💳 Термінова новина! Trustee Plus — найкраще рішення для розрахунку криптою 👉

«Для меня локализация — не самоцель». Интервью с CEO Luaz Motors о ценах на собственные электрокары, решения для дистанционного управления и электропикапы для ветеранов войны

Вадим Игнатов — владелец и CEO компании Luaz Motors, производящей электрокары. Сразу уточнение: это не тот ЛуАЗ, который существовал в советское время Луцкий АвтоЗавод. О производстве электропикапов есть много вопросов и мифов: нужно ли на 100% локальное производство электропикапов, а если оно не полностью местное — значит, это и не украинское; какие компоненты мы действительно можем изготавливать в Украине, насколько электротранспорт выгоднее автомобилей на бензине и т. д.

Мы связались с Вадимом и попытались развеять мифы по поводу электрокаров и поговорили о линейке электропикапов компании, новых проектах во время войны, наполнении украинскими деталями электромобилей и связи со знаменитой компанией-предшественницей.

1 комментарий
«Для меня локализация — не самоцель». Интервью с CEO Luaz Motors о ценах на собственные электрокары, решения для дистанционного управления и электропикапы для ветеранов войны

Вадим Игнатов — владелец и CEO компании Luaz Motors, производящей электрокары. Сразу уточнение: это не тот ЛуАЗ, который существовал в советское время Луцкий АвтоЗавод. О производстве электропикапов есть много вопросов и мифов: нужно ли на 100% локальное производство электропикапов, а если оно не полностью местное — значит, это и не украинское; какие компоненты мы действительно можем изготавливать в Украине, насколько электротранспорт выгоднее автомобилей на бензине и т. д.

Мы связались с Вадимом и попытались развеять мифы по поводу электрокаров и поговорили о линейке электропикапов компании, новых проектах во время войны, наполнении украинскими деталями электромобилей и связи со знаменитой компанией-предшественницей.

О своем бэкграунде

С 90-х годов я занимаюсь бизнесом по поставке аксессуаров и спортивных товаров. Именно с 1998 года часто бывал и бываю в Китае. Вопросом электромобильности занимаюсь с 2012 года и являюсь главой профильной ассоциации в Украине.

Приблизительно в то время я первым начал привозить из Китая в Украину моноколеса и сигвеи, научил работать с ними «Цитрус». Тема электромобильности мне очень отзывается. Я основал проект EcoDrive. Это, прежде всего, были выставки, посвященные обслуживанию электромобилей. Также выпускали одноименный журнал (сейчас это направление «заморозили из-за полномасштабной войны»).

Фото — Вадим Игнатов

«В 2017 году мы провели в центре Киева на Крещатике EcoDrive шоу, где собрали наибольшее количество электромобилей в одном месте, тогда это было всего 60 машин (улыбается)».

Об основании Luaz Motors

У меня была компания по доставке. Мы работали с Сильпо еще до того, как они самостоятельно начали осуществлять доставку. Использовали трехколесные электроскутеры и небольшой электрогрузовик, тестируя, что удобно/неудобно в условиях большого города. Скутеры не были защищены по бокам, и это не подходило для нашего климата.

Фото — Вадим Игнатов в электропикапе

Вместе с тем, мы поняли важную историю относительно ширины транспортного средства. Обычно в Киеве есть проблема с припаркованными машинами вдоль дорог, когда из двух полос для движения одну занимают для парковки. Скутеры имели в ширину 1 м 20 см и могли легко проезжать мимо запаркованных машин. Подобно этому мы спроектировали Luaz, он имеет в ширину 1 м 30 см. Многие не понимают, что наша машина узкая. Это сделано для проходимости как в городских, так и в сельских условиях. Опыт работы в доставке я использовал в Luaz Motors.

Правда ли, что электропикап ЛУАЗ — украинский и при чем здесь сравнение с китайским авто с Alibaba. Интервью с разработчиком электрокара
Правда ли, что электропикап ЛУАЗ — украинский, и при чем здесь сравнение с китайским авто с Alibaba. Интервью с разработчиком электрокара
По теме
Правда ли, что электропикап ЛУАЗ — украинский, и при чем здесь сравнение с китайским авто с Alibaba. Интервью с разработчиком электрокара

О проектировании моделей Luaz

Но прежде была еще одна история. Однажды я был на выставке в Гуанчжоу и зашел выпить кофе в кафе. Там случайно увидел, как один из посетителей что-то рисовал на салфетке. Говорю ему, что ищу похожую машину. До этого я смотрел европейские модели, они были дорогими. Также посмотрели китайских поставщиков, но их экземпляры были не до конца проработаны. Мне было важно дать рынку дешевый электромобиль.

«Сейчас Luaz — самое дешевое транспортное средство с точки зрения стоимости использования».

Фото — Электропикап Luaz Motors

Сюда входит стоимость машины, потребление электроэнергии (6,5 кВт/100км), размер, ремонт. Именно поэтому, например, сделан небольшой двигатель, не позволяющий ездить быстро. Мы ограничили скорость на уровне 50 км/ч.

«Это не замена обычной машине. Это специальное транспортное средство для перевозки грузов, служебной работы, коммерческого использования».

ЛуАЗ начинает производство электрокара. Вот что известно об украинском электропикапе
ЛуАЗ начинает производство электрокара. Вот что известно об украинском электропикапе
По теме
ЛуАЗ начинает производство электрокара. Вот что известно об украинском электропикапе

О линейке электромобилей

Сейчас в линейке существует 3 машины — City, Фермер, Карго. Две последние мы сертифицировали по европейскому стандарту легкого транспортного средства и могут использоваться на дорогах. Однако в этом стандарте есть условие, что грузовая машина не может быть четырехместной. И что пассажирская четырехместная машина не может иметь грузовой отсек и быть тяжелее 450 кг.

Тест-драйв Luaz Сити:

City четырехместная, поэтому пока мы не можем ее сертифицировать. Однако уже ищем решение: будем выбрасывать задние сиденья и делать перегородку. При необходимости владелец сможет снять ее. Грузово-пассажирской машины в европейских стандартах нет, а у нас он есть. Мы сертифицируем электромобили сразу по европейскому стандарту, а затем выдаем сертификат в Украине.

Об украинских составляющих электропикапа

Мы завозим раму, кузов и ходовую часть. Это также относится к элементам приборной панели. Стекло ставим китайское, но уже имеем контакт с производителем из Бердичева. В Украине производится аккумуляторная батарея, зарядный инвертор, проводка (в Каменском).

«Если брать компоненты, то степень локализации составляет 50%, а по стоимости — около 70%, потому что основная стоимость — это аккумуляторная батарея и электроника».

Для меня локализация — не самоцель. Главная идея не сделать украинский электромобиль, а дать украинскому хозяйству доступный инструмент для ведения бизнеса. Если некоторые компоненты дешевле завозить, то мы это будем делать. Если дешевле производить на месте, то мы тоже будем это делать.

Мы сравнивали Luaz Карго с Citroen Nemo — электрическую машину и малую дизельную. Только в день на доставке разница на топливе составляет 300–400 грн. Через 3 года машина полностью «отбивается». А еще нужно заливать топливо, техобслуживание, новые детали (которые более дорогие). Это история о стоимости владения. Многие думают только о цене, за которую покупают машину.

С начала 2024 года в Украину ввезли в 8 раз больше электроавто чем за соответствующий период прошлого года
С начала 2024 года в Украину ввезли в 8 раз больше электроавто, чем за соответствующий период прошлого года
По теме
С начала 2024 года в Украину ввезли в 8 раз больше электроавто, чем за соответствующий период прошлого года

О клиентах

Отчасти это фермеры и аграрии. Также есть заказы от государственных энергогенерирующих компаний. Тестовые машины заказала одна аптечная сеть. Есть интерес со стороны Meest Express.

Сейчас мы не гонимся за большими заказами, потому что нам нужно отработать технологии сборки и использования, услышать отзывы от пользователей, доделать конструкцию и после этого масштабироваться.

Об изготовлении электромобилей

По моим оценкам потребность украинского рынка в электромобилях составляет около 15 000 единиц. Наш план-максимум по изготовлению — это 1000 машин в год.

Когда мы точно достигнем этого плана, трудно сказать, потому что есть проблема с логистикой. К примеру, в Украине ни одна компания не сваривает кузов, это довольно дорого. Именно поэтому придется не один год ввозить кузова из Китая. На границе бастуют поляки, контейнеры в Измаиле попали под российские обстрелы, в Красном море действуют террористы. На изготовление заказа мы заявляем 90 дней, но из-за проблем с логистикой просрочили исполнение. Украинским производством проблему решить невозможно, потому что ее нет.

«Luaz Motors — это не компания-производитель электромобилей, мы их складываем. Даже крупные китайские бренды не имеют заводов, а работают с аутсорсом».

Складывать машины будем сами. У нас есть проект Luaz Microfab (микрофабрика — ред.). Для уборочного завода нам нужна площадь в 2000 кв. м. Планируем не развозить машины по Украине, а масштабировать уборочные площадки.

«Сейчас подобную уборочную площадку разворачиваем в Киевской области. Следующие планируем во Львовской области и Одессе».

Украинский электрокар ЛУАЗ будет иметь версию фургона: фото
Украинский электрокар ЛУАЗ будет иметь версию фургона: фото
По теме
Украинский электрокар ЛУАЗ будет иметь версию фургона: фото

О проектах во время войны

Я не особо верю в государственные заказы. Я начинал проект до полномасштабного вторжения и считаю его гражданским. Но военное время требует соответствующих решений.

«В прошлом году мы начали работать над полноприводной версией. В апреле она уже будет на дороге и будет иметь клиренс в 35 см, это больше, чем у классического „ЛуАЗа“, там был 23 см».

Таким образом, реализуем эвакуацию и доставку на «первую линию». Также работаем над дистанционным управлением машиной. Если нет опасности, водитель управляет сам. Когда начинается обстрел, он берет планшет, покидает машину и управляет ею дистанционно.

«Пока украинская компания разрабатывает для нас специальный контроллер под это решение. В нем будет электрический двигатель и электрический усилитель руля».

Еще один объект, который обязательно будет, Luaz Care. Это электромобиль для лиц с инвалидностью, на котором можно заехать на колесном кресле и управлять машиной, не вылезая из него.

Фото — Будущий вид Luaz Care

Это важная история для тех, кто лишился конечностей на войне. В большинстве случаев это ребята продуктивного возраста, которые могут работать. При желании можно работать курьером. Мы выиграли грант на разработку машины от ЕБРР.

О Luaz как бизнес

В бизнес вложено около $1 млн. На первом этапе у меня хватает собственных средств. Когда будем масштабироваться и строить микрофабрики, под это будем привлекать средства. Для двух микрофабрик требуется около $12–14 млн. Мы начали сотрудничество со Штутгартским университетом (Германия). Они также разрабатывают дешевый грузовой электромобиль. На рынке их действительно не хватает.

Фото — Вадим Игнатов

Сейчас с инвестициями в Украину тяжело. Многие приглашают к себе. Но я считаю, что нужно отработать продукт в Украине, а затем масштабироваться в Европе и мире. Думаю, что первым нашим продуктом экспорта будет Luaz Care. Мы с командой анализировали этот вопрос и обнаружили в мире несколько схожих машин. Однако у них нет тех функций для потребителя, которые мы планируем заложить в наш электрокар.

О ценах на собственные электрокары

У нас машина конструктор. Базовые цены остались такими, как были. Двухместный пикап стоит 190 000 грн без НДС (или $5100) — отсылка к цене классического ЛУАЗа, который в свое время стоил 5100 рублей. City стоит 270 000 грн без НДС.

Аккумуляторные батареи можно добавлять в зависимости от того, насколько вам нужен запас похожей. Каждая батарея к ней стоит примерно 45 000 грн без НДС. Но, например, даже по Киеву доставка не наезжает 200 км в день.

О меморандуме с производителем аккумуляторов из украинского лития

Сейчас компания-партнер набирает потенциальных заказчиков и собирается строить завод. Также они подписали меморандумы с производителями павербанков. Но это история долго. Да, у нас есть месторождения лития, но его не добывают. К тому же, нужно сделать новые исследования, определив, сколько именно у нас запасов.

При этом немногие обращают внимание на месторождения графита в Украине. Сейчас он используется шире лития. Его доля в аккумуляторных батареях около 23%, а лития — около 4%. Я пытаюсь донести до партнеров важность постройки завода в Украине по утилизации аккумуляторных батарей. Батареи из электромобилей подлежат переработке на 95% и это большой источник для изготовления новых батарей.

Правительство планирует создать условия для развития национального производства электрокаров с использованием собственных залежей лития. Вот что обещают сделать
Правительство планирует создать условия для развития национального производства электрокаров с использованием собственных залежей лития. Вот что обещают сделать
По теме
Правительство планирует создать условия для развития национального производства электрокаров с использованием собственных залежей лития. Вот что обещают сделать
Украина имеет 1% мировых запасов лития, которые правительство хочет использовать для производства электрокаров. Разбираемся, получится ли у нас создать свою Tesla
У Украины есть 1% мировых запасов лития, которые правительство хочет использовать для производства электрокаров. Разбираемся, получится ли у нас создать свою Tesla
По теме
У Украины есть 1% мировых запасов лития, которые правительство хочет использовать для производства электрокаров. Разбираемся, получится ли у нас создать свою Tesla
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
По теме
Читайте главные IT-новости страны в нашем Telegram
УЧАСТЬ В АЗАРТНИХ ІГРАХ МОЖЕ ВИКЛИКАТИ ІГРОВУ ЗАЛЕЖНІСТЬ. ДОТРИМУЙТЕСЯ ПРАВИЛ (ПРИНЦИПІВ) ВІДПОВІДАЛЬНОЇ ГРИ.
Ліцензія видана ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 15.09.23 (рішення КРАІЛ №245 від 31.08.2023); ТОВ "СЛОТС Ю.ЕЙ." – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 26.04.2021 (рішення КРАІЛ №150 від 12.04.2021); ТОВ «СПЕЙСИКС» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 08.02.2021 (рішення КРАІЛ №34 від 02.02.2021); ТОВ «ГЕЙМДЕВ» – на провадження діяльності з організації та проведення азартних ігор казино у мережі Інтернет від 16.02.2021 (рішення № 47 від 10.02.2021).
Читайте также
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon
ТОП-5 моделей электрокаров по версии Uklon
Украинцы создали концепт электромобиля для селян. Как он будет выглядеть и сколько будет стоить - видео
Украинцы создали концепт электромобиля для селян. Как он будет выглядеть и сколько будет стоить - видео
Украинцы создали концепт электромобиля для селян. Как он будет выглядеть и сколько будет стоить - видео
Украинцы создали концепцию электромобиля для крестьян. Его запас хода невелик, однако другие характеристики очень подходят для работников полей и лесов. Рассказываем, что это за авто и чего не хватает разработчикам.
Дефицит топлива повысил спрос на рынке электрокаров — «Укравтопром»
Дефицит топлива повысил спрос на рынке электрокаров — «Укравтопром»
Дефицит топлива повысил спрос на рынке электрокаров — «Укравтопром»
Не только Tesla и Nisan Leaf. Какие электрокары покупают украинцы и как выбрать свой? ТОП-10 самых популярных
Не только Tesla и Nisan Leaf. Какие электрокары покупают украинцы и как выбрать свой? ТОП-10 самых популярных
Не только Tesla и Nisan Leaf. Какие электрокары покупают украинцы и как выбрать свой? ТОП-10 самых популярных
Согласно опросу dev.ua, почти 10% наших читателей должны или планируют купить электромобиль Tesla. Действительно, во время дефицита горючего спрос на электрокары и другой электротранспорт вырос. Да и для передвижения по городу автомобиля с электродвигателем более чем достаточно. dev.ua проанализировал, какие электрокары пользуются наибольшим спросом среди украинцев и составили сравнительные характеристики автомобилей.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Sergii Selivanik
Sergii Selivanik MeGoElectric UA
0

Ви опублікували текст про брихуна і брехливу компанію. Довести?

Так ось з самого початку!
"Скутери мали в ширину 1 м 20 см і міг легко проїздити поруч запаркованих машин. Подібно до цього ми спроєктували Luaz, він має в ширину 1 м 30 см. "

Ну що він розробив - ви взв готову машину і привіз її з Китаю.
Назва цієї моделі від компанії «Каюнь Моторс», вона на ринку з 2013 під маркою Pickman.
Там навіть табличка Луаз одразу з Китаю йде. Ну яка це українська автівка?
Ви лайно теж льєте іншим українцям та українкам?

Чому ви, ваше видання, вірішили мати справу з шахраєм та брихуном?