💻 MayBee: френдлі HRM система. Просте та iнтуїтивне управління комплексними HR процесами 🔥

«У меня есть шутка, что на любой вопрос в сфере менеджмента есть единственный правильный ответ: «It depends!». Кто такой Delivery Manager: обзор профессии от Христи Слободян

Продолжаем цикл материалов об ИТ-специальностях. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот же человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, студентам и всем, кто заинтересован в выборе ИТ-специальности. Цикл не только поможет оценить перспективы, но и позволит лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его полезнее.

Оставить комментарий
«У меня есть шутка, что на любой вопрос в сфере менеджмента есть единственный правильный ответ: «It depends!». Кто такой Delivery Manager: обзор профессии от Христи Слободян

Продолжаем цикл материалов об ИТ-специальностях. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот же человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, студентам и всем, кто заинтересован в выборе ИТ-специальности. Цикл не только поможет оценить перспективы, но и позволит лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его полезнее.

Сегодня своим опытом делится Христя Слободян, Delivery manager в Capgemini Engineering.

Как я стала Delivery manager

Я в ИТ с 2004 года, по четвертому курсу университета. Училась на прикладной математике, соответственно, мой путь развивался достаточно логично. Первой работой было ручное тестирование и немного автоматизированное. Но очень быстро во мне заметили лидерские способности и способность организовывать работу. За два-три года я уже начала работать в менеджменте. То есть, сначала я была тестером, потом — тест лидом, потом — ассистенткой проектного менеджера, потом PM с одним проектом, потом с несколькими. Я органически росла, мне приходили возможности, которые естественным образом ввергали в обязанности, заставляли знакомиться с большим количеством людей, процессов. Пожалуй, мне повезло с первыми руководителями. Они видели край моих умений и понемногу отодвигали границу зоны комфорта, давали пробовать все новое, новое и новое.

Теперь у меня более 15 лет опыта на разных менеджерских должностях, три из них я работаю в Capgemini Engineering (ранее — Lohika).

Delivery manager — только одно из имен, которое я примеряла за это время. Остальные должности назывались Project manager, Program manager, Resources manager, Scrum master. Было и что-то поближе к Product management — во время декретного отпуска я занималась мобильными играми для детей.

В последних двух компаниях моя должность — Delivery manager.

Я имела дело и с большими проектами (крупнейший — на 180 инженеров), и с совсем маленькими (от нескольких разработчиков). Это была классическая разработка или поддержка существующих продуктов, предоставление определенных сервисов. Был у меня отдел сисадминов, были R&D инициативы. А еще очень разные клиенты — из Европы, США, Канады. Как стартапы, так и крупные организации. Надо признать, что с разнообразием менеджерских задач мне тоже очень повезло.

Почему менеджмент

Менеджершей я стала не потому, что мне не нравилось тестировать, а потому, что на тот момент был запрос в людях, умеющих организовывать. А я, как оказалось, имела до этого задатки. В ИТ, если человек на своем месте работает хорошо, он растет. К примеру, откуда в нашей компании берутся Delivery manager? Преимущественно это люди, которые выходят из Team Lead, из технических специалистов, которые были такими хорошими инженерами, которые могли помогать другим быть хорошими инженерами. Благодаря этому становились Team Lead-ами — совмещали техническую работу и организационную. А потом получали еще больше ответственности и переходили в менеджмент.

Если честно, то в 2000-х, в начале моей карьеры, я имела амбиции развиваться в техническом направлении. Помню, хотела попробовать себя в роли Java разработчика.

Но мой тогдашний директор сказал, что мне очень хорошо удается работать с людьми и настойчиво советовал держаться менеджерского направления, а не «возиться с кодом». На тот момент было возможно немного обидно, что во мне не увидели технического инженера. Но сейчас, после всех этих лет в профессии, думаю, что директор дал мне неплохой совет.

Кто такой Delivery manager

«У меня есть шутка, что на любой вопрос в сфере менеджмента есть один единственно верный ответ: «It depends!». Так же и с тем, кто таковой Delivery manager. Если абстрактно, самая большая боль и цель этого человека — delivery. Что значит, убеждаться, что команда успешно выполняет цели, которые ставит клиент, деливерит определенную ценность в виде продуктов, релизов, сервисов. А конкретные детали уже зависят от контекста.

Эта позиция в разных компаниях может включать очень разные обязанности. Более того, даже в рамках одной компании она очень зависит от проектов, с которыми приходится работать. Это элементы проектного менеджмента, работа с людьми, найм команд, сопровождение роста людей, могут быть финансовое управление проектом, элементы сейлз работы.

Помню, как я объясняла, кто такой Delivery manager, новому клиенту, используя метафору «zoom in/zoom out». Как DM, я могу удаляться (zoom out) и оперировать очень поверхностно, присматривать за процессом издалека, фактически, не мешать команде, которая и так умеет работать самоорганизованно.

Вместо этого больше работать с клиентом и его уровнем удовлетворения нашими услугами. Но если я вижу, что у команды не все идет хорошо, то включаю режим zoom in, больше разбираюсь в деталях, активно участвую в ежедневных делах проекта, скажем на протяжении нескольких спринтов, или пока ситуация не стабилизируется. Обычно на большем проекте это чаще zoom in режим, на меньших — zoom out.

Какие функции Delivery manager

Возьмем в качестве примера одного из моих актуальных клиентов. Это довольно крупная организация, с определенными целями в квартал, дедлайнами, иногда fixed price задачами. Здесь важны элементы проектного менеджмента: построить квартальный план разработки (роадмапа), произвести оценку усилий, сосчитать бюджет. А еще отчитываться, планировать спринты, налаживать сотрудничество с другими командами, вендорами. Девелоперы работают в agile командах, а я помогаю с общей координацией работы.

Фактически моя команда помощников на каждом проекте — это технические руководители разных направлений: Team Lead/Tech Lead, Архитектор, QA/AQA Lead.

Но точечно с инженерами тоже пересекаюсь. В нашей компании Delivery manager также вовлечены в performance evaluation процесс, построение планов развития инженеров, предоставление обратной связи. Во времена активного роста компании моя работа также включает в себя подбор новых людей на проект, собеседования с кандидатами, работу с пропоузалами для потенциальных клиентов и т. д.

В моей неделе есть регулярные звонки с клиентами и моими Team Lead-ами (раз или дважды в неделю), есть стендапы команд, на которые я тоже избирательно хожу, есть церемонии в соответствии с agile подходом — планированием, ретростпективой и т. д. В зависимости от того, на каком этапе квартала мы находимся, есть дополнительные активности. Если приближается планирование, это разговоры на тему приоритетов, зависимостей, проработки проблем. Середина квартала — можно сместить фокус, например, на технические улучшения, которые клиент нас не просит делать, но у них есть потребность или оптимизация определенного процесса.

Основные мои группы стейкхолдеров — это продуктовая команда и инжиниринг менеджеры на стороне клиента, моя собственная команда и другие девелопменты команды, вовлеченные в наш проект.

Какая ценность работы Delivery manager

По-моему, необходимость этой должности определяется уровнем зрелости команды разработки и уровнем зрелости клиента. Если команда научена работать в Agile, Scrum, SAFe, эти подходы уже дают ответы на многие вопросы, а в центре этих парадигм — самоорганизованная зрелая команда. Но бывает, что на стороне клиента происходит хаос. Тогда, чтобы не мешать команде работать, Delivery manager пытается построить процесс, натренировать клиента, убедиться, что на стороне клиента есть правильные роли. К примеру, Product owner. Ведь если нет человека, четко объясняющего запрос, то даже самая лучшая команда не совершит чудо, будет разочарование и разные ожидания.

Здесь менеджер выступает неким переводчиком, ментором, человеком, который внимательно слушает, замечает, что не работает, и налаживает процессы. А потом, когда первая фаза этой отладки пройдена, проект встал на рельсы, Delivery manager может немного отойти. Менеджер должен стремиться к тому, чтобы система была саморегулируемой, люди росли, могли справляться без него.

Какие навыки необходимы Delivery manager

Если это мягкие навыки, то это, прежде всего, коммуникация — управление конфликтами, бизнес-коммуникация, понимание, как работать с разными стейкхолдерами, умение презентовать мнение в разных формах — в презентации, в письме, в документе.

Что касается хард скилов, то они классические управленческие — должно быть достаточно знаний о планировании, запуске, управлении рисками. Да и конечно, иметь за плечами опыт всевозможных ситуаций, когда ты был в роли менеджера или организатора. Я не очень верю в историю, когда человек пришел из университета или курсов, даже хороших, и сразу стал Delivery manаger.

Delivery manager community

Для менеджера важна широта восприятия, осознание того, насколько разнообразны могут быть ситуации, с которыми мы сталкиваемся. И умение к ним приспосабливаться. Поэтому классно, что у нас у компании есть Delivery managers community.

Если я работаю на своем конкретном проекте, то я в своем пузыре. Гораздо круче, если есть возможность смотреть, какие еще клиенты и ситуации бывают.

У нас есть вещи, которые в этом плане драйвит компания, например, специальные интроспективы, где коллеги представляют свои кейсы, чтобы дополнить ими портфолио компании. Но в какой-то момент я почувствовала, что нужно еще что-нибудь. Место, где можно было бы откровенно делиться, через что мы проходим как менеджеры, в каких моментах бывает сложно, и как, наконец, удается с этим справиться. У меня была потребность видеть, что происходит в компании шире, не в рамках моих проектов, а в рамках целой организации (только в Украине у нас около 1300 человек, не говоря уже о других центрах разработки по миру).

Для того чтобы такое сообщество родилось, нужно хотя бы несколько человек, которые загорятся этой идеей. В нашем случае это были: я, Михаил Дяченко и Иванна Мельник, мои коллеги из Одессы. Я затронула тему, что нам было бы хорошо иметь экосистему, где мы можем делиться всем. Неважно, это что-то формальное (типа примеров шаблонов для заполнения, когда стартует новый проект), или неформальное (скажем, «Не могу найти такого специалиста, может ли кто-то одолжить на две недели?»). Так мы создали Delivery managers community. Это неформальное объединение Delivery manager-ов компании, которое со временем привлекало также руководителей из других подразделений, не только инжиниринга.

Мы придумали несколько рубрик, в рамках которых организовываем встречи. К примеру, в DM Guests мы приглашаем людей из соседних отделов компании, где они рассказывают, чем занимаются; DM Hot topics — это обсуждение актуальных тем (типа, как мотивировать людей во время войны; как работать в условиях реорганизации в компании; или, скажем, о нашумевшем Chat GPT и чем он может быть нам полезен). DM Stories — это рубрика, где менеджеры рассказывают о своем карьерном пути, о вещах, которые им важны в работе, короче ближе знакомятся между собой. И еще есть обучающие активности, DM Learning. В организации комьюнити задействован «оргкомитет», время от времени возобновляемый добровольцами (сейчас нас в нем 5-7 активных участников), мы планируем встречи на несколько недель вперед.

У меня есть ощущение, что наше сообщество сыграло немаловажную роль и во времена COVID-пандемии, и в начале полномасштабной войны. Все были в некоторой степени растеряны, но у нас была дополнительная площадка, чтобы созвониться и просто поговорить: «Как вы?», «С чем сталкиваетесь?», «Как справляетесь?». От менеджера ожидают стойкости, что он будет собирать и держать в тонусе свою команду, но менеджер — это человек, которому тоже нужна поддержка. Имея сообщество людей одного уровня, можно поделиться, чувствовать себя комфортно, позволить себе признаться, что страшно, что морально трудно где-то. На самом деле наша комьюнити расшевелила значительно большую аудиторию, потому что в наш general чат впоследствии пришли и все Engineering managers, и директора, и руководители других отделов.

Как стать Delivery Manager?

Если я, например, Team Lead, и нацеливаюсь на позицию Delivery, скорее всего, мне будет не хватать как раз хард скилов проектного менеджмента. То, что покрывает Project Management Body of Knowledge, — это книга, почти как энциклопедия от Project Management Institute, о разных фазах происходящего там проекта. Это классика, которую обычно проходят все менеджеры. Также Agile, Scrum, Kanban и все, что с ними связано. Если кстати, то SAFe, LeSS или другая методология масштабирования Agile.

На практике Team Lead должен сообщить своему руководителю, куда бы он хотел двигаться. Тогда руководитель немного приоткрывает для него занавес происходящего на этом посту, создает дополнительные возможности получить необходимый опыт. У нас, в Capgemini, мы даем возможность пробовать все на практике — либо делать больше на своем проекте, либо параллельным вовлечением в какие-то pre-sale активности или внутренние проекты компании. В таком случае и человек, и руководитель видят, готов ли он сменить роль или нет.

Также у Сapgemini Engineering есть возможность, пройти дружеское собеседование с действующими Delivery или Engineering managers. У них есть чеклист soft и hard навыков управленца. Так тоже можно обнаружить, готов ли ты к позиции с точки зрения знаний, имеешь ли какие-то пробелы. Тогда коллеги могут посоветовать, как их подтянуть: курсы, книги или новые практики, которые следовало бы ввести на текущем проекте. На мой взгляд, самый легкий способ запустить свой рост — это заручиться поддержкой ментора, руководителя или более опытного коллеги. Расспрашивать и смотреть, как все происходит.

Мне важно донести, что на какой должности вы бы не работали, будет очень классно, если вы сможете остановиться на минуту и посмотреть на более широкий контекст. Не зацикливайтесь узко на том, что вы делаете.

Самые интересные вещи случаются, когда мы крутим головой вправо-влево, пробуем себя в других ролях. А может, я на конференции выступлю? А тут тренера ищут, может, пойду? А там какая еще инициатива новая, могу помочь им с организацией. Чем более заинтересованными глазами мы оглядываемся кругом, чем больше вопросов задаем, чем больше разного пробуем, тем более естественно и органично происходит наш рост. И, наконец, не возникает вопросов, какую книгу прочитать, чтобы получить новую позицию :)

Кто такой FullStack Developer: обзор профессии от Станислава Высоцкого
Кто такой FullStack Developer: обзор профессии от Станислава Высоцкого
По теме
Кто такой FullStack Developer: обзор профессии от Станислава Высоцкого
Хочешь войти в IT и не можешь выбрать профессию? Здесь описания 23 IT-профессий от специалистов ведущих компаний Украины, которые помогут определиться
Хочешь войти в IT и не можешь выбрать профессию? Здесь описания 23 IT-профессий от специалистов ведущих компаний Украины, которые помогут определиться
По теме
Хочешь войти в IT и не можешь выбрать профессию? Здесь описания 23 IT-профессий от специалистов ведущих компаний Украины, которые помогут определиться
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте также
«Я не искал работу, меня соблазнили. Team Lead меня заставили стать». История Senior AQA, вошедшего в IT в 39 лет, и уже 10 лет об этом не сожалеет
«Я не искал работу, меня соблазнили. Team Lead меня заставили стать». История Senior AQA, вошедшего в IT в 39 лет, и уже 10 лет об этом не сожалеет
«Я не искал работу, меня соблазнили. Team Lead меня заставили стать». История Senior AQA, вошедшего в IT в 39 лет, и уже 10 лет об этом не сожалеет
Дима Наумов — Senior AQA в Capgemini Engineering. 10 лет он работает тестировщиком и готов ломать все возможные стереотипы о входе в IT. Дима стал айтишником в 39 лет, оставив успешную карьеру в финансовом мире и продажах. Свою историю мужчина рассказал dev.ua.
«Я не понимала, как мы можем выжить». QA-инженер Capgemini и мать 4 детей из Горенки о войне, работе из бомбоубежища и эвакуации
«Я не понимала, как мы можем выжить». QA-инженер Capgemini и мать 4 детей из Горенки о войне, работе из бомбоубежища и эвакуации
«Я не понимала, как мы можем выжить». QA-инженер Capgemini и мать 4 детей из Горенки о войне, работе из бомбоубежища и эвакуации
Людмила Белоброва — QA инженер с 12-летним опытом. С января она работает в компании Capgemini Engineering. Людмила — из живописной Горенки под Киевом. Она — мать четырех детей, воспитываемых без мужа. Война коренным образом изменила планы на жизнь женщины — вместе с детьми Людмила скрывалась неделю в школьном подвале, однако продолжала работать, чтобы не завалить проект. Теперь она с детьми в безопасности. Но путь к покою был непростым. dev.ua публикует рассказ Людмилы о том, как война заставила едва не погибшую под минометным обстрелом женщину, бежать из Украины. И даже сейчас Людмила уверена, что мы победим, и они с детьми вернутся домой и будут отстраивать Украину.
Из Украины на родину Дракулы. Как обосноваться в Румынии беглецам из Украины: опыт Talent Manager Capgemini Engineering
Из Украины на родину Дракулы. Как обосноваться в Румынии беглецам из Украины: опыт Talent Manager Capgemini Engineering
Из Украины на родину Дракулы. Как обосноваться в Румынии беглецам из Украины: опыт Talent Manager Capgemini Engineering
Румыния — одна из самых популярных стран среди украинцев, бежавших от войны из собственных домов. Talent Manager в компании Capgemini Engineering Ирина Келембет занималась релокацией сотрудников из Украины в эту страну. Она рассказала dev.ua все секреты комфортной жизни в Румынии и свою яркую историю.
Как украинские компании пережили 2021 год: кадровые ротации, зарплаты, команды. Микросрез с инсайтами
Как украинские компании пережили 2021 год: кадровые ротации, зарплаты, команды. Микросрез с инсайтами
Как украинские компании пережили 2021 год: кадровые ротации, зарплаты, команды. Микросрез с инсайтами
Уже скоро IT-компании наперегонки побегут привлекать новых специалистов на перегретом рынке, предлагая им огромные зарплаты. dev.ua расспросил компании, как они пережили прошедший год. Итоги-хороший ориентир для того, чтобы достичь большего в новом году. 

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментариев пока нет.