны. Деньги доступны в стране, это внутренние деньги».
«Если посмотреть на IT, то оно в Украине так и не зародилось». Украинский дизайнер, который долго не может найти работу и подрабатывает барменом, охарактеризовал IT-рынок. Мнение одного айтовца
«Большинство проектов в направлении military tech — это хардвер. Мы, к сожалению, пока этого не умеем». Фонд Flyer One Ventures от Genesis не инвестирует в игры, крипту, AI и военные разработки. Во что вкладывают средства инвесторы — признание Алексея Ермоленко
«Произошла ситуация, которой не должно быть». Genesis попал в репутационный скандал, позволив рекрутерам использовать свой бренд для найма. На что жалуются кандидаты
Разработчик Никола Щупило опубликовал в LinkedIn сриншот переписки с рекрутеркой, представившейся от имени компании IntellectoKids и холдинга Genesis, вызвавшего дискуссию среди пользователей сообщества.
«У IТ у тебя есть все, чтобы реализовывать амбициозные проекты». История председателя студсовета КНУ, ставшей PM Genesis, и помогающей не только будущим айтишникам, но и родному вузу
Александра Тыркалова — Education Project Manager в Genesis. По специальности она является филологом английского языка и менеджером. Ранее Александра была активисткой студенческого самоуправления и отвечала за контент образовательного маркетплейса. Сейчас она разворачивает направление работы с университетами в IТ.
Black box на полгода, донаты как инвестиция в безопасность и крипта. Как айтишники тратят деньги и во что инвестируют
Зарплата работников сферы IT в Украине — одна из самых высоких. Именно они являются существенным источником помощи армии и поддержки украинской экономики. Во время войны айтишники меняют свои финансовые привычки и вместо инвестиций и накоплений часто донатят средства на ВСУ и волонтерские инициативы.
dev.ua решил расспросить айтишников, куда они тратят деньги и во что инвестируют, сколько донатят и откладывают ли на черный день.
Сегодняшние герои — работники IT-компаний Universe, Innovecs и PariMatch Tech.