Скільки втратить Україна через масову міграцію айтішників: 3 сценарії розвитку подій 👩💻
Марія БровінськаОружие
11 июля 2022, 08:40
2022-07-11
Соучредитель monobank производит дроны для армии в Днепре. Как будут работать «птички» и для чего им вживляют искусственный интеллект
Группе инженеров из Днепра удалось сделать полностью украинский беспилотник, который в несколько раз дешевле западных аналогов и не уступает им по характеристикам. Инициатор проекта — один из учредителей monobank Владимир Яценко.
Группе инженеров из Днепра удалось сделать полностью украинский беспилотник, который в несколько раз дешевле западных аналогов и не уступает им по характеристикам. Инициатор проекта — один из учредителей monobank Владимир Яценко.
«По образованию я инженер-радиофизик, программист. Мое восхищение — авиация, я пилот вертолета. Но, к сожалению, небо закрыто для гражданской авиации, поэтому старт программы с беспилотниками — это продолжение моего хобби, которое переродилось в серьезный проект», — объяснил он в интервью журналу «Фокус».
Яценко добавил, что Днепр и Харьков — центры аэрокосмической отрасли. Там ему и удалось собрать уникальную команду, способную решать любые задачи в этом направлении. Кроме того, над проектом трудятся иностранные специалисты. «Например, три программиста из Австралии, США и Украины обнаружили ошибку в программе автопилота за полночи, она нам очень мешала при автоматическом взлете», — рассказал Яценко.
В настоящее время изобретатели создали универсальный фрейм, который модифицируется для нужной боевой задачи в течение часа — от тактической (разведчик или ударный дрон) до оперативной (работа на больших расстояниях от линии фронта с тем же функционалом).
«Мы поставили себе задачу сделать очень дешевый и очень эффективный БПЛА, специально приспособленный для решения боевых задач. Есть такой показатель как вероятность преодоления РЭБ и ПВО противника. По расчетам он у нас один из лучших из-за применения новых технологий, а его дешевизна нивелирует ущерб от его потери при выполнении боевой задачи. У нас был случай, когда один из беспилотников, который мы передали ВСУ, оккупанты 10 дней не могли сбить средствами ПВО. Чтобы его уничтожить, они использовали ракету БУК. Представьте себе — простая, практически базовая модель БПЛА, стоившая не более $5000, заставила врага потратить ракету ценой в $200 000», — рассказал Яценко.
Как рассказал Яценко на своей странице в Facebook, испытание беспилотника уже завершено. В разработке тестировали искусственный интеллект.
«Уже есть первые результаты, сейчас работа ведется над оптимизацией — с задачей должен справляться бортовой компьютер с ограниченными вычислительными возможностями. Задача непосредственно искусственного интеллекта — распознавание потенциальных целей в режиме реального времени с передачей координат ударным дронам, работающим в группе с разведчиком, и оператору БПЛА для принятия решения. Это гигабайты видео и фото. Эффективный анализ столь большого объема информации для поиска замаскированных целей без искусственного интеллекта невозможен», — объясняет изобретатель.
Яценко добавил, что для него создание беспилотников — не бизнес-проект. «Я в разговорах часто шучу, что меня не интересует «Летающий Мерседес», — говорит он.
Аппараты легкого класса стоимостью от $100 000, по его словам, не имеют больших перспектив в будущем. «Война „отфильтровала“ все некачественные беспилотники. Однако некоторые волонтеры по незнанию продолжают закупать по $100 000–200 000 дорогие дроны, летающие до первого враждебного ПВО».
«Например, очень популярный у волонтеров кипрский беспилотник Poseidon стоит $120 000, хотя его китайский первоисточник Mugin EV350 в базовой комплектации без камеры и телеметрии стоит $19 500. Сейчас идет преимущественно „война дронов и артиллерии“. Украинская армия сегодня очень нуждается в сотнях недорогих беспилотников оперативно-тактического уровня, защищенных от средств РЭБ и ПВО», — говорит Яценко.
Он объяснил, что собранная им команда отказалась от идеи делать БПЛА на базе существующих планеров и сделала проект с нуля. «Подход был такой же, как при проектировании больших самолетов: полностью электронная модель, которая тестируется на специальных программах-симуляторах, и только после этого реальное производство», — говорит он.
Сейчас Яценко вместе с группой инженеров из Днепра производит разные модификации беспилотников благодаря специальной «начинке».
«Этот контейнер очень похож на медицинский, к сожалению, его назначение противоположное — мы произвели модификацию нашего беспилотника для 20 зарядов ВОГ-17М. Двадцать „подарков“ оркам мы доставим точно по назначению. Слава Украине!», — объясняет Яценко.
Это специальный контейнер для 20 зарядов ВОГ-17М.
ВОГ-17М
Точное количество беспилотников, которые могут производить разработчики во главе с Яценко, изобретатель не назвал. «Скажу так, и это не какое-либо предположение, мы можем в течение года достичь паритета с агрессором в этом вопросе. На сегодня это даже не вопрос финансов. У меня очень много запросов на продажу, но я для себя принял решение, что мы не продаем, а передаем наши аппараты в правильные подразделения, где они будут использоваться максимально эффективно. Главная задача, которую я решаю, — организационно-логистическая. Закупка комплектующих для производства 300 аппаратов напрягает даже китайцев. Могу сказать, что мы сейчас закупаем комплектующие партиями не менее, чем для 100 аппаратов», — пояснил он.
У команды есть готовые модели, которые должны быть переданы на передовую.
Украинский PUNISHER — самый дешевый, самый легкий и самый маленький ударный дрон в мире, гроза для командных центров врага. Вот его история из первых уст
«Пришла пора немного невербального общения с россиянами». Как коммерческие беспилотники по $3000 совершают революцию в боевых действиях: история из окопов Николаевщины от WSJ
Коммерческие беспилотники, которые продаются всего за $3000, совершают революцию в боевых действиях, пишет The Wall Street Journal. dev.ua приводит адаптированный перевод статьи с позиций вблизи Прибужского Николаевской области.